Дмитрий Володихин «Эллинороссия»
Византия вовсе не разгромлена турками и крестоносцами. Владимирская Русь вовсе не пала под натиском монголо-татар. Они объединились и выстояли! Из этого объединения вырос мир греко-русской державы, которую историки хорошо знают под именем Эллинороссии.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Эллинороссия»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 150
Активный словарный запас: высокий (3055 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 36%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Премия "Проксима", 2019 // "Большая Проксима" (книга года) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
слОГ, 11 мая 2020 г.
Помнится, что на фантлабе размещался анонс встречи или семинара на тему что-то вроде «Эллинороссия против Ордуси», если, не ошибаюсь, устраиваемый автором Эллинороссии. Ну от этого факта я и буду отталкиваться.
По мне, Володихин решил конкурировать не только с достопочтимым Ван Зайчиком вообще, но и с Вячеславом Рыбаковым в частности. Фишка в чем, по уровню литературы — Рыбаков выносит Володихина, что называется в одну калитку (можно припомнить, по поводу альтернативок еще и Гравилет «Цесаревич»), но Володихин, наверное, собирался полемизировать на уровне идей... А может и не полемизировать, может просто показать, что проще сделать Империю не на основе Руси и Китая, а на основе союза с Византией, например. Найти соответствующую развилку в истории, в духе «Что, если» и еще раз показать, что Россия — родина слонов...
И ешё. У меня, по прочтении «Эллинороссии», осталось ощущение, что это неудачный фанфик Ордуси, но там, где Ван Зайчик брал добротой и иронией, Володихин включает православие, логика при этом периодически теряется от слова «совсем». С одной стороны постулируется факт, что в ЭР высокая духовность, за счет которой никакой технический прогресс нафиг не нужен, с другой все равно все идет в альтернативной реальности плюс-минус параллельно, как бы шутя, при этом легко вспоминаются эпизоды из Рыбакова/Ван Зайчика... Но контраста нет никакого. Есть ощущение, я это читал 30 лет назад и потом еще 15 лет назад, и там были произведения-события, а здесь черт знает что...
Из пяти произведений мне понравилось одно -«Умелец технэм», проблема в том, что оно, как минимум противоречит обще картине мира, представленной автором, при этом как же вспоминается Ван Зайчик...
Подытожу. На уровне концепции — классно. На уровне исполнения — дико вторично. Получилась не полемика, а, как я и написал выше, фанфик. В отличии от других авторов отзывов, иронии у Володихина я не заметил, шутки юмора, там, где они были, по мне, неудачны. В своем сакральном гетто ЭР может и книга года, но, к сожалению, про то гетто не каждый любитель фантастики и слышал.
Кот Маргай, 5 декабря 2020 г.
В основе книги следующая альтернативно-историческая концепция: во времена Мануила Комнина и Всеволода Большое Гнездо Византия и Русь слились воедино. Получившееся образование благополучно отбилось как от крестоносцев, так и от татар, и стало лидирующим государством мира. Я не большой специалист по альт-исту (в частности, не читал поминаемого рецензентами Хольма ван Зайчика), поэтому отзыв казуальный.
Произведение со своеобразной структурой: сборник новелл о разных эпохах, объем которых уменьшается от начала к концу – первая (про эпоху географических открытий) занимает половину всего текста, а заключительная (про современность) всего четыре страницы. Первая история хороша текстовыми стилизациями, вторая – законченностью мысли, третья – наличием завораживающх фантастических элементов. Две заключительных новеллы – это скорее зарисовки, дополняющие представление о том, к чему в итоге пришел этот мир. В целом, получилось очень даже уютно. Не являясь православным, я не испытал какого-либо дискомфорта от излагаемых в тексте идей и взглядов.
*Примечательно, что ключевую роль для сюжета играет рукопись реального византийского историка Никиты Хониата, который также фигурирует в качестве персонажа «Баудолино» Умберто Эко.
Shemsu, 27 января 2020 г.
Видел, что на эту книгу уже были отзывы в духе «фантомные боли россиюшки», «антиисторично» и др. и пр. Я бы воспринимал ее как фантасмагорию, как шутку историка. Да, действительно ключевое историческое допущение книги противоречит всему, что мы знаем о средневековой экономике, средневековой логистике и др. и пр. Но, господа, “Why so serious?” Будьте проще! Это такая же фантасмагория и шутка, смелый эксперимент историка, как, например, Ордусь Хольма ван Зайчика.
Причем, эксперимент, написанный очень даже хорошо (как будто можно всерьез думать, что автор «Конкистадора» или «Долиной смертной тени» напишет плохо!)
Отлично написано. Отлично развито (в том смысле, как из антинаучного допущения раскрутить целую историю, которая развивается в средние века, в новое время и даже в нашей современности!) Наконец, отлично подшучено. То, что ряд читателей воспринял этот текст со зверской серьезностью, уже говорит о том, что шалость удалась!
BorisTolchinsky, 4 декабря 2019 г.
Весной 2019 года я случайно увидел в новом сборнике серии «Моремания» повесть Дм. Володихина «Русь заморская» и сразу заинтересовался ею. Автор известен как учёный, публицист, писатель, последовательный и неутомимый популяризатор русской истории и традиционных имперских ценностей. То есть, понятно было, что от него ждать. Но повесть превзошла мои ожидания. Это оказался редкий в наши дни подарок поклонникам твёрдой, классической альтернативной истории, исторического детектива, гуманистической утопии. А затем я узнал, что «Русь заморская», она же «Ромейское море» – лишь первая часть «Эллинороссии», цикла, в котором альтернативная истории проходит сквозь века от самой точки бифуркации (развилки, расхождения с писаной историей) до наших дней.
Книга, изданная осенью, скорее, всё же не роман, а сборник. В него, наряду с повестью, входит ещё ряд рассказов. Части цикла связаны общим АИ-миром, где происходит действие, и идеями, они проходят через всю книгу.
Представьте себе мир рубежа XV-XVI вв., самое начало эпохи великих географических открытий. Испанией правят Изабелла и Фердинанд, отправившие Колумба на поиски Индии, есть и сам Колумб, но в весьма неожиданном качестве; на московском престоле, как и должно в это время, Иван III – но он в АИ-мире Володихина не только и уже не столько великий князь, он... полновластный царь, василевс, могущественный византийский император! А Византия, то есть Римская/Греческая империя, старое царство ромеев, слившись с Русью, впитавши её молодые и живительные силы, не только воспряла, но обрела вторую жизнь, теперь это единственная сверхдержава, доминирующая и в Старом, и в Новом Свете. Как при Константине Великом имперская столица переместилась из Рима в Константинополь, так и теперь, при русских василевсах, она закономерно перемещается из Константинополя в Москву. Москва становится Третьим Римом, космополисом, новым Царьградом уже не только в переносном, метафорическом значении, но и в самом буквальном.
Соответственно, правит в Новом Свете, на острове Святого Воскресения (в Доминикане), где происходит действие повести, не испанский губернатор от имени их католических величеств, а наш, то есть ромейский стратиг, именем царя и василевса Иоанна Васильевича, – князь Глеб Белозерский. Рядом с ним трудится митрополит Герман, просвещает туземцев-язычников. В отличие от латинян, привыкших, как мы знаем, насаждать Христову веру в Новом Свете огнём и мечом, православные ромеи действуют терпением и убеждением, святым словом и своим примером, они гуманны и честны, для них новообращённые туземцы – не рабы, а неофиты, собратья по вере.
Но, разумеется, находятся люди, которые желают подорвать величие вновь возродившейся империи, натравить греков и русских друг на друга, а потом армян и сербов, и болгар, и остальных. На острове хранится книга, способная стать в руках врагов убийственным оружием против имперского и православного единства. Эту книгу похищают. Так в альтернативно-историческую ткань повести вплетается детективная интрига. Грек Феодор Апокавк, патрикий Империи, посланник самого василевса, должен найти и разоблачить вора. Если он не справится, если опасная книга всплывёт в Европе и окажется в руках врагов, то быть большой беде...
Язык «Руси заморской» может показаться сложным, архаичным, он стилизован под византийские хроники и старомосковскую речь – но оторваться невозможно, я прочёл весь текст в один присест.
И вскоре выясняется, что не только первая повесть являет нам достойную языковую стилизацию, но и все последующие рассказы стилизованы под язык соответствующих им эпох русской истории.
В «Ином сказании», второй части «Эллинороссии», мы встречаем князя Дмитрия Пожарского в самый разгар Смутного времени. Ему предстоит принять труднейшее решение, от которого зависят судьбы царства и отечества. И он почти это решение принимает – оно означает новую междоусобную войну, и бедствия, и кровь, и жертвы без конца и края – но вдруг появляется… попаданец! Как попаданец?! Это же твёрдая, классическая АИ! Здесь такие не ходят, в чистой АИ попаданцев быть не может, не должно. Но автор смело раздвигает рамки жанра, у него появление пришельца из иной, альтернативной реальности обоснованно, сам попаданец оказывается в тему и к месту, и очень вовремя. После его рассказа картина мира в глазах Дмитрия Пожарского меняется и складывается по-новому. Рождается спасительная историческая альтернатива. Московское царство приходит от смуты к долгожданному миру.
«Умелец технэм» – третья и самая необычная часть книги. Здесь, в пространстве классической альтернативной истории, царствует настоящая научная фантастика с элементами криптоистории и, совсем немного, мистики и фэнтези. Я никогда не наблюдал в АИ такого сочетания. Казалось бы, мир тот же, мир Эллинороссии, но он адресуется к древнейшим тайнам мировых цивилизаций, к загадочным «технэмам», которые несут угрозу жизни, их необходимо, как сапёрам мины, обезвреживать и разбирать. Параллельно в ткань текста вплетается вечная тема любви и долга. Что выберет ромейский (русский) инженер?
Здесь также возникают первые сомнения в устойчивости этого АИ-мира: он, подобно своему предшественнику, миру исторической Византии, не особо дружит с научно-техническим прогрессом. Но глубокая духовность не заменит военной мощи, лишь она способна обеспечить выживание. Любая духовность лишь тогда чего-нибудь стоит, когда умеет защищать себя с оружием в руках.
Завершают книгу совсем небольшие (и на мой взгляд, не такие удачные, как первые три части сборника) рассказы «За нумизматикой» и «Кандагар». Как и в предыдущих частях, «писаная», привычная нам реальность и альтернативная, эллинороссийская, идут рука об руку. Автор вновь и вновь напоминает credo своей новой книги: мирная, достойная альтернатива есть всегда! Всегда есть шанс обойтись без бедствий, войн и революций, без террора и репрессий, или хотя бы уменьшить их горькие последствия. Следуя своим убеждениям и своему авторскому выбору, Володихин видит этот шанс в сбережении христианской веры и традиционных имперских ценностей. В мире Эллинороссии наша страна была и остаётся народной, православной монархией, самой мощной и авторитетной империей на планете, за нею – правда.
А весь эксперимент с социализмом автор изящно отправляет в… Крым, где действуют грамматик Ленин, логофет Свердлов, архонтесса Розалия Землячка, комес варварской конницы Феликс Дзержинский, да ещё «товарищ Троцкий, трапезит с душой стратега». Вот так ответ Аксёнову с его «Островом Крым»!
Изящного исторического троллинга в этой книге немало, но обижаться на него не стоит; важнее, на мой взгляд, сама альтернатива, она проповедует добро и зовёт в светлый мир. Здесь нет «чернухи» и законченных злодеев, все герои – в той или иной мере благородные, порядочные люди, худшее, на что они способны, это ошибиться, оступиться, согрешить; но искреннее раскаяние и истинная вера всегда помогут искупить ошибки и грехи.
Да, созданная в «Эллинороссии» АИ-реальность – утопия, но это позитивная, аутентичная, гуманистическая утопия, в которую веришь и где так хочется остаться навсегда. Автор убедительно показывает, в какой гармонии могут жить и совместно трудиться люди самых разных стран и страт, когда они веруют в одного Бога и верны своей единственной матери-империи. Ни Рим, ни Византия, ни Российская империя не пали, не погибли, не ушли в историю – они живы, пока владеют нашими мечтами, пока мы думаем о них и находим в их былом величии вдохновение для строительства собственной жизни.
Aluvian, 13 октября 2019 г.
«Эллинороссия» — очень необычная работа. Во-первых, это альтернативная история без вмешательства извне. Во-вторых — все её рассказы не похожи друг на друга, но при этом создаётся общий мир, и этот мир завораживает. Главным недостатком романа стало количество историй: хочется больше. Намного больше. Но тут как автор захочет. Пять историй, пять стилей, пять сюжетов.
Первая история — детектив, но детектив непривычный ни по языку, ни по стилю, ни по неспешности. Настолько прописана эпоха, настолько завораживает мир, что работа просто поражает. При этом многих может отпугнуть стилизация — чувство, что читаешь старинную вещь. но если вникнуть в эту неспешность, в это мышление, то текст поглощает читателя и не отпускает до самого конца. Вы привыкли к альтернативкам в стиле «пиф-паф»? Этого здесь не будет. Будет ощущение действительно иного мира, с совершенно иной реальностью.
Второй рассказ — на первый взгляд просто исторический. Но всё не так просто! Тут даже есть попаданец... но как ловко он обыгран! Как легко введён фантастический элемент в чисто исторический рассказ! Это действительно вызывает восхищение.
Третий рассказ — самый «фэнтезийный». Загадочные технэмы, остатки великого прошлого и человек, их обезвреживающий. Какой шаблонный можно было бы сделать сюжет пусть с необычным, но «приключаловом». Но тут на первый план окончательно выходит главное — люди. Акцент книги — люди, а не приключения. И это сделано очень красиво и печально. Фэнтези становится инструментом, а не целью, что сильно отличает рассказ от множества современных произведений.
Четвёртый и пятый рассказы самые маленькие и самые простенькие по сравнению с остальными. Но они красиво завершают историю, подводя её ближе к нашему времени. Это сюжеты с минимумом фантдопа, отдельные моменты пересечения реальностей, которые герои даже толком не замечают. Замечает читатель.
«Эллинороссия» — мир не то, чтобы уютный, он, скорее, мир ностальгии по ушедшему когда-то душевному спокойствию. Он неспешен и менее деятелен, чем наш — несущийся с невероятной скоростью. Эту книгу надо читать вдумчиво и неспеша.
Пять разных кусочков мира, так похожего и непохожего на наш. Рекомендуется для чтения всем, кто устал от однообразия большинства романов. Эта вещь приятно выделяется среди них. Так что наслаждайтесь и приятного вам чтения!
Оценка 10.
ennushka, 3 октября 2019 г.
Книга Дмитрия Володихина Элинороссия – очень красивая Песнь о том, что могло бы произойти, если бы река истории потекла по другому руслу. Текст заставляет задумываться по-новому об известных точках исторической бифуркации, они становятся ближе и роднее, почти до уровня событий 1917 года, которые тоже упоминаются в книге. Удивительно живая печаль по далекой несбывшейся России, возможно она как-то сможет повлиять на настоящее?
Отдельно хочу сказать про язык повествования. Вернее, языки. В книге пять разделов по «временам». Это разные эпохи с совершенно разной лексикой. Но автору удалось объединить их в одну узнаваемую языковую семью. При этом каждое «время» — выписано одинаково ярко и, трудно найти другое определение, кроме «вкусно». Единственный факт, немного омрачающий чтение: первое из «времен» по языку воспринимается труднее всего. Так и должно быть, оно ведь дальше всего отстоит от нас, но там как раз и происходит завязка. Но поэтичность языка вполне компенсирует некоторую тяжесть.
Интересна также форма. Сюжет, кочующий между временами. Это дает повествованию дополнительную энергию и многослойность.