Леонид Андреев «Оригинальный человек»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Стоило Семену Васильевичу сказать на банкете: «- А я люблю негритянок!», как все в его жизни изменилось — он стал интересным, ригинальным человеком, о котором можно посудачить столоначальнику и даже припомнить генералу при игре в винт , мол есть у меня токой оригинал. Ну и что, что на самом деле негритянки ему не нравятся...
Входит в:
— «Продолжение следует», 1993 г.
— журнал «Смена № 2, 2008», 2008 г.
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Orand, 12 апреля 2025 г.
Рассказ Леонида Андреева «Оригинальный человек» (1902) — сатирическое исследование конфликта между социальной маской и внутренней сущностью. Центральный сюжет строится вокруг мелкого чиновника Семена Васильевича Котельникова, чья неосторожная фраза «А я люблю негритянок!» на банкете превращает его в местную знаменитость, хотя в действительности он равнодушен к этому «экзотическому» предпочтению.
Герой, получив статус «оригинального человека», вынужден поддерживать этот образ ради карьеры и признания. Его жизнь становится цепью компромиссов: он отказывается от любви к другой девушке, терпит насмешки и даже перед смертью повторяет роковую фразу. Андреев подчеркивает абсурдность ситуации: подлинная индивидуальность приносится в жертву сиюминутному социальному успеху. Как отмечают критики, это «гоголевский образ мелкого чиновника», чья «оригинальность» — лишь иллюзия, порожденная общественным любопытством.
Рассказ обнажает механизмы формирования «публичного Я». Окружающие, включая начальство, поощряют ложь Котельникова, превращая его жизнь в спектакль. Даже после смерти героя вспоминают не как человека, а как курьез.
Андреевский социум показан как система, где подлинность заменяется игрой в исключительность, а конформизм маскируется под нонконформизм.
Андреев сочетает реалистичную детализацию (описание веснушек Котельникова, похожих на «грязные брызги от резиновой шины») с символистской иронией. Повторяющаяся фраза о «негритянках» приобретает лейтмотивный характер, подчеркивая фатальную неспособность героя вырваться из роли. Горький, высоко оценивший рассказ, назвал его «сатирой на болванов», что отражает обличительный пафос произведения.
Парадокс, раскрытый Андреевым, остается актуальным: стремление к оригинальности часто оборачивается новой формой конформизма. Как отмечают современные интерпретаторы, история Котельникова перекликается с эпохой социальных сетей, где «имидж» нередко заменяет подлинную идентичность. Рассказ предупреждает: попытки угодить чужим ожиданиям ведут к экзистенциальной пустоте, где «оригинальность» становится тюрьмой для личности.
Renat Asadullin, 3 августа 2013 г.
Еще один рассказ Андреева о вечных проблемах «маленького человека». Перед нами предстаёт почти гоголевский образ мелкого чиновника с малодушной и жалкой душонкой, которого никто даже не замечал. Получив однажды, чисто случайно, репутацию «большого оригинала», он цепляется за неё, стараясь соответствовать своему образу, несмотря на все тяготы жизни «оригинального человека»..
В широком смысле, это рассказ о том, как общественное мнение формирует образ жизни обывателя. Мы часто хотим казаться окружающим лучше, умнее, оригинальнее, чем есть на самом деле. Создаём этакого «публичного Я», специально для окружающих. А что за этим скрывается? Нелюбовь к себе, страх и отсутствие самодостаточности. А главного героя жалко — отвергнув единственное светлое в своей жизни — любовь к Насте, он прожил скучную и тягостную жизнь, полную лжи и показухи. И хоть его и вспоминали после смерти, но стоило ли оно того? Да и ведь тот, о ком вспоминали, не был Семёном Васильевичем. «Оригинальный человек» был просто его выдумкой, его затянувшимся враньём.
И хоть рассказ далеко не лучший из андреевских, но затрагиваемая проблема актуальна во все времена, и потому его прочтение не будет лишним.
Стронций 88, 27 сентября 2009 г.
Притча о том, как одно слово может изменить человеческую жизнь. Одна фраза, сказанная чтоб эпатировать публику, может привлечь внимание господ и поставить клеймо, и уж это клеймо будет формировать ваше будущее до его смертного исхода. Иногда такое случается и в жизни, пусть не в таких формах, но всё же… Следите за своими словами!