Дэвид Марусек «Свадебный альбом»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | Киберпанк )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) | Виртуальная реальность
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Энн и Бенджамин — молодожёны, которые создают копии-симы на память о знаменательном событии. Их симам предстоит намного пережить и чувства своих создателей, и их самих.
Входит в:
— цикл «Кэти»
— журнал «Asimov's Science Fiction, June 1999», 1999 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction: Seventeenth Annual Collection», 2000 г.
— антологию «Nebula Awards Showcase 2001», 2001 г.
— антологию «Supermen: Tales of the Posthuman Future», 2002 г.
— журнал «Если 2002'8», 2002 г.
— антологию «The Best of the Best: 20 Years of the Year's Best Science Fiction», 2005 г.
— антологию «Kroki w nieznane 2006», 2006 г.
— антологию «Trochu divné kusy 2», 2006 г.
— сборник «Getting to Know You», 2007 г.
— антологию «Rewired: The Post-cyberpunk Anthology», 2007 г.
— журнал «Forever, Issue 3», 2015 г.
Награды и премии:
лауреат |
Мемориальная премия Теодора Старджона / Theodore Sturgeon Memorial Award, 2000 // Лучшее произведение малой формы |
Номинации на премии:
номинант |
HOMer Awards, 1999 // Повесть | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1999 // Повесть | |
номинант |
Премия читателей журнала «Азимов» / Asimov's Readers' Awards, 2000 // Повесть | |
номинант |
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第33回 (2002) // Переводной рассказ | |
номинант |
Сигма-Ф, 2003 // Перевод (Лучшее зарубежное произведение) |
- /языки:
- русский (1), английский (12), немецкий (1), польский (1)
- /тип:
- книги (12), периодика (2), цифровое (1)
- /перевод:
- Д. Копоцинский (1), Т.А. Перцева (1)
Периодика:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
jansson, 1 августа 2015 г.
Новелла-обманщица. Всю дорогу кажется – вот-вот, еще чуть-чуть и наступит кульминация и неизбежная концовка, но вместо этого сюжет преспокойно перемахивает через вершину и набирает скорость в направлении следующей. С развертыванием этой гармошки затрагивается уйма тем – от семейных неурядиц в отдельно взятой ячейке общества до глобальных революций будущего. Все изменения проносятся перед глазами героини, застрявшей в своем обманчиво счастливом мирке, записанном на микрочип. Энни – воспоминание, яркий отпечаток самого счастливого дня реальной Энн. Разрушение семьи, смерть, защита прав виртуальных сущностей, коллапс системы... А она не может отклеить от своего лица дурацкую улыбку, диссонирующую с внутренней пустотой.
Одна из самых насыщенных сай-файных историй, что мне встречались. Глубокая психологическая драма. Осознание собственной «неправильности» в идеальном мире и непреходящая фрустрация. Цифровое бессмертие Энни рука об руку идет с реальными метаморфозами Бена, переживающего прогресс и революцию. Первый вопрос, неизбежный и горький – а можно ли считать ее человеком? Все вокруг меняется и непрестанно движется в каком-то направлении, пока она медленно падает в бездну, разверзшуюся внутри нее. Хаотичность, с которой кидают во все новые обстоятельства застывшую в одном мгновении Энни, набирает обороты, пока не достигает той точки, когда шаг в сторону – уже не выход. Сильная история.
ааа иии, 27 мая 2011 г.
Повесть о «симе», искусственном интеллекте, запрограммированном на воспроизведение мгновения жизни одной любимой, любящей и заваленной подарками невесты. Удачный авторский выбор для загрузки насчет судьбы, разума, тщетности сует и продолжения существования.
Суть: пока Энн У. Франклин счастлива или в отключке, мир трансформируется. Меняются люди, ценности, репутации, социальное устройство и электроника, содержание энзимов переноса в мозгу... В прыжках через годы ее сопровождает фигура Бенджамена Малли, некогда стройного и элегантного молодожена, который свадебное утро, урну с пеплом, дискуссии о правах и клонов с кувалдами испытал в реальном времени.
Ужатые в эпизодах деталь, набросок, пара слов вызывают поток ассоциаций. Вот киберюмореска, почти Варшавского (жемчуг, Кардинал и тарелка), размножение цифровиков — Лем, умная старуха Хайнлайна, квартирный узник Дика, семейная драма на медикаментах Гибсона или Кинга. Искусственная молодость, биоформинг, пренебрежение к шмоткам и гаджетам... и т.п. и т.д. При этом чистых заимствований не ощущается, марусековский тест Лолли Шир даже оспаривает определение искусственного разума как осознающего себя и свое окружение, тест Тьюринга и т.п.
Читается легко, живо. Абрисы групп и отдельных личностей (сильная сторона Марусека), речевые характеристики (мерси переводчице), описание жестикуляции, мимики, поз, настроения момента. Подача ситуации, когда понимаешь, что речь идет о предельно важном, а окружающие, подтвердив, сочувственно качают головой: «Ох, детка, долго объяснять, да ты и не поймешь», — на пять с плюсом.
Так что, при всей футуристичности и неявной философичности проблем, «Свадебный альбом» сравним с лучшим таких психологов как Ненси Кресс и Конни Уиллис. Можно вспомнить еще «Пулю, начиненную гуманизмом» и «Двадцать страничек прошлого» Б.Стерлинга. Эффект достигнут, но Марусек идет дальше, пока не распахнется занавес и голова чудика не спросит — ну что, готовы?
Есть нюансы, мешающие занести в категорию «читать всем». Сказки не случайно норовят закончиться свадьбой — подзарядиться энергией не выйдет, вещь про игру, в которой не выиграть. «Свадебный альбом» вещь камерная, тонкая, домашняя. Ищущим злободневного, баталий, империй и крупных масштабов вряд ли пойдет. Это есть в «Счете по головам», который вторит «Альбому» (но не на 100%).
Тем же, кто склонен к более философским взглядам, ценит хорошо рассказанную историю — рекомендую.