Николай Фёдоров «Вечер в 2217 году»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Антиутопия )
- Общие характеристики: Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Россия двадцать третьего века. Жители сытого и благополучного внешне общества не замечают какую цену им пришлось заплатить за это благоденствие. Они давно стали бездушными винтиками государственной машины, работающими во имя всеобщей пользы. Тем временем молодая девушка Аглая мечтает о любви и семье, ценностях давно уже забытых.
Входит в:
— антологию «Русская литературная утопия», 1986 г.
— антологию «Вечер в 2217 году», 1990 г.
— антологию «Вечер в 2217 году: Русская фантастика конца XIX — начала XX века», 1998 г.
— антологию «Полдень, XIX век», 2005 г.
— антологию «Red Star Tales: A Century of Russian and Soviet Science Fiction», 2015 г.
— антологию «Ciencia ficción rusa y soviética vol. 1», 2016 г.
— журнал «DARKER № 12'16 (69)», 2016 г.
— антологию «Бомба профессора Штурмвельта: Фантастика Серебряного века, том VII», 2018 г.
- /языки:
- русский (7), английский (1), испанский (1)
- /тип:
- книги (7), цифровое (2)
- /перевод:
- В. Алый (1), Э. О. Фишер (1), Дж. фон Гельдерн (1)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Козлов, 7 июля 2022 г.
Фантастика — это возможный прогноз будущего. Но составлять мнение о будущем приходится на примерах настоящего. Так, после утопии, появилась и антиутопия. Никакого будущего она не прогнозирует, пытаясь защищать старое. Но многие считают, что её «прогнозы» сбываются, как только жизнь становится хуже. Так и «Вечер в 2217 году» по сути — реакционный памфлет. Что автор и показывает с самого начала. Люди под красным флагом своего добились, но люди эти — белокурые наивные дети, с которыми, для их же блага, нужно поступить, как в России заведено, по отечески. Только больше некому. Революция 1905 года показала — кто в России большинство. И испугались. Было в истории России одно важное противоречие. Несмотря на острую политическую необходимость отделения национальной культуры от европейской, в Российской Империи запрещалась к публикации часть народного фольклора, как оскорбляющая царя и церковь. А наши великие писатели, композиторы и художники осмыслить народную культуру дальше сказочных сюжетов просто не могли — не нашлось в русской деревне благородных богатырей-пахарей. Так что, если 80% населения не думает о своем спокойном счастье, то за них придется думать всем остальным. И эти остальные существуют в таком же противоречии. Страшно, когда большинство подавляет Личность. Но Личность почему-то, хоть и стоит над обществом, без общественных примеров ничего сделать не в состоянии.
Демократия — власть большинства. Так, что это за мещанская такая антиутопия? Если убрать гиперболизированные потенции членов этого общества, то что в нем плохого? Обязанность вступить в Армию Труда и поработать четыре часа в день — безысходность. Служить Отечеству — долг каждого. Как говорится, найдите десять отличий. Досуг порождает возможность заняться интеллектуальным развитием. И в этом «обществе большинства», Личности, как ни странно, тоже есть. Вообще, противопоставление Любы, Аглаи и Павла ход интересный. Примерно тоже самое я видел в романе «Мы». Но Замятин таким образом довольно тонко раскрывал психологию главного героя. Здесь же, чуть ли не страшилка. Хотя для современного читателя ничего странного в возражениях Любы уже нет. А тогда, прям глубинные взаимосвязи должны были увидеть. Павел решил найти женщину, с которой будет всю жизнь, а если та уйдет — убьет её и себя. Финал веет роковой философией. Но вспомните противоречие его умозаключений. Разве Павел не дурак? Есть у него свободное время для любомудрствования — и что? Пришел к тому, что мужики (важное уточнение для сословного общества) счастливы были выбирать: работать или умирать с голоду. Понимали в старину непонятность Смерти. Верой да истовой молитвой от всего спасались. Хоть что учи, а настоящей мыслящей Личностью станешь, только если сможешь объяснить, что жизнь человеческая станет понятной при наличии сил, понимание которых невозможно. Судьбина видать, а не автор, заставила Аглаю увериться в том, что позор не смыть. Кисейные юные барышни в обморок падать будут. Ведь давно известно, что никакие земные блага душе спокойствия не дадут. А праздность — грех.
Писалось явно под впечатлением от событий того времени. Но обращается автор не к большинству, а к тем, кто бунтующее большинство должен усмирить. Итог же закономерен: такие люди в новом обществе не нужны. Как интересно смыслы меняются со временем.
god54, 18 мая 2019 г.
Великолепное произведение. Какое это счастье отыскивать такого рода жемчужины среди фантастической макулатуры. Конечно, автор критиковал философию социалистов, нарисовав каким будет мир, если они придут к власти. Нам же рассказ близок потому что коммунисты построили именно такое общество и заставили и заставляют нас в нём жить. Очень точно нарисованное общество, психология «белой вороны» и закономерный финал. Читать, перечитывать и добиваться перемен, а произведение в коллекцию.
Вертер де Гёте, 7 ноября 2008 г.
Это произведение (к сожалению, известное немногим любителям фантастики) является одной из первых русских антиутопий. В ней описан мир будущего — 23-го века — такой сытый, благополучный и красивый внешне. Это благополучие достигается тем, что людям приходится жить и работать по затмившему всё принципу полезности для общества. И нет уже ни любви, ни веры, ни семьи, ни любимой работы. Жизнь (даже сексуальные отношения) регламентирует Верховный совет. И даже сытость и доступные теперь человеку необычные развлечения (например, ароматические концерты) не компенсируют бездуховности и бессмысленности существования. Не удивительно, что произведение было практически забыто в советское время. Достаточно солидно выглядит и технический образ будущего, нарисованный Фёдоровым, хотя рассказ написан в начале прошлого века, но самодвижущиеся тротуары, цифровые табло, кнопочное управление, воздушный транспорт и сейчас отнюдь не выглядят наивными. На мой взгляд, это произведение очень достойно представляет русскую фантастическую прозу самого начала 20-го века.