Гордон Диксон «Последняя миссия, или Мир сомнамбул»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Путешествие к особой цели | Тёмный властелин
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Глобальный Проект Энергии Ядра помог человечеству покончить с голодом и экономическими проблемами. Но, как это обычно бывает, этот проект — палка о двух концах: в результате побочных эффектов населению планеты грозит медленное вымирание. Кроме того, на Земле появляются «зомби» и «демоны»...
В журнале «Если» было указано, что данное произведение должно было выйти в сборнике Гордона Диксона в издательстве «Северо-Запад», однако данная книга так и не вышла в свет.
Входит в:
— журнал «Если 1993'8», 1993 г.
- /языки:
- русский (5), английский (1)
- /тип:
- книги (2), периодика (1), самиздат (3)
- /перевод:
- Н. Киселева (2), Т. Петрова (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
elias68, 25 июня 2015 г.
Размах на рубль — удар на 10 копеек. Читая первую половину романа, удивлялся столь низкому его рейтингу на фантлабе. Ведь похоже на «новую волну», подняты интересные темы, так в чем же дело? А потом все рухнуло, автор скатился в фантастику 30-х годов прошлого века. Получилось как у Меррита, только хуже. И зачем было огород городить? Впрочем на фоне прочитанных мною диксоновских романов, оговорюсь, не входящих в дорсаевский цикл, этот едва ли не лучший. Опять же приятное впечатление оставляет перевод Т.Петровой.
В целом у меня сложилось мнение об авторе, как о весьма посредственном писателе, пишущем в стиле коммерческих романов Эдмонда Гамильтона. Для шестидесятых-семидесятых годов — чрезвычайно слабо. Все эти Галактические Империи(тм) и герои, спасающие Землю от Жукоголовых Пришельцев(тм) родом из первой половины века к этому времени изрядно затерлись. Поэтому не осилил до конца ни «Час орды», ни «Пограничника», элементарно было жалко времени.
Aryan, 1 декабря 2011 г.
Для Диксона — на редкость слабый роман. Заявлены практически все темы, которые составляют сложную и интересную основу таких его замечательных вещей, как «Последняя энциклопедия», «Дорсай!» или «Солдат, не спрашивай». Полярность и притяжение сил, условно названных Добром и Злом, развитие способностей человека, появление нового типа человека, восточные медитативные практики... Даже физические способности главного героя с его супер-быстрыми рефлексами в сочетании с исключительным интеллектом — отчетливо напоминают о дорсаях. Но вот с развитием этих тем — проблема.
Причем начинается книга, как добротное приключенческое чтение — глобальный энергетический проект, следствием которого является глобальный гипнотический сон всех землян ночью. Тех, кто по разным причинам (особенности организма или тренировка) не подвержен этому обессиливающему сну, называют «зомби» и стараются ловить и изолировать. Что, в принципе, вполне логично: в царстве спящих любой идущий с открытыми глазами — король. Главный герой — космонавт и ученый, как раз и являющийся таким «зомби», начинает поиск друга, исчезнувшего загадочным образом несколько лет назад.
Но тут же возникает примитивный вопрос: по авторскому замыслу, реакторы, собственно вызывающие сон человечества, включаются только по ночам. И в сон погружается ВЕСЬ земной шар. Но ведь ночь на Земле наступает в разное время — простая логическая неувязка, которую Диксон даже не пытается объяснить. Действие перемещается из США в Англию — но получается, что и там, и там все спят в одно и то же время. И это только одна из многочисленных накладок с элементарной логикой, которой страдает эта книга.
Ближе к середине, автор бросает бодрую и вполне недурно написанную приключенческую линию (включающую, например, такой интересный и даже обаятельный персонаж, как говорящий волк с искусственно повышенным интеллектом и кибернетической гортанью) и переводит действие в сферу сверхъестественного. Появляется некое Темное Зло (в романе зачем-то названное Горным Старцем) и начинается гипнотическая борьба героя с этим персонажем. Действие утекает в сны, видения и целые страницы романа быстро сваливаются в хоррор стиль. Исход схватки Добра и Зла вполне предсказуем, однако решен очень двусмысленно — опять же не вполне понятно, зачем. К тому же, и герой и злодей соглашаются, что и Добро, и Зло — условности, и они оба стоят выше таких понятий. Что несколько смазывает мораль всей истории — если все это условность, то чего же было шеи-то друг другу ломать?
В целом получилась мешанина стилей, жанров, начатых и брошенных идей, провалов в логике — читается достаточно легко и быстро, но оставляет после себя вопрос: «А что это вообще было?» и ощущение, что Диксон написал эту небольшую книгу, будучи под влиянием какой-то неведомой субстанции...
Может, заснул, как герои, и ему все это приснилось?