Ольга Баумгертнер «Парадокс Рузы»
Есть в Зоне у Рузы практически непроходимая область, полная опасных тварей и гиблых мест. Так и прозвали ее сталкеры — Гиблое озеро. Только одному человеку, одиночке по кличке Немой, удалось вернуться оттуда живым. Да еще и с артефактом, свойство которого может подарить человечеству панацею от всех болезней. Теперь за Немым ведется охота. Многие готовы пойти на все, только бы заполучить бесценные артефакты. Будь то одержимые сталкеры, бандитские группировки или же ученые с благими намерениями.
Входит в:
— цикл «S.T.A.L.K.E.R.» > цикл «Подмосковье»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 177
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2675 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 54 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 44%, что немного выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Bouquin, 8 февраля 2021 г.
«Бессмертие – это катастрофа.»
Данную книгу мне подарили на праздник Новый год. Не скрою, неоднократно отлаживал её прочтение, относясь к ней с большой долей скептицизма. Ничего об авторе я не знал, обложка сильно не привлекала, а в аннотации всё было стандартно. В воскресный день решил поставить точку в истории этой книги, с мыслями «прочту десяток страниц и заброшу» я начал читать и остановился только после того как книга была полностью прочитана. Как же иногда приятно ошибаться и находить в «сталкерских» сериях такие замечательные авторские работы.
Роман представляет нам Рузскую Зону отчуждения. Руза – это город в Московской области, поэтому собственно и подсерия называется «Подмосковье». В мире романа «появились Зоны, люди сперва посчитали, что случилась катастрофа. Но Зоны в итоге стали катализатором для невероятного прорыва в науке. И теперь человечество себе на благо пользуется множеством артефактов.» Мир книги приближен к миру «Пикника на обочине» Стругацких, я бы даже сказал это он и есть, только место другое. РЗО наполнена смертоносными аномалиями, ценными артефактами и лишена монстров-мутантов присущих «S.T.A.L.K.E.R.», но зато в ней есть «муляжи» — ожившие мертвецы, собственно как и у Стругацких.
Сюжет романа крутится вокруг артефактов с названием «Слёзы Рузы» и Рузского филиала Института, расположившегося в бывшем санатории им. Герцена. «Слёзы Рузы» были обнаружены сталкером Немым, было установлено, что данные артефакты являются панацеей, то есть «Слёзы Рузы» излечивают человека от любых болезней и даже больше. Есть только одна проблема, данные артефакты были найдены в опасном месте – «Гиблое озеро», где когда-то было Рузское водохранилище. Множество сталкеров сразу же отправились на поиски данного артефакта, но так и не вернусь. Живым оставался только Немой. За ним началась охота.
Обычно о персонажах я пишу немного. Данный роман исключение. Персонажей книги «Парадокс Рузы» и их пересечения можно разбирать довольно долго. Первым на очереди идёт Захар Викторович Зарубин бывший военный, ныне сталкер. С него и начинается роман, а вернее с его неудачной попытки отвести научную экспедицию за «Слёзами Рузы». Далее нас встречает Иван Алексеевич Абрамов полковник, военный хирург и главврач Института. Он собственно и «латает» нашего сталкера Захара после злополучной вылазки в Зону. Следом идёт Максим Денисович Боровой глава Института, который собственно и отправил научную экспедицию на «Гиблое озеро». Тут же мы знакомимся с профессором Дмитрием Владимировичем Лазаревым, старым другом сталкера Захара, вернувшимся в Институт, после долгого отсутствия, что бы решить кое-какие проблемы. И последний основной герой книги сталкер Немой, он же Александр Озеров, который первым делом в романе спасает сталкера Захара из неудачной научной вылазки в Зону. И всё это буквально первые страницы книги, на которых автор знакомит нас с персонажами. А мы пока ещё даже особого внимания на некоторых из них не обращаем и не осознаём, насколько же уже с первых станиц книги закрутился сюжет. Позже по ходу повествования, персонажи не раз сталкиваются, друг с другом от чего данные герои получились по-настоящему живыми, а вся рассказанная история похожа на правду.
Роман написан отличным слогом, никогда при чтении не возникало проблем. Повествование линейное с экскурсиями. Полное отсутствие колкостей и различных «вырвиглазных» выражений. Роман в меру наполнен описаниями. Нет излишне затянутых сцен или мест с «налитой водой» для объёма. Всё чётко и по делу. После прочтения, уже зная всех персонажей, возникает желание прочесть книгу снова, хотя бы её начало, что бы в полной мере насладиться зарождением сюжетного вихря. Вообще, помимо хорошего сюжета, я считаю самое привлекательное в книге это её персонажи. Как мне кажется, у автора талант по их проработке.
В итоге хочется сказать, что книга вышла замечательной, пропитанной творческим духом Стругацких и их произведением «Пикник на обочине». В первую очередь хотелось бы посоветовать роман тем, кто ждёт от книги не боевика, а качественной истории и живых героев. Это не «S.T.A.L.K.E.R.», а именно «Пикник на обочине», по этому, как я считаю, книга подойдёт не всем «сталкеролюбам». Я сам лет пять-семь назад не с первого раза осилил «ПНО» и не сразу смог его оценить. Для меня «Парадокс Рузы» станет рядом с романом Майка Гелприна «Хармонт. Наши дни». Ведь это ещё одна современная книга в данном сеттинге, которую захочется перечитать со временем и рекомендовать своим знакомым как качественную вещь. Спасибо автору за подаренные мне эмоции при прочтении. Пожалуй, возьму имя автора себе на заметку. Надеюсь, Ольга Баумгертнер сможет в дальнейшем ещё не раз удивить меня своим писательским умением.
Гиленур, 13 апреля 2020 г.
Чтобы найти панацею, приходится опустошать ящик Пандоры…
И вот вроде хотел отдохнуть от зоны отчуждения, проходя игру Black Mesa, как в пункт самовывоза пришёл роман Ольги Баумгертнер, из серии «СТАЛКЕР» — «Подмосковье. Парадокс Рузы». Книгу прочитал на одном дыхании, что происходит со мной не всегда. Но обо всё по порядку, и постараюсь обойти без спойлеров.
С творчеством Ольги знаком давно и просто не мог пройти мимо этой новинки. И скажу я вам, время оказалось потрачено не зря. Начнем!!!
Тут Стругацких дух… тут сталкер ходит…
Мы знаем, что серия «СТАЛКЕР» своего рода «духовное наследие поистине великих писателей — Аркадия и Бориса Стругацких. Все мы помним их роман «Пикник на обочине» и экранизацию Тарковского «Сталкер» — и вот именно по их проторённой дорожке и пошла Ольга. Это нашло своё отражение в сюжете романа, его персонажах и том посыле, который автор хотел донести до своих читателей.
Сюжетная затравка в романе далеко не самая оригинальная, и можно даже сказать шаблонная. Аннотация, которую приняли на время анонса «Парадокса Рузы» неоднозначно, тут вполне становится уместной. Некий сталкер «легендарный» по кличке Немой приносит из зоны отчуждения артефакт невиданных доселе свойств. Все естественно возжелали его, но не срослось так сказать. Надо сходить туда-то – обязательно гиблое место… То есть ничего нового скажет читатель, ан нет. Чем дальше читаешь, тем больше понимаешь, что все декорации выстроены лишь для главного действия. А главное в романе – это люди, их поступки и выбор. Герои «Парадокса Рузы» — типажи не однозначные. Нельзя чётко провести ту линию между пресловутым добром и злом. У каждого есть своя мотивация и своя правда. Из общего списка, разве что бандиты – личности предсказуемые, и как факт ловящие маслины.
Человек, читавший «Пикник» и смотревший «Сталкер», не раз и не два увидит схожесть с романом «Парадокс Рузы». И это не копирование сюжета или чего-то ещё, а именно дух. Ведь зона отчуждения, где бы она не находилась – это не только мутанты, аномалии или артефакты, а прежде всего люди. В романе делается упор именно на них и их действия, в той или иной ситуации. Ведь принятое решение – не означает правильность сделанного выбора.
Не смотря на то, что книга читается на одном дыхании, стоит, отметь тот факт, что она намного «тяжелее», чем обычный «сточкер». С подобными романами я сталкиваюсь крайне редко, и когда подобное случается, получаю двойное удовольствие. Не все любят и правильно оценивают подобное построение повествования. Но как по мне, именно такие книги западают в душу, и в какой-то момент даже шокируют. До сих пор не мог отпустить картину от описания… упс, обещал же без спойлеров, так что извиняйте.
Отдельно хотел бы отметить качество текста. Грамотное и линейное повествование, атмосферные описания аномалий, профессионально поданный глубокий эмоциональный подтекст – всё это, несомненно, порадует читателя.
Не буду разбирать роман по полочкам, для этого есть люди образованные и профессиональные. Скажу так…
У Ольги получился хороший роман в новой для себя серии, первый блин оказался вкусным и сочным. Хотелось бы пожелать новых книг, а в первую очередь, ту самую… крепкого здоровья, и неиссякаемого полёта фантазии.
P.S. Спрашиваете, а при чём тут подзаголовок отзыва – прочитайте роман и найдите свой ответ…
ldv-writer, 17 апреля 2020 г.
Вот, как говорится, не ждал и не чаял. Через столько лет существования серии в «Сталкере» снова повеяло Стругацкими. Читал я роман «Парадокс Рузы», и прямо ностальгией меня накрыло. Атмосфера, герои, нравственные вопросы, которые перед ними встают… Нет, я никоим образом не хочу сказать, что автор взяла и заделала ремейк «Пикника на обочине», хотя тут и терминология классическая, и артефакты… Прямо так тепло стало, уютно, словно к старому другу в гости зашел, с которым сто лет не виделись.
Но, в общем, это все антуражные моменты. Ими сходство и ограничивается. А история своя, новая. Кого мы имеем в качестве героев?
Полковник-безопасник, а по совместительству хирург (или наоборот?) Иван Абрамов. Крутой, но правильный. Характер нордический… в советской версии и очень принципиальный. Радеет за общее благо, что нынче очень немодным сделалось. А он вот такой. Второго героя, профессора, вроде уважает, но когда того заносит, принципами своими уже не поступается. «Платон мне друг, но истина дороже» (с)
Одержимый ученый с тяжелым прошлым, переживший страшную семейную трагедию, Дмитрий Лазарев (нет, я не поэтому стал читать данную книжку). Он тоже такой классический-классический: все ради науки, все ради идеи, которая запала в голову давно, как раз после той самой семейной трагедии и как бы не из-за нее. Тоже вроде как за всеобщее благо, только понимает его несколько иначе.
Сталкер, Захар Зарубин. Человек-внутренний конфликт. Он вроде и помочь хочет ученому, боль его понимает и разделяет, но понимает и «что-то вы, профессор, воля ваша, неладное удумали»(с). Потому как через одержимых ученых для человечества всякое проистекать может – как благо великое, так и зло не меньшее.
Немой. Человек-загадка, хотя насчет первого регулярно возникают сомнения, а вот второе – однозначно. Сталкер, который таскает из Зоны суперценные артефакты, которые не может достать больше никто, преодолевает аномалии, которые только так губят десятки жизней, справляется с крутыми бандюганами, которых тут в количестве немереном, ибо где сокровища Зоны – там деньги, власть и могущество.
Ну еще сами бандюганы, беспринципный директор Института, и прочие злодеи различного калибра в ассортименте.
Зона выступает отдельным героем, описана сочно, красочно, атмосферно, за визуализацию автору отдельный пряник. Как и за хорошо продуманный фантдоп.
Флориан как-то сказал: «Избыток великого блага может стать великим злом». О чем роман? Да вот как раз об этом. Зона выступает в роли данайцев, приносящих дары. Т.е. она их не то чтобы приносит, их у нее с диким риском выскребать надо, но то, что оттуда добывается, толкает науку вперед семимильными шагами. И вот очередной «подарок» — «Слезы Рузы», вокруг которого все, собственно и крутится, сплетаются в тугой узел судьбы перечисленных героев и еще разных других, что совсем не удивительно, поскольку речь идет не о чем-нибудь, а о секрете бессмертия. Бонус достаточно увесистый, чтобы за него схлестнулись в схватке различные силы. У всех свои причины ввязываться в эту драку, но в итоге из всего довольно эффектно описанного рубилова выплывает коварный вопрос: «а оно нам надо? Бессмертие? Особенно такой ценой, какая там в результате военных действий вырисовывается?» Благо? Зло? Каждый герой сам для себя определяет ответ на этот вопрос и действует в соответствии со своим восприятием мира. Вот это и есть главный плюс романа: не «все как на зоне, из-за бабок», а решаются краеугольные вопросы бытия, и читатель получает эти вопросы в экшн-обертке и тоже над ними задумывается. За что автору большое человеческое спасибо.
«Парадокс Рузы» получился действительно в чем-то парадоксальным, и финальный твист оформил этот парадокс лихим росчерком. Рекомендую к прочтению.