Вениамин Каверин «Открытая книга»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Производственное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
В романе рассказывается история советской женщины – микробиолога Татьяны Власенковой. Увлеченно, с глубоким знанием предмета Каверин рассказывает о работе Власенковой по созданию отечественного пенициллина, сделав тему научного поиска основной для своего романа.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Экранизации:
— «Открытая книга» 1973, СССР, реж. Владимир Фетин
— «Открытая книга» 1979, СССР, реж. Виктор Титов
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Nihron, 23 ноября 2023 г.
Полностью выдуманная история, касающаяся исторического события. К тому же неинтересно написанная. А ожидалась достоверная биография с сосредоточением на создании пенницилина. Отдельно хочу отметить эту странную манеру, когда авторы пишут от лица проитвоположного пола. От первого лица, что подразумевает залезание в голову персонажа. Да ты не знаешь и не можешь знать как мыслит и чувствует женщина (или наоборот), что ты берёшься?
Velary, 23 октября 2016 г.
Как правильно написала panda007, «Открытая книга» — это такой женский вариант «Двух капитанов». Повторяются практически все мотивы: столкновение в детстве с тайной, которая определит профессию, да и всю жизнь героя (героини), любовь, зародившаяся в детстве и проходящая через всю жизнь, чужая любовь, отражённая в письмах, клевета, обрушившаяся на главного героя (героиню), от которой любой ценой необходимо отмыться. Это приводит в недоумение и отталкивает. Такого самоповтора я не ожидала. Написано по-каверински хорошо, добротно, затягивает, но объём великоват, слишком много включено эпизодов, порой незначительных. Что больше всего понравилось, так это история развитие микробиологии, становление медицинских институтов, повседневная работа учёных-медиков в лаборатории — потрясающий срез жизни целого поколения учёных. Самый живой персонаж, на мой взгляд, это Митя, единственный, кому я поверила. А о самой Тане рассказано и слишком много, и слишком мало, я так и не поняла, что она за человек, чего ей хочется в жизни, кого она любит и что для неё самое важное.
Ev.Genia, 3 декабря 2012 г.
Прекрасная книга! Подлинная история насыщенной жизни девочки, девушки, а потом уже женщины-ученого — сначала Царская Россия, детский труд, Первая Мировая война, революция, становление СССР, Вторая Мировая война, репрессии, борьба за свое детище — пенициллин — все это ее жизнь. Ее любили многие. А кого любила она? Почему так и не была полностью счастлива? Вся страсть и энергия ее была отдана любимому делу.
В любом деле есть люди, которые создав что-то значительное однажды, дальше не двинуться в своем развитии, поэтому своей косностью препятствуют развитию нового. Некоторые могут, но неспособны что-либо создать — их съедает зависть к чужому таланту, поэтому они готовы любого уничтожить, стереть любым способом, главное, чтобы время было подходящее. А есть люди, которым, что бы они не создавали, как-бы тяжело не было, им всегда будет мало — они творцы. Автор мастерски описывает все эти образы и характеры героев, их так и видишь перед глазами: Татьяна Власенкова, Андрей Львов, его брат Дмитрий, Петр Рубакин, Виктор Мерзляков. На страницах книги оживает история жизни целого поколения ученых, которые жили, творили, создавали, любили, радовались, отстаивали свои убеждения, а главное выживали в непростое время нашей истории.
Книга очень понравилась. Когда-то давно смотрела фильм, снятый по этой книге. А книгу прочла только сейчас — проза Каверина великолепна!!! И фильм и книга заслуживают внимания.
kira raiven, 6 июня 2009 г.
Эта книга Каверина перечитана много раз. Мне в разные периоды жизни было почему-то необходимо взять ее в руки и читать. Книга не просто не разочаровывает, она каждый раз приглашает вернуться в этот мир, где я каким-то образом возвращаюсь к себе. Вот здесь — мои эмоции и мысли по этому поводу, здесь... хмм, все же сейчас я так не думаю, но понимаю, почему я разделяла эти мысли, а вот это — как я могла это пропустить?! При этом читать интересно.
Так он пишет. Повествование идет от лица героини, которая взрослеет на наших глазах. Она любит — одного человека, с самого детства. Она верит — своим мечтам, своим друзьям, старому доктору. Она упорна и решительна, она настойчиво отстаивает свое право думать и действовать, не прекращая. При этом автор создает удивительную атмосферу присутствия читателя рядом с героями.
Все герои книги, все без исключения, очень цельные, четко выписаны. Образы мне близки, они живые, любимые и давно стали какими-то родными. А язык этой книги и слог, присущие Каверину, меня всегда восхищают. Он потрясающий рассказчик, призывающий внимание вдумчивого читателя, его книги пронизаны атмосферой добра и любви, и в них при этом всегда присутствует реальная жизнь в ее разнообразных проявлениях, конфликтах и преодолениях. Далеко не всегда героям удается выходить победителями из разнообразных ситуаций, но герои книг Каверина обычно особенно упрямы в отстаивании своих убеждений, образа мыслей и готовы пожертвовать многим ради близких людей.
В «Открытой книге» есть это все, и еще есть характерная для его произведений насыщенная и полная чувства тема любви, причем все происходит с изрядной долей присутствия чувства юмора, так что читать и перечитывать доставляет истинное наслаждение. Как можно пронести Чувство в своем сердце через все эти годы, будучи исследователем и ученым, будучи матерью и любимой женщиной, все равно сохранить его в своем сердце? Татьяна, главная героиня, ее образ, — одна из главных составляющих успеха этой книги.
Кунгурцев, 26 августа 2014 г.
Интересным человеком был автор: умудрялся совмещать репутацию живого классика советской литературы с почти открытым диссидентством. И в этой книге есть от того и от другого. Что ж, этим она пожалуй и хороша – широким взглядом на историю 10-50-х годов, в котором есть место и достижениям, и преступлениям. Вспоминается басня Сергея Михалкова, о том, как однорукий и одноглазый хан Ахмед заказал свой портрет трём художникам. Один нарисовал его с двумя руками и глазами и был казнён за угодничество. Другой – как есть, без руки и глаза и был казнён за подчёркивание недостатков хана. А третий написал в профиль, с нужной стороны – где и глаз, и рука имеются и был возвеличен. Но ведь написать в профиль можно и с другой стороны – где ни глаза, ни руки.
Каверин написал свой роман «анфас», за что ему спасибо. Но, конечно, явно ощущается, что роман писался, а затем переписывался в разные периоды нашей истории.
Роман написан в старой манере – неторопливо, спокойно, но ощущения многословия и затянутости не возникает (ну, во всяком случае, у меня не возникло, не знаю, как молодым читателям может показаться), ибо всё по делу. Говорят Каверин считал себя средним писателем. Что ж, судя по этой книге, его действительно нельзя назвать великим стилистом, но рассказчик он замечательный и заинтересовать читателя умеет.
Правда лично мне несколько подпортили впечатление многочисленные анахронизмы. Не знаю уж, возникли ли они при неоднократном переписывании или с самого начала автор несколько неряшливо отнёсся к работе. Но есть неувязки и с возрастом героев, и с рядом событий и некоторыми названиями. Так, например, почему-то в 1944 году фигурирует Министерство внутренних дел, хотя чуть ли не на той же странице Наркомат здравоохранения в соответствии с исторической правдой по-прежнему остаётся наркоматом.
Ochevidec, 16 апреля 2013 г.
1.
Начало «Открытой книги» сделано по лекалам «Двух капитанов».
Это и сюжетных ходов касается, и авторской интонации, и (в меньшей степени) антуража.
Судите сами.
Девочка из простонародья попала в интеллигентный дом Львовых и породнилась с ними = мальчик из простонародья попал в интеллигентный дом Татариновых и породнился с ними.
Ленинград 20-х = Ленинград 20-х.
Москва 30-х-40-х = Москва 30-х-40-х.
Таня конфликтует с Глафирой, с которым состоит в свойстве = Саня конфликтует с Николаем Антоновичем, с которым состоит в свойстве
Бумаги Павла Петровича, утраченные и впоследствии найденные = письма капитана Татаринова, потерянные и позже найденные
Андрей Львов, будучи гимназистом, влюбился в Таню Власенкову, жизнь их развела, но потом они встретились и поженились = Саня Григорьев, будучи школьником, влюбился в Катю Татаринову, жизнь их развела, но потом они снова встретились и поженились.
У главной героини с самого детства была сверхзадача, и она её решила = у главного героя с детства была сверхзадача, и в конце концов он её решил.
И т. д., и т.п.
2.
Меня не покидает ощущение, что Каверин к работе над «Открытой книгой» подходил... эээ... чуть менее ответственно, чем к работе над другими книгами.
Автор злоупотребляет некоторыми эпитетами. Почти всех положительных героев, например, он описывает как «румяных» и «нежнолицых». «Незнакомая девушка, такая крепкая стройная, сероглазая, с таким здоровым румянцем»; «румяный, как ребёнок»; «оба молодые, красивые, румяные, точно умывшиеся снегом, — кажется, в целом мире невозможно было подобрать лучшую пару»; «русый, высокий, с ровным румянцем»; «он немного стеснялся своих слишком румяных щек, крепких плеч, сильного рукопожатия»; «в распахнутом полушубке, взволнованная, румяная, с испуганными глазами»...
Плюс куча анахронизмов и путаница с возрастом героев.
3.
Третья часть «Открытой книги» ощутимо слабее, чем первые две.
4.
Но всё равно это Очень Хорошая Книга. Хотя до главных шедевров Каверина — «Двух капитанов» и «Перед зеркалом» — она, конечно, не дотягивает.