Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Пленник разума»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Джон Фаулер в тот день был склонен раздражаться даже по пустякам. Он ждал гостью, но, распахнув входную дверь, он увидел человека без лица. Кто этот необычный гость, что он принесет в жизнь Фаулера? Чем обернутся гениальные изобретения человека без лица для него? Только последние строки рассказа дадут ответы на эти вопросы.
Впервые опубликовано в феврале 1949 в “Astounding” под псевдонимом Люис Пэджетт (Lewis Padgett).
С середины 1980-х гг. существовал самиздатовский машинописный перевод под названием «Пленник в черепе» (переводчик – Андрей Бурцев).
Входит в:
— журнал «Astounding Science Fiction, February 1949», 1949 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 11 (1949)», 1984 г.
— антологию «Глубина. Погружение 19-е», 2019 г.
- /языки:
- русский (3), английский (3)
- /тип:
- книги (5), периодика (1)
- /перевод:
- О. Зверева (3)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 30 апреля 2024 г.
Думал, буду разглагольствовать о совершенно очевидном конце рассказа, к котому ведет Каттнер, но, оказывается, что для некотрых данный финал о том, who is who, явился чем-то удивительным (удивляющим), поэтому просто еще раз приходится констатировать, что нет ни универсального понимания всеми даже самого простого текста (если это понимание не навязано «свехру»), ни простых загадок (хотя в случае с Каттнером все-таки большую роль играет начитанность по его произведениям, многое можно предсказать, если уже прошелся по нескольку десятков его рассказов). И это замечательно. Ведь и я сам не гуру: часто оказываюсь в чилсе тех, кого удивляет что-то для кого-то совершенно ясное, и не испытываю от этого никаких других комплексов, кроме удовольствия.
Что же до «Пленника...», то мне рассказ показался несколько тяжеловат. Нет, это хороший рассказ, и с психологической точки зрения поведения главных героев выстроен прекрасно, но уж больно долго ведет к тому, что уже очевидно (и опять я за своё). Как ни странно, куда больше протагониста — тут он у Каттнера вполне классический перс, в стиле, что называется, человек в целом неплохой, но не выдерживающий испытания соблазнами, — понравились второстепенные герои: подруга ГГ, а так же явившийся безликий Джон 2.0 (Норман). Кстати, действительно, еще один плюс рассказа — Каттнер соорудил двойной конец, одновременно и плохой и хороший: скурвившийся Фаулер отправляется на «перевоспитание» в прошлое, а Фаулер-трудяга остается в настоящем и приходит в себя.
И, кстати, под занавес я похвалил финал — то, за что ругал автора в самом начале. Проклятая нолановщина. Правда, похвалил не за то, за что не одобрил, но все же.
god54, 23 июля 2020 г.
Еще раз нашёл подтверждение, что хорошее произведение, это когда оригинальная фантастическая идея накладывается на реальную психологию обычного человека. Как и произошло в данном длинном рассказе. Но, здесь длинность используется для нагнетания напряжения, чтобы закончить повествование взрывом и это наоборот привлекает. Неплохой рассказ, который подтверждает истину: Чтоб наказание стало равным преступлению. Авторам рассказ удался, не зная фамилий, я бы не поверил, что написали они.
greyZ, 15 декабря 2018 г.
При всей моей любви к Каттнеру большинство рассказов у него строится по двум стандартным схемам:
1. Не очень хороший человек получает доступ к некоторому могуществу, нередко демонического свойства, и понеслось... Убитые принцессы, соблазненные драконы... Негодяй думает, что он король мира, но в конце выпрыгивает внезапная развязка, и возмездие настигает его. А надо читать пункты мелким шрифтом, когда подписываешься кровью. Здесь никого не жалко, так им и надо.
2. Не очень хороший человек вынуждает некое могущественное, но доброе и симпатичное существо, осуществлять его желания (сверхизобретатель Гэллегер, сверхмутанты Хогбены). Хорошие персонажи страдают, но помогают негодяю в его негодяйских делах. Казалось бы выхода нет, но тут выпрыгивает внезапная развязка, и возмездие настигает его. Добро торжествует, зло как правило убито в особо изощренной форме ... Просто сердце радуется. Тут наше сочувствие целиком на стороне Гэллегера и Хогбенов, я уж не говорю про либлей, которым этот мир принадлежит без вопросов.
Таким образом, как и в классических детективах главное здесь именно внезапная развязка, и как правило фантазия у дуэта Каттнер-Мур работала дай бог каждому. В этом несомненно хорошем рассказе 1949 года развязка хороша как обычно, но так ли уж она оригинальна? Ведь есть Идеальный тайник 1943 г., а потом был мощный Хэппи энд (Исполнение желаний) 1948 этих же авторов. В третий раз, то что убийца садовник уже не так удивляет. Единственное, что история Фаулера не замкнута в отличии от своих предшественников. Там смерть или сомнительный хэппи энд завершают рассказ, продолжение не предвидеться. Здесь же, как знать что будет дальше – ведь Норман кажется идет на поправку?
Легкокрыл, 25 января 2011 г.
Да уж...
Как представишь, каково это — очень сочувствуешь тому, замкнутому в собственном заклинившем мозгу. Но впрочем
Jumper_D, 25 февраля 2007 г.
Рассказ мне очень понравился, оставляет хорошее впечатление и пробуждает сильные эмоции. Больше всего потрясает концовка, догадаться о которой очень сложно.