Стенли Вейнбаум «Новый Адам»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Сверхъестественные способности, супергерои | Становление/взросление героя | Изобретения и научные исследования | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Эдмонд Холл родился со странной генетической аномалией, наделившей его четырехфаланговыми длинными пальцами и одновременно могучим «двойным» интеллектом, физической силой и гипнотическими способностями. С самого детства и до самой смерти Эдмонд пытается адаптироваться к социуму и найти свое место в этом мире, ощущая себя то сверхчеловеком, то антихристом, то мутантом, то новым видом homo sapiens...
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
duke, 17 декабря 2008 г.
Удивительная книга. Будучи написанной в далеком 1935 году, она настолько же обогнала свое время, как и главный персонаж романа, Эдмонд Холл, «обогнал» весь род человеческий. Тема, связанная с так называемым «сверхчеловеком», отнюдь не нова. И если начинается этот роман вполне обыденно, то уже через несколько десятков страниц становится понятно, что «Новый Адам» — это нечто, выходящее за рамки развлекательного жанра. Философский контекст начинает преобладать над сюжетом. Последний, кстати, развивается совершенно непредсказуемо и предугадать, что будет происходить на следующей странице – попросту невозможно.
Краткий перечень тем, затрагиваемых в романе, выглядит примерно так: антихрист, квантовая физика, природа Времени, эволюция человеческого вида, война как способ решения социальных проблем и т.д. И все это на фоне нетривиальной и нечеловеческой (в прямом значении этого слова) любовной истории, следить за которой было безумно интересно, и финал которой меня удивил.
Отдельно хочется сказать про язык и перевод. Язык превосходен и несколько напоминает лавкрафтовский, только отсутствуют архаизмы и «тяжеловесности». А местами настолько поэтичный и образный, что напоминает какую-нибудь эпическую поэму. Переводчик не подкачал, за это ему (А. Полуде) – огромное читательское спасибо.
Вообще, Стэнли Вейнбаум – писатель, обделенный вниманием не только у нас, но и на родине. Хочется надеяться, что справедливость когда-нибудь восторжествует, и наши издатели, наконец, выпустят всего Вейнбаума, тем более, что за свою короткую жизнь он написал всего-то около трех десятков произведений, большинство из которых рассказы. И всё им написанное вполне уместилось бы в двух не особо толстых томах. А тем, кто еще не знаком с творчеством писателя, рекомендую начать знакомство именно с этого романа. На мой взгляд, это его лучшее произведение.
vam-1970, 21 января 2024 г.
Прочитав этот роман, понял всю силу таланта писателя. Теперь для меня фамилия Вейнбаум будет означать талант рано ушедший из жизни к сожалению и утерянные замыслы писателя. Это ЛИТЕРАТУРА!
Роман о вундеркинде , если коротко. Очень редкий сюжет. Всем нам пришлось (ну может большинству) пришлось в жизни учиться в школе или в вузе с талантливыми соучениками. Из наблюдений за ними — если я долго решал трудную задачу, то они её решали мгновенно. Что-то в их мозгах работает по другому- науке неизвестно. Но если я всё-таки эту задачу в конце концов решал успешно, то многие даже не знали как к ней подступиться -а у них что с мозгами?. Мне пришлось дружить в вузе с таким гением и наблюдать его процесс мышления, но внутренний мир таких людней нам неизвестен. Как они себя чувствуют среди нас , стоящих по развитию ума на ступень, а то на две, ниже их. Сочувствие, превосходство? Автор потратил на такое описание целый роман. Здесь более реализма , чем фантастики. Фантазия? Да, она есть, но в малых допущениях.
И ещё одна мысль слегка мелькнула у автора -что такие гении в своей массе идут на смену всему человечеству нынешнему. Вот я и задумался -а как это произойдет? Вероятно, такая программа уже заложена в генетике человека -смена вида- просто ждет времени, как такая же программа ждала в генетике исчезнувших видов в палеонтологической истории планеты. Виды вдруг уступали место другим видам, но ведь фауна и флора не исчезли совсем, как думают некоторые, в результате катастроф.
Сильный роман -элитарная фантастика.
Oswald, 23 декабря 2009 г.
Удивительно было читать и сознавать, что перед тобой один из ярчайших образцов гуманитарной фантастики, созданный в годы, когда этой самой фантастики в её нынешнем понимании и не было. В «Новом Адаме» затронуты столь серьёзные темы, что его можно назвать произведением общелитературного уровня. Причем не только по содержанию, но и по своим литературным достоинствам. Если не принимать во внимание несколько нелепый в наше время фантастический антураж, вроде атомного разрушителя и полемики с Эйнштейном и Уэллсом, то в сухом остатке видны действительно важные в любые времена общечеловеческие вопросы.
В романе, словно в зеркале отразились многие проблемы, волновавшие не только отдельных людей, но, пожалуй и целые слои общества западных стран в то время. Здесь и идея сверхчеловека, занимающая центральную позицию, и, предчувствие близкой войны и даже прогнозы перспектив развития ядерной энергетики… Словом объёмистый ворох проблем, но в центре – человек. С виду – сверхчеловек, но… так ли это на самом деле? Что в действительности его создало: природа или отчуждение от других людей, воспринимавших его инакость как уродство? Да, он настоящий гений, на много порядков опередивший своё время и его нравы, но по сути своей тоже не более, чем просто одинокий и отвергнутый всеми человек. И две этих противоположных по своему укладу сущности борются в нём на протяжении романа с переменным успехом, что находит отражение в его любовных метаниях и мучительной необходимости выбора между двумя женщинами. Обычной девушкой и женщиной, подобной ему. Причём исход борьбы остаётся неясным до самого конца. Финал, такой неожиданный и непредсказуемый одним махом разрубает этот гордиев узел, но вместо одного разрешённого вопроса, возникает другой: а кто из них двоих победил, человек или сверхчеловек? Мощнейший внутренний конфликт между тем, кто сеть Эдмонд Холл на самом деле и тем кем он хотел бы стать остаётся неразрешённым… И вместе с тем, читателю даже в голову не придёт домысливать какой-то другой финал. Потому что именно такой исход закономерен и единственно возможен. Ни проигравших, ни победителей…
Интересно, что помимо Сары Маддокс, как бы на периферии действия существует ещё несколько существ её породы, но для автора они абсолютно абстрактны и удостоились лишь мимолётного напоминания, чтобы за ключевой точкой действия не забылась та скрытая угроза, какую они из себя представляют. Но вот что по-настоящему важно, так это то, что не меньшую угрозу они представляют и для себя. Пример самого Эдмонда Холла весьма красноречивое тому свидетельство. Человек, лишившийся человечности, перестаёт быть таковым. Он просто обречён на саморазрушение, как и Эдмонд Холл.
zvezdochet2009, 22 мая 2023 г.
Роман Стэнли Вейнбаума «Новый Адам» — это история о Сверхчеловеке.
Проблема Сверхчеловека глубоко разрабатывалась еще со второй половины 19 века небезызвестными авторами вроде Достоевского и Ницше, и получила извращенные представления уже в первой половине 20 века, после чего на какое-то время ушла в разряд маргинальных и опасных: слишком много захотело этими сверхлюдьми быть. Поскольку в западной фантастике в Золотой век ее становления запретных тем практически не было, к этой идее обратилось несколько авторов: интересно, что параллельно с Вейнбаумом над своим романом «Странный Джон» работал англичанин Олаф Стэплдон.
Что касается Вейнбаума, его судьба сложилась трагически: слишком ранняя смерть лишила человечество возможно многих ненаписанных шедевров.
Сюжет романа посвящен жизни и исканиям Эдмонда Холла, рожденного со странной аномалией: во-первых, у него четырех-суставчатые пальцы, похожие на змеиное тело, а во-вторых, у него в голове спокойно действуют две личности, то есть он способен параллельно решать две и более задач, и это не безумие. Уникальность и непохожесть Холла на других людей предопределяет всю его жизнь, которая будет посвящена поискам смысла существования, постижению загадок любви и ненависти, человеческого общества, материи и вселенной. Здесь Вейнбаум отходит от стандартных сюжетов, излюбленных фантастами 1940-х годов – динамичных приключений, сражений, поединков и прочих pulp-штучек, которые так нравились потребителям «низкой» литературы, каковой являлась в то время фантастика, — и строит произведение как неспешный байопик (биографию), насыщая действие исканиями героя.
Тем самым Вейнбаум поднимает текст до художественного уровня Большой литературы и превращает историю о Сверхчеловеке в настоящую драму, где ставится масса непростых вопросов – от проблемы отношения двух человеческих видов до личного счастья. Действительно, даже обычные люди не всегда понимают, в чем счастье, а каково оно для создания вроде Эдмонда? Постижение всех загадок мироздания? Основание новой расы сверхлюдей? Если бы все было так просто…
Роман странным образом резонирует с прозой Ф.С. Фитцджеральда в части того, как одиночка показан на фоне праздной толпы и ее развлечений, в части отношений, выстраиваемых между ним и обычными людьми, и образованного естественного контраста между двумя видами. Интересно, что Вейнбаум не стал прибегать к традиционному в таких историях сюжетному ходу типа травли – ведь люди склонны не просто отторгать, а унижать любого, кто не похож на них. Холла никто не преследует, не пытается уничтожить. Нет, все обстоит наоборот; Холл чувствует абсолютное превосходство над людьми, свою власть и мощь над ними, и кроме того, вовсе не горит желанием избавиться от своего Дара или Проклятия – его занимают проблемы другого, более высокого порядка. Хорошо показана дилемма Власти – возможность реализовать свой потенциал любым способом и легко подчинить себе все человечество.
Но невозможно быть Сверхчеловеком и не быть под влиянием обычных людей – в герое еще очень много человеческого, хотя он и сам не готов себе в этом признаваться. И на этом противоречии – желании быть свободным, но фактической зависимости – и строится основной конфликт. Серьезно дополняет центральную тему и художественный прием со стихами. В романе вообще много поэзии, и это опять необычно для фантастики. Вейнбаум как бы предлагает нам осмыслить реальность с точки зрения сверх-разума – ощутить всю несокрушимую мощь и возможности, но при этом тотальное одиночество, понять протяженность времени и опасность лишнего знания, способного привести неразвитое человечество к гибели.
Сверхчеловек – не гений, не урод, он не человек, а следующая ступень в его развитии. Значит, нечто бесконечно чуждое, навсегда чужое, непостижимое. Как непостижимым будет разум человека для обезьяны, сколько бы она ни силилась его понять. Однако суровая правда в том, что перед лицом бесконечности бывают одинаково конечны все формы жизни и все разумные твари. В этом плане финал романа логичен и совершенно естественен.
По факту «Новый Адам» — блестящая философская фантастика, где через метафору сверхчеловеческого исследуется человек со всеми его пороками и достоинствами.
keellorenz, 17 марта 2023 г.
«Новый Адам» Вейнбаума писался параллельно со «Странным Джоном» Стэплдона и они похожи, как родные братья, хотя имеют разную концепцию. Стэпллон анализировал общество через мутанта-сверхчеловека, родившегося и страдающего в мире простых людей, а Вейнбаум наоборот — анализирует человека через наделение его свойствами мутанта. Поэтому его герою сочувствия и понимания больше: читатель проходит с ним путь от юности до смерти (с испытаниями через науку,бизнес и даруемую ими власть ) и как бы ищет смысл жизни с оглядкой на «космическую точку зрения». И тот и другой герой приходит в итоге к умиротворению (у Вейнбаума — через любовь к женщинам) , что видно говорит о Вейнбауме как о человеке : для простого работника кинотеатра (с образованием химика) уютный мирок семейного счастья оказался пределом, а отношения с женщинами лучше и безопаснее работы по ядерному проекту (от облучения радиацией во время экспериментов главный герой и умер). Для сравнения- у потомка епископа Стэплдона с дипломом Оксфорда мутант-человек ставил себе цели планетарного масштаба, вставляя личную жизнь в книгу своей судьбы как закладку в книжку. Стэплдон заставляет страдать, думать и метаться все Человечество своей книгой, Вейнбаум же — конкретного атомизированного читателя-человека. По итогу скажу, что книга Вейнбаума — высококлассный роман , превосходящий вообще всю американскую (не путать с британской) научную фантастику того времени и больше похожий на американскую мэйнстримную прозу 20…30 годов. Немного напоминает Лавкрафта по языку, стилю и энциклопедическому изучению любого факта , который описывается в тексте. Удивительно, ведь другие произведения Вейнбаума откровенно слабые и ни в какое сравнение не идут с «Новым Адамом». Из Вейнбаума вышел бы второй Стэплдон или Хайнлайн, или Бредбери , проживи он подольше, так как глубокие познания в науке у него сочетались с великолепным талантом романиста.
P.s. Для справки фантлаба замечу, что это второй мой отзыв на данный роман. Первый встроен в базовую статью — а туда попал из журнальной публикации.
P.p.s. Вряд ли Вейнбаум читал «Странного Джона» Стэплдона, так как год издания и год его смерти — 1935. С другой стороны совпадение просто поразительное.
validity, 4 апреля 2020 г.
Роман меня удивил. Такой мощной литературы а-ля Достоевский я в фантастике и не припомню. Куда там Лем, Стругацкие и тем более поздний Хайнлайн. Они — мыслители, а у Вейнбаума — Литература. Никак не ожидал я такого замечательного текста от фактически забытого писателя-фантаста 30-х годов. Но вот логика фантастического содержания, фантастических идей — даже обсуждать не хочется. В итоге получается поразительная вещь — книга в художественном отношении бесспорно отличная, но как фантастика — плохая. Если Вы хотите погрузиться в экзистенциальные мысли мятущегося человека, которого никто не хочет и не может понять — эта книга для Вас, но если Вы любитель фантастики и хотите что-то почерпнуть для ума или развлечь его — не читайте данный роман, уму он ничего не даст.
Очень жаль, что Вейнбаум умер в 33 года. Даже трудно себе представить, какой вклад он внёс бы в научную фантастику, проживи хотя бы ещё лет десять.
sherlok, 30 июня 2018 г.
Разочарование недели... Роман о мутанте, который умеет разделять собственное сознание, превзошел в науках всех ученых Земли и силой мысли может управлять простыми человеками.
С подобными себе мутантами ГГ общаться не желает, женщины-мутантки ему в постели скучны, свой же сын не вызывает никакого интереса («убей этого урода» — бросает ГГ матери сына). В «Куколках» Уиндема у мутантов, умевших мысленно общаться, ближе себе подобных не было никого, и это понятно. Наш же ГГ отвергает общество равных себе, и ради чего? Не ради идеи, или там любви... Всего лишь ради секса. Да-да, ну вот полюбил он это нехитрое дело!
Интенсивные занятия сексом с некой слабой на передок молодой американской леди приводят ГГ к истощению и ранней смерти. Этот нехитрый сюжет щедро разбавлен размышлениями автора о «жизни, вселенной и всего-всего». Категорически не советую к прочтению.
alex1970, 15 октября 2012 г.
Очень хороший роман, скорее философский с фантастическими допущениями, чем то, что принято называть фантастикой
Тема сверхчеловека здесь решается не в ницшесианском ключе. Необычный человек просто хочет быть счастлив. И эта простая цель ему, который может практически все, недоступна. А что значат все его возможности, если он не может получить то единственное, что действительно хочет?
Яркие образы (в смысле, характеры прописаны тщательно и очень сложны).
Почему то роман напомнил мне «Чужак в чужой стране» (настроением наверное)
A.Catsman, 22 ноября 2016 г.
Очень необычный роман. Своего рода шедевр. Напоминает Фицджеральда с фантастическими добавлением. Удивляет, что написан в то время, когда фантастика
была в основном совсем иной. Да, и литературно, конечно, книга превосходит многие заметные образцы, того же Ван Вогта, довольно топорного стилиста. А с чем особенно его сравнить — даже и не знаю. Видимо, Вейнбаум был писателем с очень мощным потенциалом, и
как знать, что бы он еще мог написать, если бы прожил не столь незаслуженно короткую жизнь
god54, 25 октября 2019 г.
Роман, который все моё существо не хочет, не может и не желает относить к фантастике. Ибо нет в нём её. Тяжело говорить это по отношению к неординарному по идее и прекрасному по тексту произведению. Автор провел глубокое исследование сущности человека, который не такой, как все, а потому и финал вполне закономерен — ему не место в этом мире обычных, серых, недалёких человеком. Он не сверхчеловек, но он считает себя таковым, и в этом его трагедия. Мятущийся дух, не знающий покоя, не нашедший истины и цели, обречён... Всё прекрасно в романе, но любовная линия слишком увлекла автора и затмила фантастику, те элементы, которые и делают существо сверхчеловеком... Эта грань оказалась практически не исследована...