Юрий Долгушин «Тайна невидимки»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Восточная Европа ) | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Последние месяцы войны. Советский полевой госпиталь располагается в старинном польском замке. Медицинские работники, отвыкшие от удобств, расселяются каждый в своей комнате. И тут начинаются чудеса, заставляющие вспомнить о фамильных призраках и прочей чертовщине.
Есть два различных варианта повести с одинаковым прологом и одинаковой идеей, но с различным развитием сюжета и эпилогом. Первый — журнальный вариант, и второй, книжный, вышедший в сборнике «Дорога богатырей». Долгушин полностью переделал свою повесть.
Входит в:
— цикл «Маэстро»
— журнал «Знание-сила 1946'2-3», 1946 г.
— журнал «Знание-сила 1946'4-5», 1946 г.
— журнал «Знание-сила 1946'6», 1946 г.
— антологию «Дорога богатырей», 1949 г.
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
osservato, 17 марта 2015 г.
Поскольку в детстве питала немотивированную слабость к роману Долгушина «ГЧ», зачитав и без того ветхую книгу, то не могла, разумеется, пройти мимо повести. Начиналось все как в классическом романтическом романе: замок (польский), призрак и пара героев, которые, конечно же, поженились. Но потом пришел советский изобретатель и все опошлил, зато он вам расскажет про предтечу акустической стереосистемы (1946-й год!). Занимательно, но я призраки и замки люблю больше акустических систем:)
Иприт, 17 апреля 2011 г.
Таинственная атмосфера старого польского замка...скрипы...шорохи...чуть не привидения. И это в тылу РККА, армии Империи победившего материализма! Безбрежный простор фантазии юному читателю. Добротный приключенческий сюжет с элементами мистики. Да, развязка проста, однако ожидать вампира или оборотня в советской книжке конца 40х... Хотя все таки интересно было бы увидеть его в руках «компетентных органов»))) Отличное произведение. Та же Дикая охотва короля Стаха в компактном виде. Просто повезло меньше — очистители от скверны «ближнего прицела» с такой радостью изгоняли беса из послевоенной советской фантастики, что даже доброе слово о теории предела считается моветон. А зря.
Sawwin, 29 апреля 2010 г.
Ох, как давно не перечитывал я фантастики ближнего прицела! А поскольку среди посетителей Фантлаба вряд ли найдётся много желающих впервые прочитать повесть Долгушина, не переиздававшуюся с 1949 года, то отзыв будет практически нацело спойлером, просто, чтобы познакомить любителей фантастики с этим типом произведений.
Фантастическая идея: Незадолго до войны некий советский инженер занимался усовершенствованием систем стереозвучания. Если в одной комнате установить 80 чувствительных микрофонов, а в другой 80 динамиков, к этим микрофонам подключённых, то динамики создадут эффект присутствия. В пустой комнате будут звучать шаги, слышаться голоса и, вообще, всё, что происходит в комнате с микрофонами. Этот эффект действительно был известен ещё до войны, а в 50-е годы в Ленинграде, рядом с планетарием был даже открыт кинотеатр «Стереокино», создание которого провидчески предсказал Юрий Долгушин.
Сюжет: Хотя в изобретении не было ничего секретного, тем не менее, его украли, но не шпион, как можно было ожидать, а просто мелкий негодяй, поляк по национальности. С секретом в кармане негодяй бежал в панскую Польшу. Там он устроился управляющим в имение ясновельможного пана, установил динамики и микрофоны в двух комнатах (общим счётом 320 единиц техники!) и запугал бедного пана до того, что он в обход родного сына, завещал всё добро управляющему и помер со страху. Однако, плодами своего злодейства похититель воспользоваться не успел. Началась война. Четыре года в замке хозяйничали немцы, но ничего не обнаружили. А в 1944 году в замок въехал советский госпиталь. В кабинете владельца поселилась медсестра Марина, а в комнате управляющего -- начальник госпиталя, в Марину отчаянно влюблённый. Тут-то система и заработала! Марина принялась слышать, как в ночи открывается дверь, входит мужчина, как он раздевается и направляется к её постели... Постель скрипит, а рядом никого!
В соответствии с уставом, Марина делится сомнениями с товарищем майором медицинской службы, а тот пишет письмишко своему приятелю, который по странному стечению обстоятельств оказывается изобретателем системы стереозвучания. Кроме того, по ещё одному странному стечению обстоятельств, он оказывается начальником штаба армии, той самой, в чьём ведении находится госпиталь. Начальник штаба приезжает в госпиталь, и в этот самый момент, по странному стечению обстоятельств, там же появляется подлый похититель, скромно зашедший узнать, когда ему будет позволено вступить во владение собственным имуществом. Негодяя немедленно разоблачили и передали в твёрдые руки компетентных органов. Увы, Марина за это время в обход непосредственного начальства, перевелась в другой госпиталь. Лишь после войны, когда бывший начальник штаба армии вернулся к работе простого инженера, на демонстрации первого кинофильма со стереозвучанием Марина и рассказчик, по очередному странному стечению обстоятельств, встречаются. Они смотрят друг на друга, и глаза говорят яснее слов.
«Я думаю, что мне не следует ничего добавлять к тому, что я рассказал», -- завершает повесть Юрий Долгушин. Александр Сергеевич Пушкин в подобной ситуации написал: «Читатель избавит меня от излишней обязанности описывать развязку».
Я не ругаю и не хвалю повесть. Я просто пересказал её, как типичный образчик фантастики ближнего прицела.