Ник Перумов «Семь Зверей Райлега»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«Это принципиально новый цикл, который должен занять место «Хранителя Мечей». События разворачиваются уже в совершенно другой Вселенной. Миры в ней — плоские и их совокупность чем-то напоминает страницы книги, огромной, очень толстой, практически бесконечной книги. В этом цикле уже нет Хедина, Хагена и Ракота. В повествование введены новые расы, хотя часть старых наименований (таких, как тролли, к примеру) сохранена, но, как отмечено, «для удобства читателя». Есть и некроманты, хотя совершенно иные, чем, скажем, Даэнур или, само собой, Фесс. В этом мире, мире Райлег, в ходу и взрывчатка и магия. Пули соперничают с классическими файерболами. И в этом мире появляется новый для меня тип героя. Хотелось бы верить, что читатели благосклонно примут его. По первым, самым грубым прикидкам, цикл должен состоять самое меньшее из пяти книг, правда, каждая из них меньшего объёма, чем романы серии «Хранитель Мечей». Впрочем, в последнем я не слишком уверен, поскольку сам ХМ изначально планировался как относительно короткая трилогия.» Ник Перумов
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тик-Так, 7 октября 2019 г.
В незапамятные времена мир, называемый Райлегом, пребывал под покровительством семи божественных Зверей, оберегавших его от потрясений и катастроф. Народы, населяющие Райлег, а именно люди, гномы, аэлвы, сидхи и прочие, жили если не в полной гармонии, то, по крайней мере, в относительном равновесии. Однако шли века, Звери исчезли, вера в них постепенно забылась, а мир погрузился в пучину войн и находится, согласно многим признакам, на пороге новых, еще более драматических событий.
Континент, именуемый Старым Светом, поделили две величайшие империи, в тени которых пребывают все остальные королевства и вольные города. Обе упомянутые империи находятся под контролем волшебников. Держава Навсинай сделала ставку на техномагию и производит боевых големов — механических роботов, приводимых в действие волшебством и оснащенных передовым по меркам Райлега огнестрельным оружием. Некрополис, конкурент и заклятый враг Навсиная, совершенствуется, как следует из его названия, в некромантии, создавая армию, состоящую из десятков тысяч зомби. Большинство прочих государств — лишь пешки и разменные монеты в борьбе за передел сфер влияния, которую ведут Держава и Некрополис... противостояние между которыми очень долго велось опосредованно, но скоро, вполне возможно, перетечет в горячую фазу.
И ладно бы проблемы Райлега заключалась только в назревающей мировой войне, но также еще спокойной жизни мешает Гниль — странная напасть, проявляющая себя как прорывы чудовищ, не оставляющих после себя ничего живого. Нередко появляются отмеченные Гнилью люди — порой изуродованные и искалеченные ею, а порой наделенные странными и зловещими магическими силами. Вместе с Гнилью из иных миров стремятся вторгнуться странные пришельцы и демоны, использующие порталы и, похоже, вознамерившиеся подчинить мир Райлега себе.
Прорывы Гнили учащаются, Держава и Некрополис готовы сцепиться в грандиозной битве, ратным полем которой сделаются зажатые меж ними буфером Свободные королевства — и в это самое время на землях Райлега появляется таинственный странник по имени Тёрн, отмеченный пророчествами и обладающий загадочной древней магией из забытой ныне школы Беззвучной Арфы, позволяющей творить недоступные прочим заклятья. Некоторые из волшебников и мудрецов верят, что Тёрн — избранник Гнили, способный уничтожить весь обитаемый мир. Поймать Тёрна, чтобы выпытать имеющиеся у него секреты, стремятся Некрополис, Держава, аколиты независимых военно-магических орденов, сидхи (нечто наподобие эльфов) и не только они.
Одновременно вместе с тем, на совсем другом краю континента, молодая доньята (дворянка) Алиедора Венти становится участницей феодальной междоусобицы, начатой знатными домами Деррано и Венти. Алиедора вовсе не подозревает, что совсем скоро заурядная стычка двух знатных сеноров станет предлогом для полномасштабной войны между королевствамм Долье и Меодор... в которую включатся, со всей мощью своих армий, Некрополис и Держава Навсинай, стремясь подчинить себе Свободные королевства. До поры до времени не знает Алиедора также и того, что она каким-то образом связана со странником по имени Тёрн... а также отмечена Гнилью и способна подчинять себе ее чудовищных тварей.
... Как видно из такого вступления, мир, описанный в трилогии «Семь зверей Райлега», получился крайне подробно выписанным и плотным. Множество государств, фракций и магических альянсов, ведущих борьбу за власть — а, между тем, я очень многое упустил, изложив лишь самую вступительную расстановку сил в первой и второй книгах (чьи сюжеты вплоть до финала второго тома развиваются параллельно и одновременно, в разных локациях и затрагивая судьбу разных персонажей). В третьем томе главные герои первых двух книг объединяются, становясь участниками борьбы, от исхода которой зависит судьба всего мира. Скажут свое веское слово и забытые, казалось бы, боги.
Стоит отметить, что трилогия (изданная физически в четырех томах, так как третий том выходил в двух книгах) «Семи зверей Райлега» стоит несколько особняком в творчестве Ника Перумова. В первую очередь этот писатель известен своими циклами «Хроники Хьерварда» и «Хранитель Мечей», объединенных общей вселенной и некоторыми общими персонажами (такими, например, как маги Хедин и Ракот, сделавшиеся богами и хранителями Сферы Миров). Действие «Семи зверей Райлега» проистекает в совершенно другой вселенной, никак не связанной с предыдущими книгами автора.
Первый роман трилогии, «Тёрн», был начат автором еще в девяностые годы, однако закончен уже в нулевые, и вышел в 2007 году, через год после завершения цикла «Хранитель Мечей». В 2009 году последовала «Алиедора», в 2011 году — ставший заключительным роман «Имя зверя», вышедший в двух томах. При этом, как говорил в своих публичных выступлениях автор, изначально предполагался более масштабный цикл из пяти томов — однако продажи двух первых книг оказались не столь хороши, как планировало издательство, и писателя попросили завершить серию скорее. Во многом «Семь зверей Райлега» находятся в тени «Хранителя Мечей», саги о приключениях некроманта Фесса, куда менее известны и куда менее любимы даже поклонниками творчества Перумова. Тем не менее, на мой взгляд, эта трилогия оказалась совершенно незаслуженно недооцененной. Попробуем разобраться, почему так произошло.
Первый роман серии, «Тёрн», по тональности несколько отличается от последующих. Если вторая и третья книги о Райлеге — эпическое фэнтези с несколькими сюжетными линиями, интригами и масштабными битвами, то задуманный и начатый в девяностые «Тёрн» — приключенческий квест, общей атмосферой напоминающий скорее «Драконов осенних сумерек» и другое популярное тогда, но уже выходящее из моды к концу нулевых, когда книга появилась на прилавках, героическое фэнтези. В центре сюжета — приключения главного героя и команды прибившихся к нему друзей, за которыми ведут охоту сильные мира сего.
Книга динамична, достаточно увлекательна, может порадовать поклонников жанра. Камерный «Тёрн», посвященный в основном попыткам главного героя спастись от охотящихся за ним чародеев из конкурирующих фракций, одновременно грамотно знакомит читателя с миром Райлега и показывает основных игроков, готовых к будущему противостоянию. В последовавшей затем «Алиедоре» это противостояние мало-помалу начинается — и цикл медленно, но верно меняет тональность, становясь из героического олдскула эпиком с сильными нотками дарка.
«Алиедора» начинается с междоусобной войны двух маленьких феодальных королевств — а завершается началом грандиозного конфликта двух мировых империй. Роман получился мрачным, жестким, с большим количеством драматичных сцен и натуралистических подробностей. Взять хотя бы сцену, в которой истязающие Алиедору варвары-северяне, пытающиеся сделать из нее марионетку своего таинственного божества, заставляют ее участвовать в штурме собственного родного замка... Выйди роман сейчас, в какой-нибудь переводной серии наподобие «Черной fantasy» или «Звезд новой фэнтези», то, я полагаю, обсуждался бы наравне с книгами Джо Аберкромби или Брендона Сандерсона — однако за год до выхода на экраны первого сезона «Игры престолов» «Алиедора», видимо, могла показаться слишком давящей и брутальной.
Тёрн и Алиедора — два основных (хотя и не единственных) главных героя трилогии. Их взаимодействие во многом отражает принцип единства и борьбы противоположностей. Гонимый миром чародей и скиталец Тёрн — благороден, порядочен и честен, старается не навредить ближним и, даже будучи отвергнутым и преследуемым отщепенцем, сохраняет в себе порядочность и доброту. Доньята Алиедора Венти, прошедшая через мрак и ужас средневековой войны, напротив, близка к тому, чтобы озлобиться на весь свет. Ее пытали и мучили, ее держали в плену, над ней проводили ужасающие магические эксперименты адепты самых разных Сил, она прошла долгим и темным путем, овладев властью над монстрами Гнили и едва не потеряв свою человечность — однако без нее Тёрну не спасти народы Райлега, как и ей не выжить и не справиться со своими врагами без Тёрна.
Когда на весах выживание всего мира, свет и тьма, обретшие персонификацию в двух столь разных по темпераменту персонажах, вынуждены объединиться и действовать вместе — потому что времена для Райлега настали такие, что тут уже пойдешь на любые, даже самые странные альянсы, лишь бы только уцелеть. Тем более, по ходу повествования обнаруживается, что Алиедора не столь уж пропаща, просто побита жизнью, и в ней осталось место добру... а благородный и порядочный Тёрн далеко не всегда прав, далеко не всегда действует верно и принимает безошибочные решения — и тоже нуждается во взгляде и критике со стороны.
Не все так однозначно и за пределами героической пары. Доблестные друзья Тёрна, выступившие в первом томе эдакими классическими приключенцами, оказываются законспирированными агентами охотящихся за ним магических организаций, вынужденными выбирать между долгом перед своими хозяевами и возникшей симпатией к товарищу, за которым им изначально было поручено следить.
Непросто обстоят дела и в глобальных раскладах — даже напичканный темной магией Некрополис в чем-то не так уж и плох... и способен вызвать отчасти даже больше симпатии, чем прогрессивная Держава Навсинай, открывающая затем не самое приятное нутро. Обе противоборствующие империи движимы, в первую очередь, прагматизмом и личными интересами, а вовсе не идеалами света или тьмы — и простые люди могут лишь пытаться не оказаться перемолотыми в этих жерновах.
По иронии судьбы первый роман трилогии о Райлеге выдержан в традициях старого фэнтези, которое к моменту публикации книги популярность уже теряло — а вторая книга написана как новое фэнтези, которое на тот момент популярности, по крайней мере у нас в стране, еще не обрело. К тому же, по стилю романы несколько отличались от предыдущих романов писателя. Все это вместе, как мне кажется, и обеспечило серии не самую удачную судьбу.
Однако, несмотря на все вышеперечисленное, автор достойно завершил финальный том (или, скорее, финальный двухтомник), сведя все сюжетные линии воедино — а их к тому времени напокопилось довольно много. Это и объединившиеся в борьбе против чародеев таинственного народа ноора Алиедора и Тёрн, и товарищи Тёрна, пытающиеся его спасти, и колдуны из противоборствующих империй, и, определенно, мой самый любимый герой цикла — рыцарь из королевства Долье, благородный сенор Дигвил Деррано. О последнем мне хотелось бы сказать пару слов отдельно.
Изначально, в первых главах «Алиедоры», мы видим Дигвила как скорее отрицательного персонажа — он один из дворян королевства Долье, вторгнувшегося с завоевательной армией на земли родного Алиедоре королевства. Дигвил выполняет приказы своего отца, властного и амбициозного лорда, подчас не задумываясь над их смыслом. Он думает лишь о преуспевании своего рода, представляя собой вполне убедительно и правдоподобного выписанного средневекового дворянина.
Однако затем Дигвилу предстоят немалые испытания — совсем скоро уже его собственное королевство будет уничтожено захватчиками, его армии рассеяны, его земли опустошены, и ему придется искать в мире собственный путь, пытаясь уцелеть самому, защитить свою семью и остатки своего народа. Персонаж стремительно взрослеет, переосмысливает многие прежние ошибки, принимает неожиданные и волевые решения. Герой получился очень простой, не наделенный никакими сверхъестественными способностями — обычный средневековый аристократ, неожиданно ставший участником запутанной партии, которые ведут магические силы, и пытающийся противопоставить им свою решимость, находчивость и стойкость.
... В целом могу сказать, что трилогия «Семь зверей Райлега» получилась увлекательной и яркой, представляет собой хороший пример достаточно лаконичного, сжатого и вместе с тем плотного, наполненного всевозможными событиями и весьма разными по темпераменту и убеждениями персонажами цикла. Это, несомненно, яркий образ современного отечественного фэнтези, достойный внимания любителей жанра. И, хотя первая книга может показаться достаточно старомодной, она тем не менее хороша по крайней мере как качественный образ классических фэнтезийных приключений. Уже вторая и третья часть цикла раскрывают описываемый мир во всей полноте, разворачивая динамичное, суровое и жесткое повествование, имеющее при том законченный и цельный финал.
majj-s, 25 августа 2021 г.
Через тёрнии
Мы рубили лес, мы копали рвы,
Вечерами к нам подходили львы,
Но трусливых душ не было меж нас,
Мы стреляли в них, целясь между глаз.
Н.Гумилев «У камина»
«Тёрн» первый роман цикла «Семь зверей Райлега», включающего еще две книги: «Алиедору» и «Имя зверя» (в свою очередь разбитый предприимчивым издателем на два тома «Взгляд в бездну» и «Исход Дракона»). Эпос не входит во вселенную «Упорядоченного» и подчиняется иным законам. В отличие от космогонии «Упорядоченного» с мирами-сферами и межреальностью, здешние миры плоские , наподобие листов огомной книги с бесконечным числом страниц — планов, здесь иной пантеон, сильно отличный от сложного многоступенчатого многобожия «Упорядоченного».
Мир Райлега сотворили и некогда правили им семь зверобогов: Кракен, Левиафан, Морской змей, Сфинкс, Единорог, Грифон и Феникс. В те времена многообразные народы жили в мире ипроцветали. А рас там в изобилии, включая как традиционные для фэнтези, вроде орков, гномов, троллей, так и незнакомые, вроде эльфолюдей сидхов. Однако Звери покинули Райлег, на смену им пришел культ монобожества Ома Прокреатора, а все государства постепенно стали подданными одной из двух мегаимперий.
Некрополис, как явствует из названия, не брезгует темной магией, созданием армии солдат-зомби и нейролингвистическим программированием подданных на всех уровнях. Навсинай развивался технически, сделав ставку на армию големов, а в целом, несмотря на декларированную «положительность», не менее жесток и неразборчив в средствах. Империи в затяжном противостоянии, переход которого в фазу войны лишь вопрос времени. В мир, тем временем, проникает Гниль.
Некоторые территории становятся чем-то вроде порталов, через которые на Райлег прорываются дьемоны и чудовища, безсомнения желающие захватить и поработить или уничтожить его. После манифестаций Гнили, как правило, не остается никого живого, хотя изредка появляются люди, изуродованные ею до необратимой потери человеческого облика, а также внешне неизмененные, но обладающие особыми способностями.
Книга начинается со встречи героя Тёрна с сидхой Ниэсс, всю семью («ветвь») которой уничтожила, а саму ее похитила, чтобы доставить своим хозяевам, Гончаа Некрополиса Стейни. Девушке чудом удалось отбиться посредством сокровенных заклинаний, что было бы с ней, во что ее превратили бы маги Некрополиса, если бы Гончей удалось доставить пленницу — и представить страшно.
И в самый этот момент является сама Стейни. Еле живая и явно неспособная к активным действиям, она все-таки ползет за упущенной добычей. Естественный порыв сидхи добить врага наталкивается на запрет незнакомца, несмотря на молодость и скромную внешность, явно владеющего некоей сверхсильной магией.
Больше того, он излечивает девицу и помогает ей избавиться от зомбирующего влияния былых хозяев, после чего та оказывается славной спутницей и верным товарищем — гончей она стала после того, как осиротевшую девочку продали магам Некрополиса «на опыты». И этот поступок будет первым проявлением христологической сути Тёрна, подобных которому на протяжении книги мы увидим множество.
Дальше разношерстная компания двинется к неведомой пока цели, в соответствии с каноном роуд-муви, обрастая диковинными спутниками, переживая приключения, наживая врагов, завоевывая друзей. переживая опыт предательства и раскола внутри группы. Интересно, обращение Перумова атеиста к столь явно христоподобной фигуре, какой выступает Тёрн. Напомню, в «Упорядоченном» есть Спаситель и образ этот далеко не однозначно положительный.
Несмотря на некоторую винтажность , обусловленную тем, что «Тёрн» задумывался еще в девяностые и да, в фэнтези тоже есть как современные, так и воспринимающиеся устарелыми тенденции — книга интересная А вполне актуальное масштабно-эпическое продолжение ставит «Семь зверей Райлега» на уровень лучших перумовских циклов.
zazai, 22 апреля 2020 г.
Продолжаю знакомиться с творчеством Перумова — прочитал Сказки и решил, для сравнения, взяться за не-Упорядоченное. И тут же впал в недоумение.. «как же так?!». Но обо всем по порядку.
Первая книга типичная роуд-стори, в которой комплектуется разномастная компания и напрямляется выполнять квест (пока лишь промежуточный). Автор знакомит читателя с миром, его правилами и проблемами. Все благочинно и целомудренно.
Вторая книга повергает в шок радикальным изменением жанра — вместо, без малого, подросткового фентези первой книги, имеем типичное темное фентези. Теперь уже новый персонаж постигает свою избранность. Стиль: «как меня много раз пытались изнасиловать и прочий хруст костей»; согласно канону — мертвяки, много боевок, зимний безлюдный антураж.
Такая мультижанровость обескураживает, когда речь заходит про общую для книг историю. Рискну предположить, что 3-я книга будет в жанре эпического фентези (1 том), в котором герои с пафосом возьмут верх над некими надмировыми силами, а второй том в жанре мифологического фентези , где столкнутся старые и новые мифологемы этого мира. Тут же, в шутку, скажу, что еще ненаписанные книги будут в жанрах технофентези (за Навсинай) и магического реализма (за Некрополис).
Из плюсов стоит отметить мастеровитость автора (ту саму, что не пропить). Шаблонность, не выглядит стереотипной тягомотиной, а, напротив, читается увлекательно и с интересом. Все на уровне — сюжет, сетинг, психологизм. В минусах фирменные для Перумова самоповторы и затянутость (читал с перерывами на другое чтиво).
Итого, могу рекомендовать этот цикл неискушенным читателям, как образчик качественного фентези, мультижанровость в данном случае даже на руку. Искушенным же, особенно поведеным на Упорядоченном, советую скипнуть этот цикл.
mx, 16 ноября 2018 г.
А мне понравилось. Интересный мир; увлекательный сюжет; может быть и не новый набор героев, но они подобраны хорошо (понравились Терн и Алиедора, а также в концовке первой книги произвели впечатление сидха и алхимик). Интересна также структура трилогии: первый роман типичный квест со всеми вытекающими, неспешный и ненапряженный, с юмором. Второй – с оттенками дарка, постоянное напряжение и высокая динамика. А третий соединил в себе черты первых двух. В общем, время за чтением трилогии я провел хорошо, за что и говорю спасибо автору.
P.S. в чем-то пристрастия Н. Перумова не изменились: хоть некроманты здесь и не такие, как в эпопее про Фесса, однако автор им явно симпатизирует. И в то же время он знатно поиздевался над господами магами из Навсиная – я получил огромное удовольствие от описания собраний лучших из лучших пользователей Высокого Аркана.
tirthika, 15 мая 2018 г.
«Это принципиально новый цикл, который должен занять место «Хранителя Мечей»
Ну не знаю... Если помните «Автостопом по галактике», эпизод, где ГГ пытается получить в автомате чай с молоком, а у него получается жидкость, которая почти, но не совсем абсолютно не походила на чай. Так вот цикл «Семь зверей Райлега» точно также почти непохож на «Хранителя мечей». И это «почти» сильно всё портит.
Новые типы героев, новые расы, новые повороты сюжета — полноте, о чём вы? Те же расы, только в профиль. Не Дождь — Гниль. «Случайный» керван, в котором собрались охотники за Тёрном — не те же циркачи со спецподготовкой, которые за Хозяином дождя шли? Семь зверей неуловимо напомнили «предыдущее поколение». Про магиков просто умолчу. И т.д, и т.п.
Аллюзий, если не прямых заимствований — их много здесь.
Честно порадовала первая книга цикла, вторая слабее, а третью можно и не читать — несложно догадаться кто спасает мир даже по названиям книг. Но автор — мастер, умеет увлечь, хотя лично меня финальная книга цикла разочаровала.
Greensign, 10 января 2013 г.
Цикл не справился со своей задачей стать преемником «Хранителю Мечей».
Не сумел предоставить качественно новый сюжет и декорации, не сумел как следует увлечь поклонников. Не сумел воплотить на страницах книги противоборство чёрно-белой и разноцветной картины мира, двухполюсности и многополярности.
А ведь какая благодатная тема. Дракон и Гидра в первом томе кажутся таинственными сущностями, и поначалу казалось, что один из них главный «хороший», а другой — «злодей». Оба хтонических существа в итоге оказались разрушителями мира, а Семь Зверей — их антагонистами. И вот тут самое время представить читателю богатую палитру мировоззрений, каждое из которых лучше закостенелого взгляда на жизнь а-ля «кто не с нами, тот против нас»... Но нет, нет у нас таких персонажей. Герои не блещут ярким характером, их мотивация либо «мечется как стрелка осциллографа» (Алиедора), либо скрыта до самого конца (Тёрн, мудрые, добрая часть кервана). И вместо конфликта мировоззрений мы вновь видим приключения тела, но не духа. Попытка выдать мрачное фэнтези выливается только в описание всяких мерзких тварей и чернуху (которой у тех же Кука и Сапковского куда меньше).
Приятным исключением является линия Дигвила Деррано, смелого человека на изломе эпох, который не хватает с неба звёзды и не творит заклинания девятого уровня, становясь от этого только более интересным персонажем.
Итог: проходной этап в творческой жизни писателя Перумова.
dimon1979, 2 февраля 2012 г.
Новый цикл Николая Перумова. На этот раз автор не стал растягивать серию до бесконечности и очень быстро, как для Перумова, написал первую и последнюю книги цикла, что только пошло на пользу и читателю, и писателю. С первых страниц автор сбрасывает на читателя огромное количество информации, читать необходимо внимательно и вдумчиво, так как Перумов придумал абсолютно новые расы и народы, которых до этого не было в нашей литературе, именно за взаимоотношениями различных представителей мира Семи Зверей и нужно тщательно следить, потому что это сильно повлияет на события в будущем.
Первый том цикла представляет собой обыкновенное путешествие группы лиц из одного пункта в другой, по дороге им предстоит решить несколько проблем, в принципе ничего важного и обязательного в этом походе не случится. «Терн» дает общее представление о мире, знакомит с проблемами и основными действующими игроками, рассказывает о существующем мироустройстве и расставляет некие приоритеты для последующих книг цикла, после этой книги можно определить необходимость дальнейшего чтения всего цикла в целом, вообще первая книга выполняет роль фундамента, на который и будет выстраиваться все повествование.
«Алиедора» написана совсем в другом ключе, это история становления молодой девушки, Перумов покажет, как может жизнь изменить самого обычного человека, шаг за шагом автор будет выстраивать будущую легенду Райлега, покажет как надежда будет сменяться отчаянием, а отчаяние ужасом и безнадежностью происходящего, именно проработке психологии Алиедоры Венти и будет уделено самое пристальное внимание, главной задачей писателя будет передать достоверность происходящих перемен с этой женщиной, что на мой взгляд удалось Перумову. Вторая книга цикла не решит всех проблем, так как у этого романа другое назначение, но именно «Алиедора» соединит воедино первую и вторую часть серии, результатом чего станет единая история становления новой эпохи.
Третья книга, разбитая из-за большого объема на два тома, расскажет о последних днях старого мира, которому суждено измениться и только избранные знают в какую сторону он изменится. На арене противостояния великих сил не всегда найдется место простым участникам, только наши герои не совсем простые, у каждого из членов отряда Терна приготовлены сюрпризы, как для врагов, так и для своих друзей, а сам Терн и Алиедора, настолько запутанные личности, что определить степень их могущества не под силу никому из живущих. «Имя Зверя» ответит на все вопросы, всем достанется по куску пирога, только переварить этот кусок смогут далеко не все.
Цикл Николая Перумова «Семь Зверей Райлега», на мой взгляд один из самых ярких и необычных в нашей литературе. Помимо проработанной линии сюжета и умелого воплощения, автор поставил перед собой задачу по созданию многогранного мира, населенного множеством разумных существ, живущих по своим особенным законам и верованиям, выбирающих свой жизненный путь и не желающих видеть над собой никаких повелителей, получилось это у него или нет, каждый решит для себя сам.
квинлин, 4 марта 2015 г.
Признаться, очень долгое время побаивался браться, увидев значительное число негативных отзывов.
Я ошибся — и рад этому. Повествование куда бодрее и увлекательнее, чем в первых томах «Гибели богов-2». Да, это не накал страстей «Войны мага» (ну разве что за исключением кое-каких фрагментов последнего тома «Имени зверя»). Между философскими (или скорее этическими) отсутуплениями-рассуждениями и действиями найдено правильное (на мой взгляд) соотношение. Отсутствие вселенского масштаба (масштаб скорее планетарный, и Перумов, как и в «Гибели богов», и в «Рождении мага», и ряде других работ) помогло найти правильный (как по мне) баланс произведения. Возможно, этому помогла относительная краткость эпопеи (может быть, нечто лишнее и было в «Терне», местами- в «Алиедоре», но уже в «Имени зверя» повествование мчится вперед на всех парах, порой даже перепрыгивая кочки). Достойная, очень достойная работа. Лучше, например, чем «Странствия мага» и «Одиночество мага», значительно лучше первой дилогии «Гибели богов-2», куда лучше «Дочери некроманта» или некоторых других работ, на уровне «Рождения мага», но уступает, к примеру, «Алмазному мечу, деревянному мечу», «Войне мага», первой «Гибели богов». Словом — достойный уровень мастера. Читая, понимаешь, почему многие видят в Николае Даниловиче мастера (грандмастера) отечественного фэнтези. Надеюсь, что в еще неизданных томах «Гибели богов-2» автор превзойдет уровень «Семи зверей Ральега». несомненным плюсом является также наличие достойных врагов для главных героев. До последнего ждешь, каким же будет финальный бой за мир. И, признаться, такой развязки я все-таки не ожидал. Вместе с тем, она вполне обоснована. (хотя, конечно,
, а точнее,
скорее дань уважения и мостик к послесловию.
P.S. Николай Данилович, капитан, надеюсь, Вы еще проглядываете тему. Я надеюсь, что мы увидим в «Гибели богов-2» не менее прекрасные страницы, чем в «Алмазном мече, деревянном мече», «Войне мага» или «Семи зверях Райлега».
Halstein, 4 апреля 2012 г.
Перед нами новый цикл Перумова, вроде бы никак не связанный с его монструозной мега-эпопеей про Упорядоченное. Ну то есть помимо авторства и прилагающихся к нему особенностей. Потому как уберите фамилию автора — по прочтении всё равно все-все поймут, что написано Перумовым. Структура совершенно типична для него:
*) Интригующее начало, где Ник манит красотами нового мира, его своебразным устройством, непознанными тайнами и угрозами («Терн»)
*) Относительно бодрый, но постепенно буксующий «миттельшпиль», когда все вроде наполнено экшеном, но основной сюжет и ключевые интриги так и стоят на месте («Алиедора»)
*) Предфинальное затишье, отличающееся откровенной нудностью, когда финальный «большой бум» вроде уже вот-вот случится, но все как-то не случается. А пока исчезает даже интересный «будничный экшн»: все только и занимаются, что бесконечными путешествиями по зигзагообразному (иногда даже спиральному) маршруту, повторяющимися бессодержательными разговорами и туманными намеками\угрозами «а вот я что-то такое знаю\не тот, кем кажусь», которые у читателя (из-за числа итераций) уже в печенках («Имя Зверя. Том первый»)
*) Умеренно интересный всплеск активности в финале, когда автор наконец всерьез вернулся к проблемам, показанный в начале цикла (Имя Зверя. Том второй»)
*) Скомканная стремительная мега-эпическая развязка, когда за 50 страниц до конца цикла еще непонятно, как автор успеет все завершить в такие сжатые сроки, а потом трам-бам-бам и проблема всемирной угрозы успешно решена, всем сестрам роздано по серьгам и можно недоуменно чесать в затылке «и стоило ради этого в нескольких томах толочь воду в ступе»? (Последние 2-3 главы «Имя Зверя. Том второй»)
На месте и более локальные атрибуты: могущественные надмировые Силы С Большой Буквы, герои с таинственным прошлым или подозрительными планами в настоящем, пророчества о конце света и непонятый всеми главный герой, который может всех спасти. Те же и моральные проблемы о «меньшем зле», «тьма это только цвет» и прочая. Перумов порой пытается оригинальничать («мол, у меня теперь совсем другой герой»), но получается все тот же Фесс, только в профиль.
В общем, многие справедливо критиковали приключения Фесса за излишние объемы. Перумов это вроде бы учел и сократил количество томов в три раза. Вот только при этом соотношение воды\самоповторов и интересных моментов осталось практически тем же (просто всего стало в три раза меньше). Резюмируя: «Хранитель мечей» в миниатюре и как следствие — постоянное ощущение, что все это где-то уже читал. В остальном — типичный «поздний» Перумов со всеми его достоинствами и недостатками.
communication89, 2 июня 2011 г.
Начнём по порядку:
1) Первая книга меня не очень воодушевила. Как-то слащаво и по-детски, на мой взгляд. Тёрн в нём вызывал частенько раздражение, а так же многоувожаемые метры Кройон и Ксарбиус... Те ещё зануды и бубнилы. Я читал его в 2007, как только он вышел, так что помню только суть. Но я не очень обрадовался началу такого цикла.
2) Вторая книга более жёсткая, но в тоже время преисполнена пафоса. Напыщенность Алиедоры так и хлещет. Но оставила более положительные эмоции после прочтения... Похождения её прописаны более интригующе.
3) Третья книга мне понравилась больше всех... Автор начал связывать концы с концами, начал раскрывать интриги. Получился весьма интересный узор.
Вот тут хочу отвести чуть больше места героям. Если в первой книги тот же дхусс, демон и алхимик немного вымораживали, то тут своими действиями и немного преобразившимся характером начали вызывать положительные эмоции. Дхусс оказался ещё тем интриганом, алхимик хитрым прагматиком... Ну а демон остался тем же... только уже приелся характер. Под конец книги Алиедора взялась за ум, бросила максималистичные мысли о восхождении на трон Некрополиса и начала жертвовать ради благой цели.
Вывод: что же, получилось довольно неплохо... Но всё-таки старый Перумов мне нравится больше со своим упорядоченным, как-то более масштабно и эпохально, чувствуется размах, чего нет в «Зверях»... Что же, на вкус и цвет... Ставлю твёрдую 8.
AlisterOrm, 1 мая 2011 г.
Сперва хочу вынести официальную благодарность автору: спасибо вам, Николай Даниилович, что вы не раздули новой «фессиады«! Спасибо, что пожалели читателей! Низкий вам поклон.
Чтобы оценить весь цикл, давайте вспомним, что нам обещал Ник 5 лес назад, перед выходом первой книги.
1). Абсолютно другая вселенная, не связанная с Упорядоченным.
Что есть, то есть. Концепция вселенной-Древа и миров-Листьев вышла очень удачной, я такого раньше в фэнтези не встречал. Даже концепция Армагеддона вышла очень интересной — «Великая Осень», когда миры-листья опадают с Древа. Красота!
2). Абсолютно новые расы.
Увидел две — дхуссов и ноори. Всё. Остальные — те же самые фэнтезийные расы, только под другим названием. Клоссы — тролли, таэнги, половинчики, сидхи... без комментариев. А гномы были гномами — гномами и остались.
3). Маги и некроманты, иные, нежели в книгах об Упорядоченном.
Маги державы Навсинай, в общем-то, мало отличаются от своих собратьев из Ордоса, Радуги, Долины и прочих славных мест. Единственное отличие — использование камней магии, в которых и заключается сила (ну ладно, мана, как говорят геймеры). Другое дело — некроманты. Это не вечно рефлексирующие одиночки, вроде Даэнура или Фесса, это нечто совсем иное. Здесь они — сердце гигантской империи Некрополис, где они смогли создать гармоничное и сильное господство. В чём-то эта система похожа на СССР, или, скорее, на Китай времён Мао.
4). Новый тип героя.
Есть. Тёрн — на редкость, добрый, положительный герой, что для Перумова — очень необычно. Также Ник очень подробно прописал трансформацию Алиедоры из изнеженной доньяты в хладокровную убийцу, но в конечном результате получилась... Лейт-Ниакрис. Образ уже знакомый, поэтому интереса она особого не вызвала.
5). «...по меньшей мере — пять книг».
Слава богу, обошлись тремя. На мой взгляд, получилось более чем прилично.
И действительно, цикл хорош. Смелые жанровые эксперименты, неплохой язык, неплохо прописанный мир — всё это играет на пользу роману. Но всё же... Вопрос «кто такой Тёрн» не вызвал в Интернете таких страшных баталий, как вопрос «кто такой Кицум». А это — уже показатель. Да, действительно, «Семь зверей Райлега» не так цепляют, как другие книги Перумова, но всё равно достойны чтения. Так что... «русское фэнтези» есть!
WindSage, 21 января 2014 г.
У меня почти все знакомые ролевики прочно сидят на Перумове. В 2011 году и я стал его фанатом. Этот цикл — просто что-то невообразимо потрясающее! От книги было не оттащить, чуть экзамены все не завалил. Персонажи — класс, особенно Алиедора. Блин, даже фанфики хочется писать! Ну а теперь, после знакомства с другими авторами, я весь в предвкушении чтения «Гибели Богов» и «Гибели Богов-2«!
Seretious, 20 июля 2013 г.
Замечательный цикл героического фэнтези. Яркий, красочный и масштабный. Мне он очень запомнился, а главные герои — Тёрн и Алиедора очень понравились. Возможно, спустя несколько лет перечитаю. Так как характер цикла больше развлекательный, и на шедевр он, в общем-то, не претендует, ставлю 8 баллов.
81.2, 4 сентября 2012 г.
Из всего цикла заметно выигрывает «Алиедора» — когда «Тёрна» хотелось бы поджать, а «Исход Дракона» разкомкать — в стоновлении коей всё уравновешенно и лаконично, с притензией на отдельную историю цикла. Увы и жаль, что предыдущий и последующий романы лишены той динамичности и атмосферности мрачного загнивающего мира...
Декорации и жанровое костюмирование, тоже оставили странное послевкусие — в какой же из национальных закусочных я побывал? Но если же с листьями древа, ещё как-то более-менее можно смириться
, то рыцари орденов на всеобщем фоне, за исключением 2го романа цикла, выглядят весьма маскарадно, в то время как прочие «тролли-дхусы» всплывающие в «Алиедоре», явно для того, чтоб не забыл читатель в каком мире находится, весьма сомнительны и нелепы...
Возникало так же некое ощущение дежавю, при слежении за сюжетной линией Дигвила — почему-то вспоминался император из «АМ, ДМ» и его отношение к волшебство имущим, но в конце концов это осталось только ощущением, т.к. Деррано избрал другой путь, путь скоропалительно вступающего в свои права эпилога.
Но при всём при этом трилогию не хотелось отложить и отдохнуть, как то у меня случилось с Летописями Разлома. Цикл вполне заслуживает среднеарифметическую и округлёную до целых семёрку с половиной.
master_slave, 4 января 2013 г.
Цикл «Семь Зверей» все же не стал чем то отличным, даже более с «Хранителем мечей» у него много общего. Здесь и «запутанная и многранная» система мира (Древо, Листы, планы — вроде новое, но отголоски то видны); обязательно иномировые и вселенские силы, которые проявят себя в определенный момент; сверхспособности героев, которыми они «и армии крушить могут»; развязка тоже много что напомнит опытному читателю.
Цикл в основном ровный. Все три книги написаны в одном ключе, без особых «подъемов или падений». И цикл полностью закончен, все линии закрыты и сведены к логическому концу.