Марсель Паньоль «Манон, хозяйка источников»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
DarkJack, 4 октября 2023 г.
Такое ощущение, что автор, написав первый роман и придумав к нему неожиданный, в некотором роде даже удивительный финал, не мог придумать как свести одно с другим. В итоге вышел роман на экологическую тему, при этом ощутимо слабее первого. Провальным его не назвать, но уровня первого он не достигает совсем. Сюжет стал просто менее интересен. Уже нет яркого главного героя из первой части, а героиня не так ярко прописана, антагонисты совсем уведены на второй план. А потому не покидает ощущение искусственности развязки, которая занимает всего около полутора страниц. Ради которой нужно прочитать всю книгу. Та же беда и с экранизацией. Героя Депардье уже нет, а прекрасная Эмманюэль Беар, при всём к ней уважении (снова точное попадание актрисы в роль), была молода и не смогла одна вынести весь фильм на себе. Первый роман — 7, второй — 5. Итого — 6 баллов
strannik102, 8 июня 2022 г.
Потому, что без воды и ни туды, и ни сюды!
Пьют и звери, и скоты, И деревья, и цветы, — Даже мухи без воды — И ни туды и ни сюды! (Песенка водовоза» из х/ф «Волга-Волга»)
Такие романы, как эта дилогия (а по сути один роман, просто разделенный на две части) как раз и доказывают, что из под рук искусного писателя даже довольно бесхитростные истории выходят в отличном качестве. Потому что Паньолю (Marcel Pagnol) удалось зацепить читательское внимание с самых первых строк и абзацев и не растерять затем это внимание до самых последних не то что страниц — абзацев и даже предложений. Хотя сама история довольно банальна и безыскусна. И полностью принадлежит тем временам, о которых идёт в ней речь.
А вот характеры персонажей и героев автором выписаны вполне оригинальные, выпуклые, а некоторые так и вообще почти что гоголевские и салтыков-щедринские. И при этом автор искусно и умело плетёт интригу, и читатель сначала гадает, удастся ли задуманное Жаном, сумеет ли он победить природу и сломить сопротивление людей, и Паньоль постоянно качает весы событий, склоняя их то в одну сторону, то в другую.
А потом уже на передний план выходит судьба малышки Манон и вновь мы внимательно следим за теми событиями, которые разворачиваются в связи с ней и вокруг неё, и даже в сомнительных с точки зрения морали местах не решаемся осудить её поступок, совершённый из чувства мести. И конечно же предполагаем, что и в личной жизни Манон всё должно сложиться именно так, как и на что намекает автор ещё в середине рассказа, но всё-таки допускаем, что автор припрятал какую-то каверзу в этом месте.
Но главная каверза и интрига всё-таки открывается всем участникам этой житейско-бытовой деревенской истории (а также читателям) в самых последних главах, а затем уже и абзацах книги. И вот такой финал уже был внезапен и неожиданен, браво, автор!
Твёрдо намерен посмотреть фильмы, снятые по этой дилогии, благо вариант с переводом на русский в доступе.