Т. Э. Д. Клайн «Церемонии»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор | Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Религиозное (Христианство ) | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Культы | Фантастические существа | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Аспирант Джереми Фрейрз считал, что это лето будет тем благословенным временем, когда он, оставив городскую суету, сможет в полной мере насладиться сельским покоем и тишиной, и заодно подтянет свои познания в готической викторианской литературе. Для этой цели он выбрал небольшой городишко под названием Гилеад, — место абсолютно пасторальное, идиллическое, правда, населенное людьми весьма религиозными, можно даже сказать, радикально религиозными. Впрочем, хозяева фермы Порот, у которых он снял свое летнее жилье, таковыми ему не кажутся. Разве что их семь кошек... и те странные звуки, что доносятся из близлежащего леса... И вызывающая привлекательность молодой жены фермера...
Во время своих литературных изысканий Джереми знакомится с молодой сотрудницей библиотеки по имени Кэрол Конклин. Молодость, лето, одиночество — все это приводит к их романтическим отношениям, в которые неожиданно вмешивается мистер Роузботтэм, странный старик, снабжающий Кэрол дополнительной околонаучной работой за щедрое вознаграждение. Однако, чем дальше, тем все страннее эта работа выглядит для самой Кэрол: ночные прогулки по пляжу, литания на непонятном и чуждом языке, ритуальные танцы под луной... В конце концов, и Джереми, и Кэрол, и Роузботтэм, и Пороты оказываются втянуты в одну и ту же мрачную церемонию, открывающую тайну гилеадских лесов, тайну Древнюю и темную.
Роман написан на основе повести «Events at Poroth Farm» (1972).
Работа над романом продолжалась более пяти лет, прежде чем автор посчитал его законченным.
В произведение входит:
|
Входит в:
Награды и премии:
лауреат |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1986 // Роман — Премия им. Августа Дерлета | |
лауреат |
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988 |
Номинации на премии:
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1985 // Роман | |
номинант |
Мастера Ужасов, 2020 // Лучшая книга зарубежного автора (в переводе на русский) |
Рецензии
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Сноу, 4 октября 2019 г.
Раздут сей роман просто до неприличных размеров, он старомоден, безбожно затянут, бестолков... ну что еще сказать о книге, где, блин, невероятно Древнее, невероятно OldOne-вое зло готовится вернуться в мир, и для этого ему нужно тупо выгулять какую-нибудь девственницу. Реально выгулять — сводить ночью на пляж в красном платье (это очень, ОЧЕНЬ важно, обязательно красное — ну или какое оно там было), покатать на аттракционах, заучить с ней дебильный танец и дебильнейшую же абракадабру. Выгуливать девушку зло будет в виде обаятельного старичка, кстати. Старичка, Карл! На фоне всей этой... эпидерсии, у второго главного героя, бесполезного куска аспиранта, усваивающего готическую литературу, проходят звиздострадания то по этой самой церемониальной девушке, то по жене арендатора его жилья, тоже горячей штучке. Просто звиздострадания, просто юного вертера. Приятного чтения.
Saneshka, 28 ноября 2019 г.
Да уж, роман Клайна — не для быстрого чтения, это точно. Но я бы сказала, что это скорее плюс, чем минус. Если описывать произведение кратко: автор взял некую идею Макена, и… эммм, ran with it. То есть, были себе «Белые люди», никого не трогали, а потом пришел Клайн, и все заверте… Причем, так хорошо заверте, что хватило на нехилый роман. Сюжет как таковой прост: когда-то давным-давно на землю попало некое существо. Тысячелетиями оно оставалось скрытым среди глухих лесов Северной Америки в ожидании того, кто поможет ему уничтожить все живое на планете (не самый эффективный метод размножения, прям скажем). И вот, ближе к концу 20-го века приходит время развязки. Доверенный приспешник пришельца начинает разыгрывать последний акт пьесы, главными героями которой против своей воли становятся незадачливый преподаватель Джереми Фрайерс, «простая девушка из глубинки» Кэрол Конклин и глубоко религиозные фермеры-дауншифтеры Сарр и Дебора Порот.
Обычно я с подозрением отношусь к сюжетам, где присутствует Фселенское ЗЛО (тм), но тут оно играет какую-то очень странную роль. Мне показалось даже, что автор относится к нему непочтительно, чуть ли не с издевкой. Чего стоит сцена практически в самом конце (СПОЙЛЕР!), когда собственно воплощение ЗЛА (тм) захватывает тело сильного, здорового мужчины, и сначала мы видим результат с точки зрения этой твари: как я могуч, как я прекрасен, мне все по плечу! Но потом автор показывает нам это же существо со стороны, и получается… бестолковый и почти беспомощный идиот. Но до того, как ЗЛО (тм) непосредственно включается в игру ближе к финалу, вся зловещесть сосредоточена где-то в окружающем пространстве: в необъяснимых погодных явлениях, в пугающем количестве ползучих гадов и насекомых, в как будто случайных несчастливых совпадениях. То есть, ЗЛО (тм), вроде, присутствует, но его основная роль — создание атмосферы.
И раз зашла речь об атмосфере, надо упомянуть слона посреди комнаты.
Готика.
Клайн упоминает, цитирует и использует ее с большой щедростью и размахом, причем самую-самую разную. От полнейшей пульпы, названия которой знакомы нынче только знатокам и исследователям жанра, до классиков вроде Радклиф, Ле Фаню, Саки, Метьюрина, Джексон и пр., и пр. А уж тем, как автор создает — и нагнетает — атмосферу не только фантастическими описаниями окружения и странных природных явлений, но и параллелями с литературными произведениями, которые осваивает его персонаж, можно только восхищаться. В большом объеме романа есть, где развернуться с неторопливым и вдумчивым натягиванием нервов и давлением на мозги читателя.
Возможно, в данном случае переводчик получает перед читателем преимущество. Во все то, что читатель может пропустить, особенно в спешке, хочешь не хочешь, приходится вчитаться. Если не понятно с первого раза — прочитать еще раз, вдуматься, пережевать и переварить получше. И в этом, наверное, главная для меня притягательность «Церемоний» — в них есть, что пожевать. С ними можно спокойно сесть, посмаковать подробности и порадоваться знакомым именами. Возможно, даже отвлечься и исследовать какие-то упомянутые детали и произведения.
Но блин, у кого нынче найдется столько времени?!
И, возможно, именно из готичности происходит менее позитивная черта романа: все персонажи в нем показались мне несколько картонными. Да, конечно, основные действующие лица расписаны достаточно подробно, с внутренними монологами и переживаниями, но они не вызывают симпатии, за них трудно всерьез переживать. Может, все из-за того, что судьба их все равно предрешена. Но, может, на самом деле они не картонные, а просто… несимпатичные?.. То есть, лично я не стала бы, наверное, водиться ни с Фрайерсом (его очарование кажется очень уж поверхностным, а эти неадекватные переживания по поводу наступающего тридцатилетия… чувак, ты че, ващще с дуба свалился?!), ни тем более с манерно-праведной Кэрол (ее религиозность столь же глубока, как и очарование Фрайерса). Наверное, на какие-то симпатии мог бы претендовать Порот, у меня слабость к мужчинам, которые так искренне и бесстыдно влюблены в собственных жен, но религиозная мания никому не добавляет привлекательности.
(Правда, в соответствии с мои собственным «эталоном» качества, — если во время чтения хочется дать персонажу в лоб, а не разбирать какие-то технические ляпы текста, значит, этот персонаж удался, — авторская работа в данном случае оказалась на высоте. За роман мне хоть раз хотелось придушить практически всех основных персонажей.)
Короче, искренние чувства у меня вызвали разве что только кошки.
И, разумеется, старичок. Про него вообще можно писать отдельный отзыв, так он хорош!
Даже то, как он подается поначалу — можно только гадать, действительно ли он проводник вселенского зла, или просто сумасшедший. Знаки в полете птиц? Сложная символика в листьях деревьев? Сами понимаете, это не внушает особого почтения. Но по мере развития сюжета Старик превращается в монстра в самом буквальном смысле, причем даже более пугающего, чем та сила, которую он должен то ли призвать на Землю, то ли высвободить из нее. И нет, он, разумеется, никакое не Фселенское ЗЛО (тм) сам по себе, а лишь человек, которого оно коснулось, и ничто человеческое ему не чуждо. И именно это, пожалуй, делает его таким жутким! То есть, с одной стороны, у него явно есть какие-то сверхчеловеческие способности самого неприятного плана. Можно только догадываться, что он делает с телами людей, которых убивает — а убивает он много и разнообразно, настолько, что к концу произведения начинаешь переживать за судьбу тех, кому по какой-то несчастливой случайности довелось оказаться у него на пути! В то же время он не чурается того, что можно назвать разве что пакостями: напугать гримасой ребенка, раздавить божью коровку, бросить паука в стакан с водой…
Не знаю даже, как это объяснить, но меня он пугал до дрожи и мурашек по коже. До вполне буквальных кошмаров.
Рожденных, возможно, из осознания, что для существования подобных людей не нужно никакого Фселенского ЗЛА (тм)?..
Alfie, 26 декабря 2023 г.
Книга очень объемная (928 страниц в русском издании), неспешная и местами чересчур подробная в описании некоторых деталях, кажущихся незначительными. Читал я ее долго и вот в начале августа наконец добил таки. Другой вопрос: а стоило ли оно того? Ответ: больше да, чем нет.
У «Церемоний» есть одно несомненное достоинство: роман — настоящий кладезь отсылок и упоминаний к готической литературе от Анны Радклиф и Чарльза Метьюрина до Лавкрафта и Артура Мейчена, воспринимаемых как краткие отзывы/рекомендации к прочтению. Благодаря этой книге я открыл и переоткрыл для себя немалое количество интересных писателей (среди них Блэквуд и Ле Фаню, тот же Мейчен). И только за это я готов закрыть глаза на некоторые недостатки опуса Клайна, коих на самом деле не так то много. Но они явные.
Первый минус — размеры и затянутость. Автор совсем не торопится развивать действие, раскручивать сюжет и долго запрягает. Он смакует детали. Местами он настроен на созерцательный или задумчивый лад. И ясно почему. Клайн писал «Церемонии» пять лет или даже больше. Тут стоит заметить, что работы он проделал немало. Уровень его начитанности, осведомленности как в литературе ужасов, ее традициях, так и в антропологии и фольклоре вопросов не вызывает. Вопросы вызывает другое — его навыки романиста.
Писать художественную литературу, а в особенности романы — это далеко не то же самое, что напечатать кандидатскую диссертацию по готической литературе или о религии и магии. Конечно, я не хочу сказать, что Клайн не умеет писать художественную прозу, но, думаю, он делает это не так хорошо, как какие-нибудь Кинг или Страуб, например, в силу того, что он больше исследователь, нежели рассказчик. Косвенно на это указывает и тот факт, что помимо «Церемоний» сколько-нибудь заметных книг в скромной библиографии Клайна (4 повести да чуть больше десятка рассказов) вы не отыщете. А вот чего в ней полно, так это статей и рецензий.
Из этой посылки следует второй недостаток — рваный, сбивчивый темп повествования. Местами «Церемонии» захватывают, а через пару страниц нагоняют уныние и вызывают зевоту. Отчасти именно поэтому я читал роман как бы в соответствующем ему темпе. Эпизодами, увлеченный я проглатывал текст, уделяя роману все свое внимание. А иногда растекался по страницам пары глав на целую неделю. И кто-то, может, скажет, что так и должно быть, что авторам часто приходится выписывать малоинтересные детали сюжета, чтобы он выглядел логичным и последовательным. Но мне кажется, что писатель потому и писатель, что его задача — занимательно поведать даже о самых неинтересных вещах. Рассказчик так может, это его главный навык. Исследователю это без надобности, потому как задача его утилитарна: объяснить так, чтобы было понятно и логично. А интересно или нет — дело десятое.
Здесь стоит оговориться, чтобы ни у кого не создалось превратных впечатлений: «Церемонии» не неинтересный роман в целом. Он зануден местами.
На этом недостатки книги заканчиваются. Начинаются достоинства. Об одном я уже сказал в самом начале (о готической литературе). Второй плюс романа — его кажущаяся или действительная (склоняюсь к последнему утверждению) проработанность. Уверен, Клайн задействовал немало источников по антропологии, этнографии, религии и магии при написании своей книги и не ограничился одной только хрестоматийной «Золотой ветвью» Фрейзера, например. Идейно-тематически роман стоит на крепком фундаменте. Описание церемоний, различных мистерий и ритуалов если не впечатляет, то читается весьма интересно.
Теперь о сюжете.
Книга начинается с событий очень бородатых, когда в лесном пожаре едва не отдает коньки древнее существо по имени Дхол. При его описании я представил себе помесь обезьяны и чужого. Затем действие переносится во вторую половину 19-го века в штат Нью-Джерси. На дворе Рождество. Но именно в этот радостный день до неприличия долго умирающий обугленный божок — как оно, похоже, заведено у предвечных космических злыдней — перед смертью находит себе слугу-марионетку в лице мальчугана, забредшего на новеньких снегоступах в чащу. Этому-то ребенку и предстоит в будущем вернуть к жизни Дхола, своего хозяина, проведя некоторое количество церемоний и ритуалов в определённом порядке с определёнными людьми и строго в определённое время.
Далее читатель переносится в Нью-Йорк в начало 70-х, где ему представляют нескольких главных героев романа: аспиранта Джереми, старичка по имени Рози (подросший слуга Дхола) и девственницу-библиотекаршу Кэрол (первое уточнение касательно очень важно для сюжета). Позже к этой троице добавится еще пара персонажей, но большую часть времени мы будем наблюдать исключительно за этим тремя, ведь именно им уготовано по воле злого гения провести церемонии для перерождения Дхола.
Сюжет построен на взаимоотношении кукловода (Рози) и ни о чем не подозревающих марионеток (Джереми и Кэрол). Они — жертвы для ритуала. Роль девственницы Кэрол и место ее на кровавом алтаре ясна и прозаична. С Джереми тоже все примерно понятно. Он что-то вроде куклы-осеменителя, временной оболочки для космического зла. Ловкими манипуляциями Рози подстраивает все так, что бы эти двое познакомились и понравились друг другу. Попутно следит за тем, чтобы Кэрол не потеряла ненароком невинность, а Джереми — интерес к новой знакомой. Старик незримо из тени контролирует практически каждый их шаг. И когда девушка, сама того не ведая, под видом невинного танца или прогулку по пляжу совершает одну подготовительную церемонию за другой — это приближает всю троицу к кошмарной развязке.
Лишь один персонаж в книге, помимо самого Рози, знает, что к чему. При чем выпиливается он (вернее она) со страниц романа очень не очень: умерщвляется автором где-то за кадром, будто какой-нибудь третьесортный непись без реплик. по всей видимости, этот персонаж был придуман исключительно в утилитарных целях, как некая затычка для сюжетных дыр.
Наиболее же интересными мне показались два второстепенных героя: Дебора и ее муж Сарр, фермеры, приютившие Джереми на лето в гостевом домике. А самый крутой злодей в книге: старая кошка Бвада. Благодаря «Церемониям» я впервые в жизни всерьез задумался о том, насколько страшной и опасной может быть простая домашняя мурка.
Отдельный вопрос вызывает воскрешение и фигура Дхола. Вот переродится он, и что? Миллионы лет жил на Земле, прибыл на нее задолго до динозавров, наверное, еще в первичном бульоне горячие ванны принимал и за все это время ни черта не сделал. Торчал в лесу, лежал на ветках, как мартышка, жрал каштан и трюфели (это я из головы додумал) и никто о нем ничего и не слышал. Так местное племя индейцев чащу его стороной обходило — разок, было дело, Дхол женщину напугал, — да и все на этом. Никаких попыток уничтожить мир или хотя бы человечество, никаких потугов к порабощению людей, никаких амбиций, стремлений и жажды власти. Жил как собака и подох соответствующе. Читателю же вся эта беготня с перерождением преподносится так, будто Дхол сейчас как вылезет из пупа мира и учинит массовое смертоубийство. Но с чего бы? Раньше то он так не поступал. Сейчас почему вдруг? Он просто опять отправится валяться в листьях и валежнике под деревом. Разве что с бомжами водку не пить. По крайней мере, по размышлению впечатление создается именно такое.
Дхол — это, пожалуй, самый ленивый и безынициативный злодей на моей памяти. Не удивлюсь, если выяснится, что другие древние (Азатот? Хастур? Ктулху?) пнули его на землю за злодейскую профнепригодность. По итогу ноша антагониста со всем вытекающими (убийства, подлоги, манипуляции, обман, мерзкие танцы перед костром) полностью легла на жуткого старичка Рози — человеческую марионетку Дхола.
Также некоторое недоумение вызвала совершеннейшая инертность и пассивность персонажа Джереми. То есть какие-то потуги к поискам ответов на те зловещие предчувствия и знаки он совершил, но это ни во что не вылилось. Никаких конкретных действий, кроме «кабинетного исследования» я от него так не дождался. Финальный героизм не считается. К развязке Джереми гнал уже сам автор, чуть ли не пинками. Это прям явно ощущалось на фоне тотального бездействия на протяжении девяти сот страниц.
Итог. Я роман рекомендую, если:
1. Вы никуда не спешите, любите вдумчивое, размеренное чтиво, и вас не пугает затянутость текста;
2. Вам по душе всякие магические ритуалы, фольклорные мотивы, религиозная тематика и около-Лавкрафтианская хтонь (правда, последняя здесь в небольших количествах);
3. Вы хотите быть эрудированным в пространстве литературы ужасов и ознакомиться с классикой, к которой «Церемонии» имеют прямое отношение;
4. Вы коллекционируете все книги из серии Мастера Ужасов не только на полках, но и в собственной голове.
Во всех остальных случаях не вижу смысла тратить целую уйму времени на чтение этого романа.
Deliann, 7 октября 2020 г.
Т. Э. Д. Клайн работал над «Церемониями» около пяти лет и наверняка ожидал от читателя вдумчивого подхода к роману. И тут сложно действовать иначе: в российском издании «Церемонии» занимают более 900 страниц. Такой объём с наскока не одолеешь. Поэтому беритесь за книгу с пониманием того, что вас ожидает. А именно: продолжительные экскурсии по американской глубинке с полным погружением в местный быт, атмосферу и обычаи, частые демонстрации внутреннего мира и воспоминаний персонажей, а также всякие ужасы. Но до последних вам надо еще дойти, большую часть времени роман пугает разве что напряжением, которое постепенно сгущается в воздухе, эдакое неотступное предчувствие беды.
Эта история началась тысячелетия назад. Нечто жуткое и недружелюбное поселилось в лесах Северной Америки, и никто о нём не знал, пока люди не заполонили всё вокруг. И роман как раз начинается с того, что существо в лесах начинает действовать, а ничего не подозревающий Джереми Фрайерс решает пожить летом на далекой ферме.
О ферме, кстати, стоит поговорить отдельно. Дело в том, что она располагается в поселении Гилеад, которое принадлежит крайне религиозной общине. Почти что секте, где все приходятся друг другу родственниками, цитируют Библию и причудливо перемешивают языческие обряды с христианскими. Оказавшись в подобном окружении, любой читатель хоррора со стажем сразу почувствует неладное, но…
Но в «Церемониях» до этого неладного надо еще добраться. Серьезно, у книги всего два недостатка, но для меня они стали критичными при чтении. Во-первых, как я уже не раз упоминал в этом отзыве, ждать чего-то жуткого придется очень долго. Вы можете прочитать половину книги, а сюжет только-только начнёт раскачиваться. С одной стороны – это неплохо, так как позволяет лучше узнать персонажей, проникнуться атмосферой и увидеть замысел автора в полной мере. Опять же, главный герой изучает готический хоррор, и из его исследований можно почерпнуть несколько интересных мыслей по этому поводу. Но с другой стороны, персонажи здесь малосимпатичные, и вряд ли вы будете сопереживать хоть кому-то. Более того, они все лишены развития и очень слабо влияют на сюжет. Вот и остается гулять по Нью-Йорку и Гилеаду, да любоваться видами. Во-вторых, главное зло и старичок-маньяк, который этому злу помогает, получились уж слишком неубедительными. У зла вполне понятная цель – возродиться и ввергнуть весь мир во мрак. Но вот методы какие-то странные. Они целиком состоят из загадочных обрядов и церемоний, сакральный смысл и логика которых просто ускользают от понимания. И проблема не в том, что старичок видел знаки в колыхании листьев и полете птиц. Это для мистики вполне нормально, Тим Пауэрс в своей «Трилогии сдвигов» прибегал к подобному и очень органично вплетал в повествование. Дело в том, что существу, которое чуть ли не древнее человечества, для возрождения необходимо, чтоб впечатлительная рыжая невинная девушка потанцевала определенный танец, погуляла в определенном платье, спела песню на древнем языке, в нужный момент времени начала менструацию и выполнила еще ворох странных условий. Откуда такие сложности? Почему они срабатывают в отношении древнего существа и ограничивают его? Как вообще это создание узнало и приняло такую прорву условностей? Автор дает очень туманные ответы на эти вопросы.
В итоге перед нами профессионально написанный, но чрезмерно затянутый роман, который может похвастаться отличной атмосферой и шикарно переданной тревожностью, и в тоже время, страдает от неинтересных персонажей и неубедительного антагониста.
Konbook, 17 июля 2022 г.
Люблю объемные романы, вот такие, как «Церемонии» Клайна. Неспешное повествование, где каждая глава медленно, но верно, приближает нас к кульминации, может доставить куда большее удовольствие, чем книга, где действие развертывается стремительно и от событий, сваливающихся на голову героев не успеваешь отдышаться.
«Церемонии» прочитаны довольно быстро. За шесть дней. Сегодня закончил последние тридцать страниц. Я долго не хотел браться за него, а все из-за невысокого балла и противоречивых отзывов.
Однако…
Прочитал книгу с интересом. Не было желания пролистать или просто забросить в шкаф и забыть о ней, если не на всегда, то хотя бы на время. Необычная история с необычным местом действия. Клайну удалось задать тон, создать атмосферу.
Что касается персонажей.
Даже увалень Джереми Фрайерс оказался очень даже симпатичным пухляшом. Забавный малый. Старик Рози, от которого многие в восторге, несомненно, украшение романа. Но мои симпатии целиком и полностью на стороне Сарра Порота, фермера, в дом к которому на лето приехал Фрайерс.
Персонажи — плюс романа, как и его атмосфера и место действие.
Минусы — недосказанность.
1) Автор умолчал о судьбе одного из персонажей, который, судя по всему, должен был играть немаловажную роль в сюжете.
2) До конца не раскрыт образ Зла. Но, может, так даже лучше?
3) Я ожидал другой финал, более сильный. Из всех минусов — самый большой.
Суммируя всё вышесказанное, учитывая плюсы и минусы, я, тем не менее, поставлю роману высший балл. Что-то в нём было такое, что не могло не зацепить. А если книга цепляет, значит, у автора всё получилось.
10 из 10.
P.S. захотелось перечитать Артура Мэкена, чье имя часто упоминается на страницах «Церемоний»
avsergeev71, 14 октября 2020 г.
Скучно, девушки.
----
Каюсь, не одолел полностью. Честно хотел «домучить» роман до конца, читал долго и упорно. Откладывал, возвращался вновь. В общем, совершал над собой насилие. Но в итоге окончательно сломался примерно на 600-й странице: при мысли, что нужно одолеть еще 300 страниц текста, меня охватил мистический ужас. После того, как немного отошел, стал размышлять о причинах.
Ну, во-первых, это конечно чрезмерная затянутость романа. Более 900 страниц текста — все же очень много для любого романа. А в данном случае перед нами не просто роман, а роман ужасов. Давно известно, что хоррор-жанр не терпит длинных текстов. Рассказ, небольшая повесть, в самом крайнем случае короткий романчик — вот идеальные формы для образцового ужастика. Поэтому автор, берущийся за эпопею, подобную «Церемониям», изначально очень сильно рискует. Тут требуется не просто мастерство, а, пожалуй, не меньше, чем гениальность. И я в общем-то не знаю примеров удачных хоррор-кирпичей, за исключением разве что старины Кинга, да и то — с оговорками. Но в случае с Кингом речь идет как раз о гениальности автора. Клайн, при всем уважении к нему, на гениальность явно не претендует.
Вторая причина вытекает из первой. Сверхзатянутый хоррор-текст должен как минимум держать читателя в постоянном напряжении. Либо с помощью увлекательного и стремительно развивающего сюжета, либо с помощью умело созданной атмосферы. На совсем уж худой конец — с помощью интересных персонажей. Ни того, ни другого, ни даже третьего я в романе, увы, не заметил.
Про сюжет и говорить нечего, — простой и прямой как электрический столб, он с запасом уместился бы в десяток страниц. Для чего было раздувать его на 900, так и осталось для меня загадкой. Окончательно добивают сюжет многочисленные спойлеры, заботливо разбросанные автором по всему тексту. Так что финал становится известен читателю практически сразу же. Собственно, можно прочесть первые 50 страниц, и сразу же переходить к финалу, — ничего не потеряете. Про логичность сюжета даже говорить не хочется: Страшное И Неотвратимое Древнее Зло зависит от перипетий какой-то непутевой девицы и ее недотёпы бойфренда.
Что касается атмосферы, то она в романе вроде бы присутствует, но какая-то слишком уж разреженная, как на высоте стратосферы. Ни каких тебе леденящих кровь ужасов, ни тебе мистики, ни кровищи рекой, ни саспенса, так — отдельные намёки и вкрапления. Как будто автор время от времени вдруг спохватывается и вспоминает, что он пишет все же в хоррор-жанре. Но это происходит настолько редко и так неуверенно , что прецеденты попросту теряются на просторах огромного текста.
По поводу интересности персонажей тоже не могу сказать ничего утешительного. Сложностью и глубиной характеров, а также богатым внутренним миром они явно не отличаются. Каждый играет свою, четко отведенную ему роль, как в итальянском народном театре. Читателю сходу объясняют, кто будет главным злодеем, кто главной жертвой, а кто просто рядом постоит. Ну, видимо, чтобы читатель, не приведи Боже, не ошибся. И никаких перестановок по ходу пьесы. То, что скажет тот или иной персонаж, становится известно задолго до того, как тот раскроет рот. Эта кондовая театральность, вызывающая легкое раздражение в начале романа, к середине повествования буквально набивает оскомину. Есть правда один пикантный момент: все персонажи просто помешаны на сексе. Причем помешаны так, будто речь идет о подростках пубертатного возраста, а не вполне себе зрелых людях, — даром, что действие происходит в религиозной общине (афродизиаки они там все повально принимают что ли). И это, по сути единственное, что их хоть как-то оживляет. Во всех прочих своих проявлениях они настолько деревянные, что им позавидовал бы даже питомец Папы Карло.
Окружающие декорации тоже довольно однообразны и унылы. Да и что нового в описании американской глубинки можно сказать после старины Кинга? Хотя и глубинкой то это по большому счету назвать можно только с большой натяжкой, — совсем рядом раскинулся огромный мегаполис.
Единственный на мой взгляд плюс романа — хороший литературный слог: читаешь, не спотыкаясь. Но не знаю, чьих заслуг тут больше: автора или переводчика.
В общем, если оценивать роман как хоррор-произведение, то все очень плохо. Просто из рук вон. Допускаю, что это особенности личного восприятия, допускаю, что мне банально не хватило терпения, и что самое интересное начинается на последних страницах (куда я на всякий случай все же заглянул, но не нашел ничего утешительного), но все же (будучи честным перед самим собой) рекомендовать к прочтению никак не могу. Разве только любителям использовать чтение в качестве снотворного.
sawkaluga, 9 мая 2023 г.
Похвальная реценземония:
Единственный в своем роде и неповторимый роман Клайна, на который он угробил чуть ли не полжизни, да еще и умудрился отредактировать спустя много десятилетий, имеет явное и весомое преимущество перед другими авторами жанра: он невероятно плавно читается. Это похоже на морскую прогулку на теплоходе в полный штиль, когда ты дышишь освежающим бризом, слегка убаюканный плотным обедом, развалившись на удобном лежаке, и настолько расслабленный, что находишься между сном и явью. Скорее всего здесь и заслуга переводчика, но если книга сама по себе косноязычна, то тут никакой перевод не спасет. Читать интересно, скользишь по строчкам, нигде не спотыкаешься, наслаждаешься красивым слогом, дивной природой, симпатичными и не совсем героями, отмечаешь любопытные детали и ждёшь какого-то невероятного сверхъестественного действия, ждешь оглушения, ведь неспроста же тебя так убаюкивают...
Ругальная реценземония:
А вот и нет. Ничего невероятного, удивляющего, сногсшибающего и в плане триллера, и в плане хоррора, вы здесь не найдете. Даже если очень сильно постараться. Нас долго ведут через загадочные и придурковатые церемонии к самой главной, ради которой все и затевалось. Но в конце может возникнуть ощущение, что вас водили за нос. Зло скукожено, нелепо, не пугает, не внушает ужас, отвращение, опасение, не будет сниться по ночам, да и днем тоже. С самого начала все карты раскрыты и нам дают практически план, по которому будут выстраиваться события. Стоит отметить, что такое не часто встретишь, обычно авторы любят удивить неожиданным твистом. И здесь до конца не покидает предчувствие, что автор нас хочет одурачить и специально расставил ложные маячки, но увы, никаких сюрпризов и неожиданных открытий мы из этого романа не извлечем. Гибель одного из проводников зла просто нелепа, и никоим логичным образом не вытекала из складывающихся событий.
Концовка вызывает больше всего вопросов. Читатель столько продирается ради некой грандиозной развязки, кубосантиметры текста, а в итоге получает то, что получает, нечто слабенькое и разочаровывающее.
Итоговая реценземония:
Читать подобный талмуд более 900 страниц с одной стороны легко, за счет гладкости изложения, красивых описаний, приятного стиля изложения, а с другой стороны очень сложно, так как сюжетно мы получаем ориентиры чуть ли не в самом начале романа и строго идем по ним, попутно читая про жизнь героев в мельчайших подробностях, вплоть до каждой сорванной травинки, до каждого уничтоженного насекомого. И ладно бы герои были чересчур любопытными и яркими, но нет, они ничего из себя не представляют, у них нет каких-то качеств, из-за которых они запомнятся навсегда, после прочтения будут забыты однозначно. А хоррор сюда вроде и завезли, но как-то тайком, ночью, и так ужас и прячется в недрах романа, а точнее в названиях изучаемых Фрайерсом книг, и в эпиграфах к каждой части (там безоговорочное первенство захватил Артур Мэйчен). Посему рекомендовать подобное чтиво можно только закаленным хоррорманам для расширения кругозора и напоминания про существование других, упоминаемых в книге, произведений, ну и тем, кому просто хочется почитать наполненный водянистой водой красиво написанный роман, дабы убить кучу своего специально выделенного для этого времени. А так, лучше отложить на потом, до лучших времен, вдруг автор опять внесёт правки и явит нам истинное величие ужаса.
felixkriventzov, 23 ноября 2021 г.
920-страничный (!) хоррор-роман, автор которого всеми силами тянул резину своей же повести и в итоге выдоил такое вот неповоротливое недоразумение. С самого начала ясно: Клайн очень пытался в готику и в космический ужас. Причем метил даже не на Лавкрафта, как каждый второй, а сразу на «деда» Мэйчена, который цитируется перед каждой главой. Вообще постоянные отсылки к классике тут не более, чем выпендреж. Да, мистер Т. Э. Д., мы поняли, что ты не оценил Ширли Джексон и возлюбил Генри Торо, зачем повторять-то каждую сотню страниц? Умнее будешь выглядеть?
О сюжете что-то хорошее сказать сложно, ибо на 90% «Церемонии» заполнены водопадами безынтересной рутины. Где-то фоном злые силы готовят апокалипсис на Земле, но кроме них ведь есть еще и два главных героя с подробнейшим описанием будней: проснулись, потянулись, один за книжку сел, вторая на танцы пошла... Повторить 50 раз. Кроме того, мужик еще и постоянно генерирует рандомные решения (например, посреди дня валится спать прям на землю, как персонаж Sims), а мадам — просто наивная дурочка, которой главзлодей в облике миловидного старичка вертит как хочет, проводя свои никак не объясняемые в тексте ритуалы. Зачем нужны остальные персонажи? Да чисто блеклые функции, просто чтоб были, без любого из них сюжет бы ничего не потерял.
Если и есть тут что-то от классики, то только стеснительность в изображении ужаса: практически всегда герои выходят из стычек со злом с парочкой царапин. В остальном роман Клайна — очень претенциозное бульварное чтиво, оставляющее за собой ноль впечатлений и воспоминаний. К сожалению, еще один проходной том хорошей хоррор-серии.
SeverianX, 10 апреля 2024 г.
Честно признаться, хорроры я читаю довольно нечасто, но вот одолело меня нестерпимое желание потрепать себе нервишки. Выбор мой пал на роман Клайна «Церемонии». Автор для меня был совершенно не знаком, но я, в принципе, люблю узнавать новых писателей. Привлекла меня аннотация: древнее вселенское зло, закрытая община религиозных фанатиков, таинственные ритуалы. Звучит интригующе, не правда ли? Однако скажу сразу – получил я совсем не то, чего ожидал.
Сюжет романа строится вокруг некой могущественной сущности, которая должна вернуться и уничтожить мир. Для ее возрождения нужно провести ряд таинственных церемоний, в чем ей помогает прислужник – некий странный старичок. Основная проблема в том, что на протяжении ¾ довольно объемного романа приходится ждать активных действий, а когда кульминация наконец наступает, все заканчивается на удивление быстро. Большая же часть романа попросту скучна. Мы видим описание жизни героев, построение их отношений, вялую подготовку к церемониям. Лично меня это изрядно утомило и разочаровало.
Главный герой, Джереми Фрайерс, работает над своим научным трудом, посвященным готической литературе. Он, аспирант и преподаватель, должен составить собственный учебный курс. Чтобы ничего не отвлекало от работы, Джереми решает уехать из шумного города в глубинку. Выбор его пал на ферму семейства Поротов, которые на лето готовы сдать ему небольшой гостевой домик. Живут Пороты в закрытой религиозной общине, жители которой отказываются от многих достижений цивилизации, считая подобные блага происками дьявола. Именно рядом с этим поселением и находится то самое вселенское зло. Вот от этой части я и ожидал того самого саспенса. Религиозные фанатики – это всегда интересно. Подобное можно встретить у Брома в романе «Косиног». По факту же местные жители оказались вполне себе добрыми и порядочными людьми.
Вторая героиня, Кэрол Конклин, работает помощником в библиотеке. Она выросла в религиозной семье, но сама глубоко верующей не является. Однажды к ней за помощью обращается милый старичок Рози, который предлагает ей стать своей ассистенткой для написания книги. Да-да, Рози – тот самый помощник Зла. Кэрол нужна ему для Церемоний по призыву злобной сущности. Почему именно Кэрол? Дело в том, что несмотря на свой возраст, она все ещё девственница, да и к тому же рыжеволосая. Для успеха операции Рози нужно свести ее с Джереми, что ему, в принципе, удается. Честно сказать, я так и не понял, какая роль в этом ритуале отводится Джереми. Суть самих Церемоний также не впечатляет. То нужно сплясать древний танец в платье определенного цвета, то проговорить некое заклинание на забытом языке. Лично я ждал чего-то более кровавого, как, например, в «Ритуале» Адама Нэвилла.
Также важной для повествования является чета Поротов. Эта молодая семейная пара несколько отличается от прочих жителей общины. В отличие от многих они какое-то время жили в городе и получили образование в колледже. За это, кстати, они получают немало порицаний от собратьев по вере. Сарр – простодушный и добрый молодой человек, искренне любящий свою жену. Детство в общине оставило на нем неизгладимый отпечаток: очень уж он часто думает о том, что подумают окружающие, и зачастую боится каких-либо изменений. Его жена Дебора умна, находчива и не всегда согласна с положением дел в общине. Ее острый ум часто стремится к новому, что зачастую не нравится членам общины. Это делает ее «белой вороной».
Персонажи, к слову, прописаны довольно неплохо, но вот симпатии они не вызывают. Все очарование Джереми какое-то напускное. Изрядно утомляют его рефлексии и любовные поползновения то к Кэрол, то к Деборе. Временами он переживает о скором тридцатилетии, а порой из-за лишнего веса. Однако менять что-то радикально он даже не думает. Мнимое целомудрие Кэрол смотрится также фальшиво, как и обаяние Джереми. Это больше смахивает на дешёвое кокетство. Да и интеллектом она не блещет. Сарр и Дебора – персонажи вполне симпатичные, но излишняя религиозность никого не красит. А вот главный протагонист, Рози, получился действительно занятным. Он зол и коварен. Не совсем понятна правда его мотивация к служению Разрушителю Мира. Он обладает некими магическими способностями, благодаря которым совершает несколько хладнокровных убийств. Вместе с глобальными планами творит он и более мелкое, исконно человеческое зло: напугает ребенка страшной гримасой или утопит паука в стакане воды. А вот пресловутое Вселенское Зло получилось совсем не пугающим. Тут автору до Лавкрафта очень далеко. Ради справедливости замечу, что у Клайна получились достаточно пугающими описания загадочных природных явлений, ну и, конечно же, сюжетная арка с кошкой.
Итог: Роман «Церемонии» меня совсем не впечатлил. Для хоррора он слишком затянут, в нем не хватает саспенса. Развязка слишком стремительна и проста. Интриг особых тоже нет. Религиозная община фанатиков на деле оказалась просто группой людей, живущей по заветам своей веры. Вселенское Зло оказалось просто пшиком, ведь для его пробуждения нужно просто спеть и потанцевать в нужный день. Проще говоря, роман меня разочаровал.
Vermus_Germus, 27 апреля 2021 г.
Эту книгу нужно было назвать по-другому.. Мне кажется, что «Церемонии» не самое удачное название. Кто знает, может проблема была в том, что автор затянул со сроками сдачи, а посему на придумывание названия, просто не хватило еще лет пяти.. Однако, при всем при этом, когда я лег читать, то понял, что давно хотел прочитать что-то в подобном стиле. Есть такой музыкальный жанр, как doom metal. С книгой это направление объединяют: неторопливый темп, куча деталей и слабые духом персонажи..
Если сразу настроить себя на медленный темп повествования и не торопиться, чтобы добраться до «самого интересного». Лучше будет прочитать эту книгу на праздники в летнее время, когда уже нет ни холода ни дождя. А если Вы еще будете в небольшом городке, то ощущений от прочтения будет намного больше.. Если остановиться на деталях, то:
— Идея — Мне понравилась не основная идея книги, а некоторые из линий, которые были затронуты, но не получили должного продолжения. Большой поклон за упоминание готических и мистических авторов прошлых веков. Надеюсь, что однажды к их именам снова вернется значительный интерес (особенно к А.Мэкену). Основная идея, к сожалению, до банального проста. Да, есть привязка к рассказу «Белые люди», но этого совсем недостаточно. Вот если бы еще добавили основным антагонистом кого-то похожего на нечто в рассказе «Великий Бог Пан» и добавили пару интересных бабаек в локациях, то было бы намного задорнее и интереснее. А так поставлю 7 из 10.
— Сюжет — Достаточно простенький, но при этом скроенный аккуратно и без лишних претензий. Опять же, мне были больше интересны второстепенные линии, нежели основные. Ну вот не получилось у автора, как по мне, внести большую и крепкую интригу и динамику в сюжет. Повторюсь, это не плохо и не ужасно. Это скорее средненько и тянет только на 7 из 10 (2 балла за второстепенные линии).
— Персонажи — Главного героя хотелось приложить «мордой об асфальт». Может такая задумка была изначально? Не знаю, но этот ватный и бесхребетный увалень (главный герой) был мне просто омерзителен с точки зрения человечности. Постоянно вялый и обрюзгший, как гамбургер, который слишком долго пролежал несъеденным. Зато к остальным героям у меня нет вопросов. Разве что к безумно странной кончине подручного антагониста (Вы сами поймете, что это произошло как-то глупо и странно). В целом, я доволен, но главный герой — очень большая редиска. 7 из 10.
— Атмосфера и погружение — Идеальная атмосфера для летнего чтения. Было очень интересно читать и следить за развитием большинства событий. Дискомфорта в атмосфере не испытал совсем (только главный герой — перезрелый овощ). Погружение, как не странно, не вызвало сложностей. Напротив, я прочитал роман достаточно быстро и без лишних трудностей. Скучно мне не было, да и сложностей с хитросплетениями было не так уж и много, а посему барьеры тоже не попадались. Поставлю 9 из 10.
— Жестокость и другие неординарности — Ощущение, что это больше сценарий для мини-сериала. Вся жестокость либо скрыта совсем, либо описана в одном-двух предложениях. А вот с мистическими деталями, все намного лучше. Их здесь достаточно и они очень постепенно накладываются на общее повествование. Соответственно, это больше мистический хоррор, чем что-то другое. Хотя изначально, я думал, что будет где-то поровну с жестокостью. Все-таки не хватило мне побольше деталей (даже мистических). Можно поставить 8 из 10.
Подводя итог, книга очень большая. Возникает вопрос: «Есть ли смысл в ее чтении?» . Если честно, то «Церемонии» — это больше книга для тех, кто очень любит литературу ужасов и не пропускает ничего. Многим другим будет либо тяжело и нудно, либо придется бросить, чтобы главный герой (гнилой огурец) не проел плешь своим нытьем. Средняя и хорошая книга, которая на Западе слишком переоценена..
Спасибо за внимание.
Frogman, 27 февраля 2023 г.
Итак, роман читается быстро, слог хороший, атмосфера здесь на первом плане, очень много подробностей, природа фермы, жучки-паучки, знаки и тд. Имена взяты из Ветхого и Нового Завета и перемешаны.
Amplion, 12 декабря 2020 г.
Про книгу уже высказались многие. Отпишусь и я.
В целом книга мне, пожалуй, понравилась. Повествование неспешное, как я и люблю (обычно), сюжет худо-бедно двигается, герои достоверно прописаны. Но есть ряд моментов, которые могут отпугнуть читателя, равно как и ряд минусов конкретно для меня. Так, это одна из тех книг, когда практически все действующие лица известны заранее -и герои, и злодеи, и тайны и интриги как таковой почти нет. Практически с самого начала автор дает понять, что старил — зло, что он плетет некую интригу для некой церемонии. и для этой интриги ему нужны мужчина и женщина. Вроде как неизвестно, в чем суть церемонии, вроде как детали почти не известны, но ... все мы знаем, что такие церемонии суть просто призвание в наш мир дьявола. Ну и тут автор конечно не удивил. При таком бесхитростном подходе, чтобы не слить книгу, все остальные элементы романа должны быть на высоте. Но с этим есть проблема. Половину книги можно было бы смело вырезать (да что там половину — всю книгу Кинг, к примеру, легко уместил бы в рассказ), так как это в основном душевные изливания Фрайерса на страницах дневника. Концовка романа очень быстрая и скомканная, готовили взрыв, как говорится, а получился хлопок. Уж очень быстро все обернулось. Хотя атмосфера закрытой деревни в целом подана неплохо.
Nexus, 4 декабря 2020 г.
За свою писательскую карьеру Т. Э. Д. Клайн сочинил не так уж много художественных произведений и, тем не менее, в 2012-м году он был удостоен звания «Гранд-Мастер хоррора» на Мировом конвенте любителей ужасов. Если взглянуть на его библиографию, то без труда можно заметить, что среди всех его текстов настоящей вавилонской башней возвышается роман «Церемонии», над которым автор трудился несколько лет. Собственно, о нем и пойдет речь далее.
Сюжет книги крутится вокруг нескольких главных героев. Первый из них — это аспирант Джереми Фрайерс, который намеревается провести летние каникулы в маленьком провинциальном городке Гилеад, расположенном в штате Нью-Джерси, чтобы с одной стороны отдохнуть от нью-йоркской суеты, а с другой — подготовить диссертацию на тему готической литературы. Перед отъездом Джереми знакомится с девушкой по имени Кэрол Конклин, работающей младшим помощником абонементного отдела в библиотеке фонда Линдауэра. Между молодыми людьми мгновенно возникает симпатия, однако они не догадываются, что свел их вместе третий участник этого треугольника — хитрый старичок Рози, преследующий свои мрачные цели, главным итогом которых должно стать возрождение некой опасной сущности, упавшей на Землю из космоса в незапамятные времена.
Чем закончится безобидное с виду путешествие Фрайерса в Гилеад вы можете узнать, прочитав роман. Но скажу сразу, что сделать это будет весьма не просто. Для начала потому, что книга Клайна — это увесистый «кирпич» в 900 с лишним страниц и перед тем как брать его в руки необходимо предварительно настроиться на то, что повествование в нем будет долгим. И к тому же перегруженным таким огромным количеством деталей, что от них у вас буквально закружится голова. Дело в том, что автор в мельчайших подробностях описывает даже самые обыденные события в жизни персонажей, растягивая их до размеров полноценных глав. Если вы раньше думали, что в произведениях того же Стивена Кинга много «воды», то проза Клайна вас реально удивит. У него ее не просто много, у него целые словесные моря, в которых вынуждены монотонно барахтаться герои на пути к на удивление быстрой развязке. Но о ней чуть позже.
Другая проблема романа — это бедная фантазия его создателя. Ну серьезно, те самые церемонии, за которые так ратовал Рози, кроме как нелепыми я назвать не могу. Спеть песню на древнем языке, нарядившись в белое платье?... Или станцевать под луной в зеленом облачении?... Что за детский сад? Подобная ерунда способна напугать или заинтриговать разве что начинающего читателя хоррора, но никак не человека хотя бы минимально знакомого с жанром по соответствующим книгам и фильмам. Блин, да наверняка в том же 1984-м году, когда роман увидел свет, ритуалы, придуманные Клайном, выглядели смехотворно. Чего уж там говорить про современность.
Ну и раз уж я затронул тему ужаса в «Церемониях», то предупреждаю заранее, что его будет с гулькин нос и в основном он придется на финал истории что, естественно, не может не расстраивать. Конечно, в книге присутствует некоторое напряжение, но оно настолько размыто, что какого-то весомого эффекта на тебя не оказывает. Ты просто плывешь по течению вместе с персонажами к стремительной развязке, которая оставляет тебя в еще большем недоумении и заставляет без перерыва задавать самому себе одни и те же вопросы: и это всё? и ради этого я прошел весь этот длинный путь?
Единственное, за что можно похвалить Клайна — это, как не парадоксально, его красноречие. Подозреваю, что тут есть и заслуга переводчика, но текст «проглатывался» мной довольно бодро и без каких-либо затруднений. Жалко только, что писателю не хватило вдохновения, чтобы уйти от банальщины и выдать что-нибудь действительно оригинальное и захватывающее.
Поэтому мой вердикт такой: если вы любите объемные, неспешные и не очень страшные произведения, то «Церемонии» — определенно ваш выбор. Если же душа требует чего-то драйвового и крипового, то лучше пройти мимо книги стороной. В конце концов всегда можно обратиться к роману «Оно» упомянутого выше Кинга. Там сюжет о вселенском зле, периодически вторгающемся в повседневную жизнь людей, раскрыт в разы ярче и увлекательнее.
йокумон, 22 августа 2020 г.
Эта книга была у меня в планах покупок несколько лет, с тех пор как я о ней услышал. Но в последнее время, посмотрев оценки и прочтя отзывы я чего-то засомневался, и решил для начала прочесть и составить собственное мнение, — покупать или не стОит. Ну и вот, немного попиратствовав, и потратив три дня на чтение решил — можно покупать. Но так же можно и не покупать)). Это определенно НЕ Лавкрафт, скорее похоже на Рэмси Кэмпбелла, что для меня тоже не является недостатком. Спокойное , обстоятельное, — но тем не менее с атмосферой и нарастанием напряжения, — повествование в классическом стиле. Начав читать с некоторим скепсисом я скоро втянулся, и чем дальше тем мне становилось интереснее. На сюжете останавливаться не буду. Недостатки — слишком медленное развитие ситуации, и главное, — малосимпатичные персонажи, ни с одним из которих не хотелось себя ассоциировать. Но, честно скажем, посмотрев вокруг мы как раз и увидем в большинстве таких вот малосимпатичных, всех со своими недостатками «персонажей», так что тут автор вовсе не погрешил против истины, скорее наоборот. В общем роман ничего так, а финал довольно банальный, хотя и не совсем плох.
Rovdyr, 9 апреля 2021 г.
В качестве важной преамбулы к отзыву отмечу, что в основу романа Теодора Клайна «Церемонии» положена его повесть «The Events at Poroth Farm», в которой рассказывается, как преподаватель колледжа готовится к занятиям следующего семестра в сельской глуши и читает книги в жанре хоррор. При этом он читает книги классиков готической литературы и постепенно сверхъестественный ужас начинает окружать его в действительности. Эту повесть я не читал, но интуиция подсказывает, что она была бы гораздо предпочтительнее «Церемоний», в которых сюжет ушел слишком далеко от «Событий на ферме Поротов», и ушел не в лучшую сторону, да еще и в кратно увеличившемся объеме произведения.
Элементов авантюрности, интриги, драматизма, саспенса и хоррора для таких широких рамок в романе явно недостаточно.
«Церемонии» активно ссылаются на новеллу Артура Мейчена «Белые люди» (что изначально меня подкупило, ибо это произведение я считаю бесспорным шедевром), но довольно скоро в процессе чтения стало ясно, что книга Клайна сравнения не выдерживает. «Белые люди» — утонченная, идеально выстроенная и в высшей степени убедительная история магического вовлечения в грех и зло невинной девочки-подростка из валлийского захолустья второй половины XIX века. «Церемонии» оказались «объективацией» сексуальности (или похоти, если смотреть под ракурсом бесстыдства) и женской физиологии, поданной под мистическим соусом.
Для церемонии — а конкретнее, для оплодотворения дхолом — главная героиня выбрана по причине ее физиологической (подчеркиваю) девственности. И это обстоятельство породило у меня несколько вопросов.
Во-первых, неужели для дхола (внеземного существа) может иметь какое-то значение, кого оплодотворить — девственницу или нет?
Во-вторых, даже если это имеет значение, то почему была выбрана именно эта девушка? Никаких внятных мотивов в изложении автора я не уловил. Странно выглядит то, как главный злодей путем многочисленных ухищрений добивается того, чтобы на оплодотворение в штат Нью-Джерси была доставлена жительница Нью-Йорка. [Справедливости ради признаю, что в той части сюжета, что могла пролить свет на мотивацию злодея, я попросту запутался].
В-третьих, почему вообще придано такое значение телесной девственности? Это фактор чисто человеческий, социальный, демографический. И может существовать огромная разница между целомудрием тела и целомудрием сознания, которую превосходно обозначил во втором «Восставшем из ада» Пинхед, говоря, что «нас вызывают не руки, а сердца». Повторю, что я совершенно не понял, почему все же была выбрана главная героиня, в сознании которой (кстати, и не только ее) тема секса на протяжении романа крутилась столь часто, что порой это было даже забавно, вот только сие ощущение никак не совместимо с чтением мистики высокого уровня (как «Белые люди»).
Но мне все же не хотелось бы в отзыве только на плохом. Несомненным достоинством романа я посчитал то, что большая часть действия происходит на ферме Поротов (той самой, что фигурирует в ставшей основой «Церемоний» повести), которая является частью провинциальной общины — своеобразной смеси ветхозаветной религии с хтоническими обрядами. Кроме того, понравились эпизоды «аномальности», в особенности те, что связаны с животными: например, нашествие змей («земля словно порождала змей» — образ хоть и не особо оригинальный, но получился у автора впечатляюще) или появление у курицы яйца со змеенышем. Жаль, что таких сцен было слишком мало.