Кристина Ходоровская «Dzikie stworzenia»
Главная героиня, селки — человек-тюлень, работает в океанариуме небольшого прибрежного городка где-то в Ирландии. Однажды утром сотрудники океанариума обнаруживают, что некто прибил над входом двух убитых детёнышей тюленей. Полиция не слишком рвётся искать злодея, и героиня начинает самостоятельные поиски. Под подозрением местные рыбаки, которые по понятным причинам недолюбливают тюленей, и группа подростков, играющих в сатанистов…
Esensja 2 (CLXXIV)/2018.
Входит в:
— антологию «Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2019», 2019 г.
Номинации на премии:
номинант |
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2018 // Рассказ |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Vladimir Puziy, 24 июня 2019 г.
В этом году Кристина Ходоровская вышла в финал премии Зайделя сразу с тремя произведениями: двумя рассказами и романом. И поскольку рассказы традиционно выкладывают в свободный доступ, чтобы все могли прочесть перед голосованием, -- я взялся читать подборку и начал как раз с «Созданий», они идут первыми.
Впечатления от «Диких созданий» странные. С одной стороны, всё ровно и складно. И главная героиня, и её окружение поданы грамотно, может, лишь с толикой перебора по количеству слов. Характеры живые, понятные. Действие развивается относительно неспешно, но и не увязает в пустых сценах.
Что же не так? А вот что, пожалуй.
Перед нам вроде бы детектив, но детектив мнимый. Кто-то убил двух тюленей и повесил их туши над входом в местный аквариум. Действие происходит на острове, соответственно, здесь взрослые мужчины зарабатывает в основном ловлей рыбы, поэтому тюленей не любят, мягко говоря. Интрига в том, кто же убийца: претендентами, кроме рыбаков, являются подростки, которые вроде как тусят на одном из островков и творят там разные непотребства, ну и, конечно, коллеги главной героини.
Ах да, главная героиня -- что нам открытым текстом сообщают на первых же страницах -- селки. Нам описывают, как она выходит из воды, нагая, со вкусом рыбы во рту, берёт одежду там, где её спрятала... В фантастике конца две тысячи десятых отсылка считывается на раз -- особенно если вспомнить рассказы Саматар или МакГвайр. Ну и сама Ходоровская, видимо, ожидает от читателя этого понимания, она не пытается строить интригу вокруг происхождения главной героини. Видимо, это должно добавить серьёзности проблеме.
Но не добавляет. Расследование идёт медленно, но уверенно, мы встречаемся с теми и с этими, и даже несколько раз героине угрожает опасность... Но всё это я читал отстранённо, без какого-либо вовлечения.
И тут мы подходим к сути проблемы. Ходоровская придумала как бы детективную (окей, пусть будет), фантастическую (селки же!) историю -- но за сюжетом ничего не стоит. Никакой идеи, никакой метафоры, ничего. Вот девушка-селки, вот парень, отец которого ненавидит тюленей, потому что жена его тоже была селки, но ушла к другому... Вот они, рискуя жизнью, нашли и обезвредили убийцу тюленей. А парень ещё намекнул главной героине, что в неё влюблён сослуживец, -- и в финале она идёт с этим сослуживцем перекусить, и руки их касаются друг друга над тарелкой.
В общем-то, если переписать несколько эпизодов, где главная героиня оборачивается тюленихой, чтобы спасти тюленя из сетей и вытащить из воды сослуживца, если прописать другую мотивацию главному злодею (а он убивает тюленей, потому что -- внимание! -- его отец ушёл из семьи к женщине-селки), -- история может обойтись и без фантастики.
И вот ты всё читаешь, читаешь, думаешь: написано-то складно, и хвалят, и наверное, финал будет ух какой!.. А финал вот такой.
Но писать Ходоровская умеет, так что за творчеством будем следить, да.