Вадим Калашов «Хольмганг»
Фьорды и скалистые острова, драккары и набеги, конунги и ярлы, мечи и секиры, воины и скальды, светловолосые жены и смуглые полонянки, — всё это мир викингов. Тор, Один и Локи — это их боги. А Вальгалла — цель их жизни, но туда попадут лишь самые отважные. В этом мире острый меч всё ещё сильнее мешка с золотом, а обида смывается кровью. Для последнего и придуманы Хольмганги — поединки чести.
Молодой воин Олаф-рус, не знающий страха берсеркер Эрик Одержимый, знаменитый скальд Флоси Среброголосый и профессиональный поединщик Гуннар из Страны Льдов, — всех самых лучших бойцов собрал по фьордам таинственный старик без имени, чтобы выставить их против легендарных Черных Братьев. Все понимают: это будет величайший хольмганг в истории. Но только один Олаф-рус подозревает, что что-то не чисто с этим холмгангом, есть у него второе дно и за всем происходящим кроется некая зловещая тайна.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Матопоппиг, 22 декабря 2022 г.
Начну с того, что я бы не отнес этот сборник к фэнтези... Даже к поджанру «Историческая фэнтези»... Потому что рассказы проникнуты духом раннего средневековья, когда в сознании людей сверхъестественное воспринималось как реальное. А мир таков каким мы его воспринимаем. Могу отметить хорошее погружение в атмосферу североевропейского и северогерманского средневековья. Могу отметить хороший язык и неплохую проработку характеров персонажей. Автор хорошо держит интригу сохраняя ее до кульминации.
Теперь об отмеченных мною недостатках:
1. Развитие действие мне показалось несколько медленным, особенно в первой вещи... Она перегружена подробностями и описаниями всех поединков, к выходу на кульминацию уже вполне ясна позиция главного героя, данная через его мысли и переживания и дальнейшие подробные описания схваток это перегруз...
2. Меня, как «заклепочника» напрягли исторические несоответствия. Олаф никак не мог быть русом. Никакого племени Рус нет и никогда не было. Понятно, что Олаф выходец с Северо — Запада восточнославянских земель, там где рождалась Древняя Русь. Даже Википедия не пишет о том, что в 200-х с помощью компьютерного лингвистического анализа было совершенно достоверно определено происхождение слова «Русь», которым славяне первоначально называли скандинавов живших на Северо — Западе вместе со славянами и финно-уграми.
«Русь» — это славянское произношение финского слова «руотси» — гребцы, моряки, а «руотси» в свою очередь финское произношение северогерманского «ротсман» — моряк, член экипажа драккара. Говорить о других теориях происхождения слова «Русь» после этого исследования просто бессмысленно.
Скандинавы жившие на балтийском побережье были по происхождению в основном шведами и норвежцами, хотя были и датчане.
Более того, есть гипотеза (научное предположение не имеющее пока подтверждений), что призванный славянами и финно-уграми Рюрик не кто иной, как Рёрик Фрисландский — известный датский конунг.
Пикты... Ничего тайного и скрытного в их существовании не было. Это был нормальный кельтский народ, у которого было даже собственное королевство, в последствии слившееся с с другими королевствами, в результате объединения Шотландии.
Не совсем грамотно воспроизведено родовое кельтское имя, например, тот же Мак-нуг... Нуг нужно тоже писать с большой буквы! Потому что это и есть Родовое имя. Мак — это значит сын (если что О — это внук) Сын Нуга. Т.е. Нуг это имя и оно никак не пишется с маленькой буквы.
3. Автор неплохо разбирается в оружиеведении и в холодном оружии и защитном вооружении той эпохи.
Но... Первое — язык! Это же Средние Века! Ну нельзя называть, тем более в мыслях героев и разговоре современные термины! Ламиллярный доспех — это современный классификационный термин. Ну не назвали его тогда так ни скандинавы, ни византийцы, никто.
Более того, гладиус — это автомат Калашникова Древнего Мира, да, для индивидуального боя он подходил плохо из-за короткого клинка (хотя хорошие фехтовальщики умудрялись сражаться в поединка и с ним), гладиус — оружие массовое для применения в организованном бою в составе подразделения. Спата — первоначально кавалерийский меч, которым только рубили, поэтому острие его было закруглено. Когда в позднем периоде спатой вооружились пехотинцы, острие уже не закруглали по образцу так называемого Испанского гладиуса, который имел точно такую же длину клинка как и спата. Но это ладно...
Мне бы хотелось услышать греческие слова в названиях оружия, что из уст византийского полководца было бы естественным.
4. Еще раз о названиях и именах... Шарлемань... Ну не могли викинги, говорящие на северогерманских языках и диалектах , университетов не окончившие говорить по-французски. В те времена с воспроизведением слов из других языков была проблема практически у всех народов (См. то же слово «Русь» — трудно, в отличие от нас, древним славянам произнести «руотси», а финнам было тяжело произнести «ротсман»). Тем более, что Карл Великий был весьма и широко известной в Европе личностью и викинги, скорее всего, называли бы его на германский лад.
5. «Отдал душу Одину» и уж, слишком много в речи героев воспроизведения христианизированого варианта (единственного записанного монахами) скандинавской мифологии. Как считают современные исследователи, Один был именно воинским богом, которому поклонялись викинги, не был он верховным богом, верховным был Тор. Но это бы тоже Бог с ним.
Отдать душу Одину — это фраза христианского менталитета. Одину не отдавали душу, немного другое, скажем так, языческое воинское богословие...
А в остальном, вещь мне понравилась. Понравилась своей атмосферностью, приятным языком и т.д.
Спасибо автору!
chelovek10011, 15 октября 2020 г.
Книга читалась тяжело и по времени долго (я обычно читаю быстро, независимо нравится мне содержание или нет ). Причин несколько. Прежде всего, я тоже как и некоторые другие рецензенты далек от темы скандинавского эпоса ,сказаний и истории . Конечно что то читал и до этой книги ,отдельные названия и имена собственные были мне знакомы, но далеко не все. Так например слово давшее название книги ,его суть и смысл были мной встречены впервые, как и некоторые другие .За эти новые для меня знания я очень благодарен автору, но по моему книга перегружена этими специфическими понятиями той эпохи. Само по себе это не критично ,но читатели без элементарного запаса понятий и смысла слов той эпохи в тексте потеряются А таких сейчас среди молодежи (это чисто мое мнение) большинство .Далее ,несмотря на очень серьезные ,даже кровавые и жестокие события в повести ,меня не покидало ощущение ,что все написано в стиле ,очень распространённом сейчас, а именно «Young Adult.» Я не считаю ,что такова была задумка автора и он планировал это делать ,но результат для меня получился именно такой. И именно заглавная повесть в основном по моему может «зайти» только людям подготовленным ,знающим основы истории народов того времени, людям знакомым с правилами или участвующих в театральных постановках подобных боев, ведь сейчас многие увлекаются воссозданием разного рода битв ,костюмированных сражений различных народов и эпох. Вторая вещь этого сборника далась намного проще там специфических понятий гораздо меньше и мне они были знакомы и ранее и что самое главное, гораздо ближе по духу . То есть сама задумка автора(всей книги) неплоха ,как историческая вещь она оправдывает свое существование ,но я поставил такую оценку ,считая что воплощение самой идеи немного подкачало перегруженным и специфическими словами и описанием. И конечно, еще на оценку повлияло сравнение этой книги с первой частью «Чумы» ( к сожалению на «бумаге» вышла пока только она ) и здесь «Чума» выигрывает по всем статьям. Я полностью согласен с другими рецензентами в том ,что Вадим проделал огромную подготовительную работу при написании этой книги, это поиск нужного материала ,его сведение и литературная обработка и т. п. и т. д. ,за это конечно мы просто обязаны быть благодарны автору ,потратившего много своего времени и усилий. Надеюсь ,что действительно это кого то заинтересует настолько ,что даст толчок к дальнейшему глубокому изучению и познанию мира скальдов, конунгов, драккаров и всего того, что присутствовало в жизни викингов да и русских племен то же. Может просто это не совсем «моя « тема.
strannik102, 17 января 2020 г.
Атмосферно изложено, чёрт побери!
Принадлежность книги к жанру исторической авантюры, в принципе, подкрепляется её событийным содержанием. Правда сюда же ещё напрашиваются приключения и даже боевой раздел литературы. Потому что на первом месте в сборнике стоят именно боевые эпизоды — хольмганги (см. аннотацию). И львиная доля описаний именно боевых столкновений и противодействий соперников во время этих парных состязаний и составляют основной объём первой и заглавной повести, давшей название всему сборнику.
Однако здесь же мы знакомимся и с основными персонажами и героями, некоторые из которых станут главными героями всей книги (Олаф-рус). Но самое главное, что делает Вадим Калашов и что отличает его книгу от чисто приключенческой и боевой, это литературная подводка к миру наших героев. На дворе, надо полагать, царствует век IX от РХ (времена Рюрика), а на северных просторах европейских побережий вовсю хозяйничают викинги. И вот какими-то деталями и нюансами их жизни и правил, которыми они руководствуются в ней, и напитано всё содержание книги. А так как всё это подано не как сухая информация, а облечено либо в страстные или яростные диалоги персонажей, либо как художественно изложенные пояснения от автора, то читать всё это и проникаться не просто деталями быта, а сутью их убеждений, было изрядно интересно.
И поскольку в сборнике не одна только лишь повесть, а ещё и другие три рассказа, то автор не упускает случая показать нам этот мир с разных ракурсов и позиций: во втором рассказе(Тень оборотня) мы встретимся с коварством оборотней и с не меньшим хитроумием Олафа-руса, третий рассказ (Встреча с бездной) позволит нам прикоснуться к тайнам исчезнувших ныне пиктов и приобщиться к древним мрачным легендам о морских чудовищах, а последний, заключительный рассказ (Проклятие) приведёт нас вместе с одним из его главных героев к проблеме нравственного выбора, и заодно познакомит с одной из жутковатых легенд, написанных в стиле Роберта Говарда и Говарда Лавкрафта.
В итоге мы имеем вполне добротный и качественный приключенческо-исторический сборник, способный заинтересовать викинговской темой как таковой и спровоцировать на поиски и на чтение чего-то похожего. И совсем не важно задаваться вопросом о полном соответствии описываемого историческим фактам — всё-таки перед нами книга в основном приключенческая и в гораздо меньшей степени историческая. А те незначительные недочёты по подготовке текстов к печати (расстановка запятых, переносы слов, написание -тся и -ться и отсутствие в нескольких местах пробелов между рядом стоящими словами), которые внимательному читателю могут броситься в глаза, книге можно и простить, и в любом случае не адресовать автору — это уже работа издателей.
olpo70, 2 апреля 2020 г.
Прочитав этот сборник и «прокрутив» в голове все мысли и чувства которые он у меня вызвал, я понял. Писать отзыв надо сразу на весь сборник( или цикл если хотите). Просто потому что он воспринимается как единое целое. Да в нем рассказанны разные истории. Но они об одном. О мире викингов. Об Олафе-русе, который хоть и не всегда является главным героем, но участвует во всех событиях происходящих в книге.
Я всегда холодно относился к исторической литературе. А тема викингов для меня вообще была так далека, что все мои познания о них можно было изложить, ну максимум в пяти фразах( и то я себе наверное льстю). Поэтому я с опаской брался за эту книгу . Уповая на то что это будет фэнтези. И я ошибся два раза. Это не фэнтези ( ну не считая «Тень оборотня») и зря боялся. Чтение этой книги увлекло с головой и время отданое этому сборнику пролетело в одно мнгновенье. И это благодоря (без ложной лести) талантлевейшему рассказчику Вадиму Калашову. Как подан материал! Великолепно! С самого начала, с разговора старика и Олафа, нам ппреподносится мир викингов, их обычаи и устои как на блюдечке. Небольшими ровными порциями, не дающие зевать и действительно вызыаюшие интерес узнать больше. И автор продолжает давать больше и больше, но также небольшими порциями на протяжении всей книги. Причем он это делает потрясающе умело вплетая историческую информацию в сюжетную линию. Плюс вся эта подача еще и обволакивается то тайной старика, то тайной оборотня, то тайной души и везения Феодора, то тайной исчезнувших пиктов. Это придает чтению ну я бы сказал азарт. Да наверное все-таки азарт самое подходящее слово.
Отдельно хочу сказать о самой битве.Я всегда пропускаю описания драк, поединков, дуэлей и тому подобное.Мне скучно, я не разбираюсь не в фехтовании, ни в единоборствах. Конечно есть люди которые этим увлечены и с удовольствием читают и потом со знанием дела обсуждают такие моменты. Это нормально. Но в данном случае я не пропустил не строчки. Баталии описаны так просто и так доступно и самое главное ( я понимаю что повторяюсь, но иначе никак) разбавлены другой разнообразной информацией.Читаешь и сам не замечаешь что ты и за боем следишь и об обычаях викингов узнаешь, и о главных героях и о многом другом.
Конечно же возникает вопрос. Столько похвалы, но почему же девять, а не десять. Все дело в Феодоре. Не понравился мне этот герой. Ну уж слишком он положительный. Да там есть какието отрицательные качества, но их незаметно на общем фоне и замечательного отца, и замечательного воина, и отца-благодеятеля для своей команды, и удачливого купца и... Так не бывает. О таких людях я читал только идеологически правильной советской фантастике. И плюс ко всему этому его душевные терзания. Оговорюсь. Психологические моменты в книгах это хорошо, я знаю не просто любителей, а фанатов подобных произведений. Хлебом не корми, дай в чужой душе поковыряться. Не мое.
Закончить я хочу благодарностью Вадиму. Нет не за книгу( хотя и за нее конечно). А за тот титанический труд ( даже трудно представить), который понадобился чтобы собрать такой огромный материал, обработать его и подать нам в таком прекрасном виде. А я уже писал выше Вадим прекрасный рассказчик не хуже скальдов Ваги Острослова и Флоси Среброголосого. Кто это? Читайте книгу.