Борис Левандовский «Бабай»
- Жанры/поджанры: Мистика | Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор | Современный психологический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Фантастические существа (Демоны, черти )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Переезд в новую, благоустроенную и просторную квартиру. Радость? Далеко не всегда. Ведь в новой квартире можно обнаружить и другого жильца. Жильца, несущего смерть. Жильца, приходящего ночью. Бабая...
Законченный в 2001 г., в 2005 г. роман выходил в переводе на украинский под названием «Бабай».
Для русского издания 2008 г. текст заново отредактирован и дополнен.
В поддержку книги запущен сайт:
Входит в:
— сборник «Бабай», 2005 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Leeuwenhoek, 23 июля 2023 г.
Я прочитал «Бабай» и некоторые другие произведения Левандовского уже давно. Его произведения, в частности «Бабай» меня поразили настолько, что я запомнил фамилию автора и частенько в интернете посматривал: что он еще написал новенького и как он вообще..
Так получилось, что я многое помню из детства.. И вот эти истории мне очень близки, как и все те детские страхи, которые уснули где-то в глубине моей памяти. Но всё то же самое. Тот же самый ужасный подвал в пятиэтажке, припавшие пылью, заброшенные детские игрушки, хранящие память о детях, которые жили тут до нас (почему игрушки брошены в подвале..? что стало с детьми..?). Тот же самый ужас под диваном, под кроватью, на кухне ночью… Внезапное осознание страшной особенности дома, который вроде бы родной, но! вентиляционные каналы в кухне, ванной и туалете идут напрямую в этот самый ПОДВАЛ!
Автор очень точно передал все мои личные детские страхи, мысли и стремление их преодолеть. Только вот если со мной все произошло счастливо и хорошо: я победил свои детские страхи, то в этой книге всё происходит по восходящей.. И самое главное так и ждешь, когда же взрослые вмешаются и все рассыпется само собой. Но, о ужас, ничего не рассыпается!!!
Я читаю комментарии.. Многие проводят аналогии со Стивеном Кингом… Если не читать Стивена Кинга для кого-то преступление, то я его совершил. Хотя для меня это не преступление. Я просто не читал его. Левандовского читал, а Стивена Кинга — нет. Так вышло. Уверены ли комментаторы, что Левандовский его читал? Какой самобытности и неповторимости от Левандовского комментаторы требуют?? Кто из них встречал в последнее время хоть один фильм ужасов или «хоррор» не похожий ни на какие другие??? Всё уже где-то было! И почти не осталось страха. Разве только омерзение может заставить выключить фильм, где авторы от недостатка идей переусердствуют в спецэффектах.
Дело не в том что Кинг прошелся по этой теме.. Важно чтобы у автора появилась свежесть и свой угол зрения на то, что разумеется уже у кого-то было. Было, было, но люди хотят еще! И будут хотеть еще. Иначе что же получается.., раз был Стивен Кинг, Роберт Рождественский, Сальвадор Дали, да что там.. сам Вася Пупкин, то другим можно уже не рождаться??? Нет ребяты-демократы! Пусть будут другие! И пусть всё повторится, но на новом витке..
У Левандовского мне и понравилась эта его авторская свежесть и схожесть с моей личной детской историей. Вроде бы и выдумка всё! Но правдивая выдумка. От сердца, а не от перца. Благодарен ему за эмоции, за напоминание о том далёком времени, в котором жил маленький мальчик. Жил в своём детском мире, со своими радостями и страхами.
Желаю Борису Левандовскому творить, не обращая внимание ни на негатив комментариев, ни на Стивена Кинга, ни на самого Васю Пупкина!
Здоровья! Исполнения желаний!
moshehecht, 29 июня 2017 г.
Мне понравилось. Такой простой и всем понятный ужастик про Буку. Никакой сложной зауми, философского подтекста, нудных диалогов и описаний. Есть ребенок, есть монстр, есть его родители, и есть противостояние семьи и чудовища. Помню, давным-давно, видел я по телевизору мультсериал «Настоящие охотники за привидениями». В одной из его серий было как раз, про ночного монстра — Бугимэна (это английский аналог Буки, или Бабая), который по ночам вылезал из порталов в стенных шкафах, и пугал детей. Так вот, мне кажется, что Левандовский явно написал «Бабая» не без влияния этого мультика, мне, кстати, до сих пор, нравящегося.
URRRiy, 30 мая 2018 г.
Не Стивен Кинг, не Олег Кожин, но все же, немного на хоррор похоже. Неплохой вариант ужастика для читателей юношеского возраста — не для детей, поскольку есть эпизоды «не для детей», а для взрослых — очевидна непропорциональность могучести и результата действий монстра ( классика — «от него кровопролитиев ожидали, а он чижика съел» (с.)) и сугубая упрощенность основной идеи.
Тем не менее, написано с душой, почти со слезой, есть даже элемент потустороннего мира, образы социальных антагонистов (чудовищ в человеческом облике, впрочем не особо убедительные), а также реконструкция ощущений и поведения восьмилетнегот парнишки — вполне приемлемая.
Как итог — нормальный вариант для расслабления сознания.
sergej210477, 26 мая 2016 г.
А мне книга понравилась. Это, конечно, по-моему, не совсем не классика жанра. Страшного там мало. Скорее, роман читается как некие юмористические страшилки. Очень напоминает рассказы Р. Стайна. т.е. детские истории, рассказанные у костра. Поэтому, наверное, сравнивать с Кингом, или другими мастерами, эту книгу несерьезно.
И не роман это, а повесть. И язык слишком простоват. Образы героев неглубокие. Нет атмосферы ужаса, мрака, безъисходности.
Книга напомнила мне роман Идиатуллина «Убыр 2. Никто не умеет». Мальчишка там также шутя мочит монстров, от которых бегал весь первый роман.
Но не смотря на все эти недостатки, книга получилась лёгкая, интересная. Простое развлекательное чтение. Прочитал и забыл.
Alex Fear, 11 апреля 2013 г.
Много хочу сказать об этом творении Левандовского, да вот только времени жалко...
Нет, не могу держать в себе, всё-таки выскажусь.
Что в этой книге хорошего? Начнём с этого. Итак, первое: книгу легко читать. Ээ, всё.
Что в книге плохого? О, это уже тянет на длинную лекцию, но я постараюсь сократить её насколько возможно.
Значит, начнём с текста. Написан роман плохо. Язык неинтересный, примитивный синтаксис и ужасные нелады с правилами написания диалогов. Почему-то такое я встречаю в большинстве у русскоязычных писателей: «- Ну, куда поставим твою кровать? — положил большую ладонь Назару на плечо отец». Не понимаю, что трудного после прямой речи персонажа добавить «сказал он», а уж потом ложить большую ладонь на плечо или что там было... Ладно, дальше. То, что роман является расширенной версией рассказа Стивена Кинга «Бугимэн», видимо, никто не заметил. Что ещё? Неправдоподобие. Эти Шутливые Оборотни (определение неплохое, но и только) в больнице чуть не убили меня. Финальная битва Отца семейства и Бабая выглядит настолько пафосно и бредово, что читать её даже и не смешно, не то что страшно. Ну и напоследок — слишком много лишних слов, словно автор хотел растянуть повесть до размеров романа, а для этого ему пришлось пустить в ход всякие штучки вроде надписей в ящиках, которые в книге занимают аж несколько страниц.
Фу, что-то я устал ругаться. Но иначе не получается. Я бы мог, конечно, подобно Левандовскому, превратить сей отзыв в роман, но не думаю, что хоть кто-то тогда станет его читать.
Всё, пока.
Pickman, 11 декабря 2008 г.
Даже странно, что эта книга появилась только сейчас — то, о чем в ней рассказывается, близко и понятно каждому из нас (ну или почти каждому — все-таки воображением люди наделены не в равной мере). В западной литературе ужасов ребенок и его страхи — гость не редкий. У нас хоррор еще только развивается, поэтому не все ниши пока заняты, не все темы исследованы. Борис Левандовский, пожалуй, один из первопроходцев. И, в отличие от Колумба, он пришел туда, куда хотел: путешествие в «таинственное государство», имя которому «Детство», состоялось.
В книге чувствуется след Стивена Кинга (а где он не чувствуется?), но все-таки «Бабай» — не история об американском ребенке, перелицованная на украинский (действие происходит в Киеве) лад. Все реалии знакомы до боли, и сюжет развивается в них вполне естественно.
«Бабай» — это роман о детях для взрослых (а иногда кажется, что наоборот), который легко и приятно читать. Возможно, Идею Идей вы здесь и не найдете, но книга вас развлечет... и напомнит о маленьком человечке, которым вы когда-то были. А с ним — намекает нам Левандовский — связи лучше не терять...
Вертер де Гёте, 17 апреля 2011 г.
Любители «страшной литературы» давно уже ждут появления самобытного русского «хоррора». И в этом смысле на роман Левандовского я возлагал определённые надежды: все мы родом из детства и детские страхи, получившие материальное воплощение должны быть интересны многим. Увы, но роман оказался весьма средним по уровню. Качественный «хоррор» для меня — это прежде всего высокая степень сопереживания персонажам, эмоциональная разрядка, позволяющая «проветрить» все самые потаённые уголки сознания. Здесь же герои остались всего лишь героями страшилки про Бабая, трудно воспринимать их реальными людьми. А главное — автор так и не определился с возрастной аудиторией своего произведения — если это написано для взрослых, то слишком простовато, если для детей, то фривольные шуточки и кровавые сцены не совсем к месту. Бросаются в глаза ляпы, о которые уже писали предыдущие рецензенты. Не могу назвать «Бабая» откровенной неудачей — всё-таки читается он легко и местами даже вызывает интерес, но хотелось бы чего-то большего, чем раздутая до размеров небольшого романа детская страшилка, созданная по образцам подростковых голливудских ужастиков.
mastino, 27 августа 2010 г.
Итак, жуткий ужастик «Бабай».
Не ужасно
Не страшно
Не интересно
Книжка про детсткие страхи написанная скорее для взрослых, но детским языком.
Очень жаль, что для знакомства с творчеством Левандовского я избрал именно эту книгу. Потому как, вряд ли я захочу потратить время на какую то другую его книгу. Почему? Сейчас попробую пояснить.
Книга оказалась достаточно примитивной, и наполненной если не ляпами, то моментами вызывающими недоумение и смех. Если книга писалась для детей — то непонятно наличие в ней моментов, скорее предназначенных для взрослого читателя. Если она написана для взрослых — то непонятно, почему она написана настолько примитивным, и каким то детско — наивным языком.
По большому счету, книжка представляет собой не вполне удачный пересказ детсадовских страшилок, и попытки как то украсить и улучшить эти примитивные страшилки оказалась неудачной.
Ну, а финал, так вообще вызвал смех своей неуклюжестью и примитивностью
Герои не имеют оттенков. Все они сделаны либо из белого , либо из черного картона. И несмотря на поопытки их оживить — ничего путного из этого не вышло. Они так и не стали людьми. Так и остались персонажами страшилки.
Итог. Скучновато — примитивное произведение, явно не стоящее потраченного на него времени.
В который раз моя попытка познакомиться с каким то ярким представителем отечественного хоррора окончилась неудачей. Так и не вижу, за исключением Дашкова, людей, способных составить конкуренцию Кингу, и иже с ним. Увы...
Сноу, 22 августа 2009 г.
Собственно, «Бабай» можно записывать в «мальчишечьи ужасы». Книга не жуткая, как, скажем, «Оно», но атмосферой и манерой повествования аккурат из этого поджанра хоррора.
Главный герой — мальчик. Настоящий. Это особенно важно, поскольку часто в таких книгах дети — это взрослые под личиной ребенка. В «Бабае» не так. Герою веришь.
Над репликой «венерологу своему покажешь» смеялся долго. Здорово!
basil97, 29 декабря 2008 г.
Эта книга стала одной из самых любимых, прочитанных мной. По-моему для этого произведения оценки 10 не достаточно. 10+ — вот это в самый раз! «Бабай» написан не трудным, доступным языком, что, мне честно говоря понравилось. А не понравилось мне то, что автор очень рано раскрывает интригу. Почти в конце, когда нарастает напряжение, когда был разгар битвы с Тем, Кто Стучит По Трубам ,когда ещё было совсем не ясно, будет ли побеждён Лохматый Бука, или нет... И в этом месте, неуместная фраза, раскрывающая дальнейшую судьбу главного героя: «Двадцать один год спустя, работая над своей первой книгой...» и.т. д.
Ну вот зачем надо было это делать?!
Но в общем — Потрясающе!!! Теперь я, даже когда насмотрюсь ужастиков на ночь, не боюсь БАБАЯ! Потому что знаю (мой папа уверяет, что книга написана по реальным событиям), что ЕГО уже давным-давно нет.