Генри Каттнер «Обратный атом»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Роман-катастрофа | «Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Научно-популярное, познавательное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ) | Европа (Северная Европа )) | Вне Земли (Солнце и его ближайшие окрестности )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Изобретения и научные исследования | Экспедиция/подготовка к экспедиции
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Комета со своеобразной траекторией движения пересекла пространство Солнечной системы и, приблизившись к нашему светилу, направила потоки светящегося газа из своего хвоста прямо в центр звезды. Солнечное излучение в результате стало потихоньку слабеть. Мало кто из земных учёных это заметил, но швейцарский астрофизик, читающий курс лекций в одном из британских колледжей, в скучной и невозмутимой манере сделал шокирующее заявление: довольно скоро вся растительность и животный мир на нашей планете (и люди, разумеется, тоже!) погибнут из-за дефицита солнечного тепла и энергии…
Одна из версий космических катастроф на базе невероятных допущений о структуре материи и атома.
Входит в:
— журнал «Thrilling Wonder Stories, November 1940», 1940 г.
- /языки:
- русский (2), английский (1)
- /тип:
- периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- А. Бурцев (2), И. Фудим (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
igor14, 15 августа 2024 г.
«С печалью я гляжу» © (хе-хе!) на некоторые этапы творческого пути любимейшего автора!..
Если доподлинно не знать, что этот – весьма незатейливый – фантастический рассказ написан Каттнером (да ещё и в 1940 году!!*), то его вполне можно было бы принять за одну из нескольких десятков <почти одинаковых> историй-«болванок», которые наштамповал Эдмонд Гамильтон на раннем этапе своей литературной деятельности**.
Завязка сюжета: комета со странноватой траекторией движения пересекла пространство Солнечной системы и, приблизившись к нашему светилу, направила потоки светящегося газа из своего хвоста прямо в центр звезды. Солнечное излучение в результате стало потихоньку слабеть. Мало кто из земных учёных это заметил, но швейцарский астрофизик, читающий курс лекций в одном из известных британских колледжей, в скучной и невозмутимой манере сделал шокирующее заявление – довольно скоро вся растительность и животный мир на нашей планете (и люди, разумеется, тоже!) погибнут из-за дефицита солнечного тепла и энергии…
Время действия рассказа перенесено автором в конец XX / начало XXI века, но – складывается такое ощущение (хотя напрямую в тексте ничего не говорится!***) – что правительства разных стран чуть ли не самоустранились от своих прямых обязанностей по управлению всеми сферами жизнедеятельности граждан (включая науку, военно-космические исследования и проч.). Дюже странно и дико про это читать! Так и хочется воскликнуть <голосом К.С.Станиславского>: «Не верю!!!»… (ха-ха-ха!)
Всю инициативу по спасению человечества берёт на себя парочка учёных (один из них, американец, — видимо, весьма состоятельный!) и привлечённый ими к решению задачи лётчик-астронавт. В экипаж ракеты, осуществляющей спасительную миссию и летящей по направлению к Солнцу, входит ещё и репортёр новостного концерна-гиганта, но его роль – скорее зрительская.
Усилия героев-одиночек, столь характерные для западной литературы вообще (и фантастики – в частности!), приводят к вполне ожидаемому полному happy end-у, слегка (самую малость!) омрачённому гибелью многих случайных/безымянных жертв и разрушением нескольких городов. Но все печальные нюансы подаются как бы вскользь, общий нарратив – бравурный, чуть ли не под звуки бодренького весёлого марша…
Да-а-а уж, как явную творческую неудачу воспринимаю эту научно-фантастическую каттнеровскую историю! Увы!!
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* т.е. когда он уже почти стал выдающимся мастером жанра (к тому времени написаны выдающиеся «Тело и разум» (1939), «Ореол» (1939), «Всё – иллюзия» (1940), «Пегас» (1940), «Туда и обратно» (1940));
** в 1927-31 гг.;
*** если <конечно!!> русскоязычная версия соблюла идентичность оригинального текста. Бурцев и его подручные частенько были уличены fantlab-овцами в смысловых неточностях (да и я сам, грешный (хе-хе!), внёс свою маленькую <но справедливую!!> лепту в этот процесс)
god54, 22 ноября 2019 г.
Вполне оригинальная идея, но облеченная в наукообразные рассуждения и сопровождающаяся неплохим сюжетом и текстом. Такое бывает крайне редко, но все три составляющие рассказ оригинальны и читабельны даже в наше время. А ведь идея была совсем проста: каждый учёный должен отвечать за последствия своих экспериментов?.. Но, в данном случае, автор ставит вопрос совсем иначе: должен ли учёный рисковать и даже жертвовать жизнями других и даже существованием всей вселенной пытаясь спасти человечество и только человечество от неминуемой смерти?!. Вечная философская проблема, которая в данном рассказе обрела форма фантастического рассказа.
vam-1970, 9 августа 2019 г.
Одна из версий космических катастроф на базе невероятных допущений о структуре материи и атома. Нереальная фантастика, но такое писали тогда. Наивный рассказ Каттнера. Смысл — всегда найдётся ученый на Земле, который лучше Бога знает устройство Вселенной. Оптимизм! Но он нужен.