Ольга Ларионова «Чёрная вода у лесопильни»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | С ярко выраженной любовной линией
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
У людей опасных профессий часто бывает, что жизнь зависит от скорости реакции и умения одновременно решать несколько сложных задач. И было бы неплохо, если бы руки лётчика, космонавта или оператора сложного производства умели действовать самостоятельно и независимо от своего владельца.
Входит в:
— сборник «Сказка королей», 1981 г.
— антологию «Опасни светове», 1997 г.
- /языки:
- русский (4), болгарский (1)
- /тип:
- книги (2), самиздат (3)
- /перевод:
- М. Николова (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ny, 29 августа 2018 г.
Большой недостаток (может быть, даже беда) некоторых произведений О. Ларионовой — неглубокая разработка идеи. Порой читаешь и создаётся ощущение совершенно искусственного мелодраматического подхода к проблеме. Вот что-то забрезжило, и автор быстренько начинает это что-то гнуть в сторону трагедии или сложной этической проблемы, примазывая сбоку любовные страсти. А идея гнётся плохо. Получается классический сюжет — Он из-за любви и переизбытка/недостатка ума совершил безумство, сломавшее жизнь и себе и Ей. Мир разрушен, все страдают. Красиво, но недостоверно.
Сядешь, пять минут подумаешь — выясняется, что проблемы-то и нет. Зачем страдают — не вполне понятно. Больше того, анализируя историю, замечаешь, что страданий и даже гибели можно было избежать очень легко. Возникает неприятное чувство, словно тебя за дурака держат или автор нарочно глупит.
Так и здесь.
Дорогая Ольга Николаевна, на кнопки нажать может даже обезьяна, а подорвать бомбу могут и собака, и дельфин. Для этого вообще не надо иметь ни развитого мозга, ни рук. Если уж так случится, самую страшную кнопку в глубоком бункере нажмёт по сигналу безмолвной лампочки обычный рядовой и помощь киберимплантов ему не понадобится. Даже если спустить проблему с глобального уровня на уровень индивидуальный, то не вполне ясно стоит ли переживать, что «умные» пальцы будут замечательно точно нажимать на спуск автомата, выкашивая цели по безумному приказу. Поверьте, убийц, автоматически раздающих смерть по своей внутренней сути, в мире гораздо больше, чем единичных дорогостоящих киборгов. Поэтому боязнь какой-то мнимой утраты контроля над оружием у Вас в рассказе запоздала на много лет и вообще не имеет особого смысла. С равным успехом следовало бы поплакать над кошкой, которая убивает не задумываясь, на одних рефлексах.
А вот знали бы Вы как трясутся руки, когда битый час пытаешься на ощупь в темноте и холоде загнать мелкий болтик в фигурное гнездо. Или когда кончиком волоска через щель в стёклах расправляешь усики тли, лежащей в жидкости Фора-Берлезе под микроскопом, и на всё про всё есть только 5 минут (потом раствор застынет). Вот в такие моменты начинаешь безумно завидовать герою рассказа. Хочется крикнуть «Подожди, дурак, ещё сутки! Ты же уникум! Всё стерпится-слюбится.» Но потом понимаешь, что перед тобой всего лишь фантастика, с подачи автора — лёгкий жанр литературы.
Красиво, но недостоверно.
Etamin, 27 октября 2020 г.
Для меня этот рассказ распадается на две вложенные сущности. Одна — НФ идея о нервных узлах в пальцах. Очень интересно, но обсуждать это я не стану. Мало ли было идей в фантастике. Вторая сущность касается чисто человеческих отношений. Часто непредсказуемых. Потому что, увы, люди плохо понимают друг друга иногда даже в простых ситуациях. Здесь это приводит к страшной развязке. Очень трагичный рассказ. Возможно, именно начиная с него в творчестве Ларионовой полностью исчезают следы «советской» фантастики.
god54, 13 мая 2016 г.
И снова, как это уже было не раз, начало рассказа не совпадает с его концовкой. А начиналось так красиво: идея дать возможность человеку одновременно делать хотя две разные операции, скажем читать, а руками играть на гитаре. Зачем это нужно никто не сможет ответить, но так почему-то мечтают люди и авторы. Второе, красивый текст, лирический сюжет, любовь, муси-пуси... А концовка, такое ощущение, что никто никогда не просчитывал варианты, не проводил опыты, а рядом вообще не было психологов, а подопытный вообще не понимал зачем и почему он это делает, то есть он похоже был неким бессловесным животным, на котором поставили опыт, а зачем никто и понять не может. Одним словом, автору снова удалось испортить все, концовкой рассказа.
elenshi, 13 ноября 2011 г.
У меня в личной библиотеке есть именно этот сборник — «Сказка королей». Рассказ «Черная вода у лесопильни» действительно лучший в нем. Дело даже не в сюжете и не в выборе героя, хотя это тоже важно, а в эмоциональности. Рассказ цепляет с первых же строк и не отпускает до финала. В нем нет ни одной лишней подробности, которые иногда сбивают с толку в других произведениях автора. Считаю, что начинать читать Ларионову нужно именно с него, так будет проще понять стиль и оценить мастерство Ольги Ларионовой.
Sawwin, 13 января 2009 г.
В предисловии к сборнику «Сказка королей» Георгий Гречко называет рассказ «Черная вода у лесопильни» лучшим в сборнике. А кому как не лётчику-космонавту знать, как важна в критических ситуациях скорость человеческой реакции? И раз Георгий Гречко согласился с выбором Рондала, значит, Ольга Ларионова правильно поставила эту неоднозначную задачу и правильно её решила.