Адам Нэвилл «Багрянец»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор | Лавкрафтианский хоррор | Сплаттерпанк )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Культы | Фантастические существа (Реликты и криптиды ) | Договор с нечистой силой | Артефакты
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Журналистка Кэтрин приезжает на побережье Девоншира, известное своими пляжами и природными красотами. Но когда в Брикбере, городке поблизости, находят доисторические артефакты и огромное количество человеческих останков, жизнь Кэтрин меняется навсегда. Хелен потеряла своего брата 6 лет назад. Незадолго до своего исчезновения он записал странные звуки, которые раздавались из-под земли неподалеку от Брикберских пещер, и эта запись приводит Хелен к месту, где люди убивали друг друга еще в первобытную эпоху, а на стенах до сих пор остались изображения их безымянных богов.
Здесь ходят слухи о появлении мифического красного народа, а любопытные исчезают уже на протяжении многих лет. Здесь не привечают гостей, а местные жители считают, что под землей до сих пор таится зловещая сила, сразиться с которой могут только самые отчаянные, ведь перед багровым приливом первобытной жестокости мало что может устоять.
Награды и премии:
лауреат |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2020 // Роман — Премия им. Августа Дерлета (лучший хоррор роман) |
Номинации на премии:
номинант |
Премия «Это — хоррор» / This Is Horror Awards, 2019 // Роман года | |
номинант |
Мастера Ужасов, 2021 // Лучшая книга зарубежного автора (в переводе на русский) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Tarnum1, 18 января 2021 г.
Любая впервые издаваемая книга Нэвилла для меня обязательна к прочтению. Нэвилл, на мой взгляд, задал очень высокую планку для жанра ужасов. Я имею в виду его книги «Ритуал» и «Судные дни», в которых он действительно сумел создать прекрасную атмосферу ужаса, способную реально напугать читателя. А первая половина «Ритуала» – вообще безусловный шедевр жанра ужасов. С другой стороны, его книга «Дом малых теней» (равно как и «Номер 16») это крайне скучное, занудное и неинтересное чтиво, эдакая сюрреалистическая шизофрения с вердиктом по прочтении: «жалко потраченного времени». Тем не менее, изданную позже «Никто не уйдет живым» прочитал с удовольствием, несмотря на крайне затянутую вторую половину книги (Нэвилл вообще мастер сливать концовки, тут уж ему не откажешь в этом умении).
Последний нэвилловский роман «Багрянец» ожидал с нетерпением. Тем более, что аннотация была весьма многообещающей – побережье Англии, старинные пещеры, древние обряды, старые божества…
Что же, аннотация не обманула – есть и побережье Англии, и пешеры, и обряды, и подземные существа, и загадочный «красный народец», и каннибализм. Однако, несмотря на все эти интересные фишки, книга у Нэвилла получилась скучная и малоинтересная. Совершенно нет атмосферы ужаса и драйва, которые были в «Ритуале» и «Судных днях». Довольно неплохое начало книги, потом идет жуткое провисание сюжета, практически никакой движухи, т.е. на мой взгляд автор полностью слил первую половину книги. Да и концовка показалась какой-то сумбурной и скомканной.
Ну и надо отметить очень плохой перевод книги, корявый и трудночитаемый, который только ухудшил впечатление от и так не самой лучшей книги.
По итогу: «Багрянец» это бледная копия того Нэвилла, который написал «Ритуал» и «Судные дни». Средненький триллер, изувеченный кривым переводом. Очень жаль.
Deliann, 12 января 2021 г.
Среди творчества Адама Нэвилла «Багрянец» можно поставить рядом с «Ритуалом». Во-первых, был схож процесс написания романов, а во-вторых, общими оказались некоторые важные сюжетные элементы. Вообще, берясь за книгу, я ожидал чего-то близкого к фильму «Спуск», но вместо этого получил замысловатую смесь из сектантов-реднеков, реликтовых существ, фонового сплаттерпанка и привкус «Крыс в стенах» Лавкрафта.
«Багрянец» начинается очень неспешно. На первой трети происходит только экспозиция с минимумом хоррора, читать которую не то чтобы захватывающе, но, в целом, интересно. Хотя поначалу даже не понятно: кто тут главный герой и чего вообще ждать от истории. Сюжет разворачивается вокруг неких пещер в английском захолустье, внутри которых обнаружились сенсационные следы жизнедеятельности человеческих предков и не только. И пока ученые узнают все больше подробностей о жутком прошлом этого места, местные жители всё глубже погружаются в пучину страха. Некий Красный Народец терроризирует округу, в глубине пещер как будто живёт древнее нечто, а столкнутся со всем этим две женщины, каждая из которых уже слегка психологически надломлена.
Нэвилл немного отошел от своих привычных пугалок, и вместо непонятных звуков и силуэтов в темноте читателя ждут вполне определенные и материальные враги. Ну а помимо кровожадных красных людей текст будет кошмарить вас отвратительной погодой, постоянными неудобствами, дискомфортом от психологического состояния основных персонажей и ожиданием появления чего-то сверхъестественного. Читается книга бодро, последняя треть вообще пролетает на одном дыхании, финал получился логичным и, по-своему, впечатляющим.
Российское издание выглядит отлично, от иллюстрации на обложке становится немного не по себе. Перевод выглядит несколько небрежным, но ощущается получше, чем в «Никто не уйдёт живым».
Кровавый напряженный хоррор. Следующей книгой в «Мастерах ужасов» будет сборник Нейтана Баллингруда. Автор этот мне не известен, так что будет интересно познакомиться.
semageniy, 18 ноября 2023 г.
Искал что то про криптидов через классификатор . Нашел .
Это все ОЧЕНЬ —
скучно, неинтересно,вторично.
Действия персонажей скучные ,нелогичные ,предсказуемые . «Ритуал» в принципе понравился и ожидал хоть чего то подобного . А тут :
В начале книги «я» себя плохо чувствую,меня тошнит от того что 100-200-300 тысяч лет назад разделывали друг друга и ели . А в конце
Считаю за свое достижение что это,дочитал .
Единственное,что удивляет и является хоррором в этом произведении обилие высоких оценок и отзывов .
Илья Пивоваров, 20 апреля 2021 г.
Адам Нэвилл – талантливый британский хоррорщик, которого большинство российских читателей знает по роману «Ритуал» и его экранизации. Остальные книги писателя не так популярны. «Дом маленьких теней» ругают за вялый сюжет, «Судные дни» – за неправдоподобную концовку, «Никто не выживет» – за самоповторы. В общем, любит наш народ покритиковать.
Так вот, недавний «Багрянец» тоже ругают – и зря.
О чём роман? О таинственной ферме, которая принадлежит бывшей звезде фолк-рока. Обитатели этой фермы, таинственный «красный народец», не радуются чужакам, из-за чего в округе регулярно пропадают люди.
И вот один дельтапланерист, облетая местность, обнаруживает неподалёку от этой фермы пещеру, а в ней – резные фигурки, древние орудия и тысячи костей. Находка привлекает толпы исследователей, а вместе с ними – журналистку Кэт, работающую на некое гламурное издание. Кэт слишком глубоко зарывается в расследование, и рекция не заставляет себя ждать...
Вторая сюжетная линия посвящена молодой матери по имени Хелен, у которой пропал брат. Несколько лет назад он записал странные звуки, доносящиеся из пещер, а затем бесследно пропал. Хелен отправляется к источнику звуков, ещё не подозревая, что они изменят её жизнь.
Читатели, охочие до нэвилловских самоповторов, наверняка закатывают глаза, перелистнув последнюю страницу «Багрянца». Из «Ритуала» в новый роман перекочевали древние божества и культ вокруг них, из «Судных дней» – уединённая ферма, из «Номера 16» и «Никто не выживет» – женщины с ворохом личных проблем, из «Дома странных теней» – экзистенциальный ужас перед действительностью. Возможно, всё так и есть.
Но лично я, читая книгу, не задумывался о самоповторах. Первая же страница утянула меня на неприветливое побережье Девоншира, по которому решил прогуляться незадачливый путешественник. За пять-шесть абзацев Нэвилл поставил персонажа в крайне неуютную ситуацию. Ещё пара – и путник, весь грязный и измученный смотрит в окно: за столом сидят двое окровавленных людей, между ними на столе лежат куски мяса.
Дальше – больше. Виды побережья, древние пещеры, заставляющие задуматься о том, насколько ничтожен человек. Подробное описание древних практик каннибализма. Спустя пару сотен страниц такая сцена происходит на глазах у одного из героев, и описана она так, что авторы сплаттерпанка позавидуют. Сильный эмоциональный финал.
В «Багрянце» Нэвилл впервые балансирует на грани между мистикой и реальностью. Если герои и сталкиваются с чем-то потусторонним, то только во снах или во время наркотических трипов. Под конец становится даже жаль, что баланс сместился в привычное для Нэвилла русло.
«Багрянец», может, и заимствует сюжетные элементы из предыдущих романов, но в данном случае они служат чернозёмом, из которого вырос мощный роман ужасов. Он не разделён на две неравные части, как «Ритуал» и «Никто не выживет», он не страдает от отсутствия динамики как «Номер 16» и «Дом малых теней». Наконец, героини. Каждая из них развивается интересно и закономерно, каждой сопереживаешь так, что хочется листать и листать страницы, пока не узнаешь, как сложилась её судьба.
В общем, книга была захватывающей, спасибо Нэвиллу и «Астрель-СПб», читал запоем.
sergej210477, 16 февраля 2021 г.
Очередной раз убедился, что аннотация — это некая реклама, созданная для завлечения потенциальных покупателей книги, а не краткая характеристика того, о чем это произведение.
Конечно, все ждут от Нэвилла очередного «Ритуала»! Ага, «безымянные боги», «доисторические артефакты», «странные звуки» и «зловещая сила». Плюс — обложка многообещающая. Понятно, читатель надеется встретить реликтовых монстров, древних каннибалов, и, этих самых «безымянных богов».
Но, роман вовсе не об этом.
Книга, (да, впрочем, как и «Ритуал»!) о фолк-музыке, сектах, ритуалах и наркоторговцах.
А, по-большому счету, произведение ( опять же, как и «Ритуал»), о герое (вернее, двух женщинах-героинях), которые живут в состоянии депрессии. Проблемы, неудавшаяся личная жизнь, кризис среднего возраста. Семья, работа. И, большую часть книги занимают психологические самокопания двух дам.
Сказать что книга плохо написана я не могу:
— Интересные главные герои. Детально прописанные, живые и разные.
— Отличные пейзажи Девоншира. Море, скалы, вересковые пустоши.
— Кульминационные моменты и сцены отлично проработаны.
А в остальном — я разочаровался. Ждал «древних богов», реликтовых тварей, каких-нибудь, не совсем вымерших троглодитов. Хотелось мистического хоррора, жуткого и таинственного. Думал, будут «лавкрафтианские мотивы». Не дождался.
Мистики в романе совсем чуть-чуть. На уровне наркотического бреда. Смутные видения, страшные сны. Все кто видит и слышит сверхъестественные образы и звуки — обкурившиеся в хлам люди.
В реальности — секта наркодиллеров, марихуана и человеческие жертвоприношения. Под dark folk музыку. Да-да, как и финальной части «Ритуала».
Красивая обложка и интригующая аннотация.
Не знаю, просто Нэвилл «выстрелил» одним бестселлером, теперь все ждут от него повторения. А этот роман, на мой взгляд, абсолютно проходной. Да, ещё и перевод «так себе». Нет, все читабельно, но, есть и неудачные места.
Хоррор? Да, есть страшные моменты, «расчлененка» присутствует, много крови. Саспенс? Мне кажется, тоже есть, особенно, в первой части. Кошмарные находки в пещерах, ожидание пробуждения чего-то древнего, ужасного.
Жаль вот, эти ожидания так и не оправдались...
Нет, не полный провал, но, вот в целом, мне книга не понравилась. Хотелось совсем другого.
bvelvet, 30 мая 2021 г.
Очень увлекательный роман про Очень Древнее Зло. Конечно, любители творчества Невилла узнают многие темы и типы персонажей (это отмечено многими рецензентами) — но самоповторами это назвать нельзя, вдобавок книжка написана очень энергично и не дает заскучать и задуматься. Подземные обитатели омерзительны и кровожадны; мясо и кишки летят во все стороны, мне это показалось чрезмерным, но, как я заметил, другие читатели сочли, что «градус насилия» слабоват, так что не буду спорить. Конечно, очень занятно, что основное внимание уделяется героиням, проявляющим недюжинную силу и смекалку, однако сами страдания героинь выписаны несколько схематично (я, например, так и не понял, что за тяжелейшую травму скрывает прошлое Кэтрин, и почему прекращение отношений, в котором она отчасти сама и виновата, на протяжении десятилетия изводит героиню такой хронической жутью). Но опять-таки ладно; положим, это я такой черствый... К тому же образ Хелен выписан убедительнее.
Что до адептов зла, которые получают много разных бонусов за служение «красноте» — здесь Невилл, по-моему, недотянул; кто-то банально боится «красных», кто-то «рубится за бабки», а кому-то насилие доставляет несказанное удовольствие (этих, впрочем, меньшинство). Но прописаны все побудительные мотивы схематично. В финальных флэшбеках, когда речь заходит о причинах возвращения зла, Невилл пытается на эту тему рассуждать, но сводит все к банальной ревности. И само хтоническое зло — мерзкое, вопящее, прожорливое... Ну, что-то с ним немного не так... Это не Ктулху с Дагоном, побуждений которых смертным просто не понять, никакой это не макрокосм, а просто «черви земли»...
Умилительная забота о гибнущем Девоншире красной нитью проходит через весь роман; регион пребывает в упадке, непродуманные туристические проекты его только губят, а проблемы Девоншира журналисты и политики замалчивают. Только с фолк-хоррором у Невилла совсем не получилось, местные обряды (собственно, только одна сцена на ярмарке) выглядят чужеродным дополнением, эффектной вставкой в углу мозаики... За подлинной древностью Девоншира — это к другим авторам; Невилл, впрочем, этой цели и не ставил, он, как явствует из послесловия, погулял по местным холмам не без пользы. И роман сочинил
Впрочем, о главном источнике вдохновения писатель отчего-то умалчивает. История о Соуни Бине и его кровожадном племени давно стала народной, переведена она и на русский язык (автором этих строк), и в простых строках того рассказа есть жуть и смысл, которого недостает роману Невилла. Неизбежное уничтожение «старого уклада» порождает стремление к побегу — и к разрушению; итогом становится кровавая бойня...
Невилл написал неплохой и занимательный роман, но никакого «второго дна» в книге нет, как нет и глубины мысли; очень уж просто и даже предсказуемо... Не могу представить, что я буду перечитывать эту книгу — хотя один раз прочел, и прочел быстро
ПС: Кстати, прочитал несколько негативных суждений о переводе — но заметил, что ни один критик не привел ни единого примера. Напоминает это банальное сведение счетов, неведомых мне. Перевод нормальный, как и роман — не хуже и не лучше, чем в других книгах Невилла, которые тоже шедеврами назвать никак нельзя
Shining, 24 мая 2021 г.
Главная проблема — автор «не дожал»:
1. Злодеи — пожилые и корявые хиппи-наркоманы с каменными топорами.
2. Древний бог тут как бы присутствует, но он настолько на заднем плане, что его можно вообще не учитывать. Более того, если б
3. Обе главные героини очень похожи одна на другую.
Книга не очень понравилась.
Konbook, 3 января 2022 г.
Давненько ничего не читал из серии «Мастера ужасов», а все потому, что авторы по большей части лажают, кроме разочарования ничего не остается (но не след думать, что всё так плохо, есть и удачные работы, например: Роналд Малфи «Кость бледная», Грег Ф. Гифьюн «Сезон крови»).
А тут вот неожиданно возник Адам Нэвилл со своим «Багрянцем».
Хотя и не совсем неожиданно.
Я был уверен, что буду продолжать знакомство с этим автором. Но последняя его работа «Никто не уйдет живым» смазала впечатление о нём, как о весьма неплохом авторе, с занятными сюжетами и умением создавать настроение и атмосферу.
Вышел «Багрянец», но я не стал его приобретать.
Прошло время, и я к нему вернулся.
Решил рискнуть.
Что получил в итоге?
Разочарование.
Обидно.
И обидно не за себя, что я повелся на аннотацию, кстати, очень завлекательную (будь роман написан по аннотации (именно так!) получилась бы шикарнейшая вещь).
Обидно за мистера Нэвилла!
Он что называется, напал на годный сюжет для крепкого мистического романа («horror» составляющая только прибавила бы ему пикантности; соглашусь с тем, что это один из самых кровавых романов; по жёсткости ему в пару можно поставить «Клан» Килана Берка), с интересной темой «мифического красного народа», звуки ритуалов которых записал брат одной из героинь романа, за что и поплатился, и вылить все в такую печальную историю, написанную в жанре «реализм», сдобрив все кровью и дымом от марихуаны
Непонятный, пресный, никчемный финал.
Даже намек на то, что в жизни одной из героинь еще не все кончено с «краснотой», нисколько не делает концовку достойной. Недосказанность хороша, но только когда она оправдана, а оправдывается они сильным действием и кульминацией в нужном месте. В «Багрянце» все это отсутствует.
Талантливый писатель, но все чаще мажет, и от этого грустно.
Итог: 6 из 10.
Глубоководный, 6 марта 2021 г.
Пока что Нэвиллу не удается вернуться на олимп, который он сам и создал Судными днями и Ритуалом.
Не скажу, что книга проходная, просто учитывая потенциал вначале, он мог значительно сильнее закрутить вторую половину и конец. Конец уложился буквально в 30 страниц, скомкан и не внятен.
Немного жаль, что намеки на шедевр в первой половине книги перетекли в триллер с «додумай сам».
Vermus_Germus, 27 февраля 2021 г.
Про Адама Нэвилла и его творчество ходит сейчас довольно много противоположных мнений и пересудов. Большинство хвалит его книги, особенно: «Судные дни«и «Ритуал». Есть и такие, кто считает, будто произведения Нэвилла слишком переоценены в современной литературе ужасов. И вот вышел «Багрянец»...
В аннотации издательства, я заметил ключевую фразу: «пожалуй, самый экстремальный роман Нэвилла на сегодняшний день». Признаюсь, был довольно заинтригован подобным заявлением, особенно если учесть, что после «Ритуала» стало понятно, что автор может работать в кровавой манере, не теряя атмосферности произведения.
Сразу оговорюсь, я не буду использовать сюжетные линии и имена персонажей в своей рецензии, а постараюсь изложить все для тех, кто, как и я, раздумывает о том, а следует ли вообще читать данную книгу. Опираться я буду на несколько базовых тезисов, которые знакомы всем. Итак:
— Идея — В книге она представлена достаточно интересно. Очень много схожих моментов с Ритуалом, однако, они скорее идейные нежели сворованные сами у себя. Очень необычно было читать, как автор рассказывает историческую подоплеку, которая русскому читателю навряд ли смогла бы прийти в голову. Большое количество географических терминов и деталей не отпугивало, хотя кого-то вполне может. Но в целом — идея интересная и не избитая. Поэтому за идею 8 из 10..
— Сюжет — Несмотря на то, что сюжет не зациклен на ком-то конкретном, он хорошо разбит по страницам. Не успеваешь заскучать на главе с кучей описаний и рассуждений. Динамика, на мой взгляд, вполне себе хорошая.Сюжетные ходы и повороты хоть и могут показаться предсказуемыми в некоторых моментах, все равно не испортили мне удовольствия от прочтения данной книги, поэтому за сюжет я поставлю 8 из 10.
— Персонажи — Им можно сопереживать, особенно если настроиться на нужную волну и представить себя в ситуации этих героев. Истории жизни персонажей показаны достаточно детально, но, опять же, без лишних нагромождений слов и букв. Было интересно следить за их историями, а потому я с уверенностью поставлю 8 из 10.
— Атмосфера и погружение — Мое вливание в книгу происходило в достаточно-среднем темпе. Но это не значит, что следует бросать книгу после первых 100 страниц. Книга раскрывает себя неспешно, но захватывает ближе к середине своим драйвом и напряжением. Признаюсь, ближе к концу книги, уже не терпелось узнать, как все закончится и что будет с героями. Атмосфера книги тоже располагала не только описанием событий, но и некоей неспешностью, может даже расчетливостью на читательский разум. Поэтому уверено поставлю 8 из 10.
— Жестокость и другие неординарности — Здесь следует обязательно отметить, что книге есть чем Вас удивить. Но, как по мне, ожидать чего-то сплаттерпанковского не стоит. Есть жестокие и неприятные сцены, но они больше выглядят, как дополнительные эффекты. По сравнению с идейным братом « Ритуалом», книга не так щедра на подобные сцены, но все-таки это немного не то, что я ожидал. Возможно я слишком опирался на слово «экстремальный» в анонсе.. 6 из 10.
Подводя итог, хотелось бы еще раз отметить, что Нэвилл очень талантливый и необычный писатель. Каждую свою книгу, он продумывает во многих аспектах и «Багрянец» не стал исключением. Вас ожидает путешествие полное боли, переживаний и неизвестности. Все зависит лишь от того, захотите ли Вы этого сами или бросите то, что начали. «Багрянец» — это книга, которая может раскрыть не только страшные моменты из жизни обычных людей, но и показывает, что каждый из нас может сам стать тем чудовищем, против которого борется.
Спасибо за внимание..
Эрик Дрейвен, 26 июля 2021 г.
Если вкратце — журналистка Кэт и мать одиночка Хелен, случайно сунули свои любопытные носы в дела некой зловещей секты «красного народца», исповедующей страшный, древний каннибальский культ и очень быстро пожалели об этом..... Впечатления от романа неоднозначные. Первые 200 с небольшим страниц можно охарактеризовать строчкой из Высоцкого — «бег на месте общепримиряющий». Сюжет вроде бы и завязывался, вроде бы даже и намекал на некое движение, но ощущение бега на месте было полным. Собственно единственное что не позволило бросить чтение — как раз таки культ и секта, нравится мне читать про это. Оставалось только бухтеть про «картонных» и «ходульных» персонажей, оживить которых у автора явно не хватило мастерства и про посредственную реализацию интересной, в общем-то идеи. «Эх, из этого всего писатель уровня Роберта Маккаммона или Дэна Симмонса конфетку бы сделал, а Адам Нэвилл....ну, Адам Нэвилл». Но всё таки после 200 страниц очень и очень лайтового намёка на заинтересованность, Нэвиллу таки удалось взять свою историю под узцы, хорошенько пришпорить и разогнать если и не до скорости болида, то до скорости фаворита скачек точно. Персонажи конечно не хлебнули живой воды и не стали менее картонными и более сопереживательными, но у истории появился драйв и сюжет наконец-то перестал топтаться на месте, а во всю прыть понёсся вперёд. Да так понёсся, что я уже не отрывался и оставшиеся 300 страниц проглотил залпом. И снова пожалел, что потенциал романа не реализован до конца более талантливым и мастеровитым автором. Для меня Адам Нэвилл всё таки «хоррорщик» из «второго эшелона», навроде Бентли Литтла. Где скромные возможности не позволяют даже из самой блестящей идеи выжимать все 100%. Но всё таки позволяют от средненькой оценки 5 за первые 200 страниц книги, допрыгнуть до вполне высокой восьмёрки, благодаря финишному спурту.
tapok, 19 февраля 2021 г.
Ужас из глубин земли
***
Адам Нэвилл – хедлайнер хоррор-романов последних лет. Автор пишет достаточно атмосферно, не скатывается в сплаттерпанк (сплаттер сам по себе – это хороший подвид хоррора, но всё-таки достаточно простенький). При этом Нэвилл не использует одну и ту же заезженную схему. У него есть готические романы («Номер 16» и отчасти «Дом малых теней»), есть фолк-роман («Ритуал»), есть хоррор, который близок к лавкрафтовскому («Судные дни»), причем с интересной тематикой сект. В этом отношении «Багрянец» стал сплавом «Судных дней» и «Ритуала», но с уклоном в реалистичность. Что, опять же, необычно для Адама.
…сюжет отправляет читателя в Южный Девон, в Англию. Неподалеку от маленького городка Брикбер найдены пещеры, а в пещерах найдены останки древних людей. Исследователи устремляются на изучение наших предков, делая необычные открытия. Вместе с тем журналистка Кэт знакомится с женщиной по имени Хелен, у которой несколько лет назад случилось горе – ее брат, он же исследователь подземных звуков, совершил самоубийство. Без каких-либо явных причин и без записки. Обе женщины оказываются в водовороте событий из убийств, хищений людей, наркотического трипа, фантастических тварей и так далее.
Композиция романа довольно проста. Есть две основные сюжетные линии. Это линия Хелен (мать, сестра самоубийцы) и линия Кэт (журналистка, встречается со Стивом, бездетна, страдает от мук былой любви). Побочные сюжетки коротки по количеству страниц, поэтому они лишь дополняют общую историю. Первая треть романа – это лишь расстановка сил на поле боя. Адам очень методично расписывает Хелен и Кэт, обрисовывая их внутренних демонов, их мотивации и желания. Нельзя сказать, что Адам делает это скучно, но любители термоядерного хоррора останутся недовольны. Первая треть течет медленно. Вторая треть романа – чистый конфликт. Нэвилл резко повышает градус действия, мы углубляемся в хоррорную составляющую. Ну и третья часть книги – эскалация конфликта и завершение. Здесь Адам вскрывает всю подноготную багровых людей и фантастических существ.
Что сказать о плюсах романа? У Нэвилла всегда есть методичный подход. Подобному тому, как он раскрывал «Судные дни», так и тут Адам придумывает фолк-музыканта, на котором строится большая часть сюжета. И пусть это выдумка, Нэвилл пишет так, будто музыкант существовал. Еще один плюс – фолк-составляющая. Городская легенда – прием простой. Но раскрутить его тоже надо уметь. Автор умеет, это факт. Еще один плюс – лавкрафтовская составляющая. Она действительно присутствует, пусть ее и немного. Зло здесь до последнего остается тайной, его космогония чужда для шаблонного креацинизма. И это отдаляет зло, делает его лавкрафтовским, пусть и отчасти. Плюс сама природа зла, чуждая для человека. Наконец, нэвилловские приемы по созданию атмосферы и сама атмосфера. Адам делает текст густым, описывая детали обстановки, звуки происходящего, даже запахи. Нэвилл не стесняется углубиться в текст, не боится того, что нерадивый читатель назовет водой. Потому что искушенный читатель назовет это смачной атмосферой мрака, ужаса и безысходности, где пугают даже те самые звуки, записанные под землей.
Что касается минусов. Тут некоторая вторичность (снова секты, снова фолк, но раньше это шло по отдельности, а тут рядом). Наркотические трипы. Честно говоря, сама тема наркотиков выглядит как-то пошло в исполнении Нэвилла. Ну и, наконец, мотивация сектантов в их поклонении – странное дело.
Заключение: это не лучший роман Нэвилла, который объективно выстрелил в «Ритуале» и «Судных днях», был очень хорош в «Номере 16». С другой стороны, роман показался интереснее «Дома малых теней». Роман читается легко и интересно. Пугать у него не получается. Но он мрачный, атмосферный и густой. Даже с «Багрянцев» Нэвилл остается на вершине горы современных хоррор-авторов.
8 багровых людей из 10.
Nexus, 12 февраля 2021 г.
Сам не знаю почему, но читая последние переведенные на русский язык романы Адама Нэвилла, я каждый раз испытывал легкий диссонанс между тем, что было заявлено в их кратких аннотациях, и тем, чем оказались изданные тексты в итоге. Конечно, мои ожидания — мои проблемы, но думаю, многие согласятся, что в «Доме малых теней» этих самых теней было с гулькин нос (при том, что тема наделенных сознанием кукол обладала огромным потенциалом), а в «Никто не уйдёт живым» вся мистика служила лишь фоном для развития чисто криминальной истории (хотя в распоряжении автора был отличный хоррор-элемент в лице Черной Мэг, которую он по какой-то причине постеснялся использовать на полную катушку).
Вот и свежая книга писателя «Багрянец» вызвала у меня противоречивые чувства. Роман повествует об обнаружении на побережье Южного Девона сети подземных комнат, где на протяжении тысячелетий обитали первобытные люди. Найденные там артефакты привлекают внимание как научной общественности и журналистов, так и простых людей, интересующихся древностью. Однако никто из них не догадывается, что Брикберские пещеры не настолько пусты, как кажется на первый взгляд. В них до сих пор обитает нечто ужасное. Нечто, способное свести с ума одним лишь своим видом. Нечто, что не стоило раскапывать...
Чтобы долго не ходить вокруг да около, начну с того, что мне не понравилось в «Багрянце». Во-первых, это его неприлично затянутая экспозиция. Я понимаю, что Адам стремился как можно подробнее рассказать о месте, где будет разворачиваться сюжет, и о персонажах, которые примут в нем участие, но мне кажется, что тратить на это почти две сотни страниц текста, право слово, не стоило (тем более, что вся матчасть свелась к пережевыванию одних и тех же не слишком-то будоражащих воображение фактов). Да, кое-какой пугающий экшен в первой трети книги все же есть, но его настолько мало, что особого эффекта он не производит.
В общем, только ближе к середине роман разгоняется и перестает навевать сон, однако делает он это не в том ключе, в каком хотелось бы (по моему скромному мнению, естественно). Суть в том, что львиную долю внимания автор уделяет, скажем так, защитникам Брикбера, которые свято чтут его жуткие тайны и готовы расправиться с каждым, кто захочет поведать о них миру. В целом, мне было любопытно читать о них и об их жестоких ритуалах. Но печалит то, что сами мерзкие существа, населяющие подземелье, остались где-то на заднем плане. Выглядит это так, как если бы в фильме «Спуск» (The Descent, 2005) героини большую часть хронометража беззаботно гуляли по пещерам, и только за двадцать минут до финала натыкались бы на слепых монстров, жаждущих их теплой человеческой крови. Короче, если вы надеетесь на какой-то крутой сплаттер с первобытными чудовищами во главе угла, то искать его в «Багрянце» нет никакого смысла.
А теперь о плюсах книги. Прежде всего, это мрачная давящая атмосфера Южного Девона, где определенно не стоит гулять в одиночестве. Причем, абсолютно в любое время суток! Иными словами, Нэвиллу удалось очень ярко изобразить захолустье родной Англии, мало изменившееся после завершения очередного ледникового периода.
Отдельной похвалы писатель заслужил за цепляющую и довольно правдоподобную историю Красного народа. Мне всегда нравились сюжеты, в которых присутствуют деятели культуры, ушедшие на покой и занимающиеся в уединении некими темными делами. Поэтому я был рад познакомиться с бывшим фолк-музыкантом Тони Уиллоузом и его общиной, скрывающейся на пришедшей в упадок ферме Редстоун-Кросс.
Ну и еще один приятный момент — наличие отсылки к роману «Никто не уйдёт живым». Все-таки здорово, что Адам пытается выстраивать свою литературную вселенную. Это придает дополнительный вес и глубину его работам. Расширяет границы иррационального, всегда незримо окружающего нас.
Сейчас весьма модно составлять личные рейтинги произведений тех или иных авторов. Если говорить о Нэвилле, то его последняя на сегодняшний день книга не смогла пробиться на первую строчку в моем топе, которую похоже навсегда заняли «Судные дни». Да и «Ритуал», если честно, был получше и пострашнее Брикберских ужасов. А вот третьего места «Багрянец» вполне достоин. Хороший хоррор, хоть и не без недостатков.
doxtir, 25 января 2021 г.
Неужели Адам Нэвилл сдулся?
С трудом дочитал сие творение и могу с уверенностью заявить: мягко говоря не впечатлило. А жаль, потому что я с таким предвкушением начинал знакомство с романом, думая с головой окунуться в очередной шедевр автора, но... Как оказалось, зря надеялся. Ведь сюжет не цепляет, от слова совсем; персонажам не сопереживаешь, они будто из картона и концовка как всегда скомканная.
Что могу подитожить: Багрянец- первая книга автора, которая точно не будет стоять на моей книжной полке.