Дмитрий Володихин «Доброволец»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское | Военное | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век | 21 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое ) | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Многим хотелось бы переделать историю своей страны. Может быть, тогда и настоящее было бы более уютным, более благоустроенным. Но лишь нескольким энтузиастам выпадает шанс попробовать трудный хлеб хроноинвэйдоров — диверсантов, забрасываемых в иные эпохи. Один из них попадает в самое пекло гражданской войны и пытается переломить ее ход, обеспечив победу Белому делу. Однако, став бойцом корниловской пехоты, отведав ужаса и правды того времени, он все чаще задумывается: не правильнее ли вернуться и переделать настоящее?
Роман написан на основе повести «Плацдарм».
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 276
Активный словарный запас: очень высокий (3400 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 27%, что гораздо ниже среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Премия им. Тита Ливия, 2007 // Роман | |
лауреат |
Басткон, 2008 // «Карамзинский крест» |
Номинации на премии:
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2008 // Премия "Фиолетовый Кристалл" | |
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2008 // Премия "Золотая цепь" |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 11 апреля 2024 г.
«Война всегда приносила скудость, напрасные труды, грубость нравов и тьму жертвоприношений на алтаре смерти.»
2005-й год. Заброска хроноинвейдоррв в 1919-й, в надежде переломить ход Гражданской в пользу белых.
Понятно, что хотелось написать роман о Гражданской, но почему не раньше выбрать время заброски? Точка бифуркации в боях за Орёл? А если просто предотвратить революцию? Но это придирки к логике.
Дальше 99 процентов текста суровые, крайне суровые, военные будни. Сражения, отступления, холод, голод, смерти, ранения.
Вроде у десанта из будущего получается немного изменить ход событий — дошли до Твери и так далее, но ко времени Каховки и Крыма всё вернулось на круги своя.
Хроноинвейдер решает вернуться в своё время и менять уже его. Одной строчкой в конце нам дается понять, что к 2025-му году у него получилось. Видим, что у него получилось. Наизменялись.
Авторское послесловие пафосное, безусловно. И не сказать, чтобы очень нужное основному тексту.
Кровь и пот пехоты переданы очень ярко, за что и балл.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
amlobin, 29 сентября 2016 г.
Очень интересный и хорошо написанный роман, не имеющий прямого отношения к фантастике.
Хотелось бы сразу сказать о языке и стиле. Нарочно спойлеров не использую — тут все можно брать в кавычки целиком. Он, стиль этот, мало того, что прекрасный и литературный, так еще и плотность у него нечеловеческая, даже читать трудно. Отвык. «Добровольца» можно читать как роман-эссе, просто за чистоту языка. Предельная концентрация смысла в слове.
О содержании: главный герой, молодой историк, перемещается в прошлое в составе группы единомышленников, чтобы «исправить прошлое» помочь Добровольческой армии выиграть Гражданскую войну. Предыдущие попытки «хроноинвэйдоров» совершить это в 1917 г. и раньше успехом не увенчались — нормативная реальность компенсировала их воздействие.
ГГ Михаилу Денисову это тоже не далось — вместо должности в штабе ген. Деникина он занял место рядового стрелка в рядах Корниловской дивизии с которой и прошел, версту за верстой, от Орла до Тулы — Дона — Новороссийска и вернулся назад в 2005 от Перекопа уже взятого красными.
Это роман о войне, но сражений стратегического масштаба здесь не описано. Бои попроще есть, но их тоже немного и показаны они фрагментарно. Подробнее всего описан только последний — с бронепоездом у Джанкоя. Тут вообще нет никаких положенных приличному «попаданцу» приключений со стрельбой и предсказаниями будущего, даже захудалой любовной линии — и то нет. Вот именно вот так — чего ни хватишься.... Даже приличной бытовухи образца 1919 и то маловато будет.
Тогда что есть в романе?
Долгие верста пешком, заплатанные шинели, стоптанные каблуки, стертые ноги, пустые желудки, отмороженные конечности, ночевки на полу и прочее в том же духе — то есть холод, голод, грязь и бесконечная усталость.
Зачем все это? Зачем это нужно герою, который мог бы вернутся назад в будущее еще осенью 1919-го, когда стало ясно, что поход на Москву вновь провалился и Белое дело проиграно. Тогда можно было бы не промерзать в донских степях, не корчится в тифу, не...
С героем все ясно — он очень много о себе воображал, он бредил великой миссией, он девушку любимую бросил, променял на «билет до станции Высокая судьба». Война быстро расставила все на место — он понял себя, он слился с эпохой, избавился от иллюзий и осталась в нем только стойкость и вера. Миссия Добровольца вполен сравнима с судьюой рыцаря ищущего свой Камелот или идущего в крестовый поход. Соответствующие аллюзии и реминисценции, да что там — намеки жирным шрифтом разложены через каждые две главы.
Но это не главное в «Добровольце». Рыцарь, не рыцарь... Герой насчет себя с самого начала не сильно заблуждается, так что и самоиронии там тоже довольно. Поэтому и нет никакой особой Идеализации Белого Движения. Никто из главных персонажей на святого подвижника не тянет — только все вместе, только соборно. Про тыловых героев и вороватых интендантов тоже много теплых слов сказано...
А вот это есть — некая особая благодать, почти осязаемая субстанция, которую производят и хранят Добровольцы, есть душа России которую они хранят и оберегают и которая умирает вместе с ними по капле выходя вместе с кровью. Не зря в одной из первых глав есть такой образ: «стать кровью текущей в венах страны.
История — истории в общепринятом смысле тоже нет. Ни одного стратегического плана, экономического обзора, даже исторические лица упоминаются редко, все больше в конце и как-то так — историческим фоном. Главный герой с ними не встретился и о судьбах мира не поговорил. Борьба белых с красными выглядят в этом романе как чистая борьба воли, где важно не сколько раз кто в кого попал, а кто терпеливее и чище душой. Это уже не военные действия, это чистой воды служение родине получается.
О чем роман? Здесь каждый найдет, что захочет. Десять лет назад я прочитал повесть «плацдарм» как неудачную «альтернативку», как историю смирения гордыни и воспитания стойкости.
Сейчас я думаю, что роман о русской Смуте, которая, как и «разруха» находится в головах, а еще точнее — в душах. Тут можно бы использовать модное словечко «историософия»: религиозные мотивы есть, прошлое присутствует — самое оно! Но что-то не хочется клеить этот ярлык. Слишком потерт и многозначителен.
Можно попытаться объяснить глубинный смысл текста через метафоры света, духа, музыки сфер.. Опять не получается — тут какое слово ни возьми, вранье выходит.
Да, недостатки тоже есть, куда же без них. Просто искать не хочу.
Гвардеец, 24 ноября 2011 г.
Очень, очень неудачная попытка скрестить исторический роман с фантастическим..(
Я люблю исторические романы, но какой же это исторический роман, если через каждые пятнадцать-двадцать страниц слух режет слово «хроноинвэйдор»? (С чего бы это отечественные изобретатели и , судя по тексту, большие патриоты обозвали себя этим диковато звучащим названием??)
Я люблю фантастические романы, но какая же это фантастика, если кроме первых десяти страниц и вот этого самого регулярно повторяющегося слова ничего фантастического в романе нет?
Хотя нет, есть. Воображение поражает абсолютно фантастический образ топ-менеджера столичного банка, который отправился в 1919-ый год, чтобы в звании рядового топать по степи «по двадцать, тридцать, а то и сорок вёрст в день». Вот только вчера народ перешёптывался, что его видели в задумчивости на заднем сиденьи «Бентли» несущемся по Рублёвскому шоссе, а уже сегодня он, три дня не емши, ведёт прицельный огонь из трёхлинейки по «товарищам», засевшим в стратегической водокачке на окраине станицы Змеюкинской. Вот это глыба! Вот это матёрый человечище!
Гвозди, как показывает практика, можно делать из тружеников финансового сектора ХХI века!
volodihin, 1 ноября 2017 г.
Собственно, хочу сказать доброе слово о художнике Михаиле Тренихине. Его обложка (это 3-е издание, бело-черно-красная гамма) — лучшая из трех. Да чуть ли не лучшая вообще среди всех обложек моих романов.
БорЧ, 4 июля 2011 г.
Эта книга для развлекательного чтения практически непригодна — в ней нет «приключений» и вообще того действа, которое принято называть «экшен». Я бы определил этот роман как эпическое бытописание триумфальной гибели Белой гвардии; бытописание, крайне жёсткое в своей бытовой точности и анатомической скрупулезности. Книгу, честно говоря, очень тяжело читать, через её наполненные «кровавой помойкой войны» страницы приходится, сдерживая рушащиеся на читателя эмоции, буквально продираться.
С одной стороны, для того чтобы получить «ощущение подлинной истории» может быть и действительно полезнее «взять в руки мемуар» — свои воспоминания оставили как известнейшие белогвардейцы Деникин, Краснов и Врангель, так и гораздо менее известные Левитов и Торкул. Только вот первые командовали дивизиями довольно далеко от передовой, да и вторые тоже вряд ли ходили в штыковые атаки на захлёбывающиеся огнём пулемёты латышских стрелков. А вот те, кто бесконечными зимними месяцами жил там, где после недели боёв со штыковыми атаками на пулемёты и артиллерию от полка оставалась рота; а ещё через две недели воевал в ротах, прикрывавших отступление остальных по дорогам, где жидкая грязь на почти каждом шаге заливает за голенища сапог, а за два часа сна потные волосы примерзают к вещмешку и роты превращались во взводы — своих мемуаров не оставили.
Удивительно, как автор сумел осмыслить и передать это ежечасно живущее в людях отчаяние, «страшную тоску, ноющую в душе, как ноет гнойный нарыв на ступне, давно прорвавшийся, залеченный, но затем растёртый пропотевшей до ветхости портянкой — до состояния безобразной язвы, поминутно дающей о себе знать»; это страшное время, где «Жизнь человеческая по стоимости намного уступала килограммовому шмату сала... В храмах иконы постреляны и окурки торчат из дыр, проделанных пулями в губах святых... Неприкосновенность женщины охраняется только степенью усталости солдат, но не нравственным законом и не силой веры». Это всего лиши две короткие цитаты, но именно вот на таком высочайшем эмоциональном накале и написана практически вся книга. И написана она вовсе не для того чтобы кого-то «вдохновлять», а чтобы с запредельной болью, рвя в кровь своё горло «прокричать», что: «Россия и революция несовместимы. Никогда. Ни при каких условиях. Ни под каким знаменем. Революционер в России — всегда предатель.»
P.S. К фантастике — роман относится только лишь ИМХО потому, что «про пападанцев — нынче книги покупают». И автор просто воспользовался этим трендом чтобы издать этот социально-исторический роман. При этом «фантастическая составляющая» к нему «пристёгнута» довольно неуклюже(((
P.P.S. Вот только за каким хреном на практически исторической книге о судьбе Корниловского полка издательство Лениздат сделало обложку с эдаким «ряженным чучелом при автомате», да ещё (для правдоподобности-?) нацепило на чучело солдатский Георгий на колодке второй половины ХХ века...
vladimir66, 17 сентября 2012 г.
Если убрать штампованную предысторию и претенциозный эпилог,с набившими оскомину забросами в прошлое наших«попаданцев»- книга получилась.
Основа- крепкий исторический роман о гражданской войне.Но мысль автора понятна, увидеть трезвым взглядом нормального русского интеллигента все безумие братоубийственной войны, ощутить ужас бессмысленной мясорубки,хотя бы с помощью альтернативной истории.Еще раз попытаться понять ПОЧЕМУ ? Почему крещеный народ осквернял церкви и люто истреблял священников? Почему врага не просто убивали, а мучили и казнили, глумясь над трупом даже после смерти? Откуда такая ненависть,причем с обоих сторон? Красные вырезали белым погоны на плечах, а белые красным высекали звезду во лбу.Почему сын на отца, брат на брата? И это не ненависть бедных к богатым,вспомните сколько дворян и промышленников поддержало революцию! И это не война офицерства против солдатни,вспомните,что весь Генеральный Штаб был у большевиков, а с Корниловым из Ростова в Ледяной поход выступило только около шести тысяч офицеров и юнкеров( из стотысячного офицерского корпуса!). А сибирские рабочие в рядах колчаковцев?
Понравилось показанная в романе «окопная правда». Понравился главный герой,который не совершал запредельных подвигов,не выслужился к концу книги из прапорщиков в генерал-майоры, а просто воевал,как тысячи таких же,бывших студентов,учителей,инженеров и приват-доцентов. Так же,как они — мотал портянки, наступал и отступал,замерзая в донских степях, валялся в завшивленных госпиталях,стрелялся на сходнях последнего парохода,уходящего в Константинополь. Понравился «белый«Крым,доживающий последние дни ,и в унисон звучащие стихи Цветаевой и Гумилева.
Прошлое изменить нельзя,но надо попытаться понять его, и тогда не так страшно жить дальше...
Enciso, 7 февраля 2012 г.
Мне роман, в целом, понравился, хотя недостатки его вопиющи. Абсолютно мутная и запутанная предыстория. Странноватая концовка. Пожалуй, все-таки неубедительная идеализация Белого движения.
Но есть и очевидные плюсы. Более или менее четко переданный быт. Тоска и ощущение безнадежности. Лучики надежды, «а вдруг в этот раз все-таки получится». И опять проигрыш, отступление, потом бегство, потом окончательный разгром. И важные уроки, которые извлек для себя герой. И абсолютно бесценный опыт.
Я бы предпочел прочитать хороший «белогвардейский роман» без осточертевшего «попаданческого антуража». Но и так — хорошо.
мрачный маргинал, 8 января 2011 г.
Самый сильный метафорический образ у автора, — в послесловии. Это — собственный дом, где подвал затоплен кровью... Ясно, что автор искал сильные символы отечественной истории. И нашёл...
Но насколько отличаются персонажи Володихина от бесшабашно-весёлых и лихих «попаданцев», легко переделывающих историю «под себя» (или под собратьев-«форумчан»).
Здесь — усталые искалеченные люди, отчаявшиеся изменить в «родной» истории что-либо к лучшему. Мрачноватые типы, после всех злоключений в минувшей гражданской войне приходящие к простому выводу: если что можно и нужно менять, — так это в реальном настоящем. Нельзя с комфортом обитать в жилище с наполненными кровью подвалами.
Впрочем, организация, отправляющая добровольцев в минувшее, тоже сильно напоминает реальный форум альтистории, где участники вольно кочуют по разным эпохам. Не закончен, думается, и «Доброволец». Во всяком случае, остаётся впечатление открытого финала. К теме всегда можно вернуться.
chupasov, 25 октября 2008 г.
Роман написан неплохо, идея вполне доходчивая и здравая, но главное ощущение от сего масштабного труда – это несоответствие. Формы – содержанию, тривиальности идеи – размаху в ее реализации… Роман-опровержение – это, кажется, чересчур.
Когда Север Гансовский, к примеру, пишет классического «Демона истории» – своеобразный ‘наш ответ’ Брэдбери, он все-таки делает повесть. Полемика в романной форме – это стрельба из пушки по воробьям.
Переделки прошлого почти утратили сегодня идеологическую нагрузку, превратившись скорее в технический прием, которым охотно пользуются фантасты. Спорить с техническим приемом в романной форме – это всё равно, что создавать роман-разоблачение какого-нибудь двигателя на медленных кварках. Все ж прекрасно понимают, что такой двигатель – не научная идея, но принятая в фантастике разновидность ковра-самолета.
Спасает, конечно, детальная проработка исторического фона, хотя фоном сделанное назвать трудно. Собственно, История нашей страны – это и есть главный герой романа. Но опять-таки, когда мне нужно ощущение подлинной истории, я возьму в руки мемуар, а если роман, то роман исторический, а никак не фантастический.
Нет, я понимаю, что фантастическое допущение позволяет столкнуть нашего современника и прошлое, но как-то все эти «мы из будущего» не вдохновляют.