Джастин Стэнчфилд «В реке»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт | Изобретения и научные исследования | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На окраине Солнечной системы появляется космический корабль инопланетян. Контакт обещает быть интересным, технологии инопланетной расы зачительно опережают земные. Но как понять друг друга, если разнится и среда обитания, и язык, и образ мышления?
Оказавшись на корабле тэйд триссов, ученый-исследователь Дженна настолько срослась с коллективным разумом пришельцев, что возвращение домой оказалось очень трудной задачей...
Входит в:
— антологию «Лучшее за год XXIV: Научная фантастика, космический боевик, киберпанк», 2007 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 19 января 2018 г.
Это уже третий прочитанный рассказ Джастина Стэнчфилда, но я по-прежнему пребываю в некотором недоумении — что заставляет составителей включать его произведения в антологии лучшего за год? Ну, или переводить для «Если», если уж на то пошло, да простится мне невольный каламбур =)))
Рассказ «В Реке» показался совершенно беспомощным. Сюжет достаточно прост — на окраинах Солнечной системы появляется корабль пришельцев, с которыми земляне пытаются вступить в контакт с целью раскрыть секрет их технологий, намного опередивших земные. Учитывая, что практически в самом начале рассказа есть сноска, объясняющая, что такое «энергия нулевых колебаний» следующим образом: «Суммарная энергия нулевых колебаний (или энергия основного состояния системы) конечного объёма физического вакуума или конденсированной среды огромна, однако с точки зрения квантовой механики её невозможно практически использовать, поскольку нет квантовомеханических способов отнять всю или часть энергии у нулевого колебания», настроен я был на твёрдую НФ. А в результате получил историю, в которой не то что научная составляющая, но и сама логика происходящего хромает на обе ноги.
Судите сами. Для установления контакта в корабль пришельцев была отправлена профессор абстрактной математики Дженна Ри. Сами пришельцы, именуемые тэйд триссы, судя по описанию представляют из себя что-то вроде осьминогов и путешествуют по космосу на шестикилометровом корабле, наполненном водой. Поэтому в лимбическую систему и мозолистое тело (corpus callosum) Дженны были имплантированы пучки чужеродной нервной ткани, которые и позволили ей вступить в контакт и понимать язык тэйд триссов, во многом основанный на запахах. Это позволило доктору Ри не только понимать тэйд триссов, но и думать, как они.
Мне, конечно, сложно понять, как человек может дышать под водой, будь она хоть перенасыщена кислородом, но оставим это на совести автора. Сложнее понять другое — рассказ начинается с того, что Дженну извлекают из Реки, как именуют пришельцы свой корабль, потому что у неё начали отслаиваться импланты, что грозит проблемами её психике. Далее выясняется, что передавать информацию Дженна перестала месяцы назад, ощутив себя частью семьи тэйд триссов. Возникает вполне резонный вопрос — а чего она тогда плавала там месяцами напролёт, если пользы от неё никакой? Странные довольно научные исследования, не находите? Но и это ещё не всё. Чуть позже выясняется, что тэйд триссы собираются улетать. Допустить этого люди не могут, поэтому отправляют к ним другую исследовательницу, на этот раз психолога по имени Марксер. Но что-то идёт не так, пришельцы утаскивают её куда-то в глубины корабля и тогда... Дженна идёт её спасать. Просто ныряет в Реку и всё. Без всяких инплантов. На фиг они ей нужны? Далее начинается просто форменный дурдом: «— Прости, — ответила Дженна простой графической формой, которой тэйд триссы пользовались при радиопереговорах». Какой, простите, «графической формой» и какие радиопереговоры? Чуть раньше ясно же было сказано, что у тэйд триссов язык на основе запахов, и понять их доктор Ри смогла ТОЛЬКО из-за того, что ей вживили куски чужеродной нервной ткани? Это подтвержается чуть позже, когда Дженна уже «разговаривает» со старой самкой по имени Ищущая: «Она сообразила, что без вживленных хирургами приспособлений ее слова — всего лишь бессмысленный лепет для народа, среди которого она жила когда-то». Так как же, чёрт побери, они понимают друг друга? Может мне это кто-нибудь объяснить?
Но заканчивается всё хорошо — тэйд триссы отдают тело бесчувственной Марксер, прощаются с Дженной и на прощание Ищущая дарит ей странный предмет, «гладкая серая керамика закручивалась и изгибалась нескончаемой петлей, словно моллюска-наутилуса вывернули и превратили во что-то опасное и чужое», который оказывается... одним из двигателей корабля! Занавес.
Так позвольте задать несколько вопросов, оставшихся у меня. А что мешало прибор этот у тэйд триссов попросить, раз они вели с человечеством радиопереговоры и вполне способны общаться некими простейшими «графическими формами»? И как человечество сможет понять принципы технологий тэйд триссов, если все «озарения» профессора абстрактной математики сводятся к следующему диалогу с мужем:
— Во всем, что касается тэйд триссов, нет абсолюта. Неудивительно, что мы не могли понять, что они пытаются сказать нам. Нам требуются конкретные цифры. А им даже понятие это недоступно. Фактически в их лексиконе есть только два числа.
— Но это невозможно. — Ястренко нахмурился.
Дженна развернула планшет, тайно наслаждаясь замешательством мужчины, и провела пальцем по разбросанным на экране знакам, вычерчивая кривую.
— Для нашего образа мыслей — да. Но не для их. Для них вся Вселенная — это бесконечная нить. У тэйд триссов существуют лишь две цифры: единица и не-единица. Один плюс один у них не два. Сложи один и один — и получишь большую единицу.
— Большую? — В голосе Ястренко прозвучало сомнение, но он наклонился ближе, изучая уравнения. — И это позволяет им манипулировать пространством-временем?
— По-видимому. — Дженна пожала плечами. — Я не физик. Ястренко выпрямился, не отрывая взгляда от планшета, и удивленно покачал головой.
— Нам потребуются годы, чтобы вникнуть в это.
И ещё более общие вопросы. Так зачем появлялся на границах освоенного человечеством пространства корабль тэйд триссов «подавая жалобный, неменяющийся сигнал, из-за которого человечество и предприняло эту экспедицию»? Чтобы с ними несколько месяцев поплавала Дженна, ощущая себя частью Семьи и чуть не поехавшая из-за этого с катушек? Или чтобы в итоге вручить ей на прощание штуковину, в которой управление кораблём?
И самый главный, самый важный вопрос — а откуда у людей вообще части плоти тэйд триссов? Они одного из своих отдали в поликлинику для опытов что-ли?
Одним словом — слабо. Пять баллов только за тэйд триссов, которые получились довольно любопытными.