Антон Первушин «12 мифов о советской фантастике»
Четвертая книга серии «Лезвие бритвы». Представляет собой дополненную и доработанную версию сборника этого же автора, известного российского фантастиковеда, выходившего в 2013 году. В данном издании добавлены два «мифа», а также большой объем приложений, которые заняли около половины объема книги.
Автор разрушает ряд стереотипов и предубеждений, сложившихся вокруг советской фантастики. Для многих читателей, очевидно, станут открытием некоторые названия фантастических произведений советского периода.
Около половины объема издания занимают источники 1930-х — 1970-х годов — критические статьи и рецензии.
Книга информативна в качестве иллюстрации исторического фона, на котором сложился феномен советской фантастики.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
РосКон, 2020 // Премия им. Александра Ройфе | |
лауреат |
Интерпресскон, 2021 // Критика / публицистика |
Номинации на премии:
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2019 // Лучшая литературная критика (книги) | |
номинант |
АБС-премия, 2020 // Критика и публицистика. Финалист |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Zangezi, 29 декабря 2019 г.
Книга состоит из двух частей. Двести страниц занимают сами «Мифы» и почти столько же, но меньшим шрифтом, — документы эпохи: от статей А. Беляева тридцатых до споров о советской фантастике 60—70-х. Парадоксально, но вторая часть кажется даже интереснее. Вот умели же писать наши классики, если какой-то доклад С. Маршака на съезде писателей в 1934-м, да еще и посвященный детской литературе, читается как настоящее исследование, полное хорошо подобранных примеров, ярких цитат и умных, но вместе с тем простых и понятных обобщений! Ожидаешь скучных и помпезных славословий партии и Сталину за «наше счастливое детство», а тут такое. Чудеса!
Что касается самих мифов, то работа над ними в столь кратком объеме скорее только заявлена, чем проделана. Хоть их и двенадцать, а лернейскую гидру еще рубить и рубить, авгиевы конюшни еще чистить и чистить. В основном Первушин полемизирует с двумя историками советской фантастики — В. Ревичем и К. Булычевым, стараясь снять и/или снизить их слишком задорный пафос отрицателей по отношению к фантастике сталинского периода, молодогвардейским изданиям и т. п. Отчасти это верно — даже в самые темные времена что-то да найдется, кто-то да сверкнет — и Первушин правильно перечисляет множество полу-, а то и полностью забытых имен и названий, но это ведь только полдела. Дело критика — полноценно ввести эти затерянные книги в читательский рацион, если, конечно, они достойны того и издатель не ошибается, не переиздавая их вот уже много десятков лет. Но этого в книге Первушина нет.
Вдобавок лаконичный формат «Мифов» приводит к тому, что уже сам автор начинает создавать свои «мифы». Например, рассматривая фигуру А. Платонова, Первушин вдруг подытоживает, что «Платонов всегда был писателем «ближнего прицела» — никогда он не стремился описывать... процессы овладения тайнами природы, утопическое будущее или какие-то глобальные социальные изменения». Погодите. А как же тогда быть с платоновскими рассказами и повестями двадцатых, в которых человечество изобретало бессмертие и научилось воскрешать мертвых? Хорош «ближний прицел«! Как быть с рассказом «Жажда нищего», где прошли «тысячелетние царства инстинкта, страсти, чувства», так что теперь у людей разрослась голова, а тело и пол отмирали за ненадобностью, и все жили только «мыслью, познанием»? Как быть с рассказом «Сатана мысли», где человечество открыло суперсилу — ультрасвет, решив с его помощью «пересотворить вселенную», для чего «выработало новый, совершенный тип человека — свирепой энергии и озаренной гениальности»? Как быть с рассказом «Потомки Солнца», где земная цивилизация «восстала на вселенную», уничтожила «половую и всякую любовь», создала «машины, гонимые светом» и «переехала с Земли на другую звезду»? Что это, как не самые натуральные «процессы овладения тайнами природы, утопическое будущее и глобальные социальные изменения«! Даже в романе «Счастливая Москва», писавшемся уже в тридцатые и не относящемся на первый взгляд к фантастике, ученый Самбикин «овладевает тайнами природы» тем, что находит в организме человека источник таинственной жизненной силы и желает ее укротить, дабы наполнить «цистерну бессмертия». А мечтать о «будущей бессмертной жизни» и времени, когда «темная судьба человечества будет осенена истиной», герои Платонова не перестанут даже в сугубо реалистических военных рассказах. Так что не хотелось бы, чтобы с легкой руки известного критика миф о Платонове как фантасте «ближнего прицела» ушел в сознание современного читателя. Впрочем, у каждого времени — свои мифы.
240580, 16 декабря 2019 г.
Четвертая книга серии «Лезвие бритвы», вышедшая в этом году в одном из питерских издательств. Представляет собой дополненную и доработанную версию книги этого же автора, известного российского фантастиковеда, выходившей в 2013 году. В данном издании добавлены два «мифа», а также большой объем приложений, которые заняли около половины книги.
Автор разрушает ряд стереотипов и предубеждений, сложившихся вокруг советской фантастики. Для многих читателей, очевидно, станут открытием некоторые названия фантастических произведений советского периода. Лично для меня такими стали некоторые произведения Александра и Сергея Беляевых.
При изложении материала автор отмечает, что к предмету исследования относится доброжелательно. Однако заметно, что иногда Первушин немного теряет объективность. Особенно это проступает при рассмотрении темы довоенной фантастики. Фантастика 1930-х, наверное, была самым слабым звеном в истории всей фантастической литературы советского периода. Поэтому, несколько искусственными выглядят попытки автора «обелить» этот период в целом, и те цитаты, которые активно подаются, при более детальном рассмотрении (а во второй части книги помещены статьи критиков тех лет) формируют совсем не те выводы, которые хотел бы видеть Первушин. В этой связи еще более странным выглядит «лирическое отступление» о периоде войны, в которой Сталин представлен чуть ли не в роли жертвы.
В сборнике собрано много документов разной степени актуальности. Неожиданностью было то, что в критических рецензиях на повесть «Страна счастливых» наряду с идеологической трескотней много рационального, такого с чем сложно не согласиться. Несмотря на попытки автора затушевать роль цензуры и идеологического диктата, представленные памятники тех лет представляют собой не литературоведческие работы, а прямую указку фантастам — то пишите, а то нет. Интересно было наблюдать эволюцию критики. Судя по приведенным документам идеологический диктат медленно меняется рассмотрением собственно литературного содержания произведений где-то с 1961 года. Немного утомила большая статья о детской литературе Маршака, некий «сказочный ликбез», который немного выходит за рамки фантастиковедческой проблематики.
Несмотря на указанные моменты книга важна как иллюстрация того исторического фона, на котором сложился феномен советской фантастики.