Стенли Вейнбаум «Новый Адам»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Становление/взросление героя | Изобретения и научные исследования | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Эдмонд Холл родился со странной генетической аномалией, наделившей его четырехфаланговыми длинными пальцами и одновременно могучим «двойным» интеллектом, физической силой и гипнотическими способностями. С самого детства и до самой смерти Эдмонд пытается адаптироваться к социуму и найти свое место в этом мире, ощущая себя то сверхчеловеком, то антихристом, то мутантом, то новым видом homo sapiens...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
keellorenz, 17 марта 2023 г.
«Новый Адам» Вейнбаума писался параллельно со «Странным Джоном» Стэплдона и они похожи, как родные братья, хотя имеют разную концепцию. Стэпллон анализировал общество через мутанта-сверхчеловека, родившегося и страдающего в мире простых людей, а Вейнбаум наоборот — анализирует человека через наделение его свойствами мутанта. Поэтому его герою сочувствия и понимания больше: читатель проходит с ним путь от юности до смерти (с испытаниями через науку,бизнес и даруемую ими власть ) и как бы ищет смысл жизни с оглядкой на «космическую точку зрения». И тот и другой герой приходит в итоге к умиротворению (у Вейнбаума — через любовь к женщинам) , что видно говорит о Вейнбауме как о человеке : для простого работника кинотеатра (с образованием химика) уютный мирок семейного счастья оказался пределом, а отношения с женщинами лучше и безопаснее работы по ядерному проекту (от облучения радиацией во время экспериментов главный герой и умер). Для сравнения- у потомка епископа Стэплдона с дипломом Оксфорда мутант-человек ставил себе цели планетарного масштаба, вставляя личную жизнь в книгу своей судьбы как закладку в книжку. Стэплдон заставляет страдать, думать и метаться все Человечество своей книгой, Вейнбаум же — конкретного атомизированного читателя-человека. По итогу скажу, что книга Вейнбаума — высококлассный роман , превосходящий вообще всю американскую (не путать с британской) научную фантастику того времени и больше похожий на американскую мэйнстримную прозу 20…30 годов. Немного напоминает Лавкрафта по языку, стилю и энциклопедическому изучению любого факта , который описывается в тексте. Удивительно, ведь другие произведения Вейнбаума откровенно слабые и ни в какое сравнение не идут с «Новым Адамом». Из Вейнбаума вышел бы второй Стэплдон или Хайнлайн, или Бредбери , проживи он подольше, так как глубокие познания в науке у него сочетались с великолепным талантом романиста.
P.s. Для справки фантлаба замечу, что это второй мой отзыв на данный роман. Первый встроен в базовую статью — а туда попал из журнальной публикации.
P.p.s. Вряд ли Вейнбаум читал «Странного Джона» Стэплдона, так как год издания и год его смерти — 1935. С другой стороны совпадение просто поразительное.
zvezdochet2009, 22 мая 2023 г.
Роман Стэнли Вейнбаума «Новый Адам» — это история о Сверхчеловеке.
Проблема Сверхчеловека глубоко разрабатывалась еще со второй половины 19 века небезызвестными авторами вроде Достоевского и Ницше, и получила извращенные представления уже в первой половине 20 века, после чего на какое-то время ушла в разряд маргинальных и опасных: слишком много захотело этими сверхлюдьми быть. Поскольку в западной фантастике в Золотой век ее становления запретных тем практически не было, к этой идее обратилось несколько авторов: интересно, что параллельно с Вейнбаумом над своим романом «Странный Джон» работал англичанин Олаф Стэплдон.
Что касается Вейнбаума, его судьба сложилась трагически: слишком ранняя смерть лишила человечество возможно многих ненаписанных шедевров.
Сюжет романа посвящен жизни и исканиям Эдмонда Холла, рожденного со странной аномалией: во-первых, у него четырех-суставчатые пальцы, похожие на змеиное тело, а во-вторых, у него в голове спокойно действуют две личности, то есть он способен параллельно решать две и более задач, и это не безумие. Уникальность и непохожесть Холла на других людей предопределяет всю его жизнь, которая будет посвящена поискам смысла существования, постижению загадок любви и ненависти, человеческого общества, материи и вселенной. Здесь Вейнбаум отходит от стандартных сюжетов, излюбленных фантастами 1940-х годов – динамичных приключений, сражений, поединков и прочих pulp-штучек, которые так нравились потребителям «низкой» литературы, каковой являлась в то время фантастика, — и строит произведение как неспешный байопик (биографию), насыщая действие исканиями героя.
Тем самым Вейнбаум поднимает текст до художественного уровня Большой литературы и превращает историю о Сверхчеловеке в настоящую драму, где ставится масса непростых вопросов – от проблемы отношения двух человеческих видов до личного счастья. Действительно, даже обычные люди не всегда понимают, в чем счастье, а каково оно для создания вроде Эдмонда? Постижение всех загадок мироздания? Основание новой расы сверхлюдей? Если бы все было так просто…
Роман странным образом резонирует с прозой Ф.С. Фитцджеральда в части того, как одиночка показан на фоне праздной толпы и ее развлечений, в части отношений, выстраиваемых между ним и обычными людьми, и образованного естественного контраста между двумя видами. Интересно, что Вейнбаум не стал прибегать к традиционному в таких историях сюжетному ходу типа травли – ведь люди склонны не просто отторгать, а унижать любого, кто не похож на них. Холла никто не преследует, не пытается уничтожить. Нет, все обстоит наоборот; Холл чувствует абсолютное превосходство над людьми, свою власть и мощь над ними, и кроме того, вовсе не горит желанием избавиться от своего Дара или Проклятия – его занимают проблемы другого, более высокого порядка. Хорошо показана дилемма Власти – возможность реализовать свой потенциал любым способом и легко подчинить себе все человечество.
Но невозможно быть Сверхчеловеком и не быть под влиянием обычных людей – в герое еще очень много человеческого, хотя он и сам не готов себе в этом признаваться. И на этом противоречии – желании быть свободным, но фактической зависимости – и строится основной конфликт. Серьезно дополняет центральную тему и художественный прием со стихами. В романе вообще много поэзии, и это опять необычно для фантастики. Вейнбаум как бы предлагает нам осмыслить реальность с точки зрения сверх-разума – ощутить всю несокрушимую мощь и возможности, но при этом тотальное одиночество, понять протяженность времени и опасность лишнего знания, способного привести неразвитое человечество к гибели.
Сверхчеловек – не гений, не урод, он не человек, а следующая ступень в его развитии. Значит, нечто бесконечно чуждое, навсегда чужое, непостижимое. Как непостижимым будет разум человека для обезьяны, сколько бы она ни силилась его понять. Однако суровая правда в том, что перед лицом бесконечности бывают одинаково конечны все формы жизни и все разумные твари. В этом плане финал романа логичен и совершенно естественен.
По факту «Новый Адам» — блестящая философская фантастика, где через метафору сверхчеловеческого исследуется человек со всеми его пороками и достоинствами.
vam-1970, 21 января 2024 г.
Прочитав этот роман, понял всю силу таланта писателя. Теперь для меня фамилия Вейнбаум будет означать талант рано ушедший из жизни к сожалению и утерянные замыслы писателя. Это ЛИТЕРАТУРА!
Роман о вундеркинде , если коротко. Очень редкий сюжет. Всем нам пришлось (ну может большинству) пришлось в жизни учиться в школе или в вузе с талантливыми соучениками. Из наблюдений за ними — если я долго решал трудную задачу, то они её решали мгновенно. Что-то в их мозгах работает по другому- науке неизвестно. Но если я всё-таки эту задачу в конце концов решал успешно, то многие даже не знали как к ней подступиться -а у них что с мозгами?. Мне пришлось дружить в вузе с таким гением и наблюдать его процесс мышления, но внутренний мир таких людней нам неизвестен. Как они себя чувствуют среди нас , стоящих по развитию ума на ступень, а то на две, ниже их. Сочувствие, превосходство? Автор потратил на такое описание целый роман. Здесь более реализма , чем фантастики. Фантазия? Да, она есть, но в малых допущениях.
И ещё одна мысль слегка мелькнула у автора -что такие гении в своей массе идут на смену всему человечеству нынешнему. Вот я и задумался -а как это произойдет? Вероятно, такая программа уже заложена в генетике человека -смена вида- просто ждет времени, как такая же программа ждала в генетике исчезнувших видов в палеонтологической истории планеты. Виды вдруг уступали место другим видам, но ведь фауна и флора не исчезли совсем, как думают некоторые, в результате катастроф.
Сильный роман -элитарная фантастика.
validity, 4 апреля 2020 г.
Роман меня удивил. Такой мощной литературы а-ля Достоевский я в фантастике и не припомню. Куда там Лем, Стругацкие и тем более поздний Хайнлайн. Они — мыслители, а у Вейнбаума — Литература. Никак не ожидал я такого замечательного текста от фактически забытого писателя-фантаста 30-х годов. Но вот логика фантастического содержания, фантастических идей — даже обсуждать не хочется. В итоге получается поразительная вещь — книга в художественном отношении бесспорно отличная, но как фантастика — плохая. Если Вы хотите погрузиться в экзистенциальные мысли мятущегося человека, которого никто не хочет и не может понять — эта книга для Вас, но если Вы любитель фантастики и хотите что-то почерпнуть для ума или развлечь его — не читайте данный роман, уму он ничего не даст.
Очень жаль, что Вейнбаум умер в 33 года. Даже трудно себе представить, какой вклад он внёс бы в научную фантастику, проживи хотя бы ещё лет десять.
sherlok, 30 июня 2018 г.
Разочарование недели... Роман о мутанте, который умеет разделять собственное сознание, превзошел в науках всех ученых Земли и силой мысли может управлять простыми человеками.
С подобными себе мутантами ГГ общаться не желает, женщины-мутантки ему в постели скучны, свой же сын не вызывает никакого интереса («убей этого урода» — бросает ГГ матери сына). В «Куколках» Уиндема у мутантов, умевших мысленно общаться, ближе себе подобных не было никого, и это понятно. Наш же ГГ отвергает общество равных себе, и ради чего? Не ради идеи, или там любви... Всего лишь ради секса. Да-да, ну вот полюбил он это нехитрое дело!
Интенсивные занятия сексом с некой слабой на передок молодой американской леди приводят ГГ к истощению и ранней смерти. Этот нехитрый сюжет щедро разбавлен размышлениями автора о «жизни, вселенной и всего-всего». Категорически не советую к прочтению.
god54, 25 октября 2019 г.
Роман, который все моё существо не хочет, не может и не желает относить к фантастике. Ибо нет в нём её. Тяжело говорить это по отношению к неординарному по идее и прекрасному по тексту произведению. Автор провел глубокое исследование сущности человека, который не такой, как все, а потому и финал вполне закономерен — ему не место в этом мире обычных, серых, недалёких человеком. Он не сверхчеловек, но он считает себя таковым, и в этом его трагедия. Мятущийся дух, не знающий покоя, не нашедший истины и цели, обречён... Всё прекрасно в романе, но любовная линия слишком увлекла автора и затмила фантастику, те элементы, которые и делают существо сверхчеловеком... Эта грань оказалась практически не исследована...
A.Catsman, 22 ноября 2016 г.
Очень необычный роман. Своего рода шедевр. Напоминает Фицджеральда с фантастическими добавлением. Удивляет, что написан в то время, когда фантастика
была в основном совсем иной. Да, и литературно, конечно, книга превосходит многие заметные образцы, того же Ван Вогта, довольно топорного стилиста. А с чем особенно его сравнить — даже и не знаю. Видимо, Вейнбаум был писателем с очень мощным потенциалом, и
как знать, что бы он еще мог написать, если бы прожил не столь незаслуженно короткую жизнь
duke, 17 декабря 2008 г.
Удивительная книга. Будучи написанной в далеком 1935 году, она настолько же обогнала свое время, как и главный персонаж романа, Эдмонд Холл, «обогнал» весь род человеческий. Тема, связанная с так называемым «сверхчеловеком», отнюдь не нова. И если начинается этот роман вполне обыденно, то уже через несколько десятков страниц становится понятно, что «Новый Адам» — это нечто, выходящее за рамки развлекательного жанра. Философский контекст начинает преобладать над сюжетом. Последний, кстати, развивается совершенно непредсказуемо и предугадать, что будет происходить на следующей странице – попросту невозможно.
Краткий перечень тем, затрагиваемых в романе, выглядит примерно так: антихрист, квантовая физика, природа Времени, эволюция человеческого вида, война как способ решения социальных проблем и т.д. И все это на фоне нетривиальной и нечеловеческой (в прямом значении этого слова) любовной истории, следить за которой было безумно интересно, и финал которой меня удивил.
Отдельно хочется сказать про язык и перевод. Язык превосходен и несколько напоминает лавкрафтовский, только отсутствуют архаизмы и «тяжеловесности». А местами настолько поэтичный и образный, что напоминает какую-нибудь эпическую поэму. Переводчик не подкачал, за это ему (А. Полуде) – огромное читательское спасибо.
Вообще, Стэнли Вейнбаум – писатель, обделенный вниманием не только у нас, но и на родине. Хочется надеяться, что справедливость когда-нибудь восторжествует, и наши издатели, наконец, выпустят всего Вейнбаума, тем более, что за свою короткую жизнь он написал всего-то около трех десятков произведений, большинство из которых рассказы. И всё им написанное вполне уместилось бы в двух не особо толстых томах. А тем, кто еще не знаком с творчеством писателя, рекомендую начать знакомство именно с этого романа. На мой взгляд, это его лучшее произведение.
alex1970, 15 октября 2012 г.
Очень хороший роман, скорее философский с фантастическими допущениями, чем то, что принято называть фантастикой
Тема сверхчеловека здесь решается не в ницшесианском ключе. Необычный человек просто хочет быть счастлив. И эта простая цель ему, который может практически все, недоступна. А что значат все его возможности, если он не может получить то единственное, что действительно хочет?
Яркие образы (в смысле, характеры прописаны тщательно и очень сложны).
Почему то роман напомнил мне «Чужак в чужой стране» (настроением наверное)
Oswald, 23 декабря 2009 г.
Удивительно было читать и сознавать, что перед тобой один из ярчайших образцов гуманитарной фантастики, созданный в годы, когда этой самой фантастики в её нынешнем понимании и не было. В «Новом Адаме» затронуты столь серьёзные темы, что его можно назвать произведением общелитературного уровня. Причем не только по содержанию, но и по своим литературным достоинствам. Если не принимать во внимание несколько нелепый в наше время фантастический антураж, вроде атомного разрушителя и полемики с Эйнштейном и Уэллсом, то в сухом остатке видны действительно важные в любые времена общечеловеческие вопросы.
В романе, словно в зеркале отразились многие проблемы, волновавшие не только отдельных людей, но, пожалуй и целые слои общества западных стран в то время. Здесь и идея сверхчеловека, занимающая центральную позицию, и, предчувствие близкой войны и даже прогнозы перспектив развития ядерной энергетики… Словом объёмистый ворох проблем, но в центре – человек. С виду – сверхчеловек, но… так ли это на самом деле? Что в действительности его создало: природа или отчуждение от других людей, воспринимавших его инакость как уродство? Да, он настоящий гений, на много порядков опередивший своё время и его нравы, но по сути своей тоже не более, чем просто одинокий и отвергнутый всеми человек. И две этих противоположных по своему укладу сущности борются в нём на протяжении романа с переменным успехом, что находит отражение в его любовных метаниях и мучительной необходимости выбора между двумя женщинами. Обычной девушкой и женщиной, подобной ему. Причём исход борьбы остаётся неясным до самого конца. Финал, такой неожиданный и непредсказуемый одним махом разрубает этот гордиев узел, но вместо одного разрешённого вопроса, возникает другой: а кто из них двоих победил, человек или сверхчеловек? Мощнейший внутренний конфликт между тем, кто сеть Эдмонд Холл на самом деле и тем кем он хотел бы стать остаётся неразрешённым… И вместе с тем, читателю даже в голову не придёт домысливать какой-то другой финал. Потому что именно такой исход закономерен и единственно возможен. Ни проигравших, ни победителей…
Интересно, что помимо Сары Маддокс, как бы на периферии действия существует ещё несколько существ её породы, но для автора они абсолютно абстрактны и удостоились лишь мимолётного напоминания, чтобы за ключевой точкой действия не забылась та скрытая угроза, какую они из себя представляют. Но вот что по-настоящему важно, так это то, что не меньшую угрозу они представляют и для себя. Пример самого Эдмонда Холла весьма красноречивое тому свидетельство. Человек, лишившийся человечности, перестаёт быть таковым. Он просто обречён на саморазрушение, как и Эдмонд Холл.