Кир Булычев «Подземная лодка»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Полая Земля, путешествия под землю | Путешествие к особой цели | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература
В школе дали задание на каникулы — совершить необычное путешествие. Алиса и её друг Пашка на уникальном корабле попадают в подземное королевство, которое населяют странные существа.
Напечатано в журнале Юный Техник №6,7,8,9 за 1989 год — в сокращении, далее — полный вариант без существенных изменений.
Опубликован комикс под названием «Четырехглазый»
Входит в:
— цикл «Алиса Селезнёва»
— журнал «Юный техник 1989'06», 1989 г.
— антологию «Мир приключений, 1990», 1990 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 78
Активный словарный запас: очень низкий (2342 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 56%, что гораздо выше среднего (37%)
- /языки:
- русский (17), украинский (1), китайский (1)
- /тип:
- книги (18), периодика (1)
- /перевод:
- Е. Литвиненко (1), В. Чжичун (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 22 ноября 2023 г.
А вот уже и первое откровенное разочарование после восторженных детских воспоминаний. Нет, мне по прежнему очень нравится тематика «полой Земли» и исследования глубин планеты, да и кузнец-толстяк всё такой же харизматичный. Но на этом все хорошие впечатления заканчиваются. Какие к чёрту, гномы, неандертальцы, драконы и тролли на глубине почти тысячи километров? Это уже даже не сказка, а ахинея. Гераскин выглядит просто запредельно унылым и бесячим нытиком, а главный квест, по факту, выполняют не герои, а армады божественых роялей из кустов. Да и антисоветская пропаганда настолько тупа и примитивна, что даже раздражение вызывает только потому, что в условиях нынешнего времени, подобные пасквили против советского прошлого выглядят особо наивными и тупыми. Я искренне поражаюсь, что кто-то умудряется в наивных политических агитках Булычёва видеть какие-то серьёзные разговоры, взрослые темы и поучительные выводы.
sergej210477, 3 декабря 2024 г.
На мой взгляд, не лучшая повесть про приключения Алисы Селезнёвой.
С каждой новой книжкой этого цикла, К. Булычев всё больше и больше разбавляет приключения политикой.
Опять Пашка с Алисой устраивают очередную революцию. Эта компания уже свергала диктатуры и тирании на Земле прошлого, в затонувшей Атлантиде, на других планетах и астероидах. Вот, теперь, уже добралась по подземных недр.
Нет, уже, как-то, мне надоедает такая однообразная схема: прибыли, попали в плен, сбежали, подняли восстание, ура, ура, почта и телеграф захвачены, злое правительство (или правитель) свергнут.
Да, пишет К. Булычев ярко. Юмор хорош. Но, из книги в книгу, путешествуют одни и те же статичные герои, одни и те же самоповторы сюжета.
Прочитал не без интереса, но, по сравнению с лучшими книгами про Алису, эта повесть выглядит бледно.
arey951, 11 сентября 2020 г.
Честно говоря, от аннотации да и от первых глав повести я ожидал совершенно другого, но...
Вышло весьма увлекательное и щедрое на события повествование, резко переходящее в некую тоталитарную антиутопию, которую можно считать то ли данью памяти Оруэллу, то ли калькой на советский строй (которую автор и создал тогда, когда этот самый советский строй уже дышал на ладан и цензура никого не трогала). Во всяком случае трудовое общество, доносы всех на всех, еда по талонам, жесточайшие чекисты в лице троллей и голубых обезьян, идеологические лозунги и плакаты на каждом шагу, а также культ личности вождя, проникающий так глубоко в общественное сознание, что местные жители даже плохие сны стараются не видеть, (ведь это нарушает пункт правил Порядка) отсылают ко второму варианту.
Читается легко и даже как-то незаметно. Немного простоватое и незамысловатое, не слишком уж заморачивается с деталями, но это и ни сколько не омрачает достоинств подростковой и юношеской литературы.
Однако ожидал все же гораздо большего. На мой взгляд, тематику непосредственно путешествия в недра земли повесть совсем не раскрывает. Слишком уж серьезный акцент делается на социальных проблемах сказочного общества... Опять же огромное нагромождение самых несочетающихся элементов (гномы и неандертальцы, к примеру), что порождает чувство чрезмерного абсурда.
Впрочем, впечатления, скорее, положительные, нежели отрицательные. Прочитать явно стоит хотя бы ради того, чтобы приятно и незаметно скоротать холодный осенний вечер.
lammik, 8 декабря 2017 г.
Семиклассники московской биологической школы в качестве дипломного задания должны были описать необыкновенное путешествие. Пашка Гераскин уговорил Алису путешествовать вместе. И не куда-нибудь, а под землю на специальной подземной лодке, изобретённой и созданной кузнецом Семёном Ивановичем. Создавал её тот в надежде, что с помощью этой лодки сможет отыскать своего брата Гарольда, пропавшего в пещере 20 лет тому назад. Алиса и Пашка отправились сквозь земную толщу, в мир, который оказался полон жизни. По пути им встретились неандартальцы, гномы, лемуры (совсем не с Мадагаскара) и тролли (совсем не из Интернета). Друзья победили ужасного тирана Четырёхглазого и вернули брата Гарольда брату Семёну.
Во-первых, это не «чисто детское произведение», по сути оно вообще не детское. За сказочным антуражем скрывается политическая сатира позднеперестроечного периода. Волна разоблачений культа личности, пороков плановой экономики и прочих язв социализма не обошла стороной творчества Кира Булычева, чему свидетельством служат «Подземная лодка» и некоторые произведения из цикла о Гусляре того же периода.
Во-вторых, писатель повторяется. В «Гай-до» уже была революция и свержение тирана, только там всё было гораздо изящнее и все эти сатирические ингридиенты не портили вкус основного блюда — атмосферы цикла «Алиса», ради глотка которой мы и читаем эти книги, уже не будучи детьми.
rrq64k, 24 января 2016 г.
Авторский сборник: Город без памяти — Подземная лодка (Альфа-книга, 2015 г. Большая иллюстрированная серия)
- вторая повесть сборника никуда не годится. То есть она никуда не годится, во-первых, в рамках цикла, а во-вторых, сама по себе, о чём — далее. Алиса закончила 7-й класс. Коммунистическое будущее, все люди – братья, и вдруг Гарольд Иванович, выродок рода человеческого. Гномы, тролли, лемуры, какие-то еще непонятные подземные жители – не фантастика. Сказка. Подземная лодка... Первое, что приходит на ум — «Победители недр» (1937) Гр. Адамова. Я думаю, что издатели принуждали писать Булычева про Алису, сомневаясь, что какие-то другие персонажи смогут привлечь к себе такое же внимание. Вот он и стряпал повестушку за повестушкой, впихивая в цикл все более менее подходящие сюжеты, не удосуживаясь как следует даже разработать их. А может и сам халтурил. Хотите Алиску – получите. Еще из минусов – какие-то все злодеи у него одинаковые, мелкотравчатые и несерьезные. Таких и побеждать-то не интересно. Год написания 1989. Ну и отсюда явственный антисталинский настрой повести, лишь слегка закамуфлированный. И всё дальше от исходного мира девочки с Земли, который был так хорош вначале.
В целом же, цикл абсолютно не продуман и совершенно отчетливо делится на два подцикла – фантастический и сказочный.
tolstyi1010, 25 мая 2018 г.
Алиса и Пашка отправляются под землю, чтобы найти давно потерянного брата кузнеца Семена, энтомолога Гарольда, который 20 лет назад спустился в подземную пещеру для изучения неизвестных науке насекомых. Для этого путешествия Семен построил уникальную подземную лодку. Сначала все шло хорошо, но затем нашим юным путешественникам начали встречаться подземные обитатели: охотник и гномы, и все они боятся фотографии Гарольда и говорят про царство Четырехглазого.
По сравнению с предыдущими книгами про Алису, эта очень сильно уступает. Мы уже видели тиранов в предыдущих книгах, и там они были поинтереснее (повести «Гай-до» и «Заповедник сказок»). Гномов мы тоже уже встречали, и они один в один взяты из цикла «Заповедник сказок», только там они были сказочными существами, а здесь наши, родные, только им пришлось спуститься жить под землю. Очень данная книга похожа на «Заповедник сказок».
К тому же явственно чувствуется политический контекст рассказа. Взрослеет Алиса, взрослеют и ее книги. Теперь уже нет наивных рассказов типа «Пропавшие гости», теперь здесь тираны, пытки и убийства. Но все равно это Кир Булычев, и это Алиса, а значит читать нужно самому, и своим детям. Где они еще научатся доброте и справедливости если не здесь, вместе с Алисой и ее друзьями.
dmsl, 10 марта 2012 г.
Читал в «Юном технике». Учился в 9-ом классе и поэтому был сильно разочарован. Уже были читаны Стругацкие и, конечно, простенький «детский» стиль не пленял. Да и сюжет оказался без сюрпризов. А ведь ещё несколькими годами ранее «Тайна третьей планеты» в телевизоре была праздником, «Гостья из будущего» сносила крышу, как тяжёлый наркотик, «Лиловый шар» и «Планета Пять-Четыре» в «Пионерке» читались «на ура». За «Девочку с Земли» можно было душу продать, искал эту книгу, как величайшее сокровище, но она была недосягаема. Родителям надо вовремя снабжать такими книгами своих чад, период их восприятия быстро проходит, но коли уж повезло их прочесть в нужном возрасте — впечатления на всю жизнь.
god54, 13 апреля 2012 г.
Конечно, это чисто детское произведение, а с учетом года издания дополнительно под завязку наполнено политикой. Однако в целом написано очень неплохо, динамичный сюжет, интересные герои, почти сказочные приключения, поучительные выводы и увлекательное чтение.
Советник, 26 декабря 2008 г.
Не могу удержаться оставить свой краткий комментарий к этой книге :) Прочитав «Подземную лодку» я пребывал в некотором удивлении, здесь как нигде раньше детским автором затрагивались вопросы политические и социальные (тяжелая жизнь трудовых гномов и ранги служащих-лемуров). Считаю, что данное произведение очень полезно для юных читателей, как, своего рода, окно во взрослую жизнь. Остальное — просто бесподобно, главное ухватить суть. Высший балл
Цинник, 18 апреля 2007 г.
Последнее хорошее произведение про Алису. Дальше началась ахинея (за редким исключением). Что касаеться идеи подземных путешествий, то она не нова. А вот очередная революция в исполнении Алисы меня порадовала.
Viktorrr, 8 ноября 2006 г.
Читал очень давно в Журнале «Юный техник». Помню — нравилось, ждал следующего выпуска с нетерпением.
Автору — вечная наша читательская память.
Assard, 29 июля 2007 г.
Мне эта книга как и весь цикл нравится..а путешествие под землю это круто!!!