Михаил Анчаров «Страстной бульвар»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Лирическое | С ярко выраженной любовной линией | Семейно-бытовое | Антивоенное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Спорт, культура и досуг
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами | Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой | Для взрослых
Сентиментальная повесть о случайной встрече, о нечаянной любви, о фиктивном браке, о необходимой разлуке.
Об ожидаемой и неожиданной встрече через много лет.
«Студенческий меридиан», 1978, № 1, с. 17-25.
Входит в:
— сборник «Дорога через хаос», 1983 г.
— сборник «Приглашение на праздник», 1986 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 13 января 2020 г.
Я читал эту короткую повесть после фейерверковой истории «Прыгай, старик, прыгай!» и поначалу мне казалось, что она будет в той же весёлой манере. Но после занятного начала с мировоззрением Жигулина (именно в духе «Прыгай, старик, прыгай!»), она вдруг приобрела другие оттенки и краски – оттенки и краски тихой, но давящий на сердце человеческой драмы.
Признаться, если бы кто раньше сказал мне, о чём эта повесть, я бы может и поостерегся её читать – а что? ведь это про любовь и про разлуку, а ведь это не моё! – но причитал и понял: моё, именно что моё! И настолько моё, настолько оно меня проняло, что мне показалось: из трёх повестей в сборнике («Дорога через хаос», «Прыгай, старик, прыгай!» и «Страстной бульвар») – она-то самая лучшая! Да, о любви и расставании – но не банально, а как-то вот до дрожи жизненно и по жизненному сложно, когда без громких слов, и со своими глупыми дурацкими, ломающими жизненную нить ошибками. И всё это так вот пронзительно, что в груди действительно сжималось, но не из-за того, что автор пытается давить на слезу (такую вещь я бы закрыл на второй странице), а из-за невероятной достоверности и убедительности. Я заметил (и по предыдущим рассказам тоже), что Анчаров добивается этого ещё и, показывая фрагментами жизнь с откровенными чертами, такими, что у другого автора вышли бы пошлыми, а у него – нет, не пошлые. Как пример, про личную жизнь Вали Сорокиной: «Ещё несколько мужчин было, но это так, это не помнится, это – когда уж очень невмоготу». Ведь все мы понимаем про что это. И другой, сказав тоже, превратил бы всё в пошлость. А тут, мне лично, Валю Соколову стало только больше жаль, и больше я в неё верил, так как это понятно, и она от этого понятней – ведь что поделаешь, жизнь.
Прекрасная повесть. И ведь даже приём (видимо фирменное у него – и в «Дороге через хаос» было, но свалено в кучу, перебиваясь как гвалт голосов, хаотично; и в «Прыгай, старик, прыгай!» – тут уже лучше, но время от времени всё равно дергано), когда повествование не линейно, в нём много возвращений назад, воспоминаний – здесь оно казался просто идеальным; и все фрагменты – и разбитые пластины, и подаренный девочке с депрессией щенок, и отцова песня и многое-многое другое, такое фрагментарное – добавляло своего к героям и их жизни, а то и вонзало нерв в сюжет как гвозди – одним словом, было на своём идеальном месте.
А ещё – ну тут я могу только догадываться, правда ли оно; но написано так, что я уверен: правда – тут кроме этой пронзительной жизненной истории, ещё и судьба поколения. Поколения, застигнутого в юности войной, как аварией, не повзрослевшие раньше времени, вопреки общему мнению, а ставшими людьми без возраста. И этой войной как аварией оглушённые на всю жизнь, сбившиеся с пути к простому счастью, и иногда проскакивающие мимо него, чтобы осознать его гораздо-гораздо позже, едва не опоздав насовсем – как и случилось с Жигулиным…
Прекрасная повесть. Для меня – неожиданное открытие у Анчарова.
vam-1970, 25 декабря 2017 г.
Сентиментальная повесть о случайной встрече, о нечаянной любви, о фиктивном браке, о необходимой разлуке и о ожидаемой и неожидаемой встрече через много лет. Вышибает слезу финал.Очень оптимистичная повесть о молодежи послевоенных лет.