Руслан Лютенко «Художественный вымысел»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Чёрный юмор
- Место действия: Вне Земли (Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Входит в:
— цикл «17-я фантЛабораторная работа» > цикл «Второй тур (17 конкурс)»
— цикл «17-я фантЛабораторная работа» > цикл «Финал (17 конкурс)»
Номинации на премии:
номинант |
ФантЛабораторная работа, ФЛР-17 // Лучший фантастический рассказ | |
номинант |
ФантЛабораторная работа, ФЛР-17 // Лучший рассказ по мнению читателей |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Koneko, 27 июля 2019 г.
Когда мне надо было написать отзыв на этот рассказ, я поняла, что у меня нет слов. Не хватит слов в человеческом языке для описания моих эмоций после прочтения. Рассказ написан хорошо, описания все к месту, ничего лишнего, но и нет ощущения недосказанности. Все сказано, все закончилось, и землян больше ничто не спасет. Дочитав до конца, я почувствовала, что мурашки по мне носятся просто стаями. Сильный, очень сильный рассказ, и накал эмоций к концу рассказа поражает до глубины души. Если в тексте и были какие-то ошибки или неточности, то я их не заметила.
После текстов такого типа начинаешь задумываться, а стоит ли пытаться стать писателем? Не прилетят ли потом за тобой инопланетные урарилы? А если рассказ заставляет задуматься, это хороший показатель. Неудивительно, что текст прошел во второй тур.
видфара, 12 августа 2019 г.
Забавный зачин, резко переходящий в жестокую концовку. Между собой они даже по стилю плохо вяжутся. Наотмашь по читательским ожиданиям хэппи-энда… за что?!
Тайна – предсказуемая, но честно отработанная. Тут пригодились и переживания товарища полковника, и метаморфозы писательского характера (от полюса трусливости до экватора самонадеянности).
Чудо – не случилось, увы… И это главная претензия к тексту.
Достоверность – прихрамывает. Цивилизация, освоившая многие науки, тонет и барахтается в океане человеческой культуры? Не умея анализировать и критически осмысливать входящую информацию? Сомнительный фантдоп. Если инопланетяне свою завесу накинули только в 20 веке, как человечество могло не заметить исчезновения многих звёзд, известных с древности? Да и расстояния в космосе тут очень скромно измеряются, даже не миллионами километров…
Тиань, 6 августа 2019 г.
Контакт — одна из излюбленных тем фантастической литературы уже второе столетие. Автор показывает нам вариант контакта с цивилизацией, в культуре которой отсутствует такое понятие, как художественный вымысел. Они — инопланетяне — полагают, что слово должно отражать реальность, то есть литература может быть только исторической, публицистической либо научной. Опираясь на этот принцип, инопланетяне оценивают земную цивилизацию по письменным источникам, в том числе художественной литературе. Результат забавный на первом этапе и весьма неоднозначный на втором.
В легкой юмористической манере подается не такая уж и смешная мысль об ответственности писателя за свои измышления. В криминальных субкультурах говорят — «за базар надо отвечать». В рассказе писателю и его согражданам по планете приходится отвечать за художественный вымысел. Что для землян является развлечением и легким чтивом, для разумных существ иной культуры представляется ложью, обманом. При этом можно выделить два весьма тонких момента: во-первых, контактеры отмечают, что земляне генерируют очень много текста; во-вторых, они довольно легко уясняют, что такое художественный вымысел и чувствуют себя оскорбленными не фактом обмана, а тем, что приняли его за чистую монету, став посмешищем в глазах сопредельной цивилизации.
Таким образом, вскрывается болезненная точка контакта: ведущая сторона сначала оценила информацию без поправки на возможные культурологические различия, а затем среагировала чисто по-земному деревенскому — что соседи скажут. Сами придумали, сами обиделись, кто не спрятался, никто не виноват. Обезьяны с гранатами бывают не только на Земле.
В свете предложенного сценария на земных писателей фантастических жанров возлагается особая историческая ответственность за судьбу планеты. Писать надо, во-первых, поменьше, а, во-вторых, так, чтобы даже при восприятии всего написанного за чистую реальность никто из читающих не почувствовал себя оскорбленным. Такой вот наказ высказывает Автор своим коллегам по писательскому цеху. Аккуратнее надо писать, аккуратнее. За базар ведь не только бандиты отвечают, но и человечество тоже.
Рассказ понравился. Написан легко, живо, идея подается в юмористическом ключе, без претензий, но она есть, и в какую обертку не заверни, никуда не девается. Автору спасибо.
ЫМК, 30 июля 2019 г.
Отлично написанный, добротный рассказ в классическом стиле золотого века научной фантастики. Повеяло чем то таким, от Фрэнка Рассела.
Если и придраться, то как раз к этой явно ощутимой вторичности. Но как со всеми недостатками этот является оборотной стороной достоинств рассказа. Так же как и определенная упрощенность инопланетной психологии и слишком легкое принятие совершенно чуждой концепции неподготовленным сознанием. Издержки жанра, не более того.
Автору — спасибо, за доставленное удовольствие.
technocrator, 30 июля 2019 г.
Обитаемый космос с суперцивилизациями. Казалось бы, чем Земля может обратить на себя внимание?.. Прочитано с удовольствием. Финал вот только мрачноват. Именно так обязательно должно было кончиться? Может, раз уж речь идёт о множественности миров в рамках вымысла, попробовать сделать несколько альтернативных развязок?
Искренняя любовь автора к фантастике в широком смысле и во всех её проявлениях, выражаемая через персонажа-писателя, не может не импонировать. Как и знакомство с тенденциями и элементами «твёрдой» НФ, искусно и с юмором вставляемыми.
В принципе, что-то подобное мог Лукьяненко написать. Вообще, хотя вроде бы все идеи и не новы, их соединение получилось удачным, а некоторые отдельные места и строчки даже очень хороши.
Руслан Лютенко, 28 июля 2019 г.
Рассказ делает сразу два кульбита: от пародии к юмору и от юмора к серьёзному финалу. Смотрится довольно неплохо читается с интересом, хотя мне кажется такую идею можно было бы и другими способами реализовать.
Радистка, 3 августа 2019 г.
Ох, как закручено-то! И вправду, идея очень стоящая, написано живым языком, с юмором. Через текст не нужно «продираться», читается легко и атмосферу передает.
Да, и ладони — «шестизубые вилы» меня испугали. Как и все остальное в облике урарилов. Отличные описания!
Mangemorte, 3 августа 2019 г.
Вот после таких рассказов писать не хочется, а то придут еще за тобой... (шутка).
Но идея и правда впечатляет — герои произведения читают тексты о себе и не только и действуют на основе прочитанного. Понятно, что они ошибаются и лучше бы ошибались дальше...
То ли грустно, то ли забавно, но точно любопытно.
lowercase, 2 августа 2019 г.
Про столкновение правды с вымыслом. Неплохо, идея интересная. Но всеобщего восторга я не понимаю. Интрига считывается почти сразу, герои картонные, язык изобилует «сниженной лексикой», которая не решает никаких художественных задач, не создает атмосферу, не раскрывает характеры персонажей, она просто есть. И весь рассказ напоминает голую фабулу, набросок бесспорно интересного сюжета, который нуждается в хорошей подаче. А здесь форма слабовата, как мне кажется. Но определенно рассказ достойный.
Aklenord, 2 августа 2019 г.
Один из фаворитов конкурса.
Ладно, всё в меру, без провисаний. Рассказ, оставляющий впечатление, что прочитал профессиональную работу из профессионального сборника.
Помешать победе может, наверное, только ремесленность.
grell, 1 августа 2019 г.
Вполне злободневный рассказ с писателем в главной роли. Чем-то напомнил «Честность — лучшая политика» Джонса Гордона. Написано хорошо. Финал не слишком неожиданный, но закономерный. Лидер топа.
munxgauzenminsk, 31 июля 2019 г.
Конечно, так подавать тексты — это дар. Загони читателя в угол — пусть дрожит и кусает локти: «Неужели мы уцелеем?» Юмор высокого порядка, есть планка, ниже которой НИ-НИ. Было ощущение, что я стучал по клавишам, вслед за автором. Роберт Шекли, видимо, ассистировал автору, хотя я вторю известной славе: НЕ ПЕРЕВЕДУТСЯ НА РУСИ БОГАТЫРИ. На писательском поприще хватит своих богатырей. Кабы автор взялся за нашу — русскую тему, в выигрыше оказались бы и автор, и читатель. 9 баллов железно, кабы ни «Серебряный туман», поставил бы 10.
mick_ekb, 31 июля 2019 г.
Это было забавно, сюжетно закончено, хотя неожиданный поворот показался предсказуемым. В целом же — крепкая работа
Gourmand, 30 июля 2019 г.
Супер!
Где-то во время третьего моего рассказа, выставленного на конкурс, когда я пытался отвечать на отзывы, одна мудрая женщина, не помню её ника, написала так: «Никогда не объясняйте свой рассказ. Будет только хуже». Как она оказалась права! :-D
muravied, 7 августа 2019 г.
ОТличный рассказ. Зловещие инопланетяне прочитали отечественную боевую фантастику и обалдели от такой наглости:) Ведь в этих историях мускулистые супергерои крушат их хитиновые панцири голыми руками и спасают своих похищенных красоток!
Мне всегда нравились фантастические рассказы, где фигурируют солдафоны, так называемые «сапоги» у которых в башке «сказали фас — я бегу, сказали фу — я стою». В данном рассказе солдафон получился более человечным. Особенно его подкол про «сжечь все книги» понравился.
Пока главный претендент на победу. Хотя от концовки стало довольно жутко. Сразу вспомнился