Лена Элтанг «Побег куманики»
Дебютный роман Лены Элтанг вошел в шорт-лист премии «Национальный бестселлер» и премии Андрея Белого, а критики назвали его «лучшим русским романом последних лет».
«Побег куманики» можно назвать дневником путешествующего студента, сетевым журналом нового Вертера, монологом влюбленного, записками из сумасшедшего дома. Можно назвать и мистическим детективом: в нем есть монастырский лабиринт, археологи, воры, обманщики и даже артефакты, способные выполнять тайные желания, но взамен отбирающие жизнь. Персонажи этой книги не звонят друг другу по телефону — они читают чужую почту, пишут электронные письма, передают любовные послания через гостиничного портье и листают страницы средневековой рукописи.
Кто все эти люди? Каким образом они оказались замешаны в историю, которую невозможно объяснить, но можно рассказать — так, что теряют значение пространство и время?
И что все-таки означает слово «побег» в заглавии книги — безрассудное бегство из плена или слабый росток на колючем стебле?
Номинации на премии:
номинант |
Национальный бестселлер, 2007 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 25 марта 2017 г.
Очень необычный роман, начиная с фамилии автора (просто непривычная в произношении и звучании, новенькая, неизношенная), продолжая своеобразным сюжетом и заканчивая оригинальной литературной формой. И если ещё с сюжетом можно как-то покопаться и поискать какие-то параллельки и соответствия, то литературная форма впечатляет очень быстро и, впечатлив, уже не отпускает — запойно. Так что приходится верить написавшим_у послесловие Максу Фраю — похоже, что и в самом деле к этой книге корректоров подпускать никак нельзя было.
В общем, даёшь русскоязычный литературный постмодернизм!
prouste, 13 марта 2016 г.
Элтанг видится мне прямой — куда как менее коммерческой — наследницей Виктории Платовой в той ее ипостасти, что знаменует т.н. «магический детектив». Отличительные черты — действие за границей, участники действия — один странноватее другого, смерти тоже обставлены не на уровне банальностей плюс мистическое послевкусие. У Элтанг в этом романе детективная условно составляющая совершенно неинтересна. Чуть лучше дзуйхицу от лица эстетствующего подростка, да все же не уровня «Школы для дураков». По существу — достойная сочувствия абсолютно «женская проза» не без графоманского привкуса. Второй опыт знакомства с прозой Элтунг позволяет сделать выводы об ограниченном диапазоне ее дарования и отсутствии оснований читать дальше.