Антон Первушин ««Гроза» в зените»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Производственное | Антивоенное
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь | Мировой океан, моря )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Мэл Скворешников живет в мире, где было не две мировых войны, а три, где Советский Союз завоевал почти всю Европу, где в учебниках физики доказывают, что полеты на большие высоты невозможны, зато человечество активно осваивает просторы океана. Но однажды Мэл знакомится с необычным ветераном Богдановым, от которого узнает, что в окружающем его мире не все так однозначно.
Входит в:
— сборник «Гроза» в зените», 2008 г.
— сборник «Иные пространства», 2015 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 103
Активный словарный запас: высокий (3177 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 0% — на редкость ниже среднего (37%)!
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовый Икар, 2009 // Лучшее художественное произведение (повесть) | |
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2009 // Премия "Золотая цепь" | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2009 // Средняя форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2009 // Средняя форма (повесть) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
StasKr, 17 марта 2018 г.
Осторожно: отзыв раскрывает основную интригу повести! СПОЙЛЕРЫ!!!
Очередное произведение, которое вызвало у меня разочарование. Это разочарование вдвойне обидно оттого, что повесть написана вполне достойно и до самого конца во мне жила надежда, что автор сможет избежать самого банального и наихудшего способа объяснения происходящих событий. Но, обо всём по порядку.
… События повести разворачиваются в конце 80-хх – начале 90-хх годов XX века. Это очень легко вычислить по комментарию жителя Москвы, который вспоминает о том, что Останкинскую телебашню успели построить перед самым началом войны. Получается, что Третья мировая началась в 1967 или в 1968 году. Главный герой «Грозы» родился через несколько лет после окончания военных действий, а к концу повести ему ещё не исполнилось и двадцати лет. Пользуясь случаем хочу передать привет тем лаборантам, которые в классификаторе указали или «XXI век» или «Близкое будущее».
Написана «Гроза» очень неплохо. У произведения хороший язык; удачная сюжетная композиция; нетривиальная картина мира в котором невозможны полёты; дикая (но симпатичная) задумка запуска космических аппаратов. А вот персонажи повести разочаровывают. Нет, главный герой получился у Первушина нормально и процесс его взросления описан достоверно. Второстепенные персонажи не вызывают ни похвалы, ни нареканий. А вот возлюбленная главного героя, немка Наоми Шварц, получилась совершенно непрописанной. Все, абсолютно все сюжетные линии связанные с этим персонажем небрежно оборваны. Такое ощущение, что Первушин просто не смог придумать кто такая Наоми и чем она руководствовалась в своих поступках, а вычёркивать любовную линию (без которой сюжет вполне мог бы обойтись) из повести просто не захотел. Вот и торчит в тексте Роковая Женщина во всей своей нелепой недосказанности.
Однако вовсе не из-за Наоми Шварц я поставил «Грозе» низкую оценку. Проблема этого произведения кроется в крайне нелепом фандопущении согласно которому коммунисты из-за собственной криворукости развязали Третью мировую войну, победили в ней, а потом, когда потребовалось скрыть свою вину в начале атомного Армагеддона, выдвинули тезис о том, что полёты в воздухе невозможны. Причём не просто объявили об этом, а засекретили любую информацию об аппаратах тяжелее воздуха!
Оцените бредовость авторского замысла на котором построена повесть. На дворе 1968 или 1969 год. В мире выросло уже три поколения людей, для которых самолёты являются повседневной реальностью. В СССР нет ни одного человека старше двух лет, который не знает, что полёты на аппаратах тяжелее воздуха возможны. Дети играют в самолётики; подростки – мечтают стать пилотами; взрослые – работают в авиации либо в смежных отраслях промышленности; старики – вспоминают о годах отданных небу. Сотни тысяч людей служили в военной или в гражданской авиации. Миллионы людей использовали самолёт как средство передвижения. Десятки миллионов – работали на заводах, прямо или косвенно связанных с авиацией. Вся страна выросла на именах великих лётчиков. Более того, СССР вступил в космическую гонку и отправил в космос первых космонавтов, что не могло не вызвать пристальнейшего интереса населения к воздухоплаванью. И тут выходит указ КПСС: полёты в атмосфере невозможны!!!
Вот как это Первушин себе представляет? Ладно, можно отправить на слом все самолёты, взорвать все аэропорты и разобрать взлётно-посадочные полосы, запретить все книги, фильмы, песни, рисунки и игрушки так или иначе связанные с авиацией. Но куда ты денешь трёхсотмиллионное (по итогам Третьей мировой к СССР отошла большая часть Европы) население страны, которое прекрасно осведомлено о том, что летать по небу – можно? Почему дети, родившиеся после Войны, даже не подозревают о том, что из листа бумаги можно сложить самолётик? Режим настолько суров и кровав, что вытравил из памяти народа даже ТАКУЮ вещь? И заодно тоталитарные упыри конфисковали все бинокли и подзорные трубы благодаря которым любой желающий мог бы рассмотреть в подробностях «Грозу», висящую на орбите Земли?
А что делать с США, Великобританией, Японией и другими капиталистическими странами, до которых советская пропаганда не дотягивается? Холодная война ведь в повести Первушина вполне присутствует. Что, неужели БиБиСи и «Радио Свобода» не вцепились мёртвой хваткой в подобный бред советской идеологии и не тыкают им теперь в каждом своём выпуске радиопередач, рассчитанных на Советский Союз? Или по задумке автора в этом постъядерном СССР никто не ловит «Голос Америки» и не читает «Самиздат»?
На фоне подобной ахинеи даже не хочется критиковать всё то, что навертел автор вокруг запуска космического аппарата. Понятное дело, что Первушин при написании повести дал волю фантазии и попытался представить, что получилось бы, если бы при создании космических аппаратов конструктора вдохновлялись бы романом «Из пушки на Луну». Дескать, Жюль Верн в этом альтернативном мире родился, а Циолковский – нет, поэтому и до ракет не додумались. И всё же даже в свете этого дикого фантдопущения невозможно поверить, что многотысячетонную боевую платформу и советский Скайнет запускали в космос из гигантской пушки. А если эту самую монструозную платформу доставляли на орбиту Земли с помощью ракет (что тоже абсолютно невероятно для реалий 1967 года), то почему герои повести четверть века спустя возятся с дурацкой пушкой, вместо того, чтобы построить нормальную ракету?
Итог: «Гроза» в зените» написана очень неплохо, однако всё равно вызвала у меня ассоциации с тошнотворной повестью Сергея Синякина «Монах на краю земли». Да, при чтении повести Первушина не возникает на душе свинцовой мерзости, однако советский режим в его произведении столь же нелеп и столь же могуч, чтобы скрыть тайну планетарного значения, пускай даже только для граждан своего государства. Первушин повторил ровно ту же ошибку, что Синякин, когда поместил свою историю о мире, в котором полёты на самолётах невозможны, в нашей, пускай даже и немного альтернативной, реальности. Ей богу, происходи дело на иной планете, на которой homo sapiens действительно вёл свой род от водной обезьяны, то и претензий к повести у меня было бы меньше.
P.S. Прочитав отзыв george1109 перечитал повесть. Действительно, в тексте встречается фраза «Словно и не в 21 веке живем!» Получается, что я ошибался и события повести разворачиваются не в конце 80-хх – начале 90-хх годов XX века, а в конце 90 – начале нулевых века уже XXI. Приношу извинения тем лаборантам, которых успел «уличить» в невнимательности. Переписывать отзыв не буду, иначе это будет выглядеть как попытка скрыть свою собственную ошибку. Тем не менее от моей ошибки в оценке начала Третьей мировой войны авторская задумка не становится менее фееричной.
george1109, 2 апреля 2018 г.
Нашел повесть, благодаря отзыву StasKr. За что коллеге огромные респект и уважуха))). Но, опять же из-за отзыва, практически ничего хорошего не ждал. Взялся, ибо. Во-первых, соцутопизм (люблю, когда советские танки дошли до Пиренеев), во-вторых, – повесть (что бы там ни было, до конца дочитать не сложно), в-третьих, – захотелось понять, как технарь Первушин так промахнулся (как утверждает уважаемый StasKr)?
Увы, либо мы с коллегой читали разные варианты))), либо еще что. Совершенно не дискуссии ради. Исключительно для тех, кто будет решать – читать, или нет. Начнем со времени действия. В тексте четко сказано: двадцать первый век. («Словно и не в 21 веке живем! И не в Советском Союзе!» — мысли гг после попытки закатить сцену ревности, страницу указать, увы, не могу, ибо читал электронку). И закончим, процитировав предыдущие отзывы: «Невозможность летать в атмосфере и в космосе», и «человечество лишилось возможности совершать полеты». В общем-то, все сказано в спойлере коллеги С.Соболев. Здесь и перейдем к собственно «Грозе».
Отличная советско-юношеская НФ и альтисторическая адвентура для… взрослых. Произведение, лучшее на сегодня у автора в литературном плане. (Не считая «Марсианки Ло-Литы», которая, впрочем, «не совсем» первушинская))). Достоверность? Научно-фантастическая – не знаю. Альтисторическая – очень даже. Зато психологизм старого, пусть и видоизмененного СССР бесподобен. Несомненно, как уже сказано, и не раз, все характеры, за исключением гг схематичны. Все персонажи – существуют ровно настолько живо, насколько требует сюжет. Стремительный финал… если не скомкан, то завершен на скорую руку. Но шарма ни один из этих недостатков, смертельных для романа, у повести не отнимает.
dvh2000, 28 октября 2017 г.
Очень атмосферная повесть, ухватившая дух советской фантастики 50-х. Приятная на вкус.
Сюжет любопытен — альтернативная история с СССР, в результате Третьей мировой войны захватившем Европу. Невозможность летать в атмосфере и в космосе запустило другую логику развития цивилизации, скорее ее стагнацию. Мысль, что отказ от освоения воздушного и космического пространства приводят к деградации общества, интересная.
Понравились небольшие философские замечания в начале глав.
Мне не хватает таких крепких текстов в фантастике.
kkk72, 9 декабря 2008 г.
Неоднозначный роман. Альтернативная история Советского Союза, созданная автором, безусловно, заслуживает внимания. Первушин попытался изобразить весьма необычный мир, в котором человечество лишилось возможности совершать полеты. Послучилось весьма оригинально. В этом варианте альтернативной истории есть весьма удачные находки, но есть и явные натяжки, особенно с самой «Грозой».
То, что этот мир раскрывается перед нами постепенно и мы смотрим на него глазами главного героя — весьма удачный ход. Первая часть истории понравилась мне больше. Особенно удачно изображены три ветерана. А вот другие второстепенные персонажи описаны весьма схематично. Интересно было читать описание Москвы и Ленинграда. А вот концовка истории, начиная от стремительного бегства героя от КГБшников, показалась мне более надуманной и вообще несколько скомканной.
Вывод: очередная весьма неординарная идея Первушина снова воплощена в жизнь не совсем удачно. Но прочесть эту книгу всем любителям альтернативной истории стоит.
С.Соболев, 26 ноября 2008 г.
«Гроза» в зените описывает мир, в котором нет авиации, нет космонавтики, нет демократии (по крайней мере в нашем полушарии — точно нет: всю Европу завоевали советские войска).
Мечты о покорении неугомонной стихии умело канализированы на покорение подводного мира: аквалангисты становятся национальными героями вровень с нашими космонавтами, конструкторы подводных лодок получают в своё распоряжение любые ресурсы, а молодёжь грезит уплыть из своей провинциальной Москвы на ударные стройки подводных гидрополисов, вырастающих на шельфе мирового океана.
«В столицу пришлось ехать через Москву» (с.251) – сильная фраза, одним махом перекраивающая всю благостную картину, вырисованную допрежь стереотипным восприятием читателя. Понимаешь, что не просто так нет телевидения, запрещена фантастика и что некая «третья война» слишком большой ценой была выиграна.
Но если бы только наличием третьей мировой войны отличался этот мир от нашего! Развилка произошла намного, намного раньше: человечество мира «Грозы» произошло.. от наяпитеков. Наяпитеки (Pithecus naias) жили 2 млн. лет назад по берегам рек и озер, питались преимущественно моллюсками и рыбой. Англичанин А.Харди в конце 1950х предположил, что постоянное пребывание в воде сделало ненужным для наяпитеков волосяного покрова, а так же буквально заставило приматов передвигаться вертикально, чтобы дальше отходить от берега. В кругах поклонников Жак-Ив Кусто эта теория акваприматов была очень любимой, у нас её поддерживал Л.Ибраев даже в середине 1980х. Изящность бездоказательной базы объяснялась ушедшими под воду окаменелостями, но элементарное сравнение опорно-двигательного аппарата сделало эту гипотезу несостоятельной уже в середине прошлого века.
Вообще-то это мало имеет значения для Земли, но чем дальше от описываемых в произведении событий отстоит развилка – тем необычнее получается в итоге выдуманная планета. А то, что мир получился еще и интересными мелкими деталями – несомненная заслуга Антона Первушина и его удача.
Это было, так сказать, ментальное объяснение отказа от неба, а объяснение реальное жёстче и прагматичнее: в космосе летает некая самостоятельная роботизированная станция «Гроза», этакая «страж-птица» из одноименного рассказа Роберта Шекли, только с запасом атомных бомб, стреляющая по любой стране в случае запуска с её территории любого самолёта. Как и в первоисточнике, обучающаяся машинка-каратель стала карать и своих создателей. Мутанты, прячущиеся в московском метрополитене – в конечном счете порождение советских же конструкторов (с.315). Как в тотальном напускном антиамериканизме отражается текущая медийная концепция о внешнем враге, так и в конструкции «Грозы» нашла свою реализацию мегаломания российских фантастов пятой волны. Только представьте, сколько должно быть полновесных атомных зарядов на борту этого орбитального колосса, сколько топлива для неминуемой корректировки орбиты в течении десятилетий (это же не геостационар – станция накрывает всю Землю) – и переведите всё это в тонны. Впрочем, даже если это не один-единственный спутник а целая орбитальная группировка по типу СОИ – вопрос с корректировкой орбит никто не отменяет.
vad, 1 сентября 2009 г.
Приятныя, увлекательная повесть, с хорошей, неожиданной концовкой. После «Звезды» Антон Первушин продолжает играться в альтернативные миры с участием Советского Союза — не забывая менять параметры таких зеркальных вселенных. Пока получается вполне увлекательно.