Кир Булычев «Секрет чёрного камня»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
Великие открытия просто так не делаются. Ученые думают, рассуждают, взвешивают и, в конце концов, приходят к какому-то выводу. А бывают великие открытия, сделанные по ошибке. Так случилось и с девочкой Алисой Селезневой, которая будет жить в самом конце 21 века...
Отдельно публиковались: переработанный фрагмент восьмой главы под названием «Камень-ребус»; первая половина повести в переработанном и сокращенном виде под названием «Звездный дракончик».
В произведение входит:
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Алиса Селезнёва»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 147
Активный словарный запас: крайне низкий (2208 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 49 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 52%, что гораздо выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 6 июня 2024 г.
Очень неуклюжая и нелепая история, пытающаяся быть антимилитаристкой и гуманистической. В принципе, всё начало и середина неплохи и даже интересны — детективно-приключенческая часть удалась, хоть Милодар с Корой и выглядят пятым колесом. Но когда герои прибывают на воюющую планету... Ну, честно, это показалось мне глупостью ещё в 9 лет. Я сам считаю себя гуманистом и пацифистом, но вырос таким уж точно не благодаря «Секрету чёрного камня». И нет, я понимаю, что как и зачем пытался сказать автор, но оно вступает в настолько сильное противоречие со здравым смыслом, что вызывает обратный эффект.
Во-первых, из детей выходят максимально бесполезные и никчёмные солдаты. Капризные, недисциплинированные и т.д. Да, были случаи военного применения маленьких детей в Африке, но там им максимум давали дешёвый автомат, не доверяя хоть сколько-то нибудь сложную технику.
Во-вторых, обученный пилот-шофёр-оператор всегда важней и ценней управляемой им техники. В годы Великой Отечественной у СССР не было никаких проблем максимально быстро тысячами клепать пусть не самые лучшие, но вполне боеспособные самолёты. А вот с обучением пилотов были критические проблемы и не раз сотни истребителей без толка стояли в ангарах просто потому, что не было обученного экипажа. Да что пилоты, даже в самые страшные месяцы 1941-го новобранцев-пехотинцев старались не бросать в бой, пока они не пройдут хотя бы трёхмесячный минимальный курс подготовки.
В-третьих, зверски обидно за фразу про генералов, которые не погибают в сражениях. Типо они все такие трусы и в бой не вступают. Ватутин, Кирпонос, Черняховский, Качалов и многое-многие другие передают пламенный привет «историку» Можейко и писателю Булычёву.
В общем, последняя часть книги вышла на удивление халтурной. И дописывал автор её явно впопыхах, что подтверждает и финальная дивизия роялей в кустах и в целом скомканный финал.
tolstyi1010, 6 августа 2018 г.
К Земле летит корабль «Улыбка», на борту которого восемьдесят два ребенка с планеты Павлония, и на который нападает большой звездный дракончик. И теперь через 16 часов корабль переварится в животе дракончика и весь экипаж погибнет. Только Алиса Селезнева с симферопольской бабушкой могут помочь. Дети спасены, и в награду спасатели дарят отцу Алисы черный камень. Алиса берется разгадать его тайну.
Книга явно написана для детей. Но откуда в детское книге сравнение пены в кислотном озере брюха большого звездного дракончика со светлой пеной в темном пиве? И почему Алиса такая знаменитая? Не помню я человека, который бы ходил и записывал приключения Алисы. Сама она не стала бы про них рассказывать. Зачем здесь волшебство симферопольской бабушки? В 21 веке, когда люди летают в космос также легко, как я езжу в деревню, есть волшебники? Серьезно? И опять это путешествие в Легендарную Эпоху через Институт времени. Как же Заповедник сказок с директором Иван Ивановичем? Почему про него все забыли? И какое волшебное слово нужно сказать ковру-самолету, чтобы он взлетел, если раньше Алиса свободно на нем летала? Где описание различных рас, которое были почти в каждом произведении про Алису? Как выглядят павлонийский дети, как выглядят генералы? Такое чувство, что все они похожи на людей, но этого не может быть. И что это за превращение людей в камни? В 21 веке прямо расцвет волшебства. И зачем было вводить персонаж Остапа? Почему Булычев в более поздних произведениях все чаще ссылается на фильм «Гостья из будущего»? И робота Вертера ввел, и Остап оказывается после просмотра этого фильма, в будущее попал. А я то все думал, где все пропавшие люди, а они оказываются тоже выследили сотрудника Института времени и оказались в будущем. Что за планета на которой шла война между детьми? Для чего нужна война? Почему компот одних превращает в камень, а других в лягушек? Где вообще логика? К данному произведению еще много вопросов, но зачем их все перечислять, если и так понятно, что Булычев писал это не для удовольствия, а для заработка.
Произведение, которое начиналось как детское, постепенно скатилось в бред. Я всегда говорил, что цикл про Алису нужно было закончить на произведении «Подземная лодка», хотя и там много несуразностей. Самое слабое произведение про Алису. Жаль. Книги данного цикла с удовольствием читал в детстве, и читаю сейчас. Но для меня цикл закончился на «Подземной лодке».
URRRiy, 6 августа 2017 г.
Всё смешалось в этом произведении — звездный дракончик — пожиратель звездолетов, работоторговцы-похитители детей, волшебный эликсир, подлые маршалы-генералы на отсталой планете, заблудившийся путешественник во времени Остап Нетудыхата — достойный гражданин своей незалежной страны, и конечно Алиса, Пашка Гераскин и комиссар Милодар.
Вроде бы есть и приключения, и юмор, и идейные императивы, но нет у произведения цельности. Непонятно, кто предполагался в качестве читателя — ребенок многое не поймет, подростку станет скучно от детского стиля, для взрослых очевиден рваный сюжет и самоповторы автора, что никак не вдохновляет на рекомендацию для собственных детей.
Книга, написанная с приемлемым качеством, но без вдохновения, интересна только для полноты коллекции про Алису Селезневу.
god54, 10 сентября 2012 г.
Прочитал и еще раз отметил, что поздний Булычев и поздняя Алиса потеряли свое очарование. А в этом произведении это проявилось особенно отчетливо ибо оно распадается на две части. Начало красивое, увлекательное, а концовка мрачная, с элементами политики. Попытка смешать детское и взрослое, Алису и Кору и добавить Милодара, мне кажется, испортило впечатление. Куда-то исчезла детская непосредственность, ожидание чуда, необычных приключений, радости, доброты.
elent, 14 июля 2006 г.
Так одного ине поняла: почему камень, притягивая меч, совершенно не реагировал на остальное железо? Законы физики не действовали?