Роберт Чарльз Уилсон «Хронолиты»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Азия (Восточная Азия | Ближний Восток ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
На Землю начали прибывать Хронолиты — монументы из будущего. Все они возвеличивали Куана — некоего будущего правителя. Появление Хронолитов пагубно отразилось на обстановке в мире: мировая экономика рухнула, социальное положение общества стало очень тяжелым, угроза войны становилась все более реальной. Среди молодежи начало образовываться движение куанистов — людей, верящих, что приход Куана изменит мир к лучшему. Но были и те, кто посвятил свою жизнь борьбе с Хронолитами.
Награды и премии:
лауреат |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2002 // Лучший НФ-роман |
Номинации на премии:
номинант |
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2001 // НФ/фэнтези книги - Выбор Редакторов. 10-е место | |
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 2002 // Роман | |
номинант |
Премия «Солнечная вспышка» / Sunburst Award, 2002 | |
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Научная фантастика (Канада) | |
номинант |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2003 // Зарубежный роман (Канада) | |
номинант |
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2004 // Роман, переведённый на французский | |
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2005 // Переводная книга НФ (Канада) | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第43回 (2012) // Переводной роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
scafandr, 17 июля 2024 г.
К «Хронолитам» я присматривался довольно долго. Отзывы на книгу говорили о том, что весело будет вряд ли, а кому-то даже и очень скучно. Когда у тебя куча нечитанной крутой литературы, браться за специфическую как-то не очень интересно. Перебороло меня обещание, что психологических сложностей и моральных терзаний в книге хватает, ведь обычные бытовые человеческие вещи никому не чужды.
Роман начинается с двух основных проблем, которые обрушиваются на голову главного героя, Скотта Уордена. Он уехал жить с семьей на Тайланд, чтобы жить там хипповской жизнью. Вдруг недалеко от места жительства Скотта с небес падает монолит в виде памятника некоему Куану, который, судя по табличке, выиграл сражение на Земле. Это и есть аномальный хронолит, который на самом деле играет фоновую роль. Вторая проблема — это уход жены, которая забирает с собой и дочь. В итоге Скотт остается один на острове, без денег, без жилья и без семьи. Скотт возвращается домой в Штаты, пытается вернуться к нормальной жизни. А хронолиты продолжают падать на Землю в разных частях мира... Любители фантастики конечно же сразу прилипнут к этим самым огромным памятникам из будущего. А это на самом деле обманка. Вместо хронолитов могло быть все, что угодно, чему нет объяснения. Для меня роман характеризуется как наблюдение за поведением людей в экстремальных условиях. Случилось нечто, чему нет объяснения, мир паникует, потом привыкает к этому и начинает даже с ума сходить (образуются секты, кто-то на этом зарабатывает деньги, начинаются непонятные кровавые разборки).
В это время жизнь-то не остановилась, и люди продолжают влюбляться, жениться, заводить детей, бороться с болезнями, думать о летнем отпуске и т.д. и т.п. Все мы иногда задумываемся о конце света и о том, что мы будем в это время делать. И нечто похожее мы уже переживали буквально пару лет назад (да и до сих пор мир все еще «шатается») — коронавирус. Люди массово болели, умирали, но продолжали жить обычной жизнью. Жениться, разводиться, праздновать Рождество, новый год, дни рождения. Скотт Уорден проживает именно такую жизнь. Ему на самом деле эти хронолиты жить не мешают. Просто интересно подъехать поближе да сделать пару снимков. А секретные службы решили, что Скотта с хронолитами связывает нечто большее, поэтому его жизнь пошла немного по-другому пути, чем он ожидал.
Дочь потеряла слух, бывшая жена вышла замуж за какого-то идиота, появились секты, которые боготворят хронолиты, и именно туда попала дочь Скотта.
В целом, «Хронолиты» я бы написал одной картинкой так — уставший от жизни безработный мужчина средних лет сидит на возвышенности с бокалом пива и грустно смотрит на падающий вдалеке с неба кусок камня, который должен приземлиться на лагерь фанатиков-суицидников, сбежавших из дома, чтобы встретить пришествие нового бога. Рядом с мужчиной сидит женщина с короткой прической, опустившая голову вниз. Между пальцами у нее зажата дымящаяся сигарета.
Из минусов — про хронолиты вы не узнаете ничего. Книга не об этом. Странно, правда? Скотт — вялая амеба.
Из плюсов — легко и быстро читается. Психологических измышлений действительно куча.
С оценкой было очень сложно определиться. Роман и правда неоднозначный. Абсолютно не шедевр, но найти кое-что интересное можно. На любителя. 6,5/10.
Andrey22RU, 30 августа 2024 г.
Первое и без сомнения последнее что я прочитал у данного автора. Крайне скучно и нудно подано, сюжет не внятный, ничего не раскрыто, лишь описание никому не интересной, пустой и бессмысленной жизни главного героя. Уверен с этим «писателем» мемуаров мне не по пути. ИМХО.
tapok, 25 марта 2021 г.
Детерминация будущего
***
…когда из ниоткуда появляется первая колонна, которая в будущем получит название «хронолит», наш привычный мир уже перестает быть привычным. Мало того, что хронолит (по сути – памятник) привносит хаос и разруху в место, где он появляется, так еще он является «посылкой» из будущего от некоего Куана. В посылке чётко говорится, что Куан выйдет победителем в войне, которая произойдет через пару десятков лет. Скотт становится одним из первых, кто увидел хронолит. И уж его жизнь это точно изменило.
Вот примерно так выглядит завязка для романа Роберта Чарльза Уилсона «Хронолиты». Звучит неплохо? Вполне. Однако под обложкой «Хронолитов» таится отнюдь не твердая НФ в привычном понимании. Это скорее социальный триллер, для которого НФ – лишь фон. Плохо это или нет? Судя по отзывам и средним оценкам, это скорее плохо, чем хорошо. Возможно, дело в ожидании. Но ожидания-то тоже надо правильно подготавливать.
Итак, в чем же плюсы и минусы данного романа? Из плюсов стоит отметить теоретическую базу. Все эти «тау»-штучки и пространство Калаби-Яу. Ощущается, что автор в теме подкован. Вот только не подкован главный герой – Скотт. А поскольку он тут один ПОВ, он прямо заявляет, что во всем это он не разбирается. Поэтому не ждите внятного объяснения по части НФ. Поэтому плюс это условный. Интересной выглядит концепция влияния на прошлое. Речь про «Лед Минковского», который и становится по итогу краеугольным камнем. В общем, наличие таких идей и концепций – это плюс. Но не реализация.
По части минусов всё будет хуже, чем по части плюсов. Во-первых, это герои. Такой плотный картон, что трудно с чем-то его сравнивать. Чопра – фанатичка, хоть и умная. Скотт – бесхребетный. Все остальные – банальные статисты. Интрига? Уже где-то на середине становится понятно, что тайна хронолитов раскрыта не будет. Акцент смещается на изменения, которые эти самые хронолиты породили в обществе. Сами изменения – это, пожалуй, всё-таки плюс. Довольно любопытно наблюдать за этим. К минусам так же относится композиция и повествовательный стиль. Роман довольно мал по объему, важные события пишутся крупными мазками без мелкой детализации. Порой между событиями происходят огромные пробелы. И не сказать, что это положительно влияет на динамику.
Заключение: роман-хамелеон. Обычно от НФ делает упор на научную составляющую, редко – на социальную. Здесь же Уилсон упирает на изменения в обществе. Сама идея любопытна, но вот реализация – все эти сектанты их непостижимой идеологией, эти «медноголовые» — скучно. Тайна хронолитов так и не раскрывается. Присутствует один твист в самом финале. Но…разве это твист? Сам роман достаточно скучный. Его нельзя назвать совсем неинтересным. Уж идеи-то точно занятные. Но не реализация, увы. Остается надеяться, что другие романы Уилсона (трилогия «Спин», а так же «Слепое озеро») будут поживее. И без какой-то внезапной мимикрии.
6 хронолитов из 10.
Ynona, 26 июня 2023 г.
По всему миру начинают появляться огромные монументы, отмечающие военные победы неизвестного военачальника. То, что начиналось как научная фантастика, вылилось в семейную даму, которая ни к чему так и не привела. Это должна была гонка со временем, чтобы обойти людей, которые уже знают, что вы собираетесь сделать, потому что вы уже это сделали. Каковы будут его последствия для общества? Важная сюжетная линия — та, которая показывает, как мир запутывается в сетях, — сводится к слухам.
Роман очень плохо продуман. Существование и цель Хронолитов никогда полностью не раскрывается. Как они создаются? В сюжете отсутствуют научные детали. Он также включает в себя события, которые никак не влияют на развитие сюжета. Так изнасилование дочери главного героя ни на что не повлияло. Она стала бесплодной. И что? Это никак не отразилось на становлении характера главного героя. Проблема бесплодия и инфекционных заболеваний не раскрыта!..
И главный вопрос... Где становление Куана?..
Роман-разочарование!
primorec, 19 сентября 2017 г.
Сколько раз человеческая история сталкивалась с этим феноменом: когда вроде бы никто не хочет, что бы произошло некое ужасающее событие, но оно все же неминуемо происходит по самому пессимистическому сценарию, какой только можно было представить. Как будто все страхи, все ночные кошмары, все самые нереальные прогнозы концентрируются в негативную энергию, которая вопреки всему- людской воле, науке или историческим тенденциям, разливается по миру, воплощая самые жуткие игры чьего-то воспаленного разума, сметая на своем пути все, что так упорно строили, планировали и достигали. Это как болезнь- от одного к другому- и вот уже эпидемия массового помешательства охватывает мир, заставляя еще некоторое время назад законопослушных и в общем то неплохих людей одобрять, всячески поддерживать и творить немыслимые вещи.
Вспомните, даже в нашей собственной жизни такое случалось. К примеру, в большинстве никто особо не хотел, чтобы рухнул Союз: ведь наши собственные желания не шли дальше набора колбас и сыров на полках магазинов, красивых и весьма полезных вещей и права читать и смотреть, что хотим, и ездить, куда пожелаем. Но припомните то время, как выстраивались события, как неумолимо все шло к трагической для целых поколений развязке. Или почитайте, что происходит сейчас: как то и дело вспыхивают, берутся из ниоткуда какие то непонятные и мелкие идеи, постепенно захватывая умы, вырастая до космических масштабов из пустоты, и вот уже там, где был мир и благополучие- разруха и вражда.
Или возьмем Октябрьскую революцию, столетний юбилей которой отметим всего лишь через пару месяцев. Ведь сейчас как то не принято упоминать о том, что огромные слои общества жаждали краха старой системы, воспевали перемены и приветствовали падение Империи. Никто из них не желал того, что последовало за этим- голода, братоубийственной войны, репрессий, невиданного раскола общества. Но почитаешь историю и поразишься: какой неведомый вирус безумия охватил людей, которые не видели очевидного и не замечали явной угрозы? Но ведь было же, чего уж там.
Вот этому феномену нашего общества и посвящен этот роман. Все остальное- появление из прошлого таинственных Хронолитов, научные теории пространственно-временных полей, личность таинственного Куана- всего лишь фон, повод поговорить о том, что с завидной регулярностью портит нам всем существование. И тут как раз интересна реакция и видение самого обычного обывателя- того самого, чье молчаливое согласие, самоустранение или наоборот активное участие позволяют случиться тому, чего никто не хочет, но оно все же становится неизбежным.
Герой романа- такой обыватель, случайно оказывающийся, нет не в самом эпицентре- там другие, более важные и значимые, а так сторонним наблюдателем, свидетелем знаковых событий. И всю трагическую историю того, как люди не хотели, но допустили, смирившись с судьбой, разрушив попутно свой мир -воспринимаем через его жизнь. По большей части это безвольное плавание по течению реки событий, покорное следование определенным кем-то, когда-то и где-то неизвестным правилам, с редкими вспышками активности и проявления собственной воли, когда опасность угрожает непосредственно ему или его близким. И не стоит осуждать героя: мы все так живем, приспосабливаясь к обстоятельствам, даже не пытаясь их преодолеть.
Роман просто показывает, как это происходит. Как событие/идея/факт вдруг получает подпитку рекламой/пропагандой тех, кто желает получить сиюминутную выгоду, захватывает постепенно умы, внушает идею о неизбежном, начинает распространяться, как вирус, как болезнь, подтачивая здоровье общества, разрушая его структуры, чтобы в результате погубить то, что казалось неизменным и нерушимым.
Как по мне, так это очень показательное и познавательное чтение. Иногда очень обличительное и обидное(взять хотя бы богатых приверженцев куанистов, которые не самые большие приверженцы будущего диктатора, но на всякий случай готовят запасной аэродром). Или узнаваемое и устрашающее(Толпы молодых людей, готовых отдать свои юные жизни за неизвестно что и неизвестно кого, только потому, что хочется, чтобы все было иначе).
И в этом чтении было даже кое- что лишнее- а именно то, о чем многие сожалеют. Не слишком увлекательное чтение, когда практически нет экшена и ярких фантастических деталей, а есть много обыденности и бытовых подробностей. Но знаете, не бывает в реальных историях на эту тему особых приключений, в которых герой получает, что он желает. У простых свидетелей этих событий бывает много страхов, слез, страданий, боли, работы до седьмого пота, сожалений, но не приключений, о которых хотелось бы поведать миру. Не верите? Можете попробовать на себе. Кое-что похожее происходит прямо сейчас, надо только выйти в реальный мир.
arhitecter, 12 сентября 2017 г.
Радует, что роман перевели и издали. За это искренне благодарю. Сам роман, к сожалению, не оправдал ожиданий. В нём практически нет науки, большую часть небольшого текста занимает история жизни и рефлексия главного героя, семейные проблемы. И это могло бы быть здорово и хорошо, но увы — очень поверхностно и посредственно. Тот же «Спин» был написан куда как глубже и умнее. Здесь характеры героев не созданы, а их поступки и мысли набросаны кое-как. Поэтому и сопереживать им невозможно, и никакого драматизма в книге нет. Самоотверженная-учёная-лесбиянка, влюблённый в неё лузер-лаборант, фбровец и друган-барыга-убийца, — вот всё что мы знаем о команде главного героя. Приключения команды тоже довольно ограничены, в книге нет и остросюжетного триллера, которые сейчас в моде. Нет даже финального твиста, хотя автор пытался как-то на этой теме интриговать с середины книги. В принципе, перед нами черновик, а не готовый роман. В тексте есть намётки сюжета, общие схемы персонажей, вкратце обрисованные трансформации общества и фантастическая составляющая. Много семейных переживаний о детях, разводе и проч. По такому черновику можно снять плохой голливудский фильм, да в принципе он на него и смахивает.
MarchingCat, 1 августа 2017 г.
Роман — предСПИН.
О чём это я?
В СПИНе мне хватило всего. И фантастического и драмы судеб персонажей. Перекоса не ощущалось. Всё было гармонично, ощущения на высшие баллы.
«Хронолиты» же... В этом романе вдосталь только судьбы главного героя. Всего остального — недостача. Мне не хватило самих хронолитов и связанных с ними загадок. Мне не хватило воздействия хронолитов на социум — слишком уж всё с этим связанное фоном прошло. Мне не хватило научной фантастики — как технологий, так и этих самых теорий взаимосвязей на гранях теории хаоса. Вот как будто целью романа были не хронолиты, а жизнь центрального персонажа. Ну и Хронолиты сюда тоже попали, да.
А роман хронолиты был написан раньше, чем СПИН. Потому он и предСпин. Авторская разминка. Поиск автором своего Стиля. Да, вот — нашёл, и далее уже был СПИН. С теми же авторскими приёмами, с той же формой подачи материала. Только уже много глубже и более сбалансировано.
Тем не менее, более слабо чем чем что-то очень хорошее — не значит что плохо. Идея Хронолитов и их смысл — великолепны. Судьбы персонажей — без жалости, жёстко, как в жизни. Теория взаимосвязей и видимости совпадений — тоже цепляет.
Я очень доволен проведённым за книгой временем и потому ставлю достаточно высокую оценку.
Но можно было лучше. И нужно было лучше. Много лучше.
Deliann, 9 апреля 2020 г.
После «Спина» «Хронолиты» читаются не так бодро. У романов схожая структура, вот только «Спин», написанный позже, получился интереснее и глубже. И это при том, что сами по себе «Хронолиты» отнюдь не плохие и могут похвастаться и интересной научной идеей, и любопытной концепцией. Не повезло им выйти сильно позже своего более продвинутого «младшего брата». Но тут уж что имеем… А что мы, кстати, имеем?
Скотт – не сильно удачливый молодой человек, проживающий с женой и маленькой дочкой в Тайланде. Неожиданно для себя, Скотт становится свидетелем появления того, что в будущем изменит мир. Это хронолит. Памятник военной победе, которая случится через двадцать лет. Памятник, возникший, словно из неоткуда, и запустивший цепочку изменений всего человеческого общества. В дальнейшем таких памятников будет еще много, но тот первый изменил для Скотта всё.
И нет, это не история хронолитов. Их загадка занимательна, но для повествования не важна. А важным тут является жизнь главного героя, его судьба и его действия. По сути, перед читателем разворачивается социальная драма о человеке в эпоху перемен, который и рад бы остаться в стороне, да вот только изменения подобного масштаба затрагивают всех, и каждого затягивают в свою воронку. Так что, если приобрели книгу в надежде почитать нетривиальную НФ, то, скорее всего, останетесь разочарованными.
Но и по части драмы Уилсон немного не дотянул. Его персонажи в «Спине» были более живыми и вызывали больше сочувствия. Здесь же главный герой ведет свой рассказ очень меланхолично, постоянно плывя по течению, и не всегда принимая достойные решения.
Достаточно тяжелая книга. Тем не менее, о прочтении не жалею, хотя и вряд ли когда-нибудь к ней вернусь.
Green_Bear, 19 июня 2018 г.
Первый Хронолит возник летом 2021 года в Таиланде, вдали от крупных городов, в джунглях провинции Чумпхон. Гигантский монумент выглядел, как гладко отполированный четырехгранный столб с конической вершиной, сделанный из синего и похожего на непрозрачное стекло материала. Всевозможные его исследования — бурение, спектральный и температурный анализ — быстро зашли в тупик. А выбитые на монументе знаки, смесь ломаного мандаринского и упрощенного английского, гласили о завоевании неким Куаном южных земель Таиланда и Малайзии спустя двадцать лет после появления хронолита. Публике вскоре наскучил загадочный обелиск, а ученые тщетно выдвигали гипотезы и гадали, действительно ли монумент прибыл из будущего. Однако в 2022 году шутки закончились. Второй Хронолит своим прибытием разрушил Бангкок, погубив множество людей.
В романе «Хронолиты» Роберт Уилсон использовал ту же самую подачу истории, что и трилогии «Спин», в которой читатель наблюдал за событиями космического масштаба в зеркале жизни обычного человека. Гигантское — из малого. Общественное — через личное. Научное — в повседневном. Получился своеобразный сплав мейнстримной психологической прозы и гуманитарной НФ в планетарном масштабе. Ключевые сцены, научные дискуссии и социальные перемены нанизываются на нитку неспешных мемуаров Скотта Уордена, программиста, чья жизнь оказалась тесно связана с Хронолитами — прибытие первого в Чумпхон, работа в команде исследователей.
Несмотря на наукоподобные рассуждения героев, фактически Уилсон аккуратно жонглирует отдельными терминами из гипотетических теорий, не погружаясь вглубь математических разделов или физических процессов. Немного выдержек из теории струн и теоремы Минковского, философские рассуждения и метафоры — вот материал, на котором воздвигнуты «Хронолиты». А посвящен роман, если отстраниться от психологической линии Скотта и его жизненных перипетий, наглядной иллюстрации феномена «самосбывающегося пророчества» в формате целой планеты. Причина и следствие закручиваются классическим уроборосом, превращая время в зыбкую череду попыток то ли избежать неизбежного, то ли поиска наилучшего выхода среди худших, ведь при любом раскладе провозглашенных Хронолитами побед Куана уже не отменить.
И здесь Уилсон исподволь предлагает читателю критический взгляд на современное общество. Общество, которое наслаждается благами цивилизации, пребывает в комфорте и пресыщении. Однако стоит появиться некоему символу — например, Куану — как монолит спокойствия стремительно покрывается трещинами сомнений, розни, страха и рассыпается на враждующие осколки. Общество терпит поражение даже не перед идеологией или лозунгом — но всего лишь символом, прообразом неизбежных грядущих перемен. Тем печальнее звучат вроде бы счастливые нотки в финале, когда герой любуется на старт космического зонда. Ведь, чтобы совершить новый рывок в развитии, человеческой цивилизации потребовалась опасная угроза, годы упадка, войн и хаоса. Дорогая цена за шаг вверх по лестнице познания, не так ли? Хотелось бы верить, что существует и другой, менее трагичный путь.
Итог: социально-психологический роман с элементами хронооперы.
Artem_Nochkin, 9 апреля 2019 г.
«Хронолиты», написанные в 2001 году, добрались до отечественных книжных магазинов только летом 2017 года и представили собой «невероятно выдающийся» роман в жанре «Твердой Научной Фантастики». Это, если верить официальной информации.
На деле же читателей ожидал достаточно средний текст целиком и полностью посвященный крайне проблемной жизни главного героя, трудности которого находят сами. Ему даже напрягаться не надо (далее немного спойлеров касательно завязки):
- за два дня пока сидел в «кутузке» у глав.героя тяжело заболел единственный ребенок;
- жена, не потратив на поиски благоверного и пары дней, решила свалить на историческую родину вместе с дитём;
- после выхода из рук правопорядка и нескольких месяцев поиска своей семьи, глав.герой обнаруживает благоверную у черта на куличках;
- от чего-то глав.герой во всем винит себя, а жена рада стараться и скорее подает на развод;
- оказывается, что поиски «второй половинки» отняли у глав.героя последние средства и стоили ему единственной нормальной работы;
- глав.герой «весь в слезах и губной помаде» пытается вылезти из долговой ямы, но загоняет себя еще глубже;
- тем временем бывшая супруга выходит замуж за своего босса и подросшая дочка класть хотела на своего биологического отца;
- на выручку глав.герою приходит «старый друг», по совместительству наркодилер-неудачник и предлагает одну «рабочую схему», которую он «уже 100 раз проворачивал»;
- и так далее, вплоть до самого конца книги.
Причем здесь жанр «Твердой Научной Фантастики»? Причем здесь тысяча и одна номинация на всевозможные НФ-премии? Причем здесь обложка и название в конце концов? Да, при том, что время от времени на «мудрую» голову автора, всё-таки, будет снисходить озарение и кроме описания «невероятно интересной» жизни главного героя, мы увидим и разрекламированную «Научную Фантастику». Ну, как увидим… Она скорее будет служить очень далеким и крайне необязательным фоном для семейных перипетий и рабочих дрязг глав.героя.
Добавить более нечего. По итогу могу сказать, что совсем не разделяю авторского решения в акцентировании читательского внимания на бытовой мелодраме, в обход нетривиального НФ-сеттинга.
К слову, его хоть и мало, но он и правда получился необычным, а еще неплохо описан в издательской аннотации:
«На Землю начали прибывать Хронолиты – монументы из будущего. Все они возвеличивали Куана – некоего будущего правителя. Появление Хронолитов пагубно отразилось на обстановке в мире: мировая экономика рухнула, социальное положение общества стало очень тяжелым, угроза войны становилась все более реальной. Среди молодежи начало образовываться движение куанистов – людей, верящих, что приход Куана изменит мир к лучшему. Но были и те, кто посвятил свою жизнь борьбе с Хронолитами»
Жаль только, что все красивые слова из аннотации оказались только фоном для истории в духе вечной «Санта-Барбары».
Sph, 5 декабря 2018 г.
Прочел за пару дней «Хронолиты». Читается очень приятно и легко, потратил на книгу где-то в сумме 5 часов. С первых же страниц героем проникаешься, как-то все душевно и по-родному. И казалось бы — очередная история про неудачника, который все потерял. Ан нет, в итоге оказывается уже через 20 страниц, что на самом деле это жена у него отмороженная, у дочки тоже крыша протекла и она с какими-то наркошами тусуется, а тут тебе еще и на голову памятники Ленина падают с неба и разносят города. В общем, всю книгу я могу так охарактеризовать — это Ф.К. Дик по сути своей, но только написанный не через заднее место, а вменяемым языком и с живыми героями. Т.е. если вам нравится Дик, то эта книга будет как бальзам на душу. Если не нравится, то тоже неплохо проведете пару приятных вечеров.
Единственное, разочаровал немного конец — как-то все без драмы кончилось. Я думал понапряженнее все будет, с превозмоганием.
osipdark, 28 сентября 2017 г.
От разных авторов ждешь совершенно разного. Одни неожиданно хорошо удивляют, другие настолько же внезапно огорчают. Третьи верно и с закрепленным уже в умах своих постоянных читателей качеством выдают раз за разом работы одного и того же уровня. Наверное, именно последнюю типологическую характеристику я бы дал для Роберта Ч. Уилсона. Этот писатель, большая часть романов и прочих произведений которого не переведены на наш великий и могучий, в моей голове остается сильным и отличным автором-фантастом, который и фантастические допущения новаторские даст, и покажет нашу реальность, от них исказившуюся реалистично и во всех сферах, и персонажей живых нарисует в красивом сюжете.
Именно эти пункты я своевременно и в положенном количестве всегда получал в таких его вещах, как небезызвестном «Спине», таинственном мрачно-научном «Blind Lake», в фантастическом антураже реалистичной драме о кризисе среднего возраста и маленьких людях «A Bridge of Years», в крайне диковском «Мистериуме», в антиутопии об эволюции социальных сетей «The Affinities» и в других его книгах. И в одной моих любимых произведений Уилсона — в «The Harvest». Романе, который я прочел в определенном смысле сложном периоде своей жизни и который даже помог мне его пережить, осмыслить и преодолеть с нужным опытом.
«Хронолиты», обладатели самой значимой для меня премии в мире литературной фантастики — «Мемориальной премии Джона Кэмпебелла», попали мне в руки в момент аналогичный «The Harvest». Поэтому, в связи с предыдущим моим опытом, в принципе из-за значимости персоны Роберта Чарльза для меня и, собственно, потому, что книжка вышла на русском языке в значимой для жанра книжной серии, и надежды возлагались высокие на прочтение. К сожалению, во многом они не оправдались.
В любом случае уровень данной работы выше самого неудачного на данный момент и по моему «скромному» мнению романа писателя — «Биоса». Но и до высот «The Harvest» и еще пары других шедевров Уилсона ей далеко. «Хронолиты» — очень средняя книжка, пусть и с крайне необычной, привлекательной фабулой, которая для меня определила ее как нестандартную хронооперу с обычным для Роберта Уилсона семейно-психологическим и социальным подтекстами. И сразу видно, что данное произведение вышло до «The Harvest», ибо ситуации более-менее идентичны. Главные герои в неудержимом потоке трансформирующегося во что-то ужасно непонятное мире, чьи дети и близкие отвернулись от всего старого, включая и их самих (фантастическая интерпретация тургеневской проблематики, хех). Только вот в более поздней работы переживаниям главного героя действительно сочувствуешь на все что, чуть ли не принимая его за самого себя, и ужасающее отрицание и непонимание грядущего воспринимаешь таким же образом. В «Хронолитах» же рассказчику не очень хорошо получается сопереживать и ассоциировать себя с ним. Конечно, как вариант, герой из мира Хронолитов просто вышел менее однозначным и менее, что неудивительно, похожим на меня любимого, но тем не менее. Сами персонажи вышли не такими живыми, как в других работах Уилсона, концовка оказалась послабее ожидаемой. Столь же ожидаемого эпохального столкновения с Диктатором из Будущего и его собственного Мира также не вышло. Да и фантастический элемент в целом подкачал...
Но опять-таки, все выше изложенное — следствие из сравнение с большей остальной частью романного творчества Роберта Ч. Уилсона. Все это вовсе не означает, что книга плохая, читать ее не стоит. «Хронолиты» лишь чуть слабее других книг писателя, но не более того.
Valenta, 12 октября 2018 г.
Немного разочаровал меня Уилсон этим произведением — книга началась, и сразу закончилась, а посередине поистине непонятный сказ о тау-турбулентности и семейных дрязгах, причем второе превалирует, за счет чего научной фантастики настолько мало получилось, что иногда забываешь о чем же все-таки произведение? В принципе, окончательный,удовлетворяющий меня ответ, я так и не нашла. Атмосфера романа получилась достаточно гнетущая, что, в совокупности с малопонятным финалом, оставил какой-то неприятный осадок после прочтения. Все-таки «Спин» у него получился гораздо увлекательнее, содержательнее и «живее», что ли.
Reading, 23 августа 2017 г.
Для меня этот роман оставил, после прочтения, много загадок. Вопросов, ответы на которые я так и не получил. Самый важный из них: с какой целью Хронолиты были отправлены в прошлое? Может я чего-то недопонял, что-то неуловил, но для меня это осталось нераскрытой тайной. А в этом состоит основная идея всего романа и она, в итоге, ни к чему не ведет.
Далее, самим Хронолитам уделено в романе немного внимания. Основной упор в нем делается на главного героя и его личную жизнь, которая, в какой-то степени, соприкасается с Хронолитами. По поводу самого главного героя у меня создалось впечатление, что он весь роман как-будто плывет по течению, не пытаясь сопротивляться или хоть как-то бороться с происходящим, глубже вникнуть в проблему Хронолитов и разобраться в этом явлении. Вместо этого он сознательно отгораживается от них из-за того, что их появление разрушило его личную жизнь.
Что касается влияния Хронолитов на общество, то мне понравилось. Правда, опять таки, этого было очень мало, не достаточно для полного погружения в атмосферу происходящего.
Тем не менее в этом романе я почерпнул кое-что для себя, что уже говорит о не зря потраченном времени.
URRRiy, 22 августа 2017 г.
Твердая научная фантастика, научные исследования внезапного появления странных монументов из будущего, в том числе с риском для жизни исследователей, с элементами приключенческой фантастики, социальной — в мире недалекого будущего — 2021 — 2041 — 2061 — экологические катастрофы, военный режим, обнищание, деградация / восстановление. Рассказ от имени участника событий, излагающего историю появления хронолитов.
Текст логичный, последовательный, воспринимается хорошо, наукой не перегружен, в основном сводится в этой части к употреблению термина «тау -турбулентность» и тезису — «случайностей не бывает, всё можно просчитать». В общем роман об обществе близкого будущего, столкнувшегося с непонятной, но определенной по времени угрозой во всемирном масштабе, и изменения социальной структуры этого общества, возникшие в результате попыток реагирования на эту угрозу.
Основных и второстепенных персонажей не много, все легко представляются, в основном выглядят вполне достоверно, нагнетание напряженности в нужных местах автором изображено хорошо, интерес узнать, что там дальше только возрастает, то есть книга как развлекательное чтение себя полностью оправдывает. На мой взгляд, в финале присутствует недосказанность / недоговоренность, поэтому оценил как 8 из 10.