Татьяна Буглак «Параллельщики»
Неожиданно оказаться в другом мире — классическая завязка фантастической истории. Только вот Ната не супергероиня, а обычный музейный работник, да и новый мир мало отличается от нашего. Или все же отличается? Что связывает музейщицу Нату, закованную в колодки крепостную Машу и не помнящего свое детство инженера Лаки — только ли то, что они все параллельщики? Как могут помочь пришельцам местные ученые, принявшие их в свою команду? И как сделать тот единственный выбор, от которого зависят жизни множества людей? Это не рассказ о приключениях, а история о дружбе, связавшей людей из многих миров.
Входит в:
— цикл «Контора»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 336
Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2656 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 77 знаков, что близко к среднему (81)
Доля диалогов в тексте: 51%, что гораздо выше среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Новые горизонты, 2019 // (роман, номинируется по рукописи) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Кибренетик, 16 сентября 2019 г.
Отзыв Московского Книжного клуба Новые горизонты фантастики (ВНИМАНИЕ!!! Книга читалась в версии самиздата и после публикации возможны изменения. Правда, вряд ли кто из читавших книгу в клубе будет её перечитывать!!!)
История рассказывает историю девушки Наты волей случая оказавшейся в параллельном мире. Этот мир очень сильно похож на наш, но ближе к утопической модели. Чем именно – будет показано позднее.
О чем же эта книга? По сути, тут есть все: интриги, боевые столкновения, террористические заговоры, лихие повороты. И все бы ничего, если бы не одно НО. Все эти действия происходят за кадром и о большей части удаться узнать только ближе к концу романа. Что же в книге на самом деле: жизнь и привыкание к новому миру Наты, дружба, драма, немного экшена и куча физических и псевдофизических теорий и понятий (серьезно, очень много, к месту и не к месту).
Много времени в романе занимает повествование о повседневной жизни девушки, в мире, где попаданцы (а точнее параллельщики) не редкость, пусть и при этом Ната уникальна в своем попаданчестве. При этом это время препровождение скучно и скучно тем, что главной героине фиолетово на новый и неведомый ей мир, она даже не стремиться узнать его, ограничиваясь фантастическими фильмами и книгами. Ну, серьезно, кто так делает? В общем, процентов пятьдесят этой «повседневности» можно было выкидывать за ненадобностью и насилием над читателем.
Большая часть персонажей, а их не мало, имеют «псевдо живой» характер, если читать книгу по диагонале они все кажутся вполне интересными и запоминающимися. А вот если вчитаться, то наберется всего 4-5 нормально прописанных персонажей, включая Нату. Плохо и отсутствие развития большей части даже прописанных персонажей.
Взаимодействие персонажей между собой, их химия дружбы в первых двух частях романа движется по синусоиде: от «не верю» — до «вроде норм». Хотя смысл этого в книге вполне понятен — крепкая дружба может быть даже между людьми разного социального происхождения. В третьей части показывается уже дружба между людьми разных национальностей и вот этот переход, хоть и обоснован с точки зрения развития истории, не очень удачен. Он будто бы притянут за уши, и начинает восприниматься нормально только ближе к середине части, и то только с появление двух чудных параллельщиков и из миров с задержкой в историческом развитии. Про особенности четвертой части я промолчу, но первая её половина – самое неудачное, что есть в романе, не сточки зрения сюжета, а с точки зрения подачи и уменьшения логической обоснованности происходящего, а во второй хочется кричать «а почему бы не об этом написать?».
Зачем же я завел речь об утопии в самом начале? Позиция правительственной политики «сначала люди по том деньги Россия (и возможно другие страны)» хоть и пришла из-за террористической угрозы на принудительно добровольной основе, но все же существует. Книги и фильмы не потеряли «душу», в отличие от современных «бестселлеров» из Натиного и, соответственно, нашего мира. Отношение к людям: помощь в адаптации и освоении попавшим из параллельных миров; четкость действий при опасности – о стариках и обычных рабочих тут не забывают и ещё множество примеров раскидано по самой книги.
В книге скорее представлена некая фантазия, пусть и с весьма неудачной реализацией, на тему, а как придти к утопии реально, не скатившись в антиутопию и какие проблемы при этом могут возникать.
Вердикт: Книга оставляет двойственное впечатление: неприятное, очень скучный текст, особенно когда автора пытается объяснить то, что не нужно, путаясь в терминах и меняя картину мира (и такое не раз); с другой, остается чувство, что подправь книгу, переработай и будет годное приключения, хоть и все равно на любителя.
Кому читать: довольно сложно сказать кому может понравиться эта книга, по крайней мере в самиздатовской версии. Разве что тем, кто устал от всесильных попаданцах и хочет почитать что-то более мягкое и ламповое.
be_nt_all, 16 сентября 2019 г.
Пишу также по черновой самиздатовской версии, которую прочёл не без некоторого удовольствия, хотя приобретать полную окончательную версию и перечитывать скорее всего не буду (хотя — кто знает, да и автор — заинтересовала).
Мир, в который переместилась главная героиня, сильно отдаёт ностальгией по СССР, хотя скорее это постапокалипсис-light, и ностальгичность этого мира обоснована не всегда. Я вполне могу понять, почему «угроза исконников» (напрямую связанная с обыденностью присутствия тут попаданцев-параллельщиков и угрожающая целостноси здешних пространства-времени) «не разъединила, а сплотила людей, дала толчок науке, освоению космоса, вычистила наносную «пену» псевдокультуры», но вот почему при этом здесь, в 2017 году, устоялись «такие моды», которые героиня «не застала, ну или ребенком, так что даже не помнила, только в фильмах видела. Рубашки и пиджаки с широкими плечами, юбки с воланами, брюки, предназначенные для узкобедрых и длинноногих женщин. А еще яркая, крупная пластиковая бижутерия, прически с начесом, блестящая косметика, особенно синие и фиолетовые тени, темно-вишневая помада» — ответа нет.
Впрочем и то, что (возможно) автор понимает под псевдокультурой вызывает очень большие вопросы: «Максим Горький и Фёдор Достоевский находятся в разделе «Забытые авторы», зато одним из крупнейших писателей второй половины девятнадцатого — начала двадцатого веков был какой-то Виктор Михайлов… Никто здесь не знал Айзека Азимова, Артур Кларк и Рэй Бредбери оказались малоизвестными, зато огромной популярностью пользовались рассказы Шекли. Александра Беляева никогда не забывали, и его книги пусть не огромными, но всё же значительными тиражами выходили всё время, с перерывом лишь в годы войны. Стругацкие перестали писать в конце семидесятых, Кира Булычева вообще не было, ни под псевдонимом, ни под настоящим именем, зато Сергей Другаль считался одним из самых популярных писателей, до самой смерти» — это цитата из другого места, и возможно прямой связи с первой приведённой мной цитатой и нет, но осадочек-то остался.
Однако, несмотря на подобные неприятно цепляющие моменты, раздражения при чтении роман не вызывал, да и скучно мне не было, хотя на мир я и смотрел глазами главной героини Наты, которая в принципе, в силу своего характера, живёт в достаточно замкнутом мирке. И заметная часть интриги романа просходит как бы в стороне от неё (хотя и на её долю приключений хватает). Даже когда мир на самом деле открыт, и замкнутость не является объективным результатом очередной террористической атаки «исконников». Спасает текст та самая «мягкая ламповость» и достаточная нестандартность, да и попытка изобразить утопию — далеко небезинтересна… Хотя лично я бы на месте героини оказаться не хотел, не уверен, что мне этот мир не показался бы душной антиутопией (по, скажем так, культурным мотивам), но ей (и, вероятно, автору) описанная реальность — как раз в пору и за них обеих можно только порадоваться.
И да, это тоже одна из причин, по которой, возможно, стоит обратить внимание на книгу. Ведь если проза писалась с удовольствием, то часть этого удовольствия обычно передаётся и читателю.
ps. Перечитал лежащую в открытом доступе демоверсию и понял, что к книге ещё скорее всего вернусь. В основном — по последней озвученной мной причине, но и некоторые заложенные в ней идеи стоит ещё раз осмыслить. К тому ж начал читать следующий роман автора — «Три «Л»». Это своего рода продолжение этого, по крайней мере действие происходит в той же параллельной реальности спустя тридцать с небольшим лет. Судя по началу — вещь более зрелая и сильльная, чем эта. И да — книги Азимова там знают.