Генри Лайон Олди, Марина и Сергей Дяченко, Андрей Валентинов «Базар»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Базар — это такое шумное место, где днем толпа и гомон, где все ходят, толкаясь у рундуков, щупают вещи, решают, нужны ли они и как бы не переплатить... А ночью, в тишине, все наоборот: вещи прицениваются к людям и решают, нужны ли они им.
Собственно, название менялось только у «Рынка»/«Базара», который изначально и должен был называться «Базаром». Зачем его в «Если» переименовали — понятия не имеем.
От Олди
Входит в:
— журнал «Если 2004'9», 2004 г.
— роман «Пентакль», 2005 г.
— антологию «Украинская фантастика — 2008», 2007 г.
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Oleh_Gladky, 25 сентября 2017 г.
Взялся за этот рассказ (точнее сборник рассказов) из-за авторов, согласитесь, солидный список: ОлДи, Дяченки, Валентинов, должны гарантировать качество. Вообще, так и получилось, вот только рассказы, не все одинаково интересные, не знаю почему. «Базар» выгодно отличается от других произведений, легко читается и «глотается» буквально сразу. Хотя и остались некоторые вопросы в концовке.
Тимолеонт, 10 августа 2015 г.
Это уже настоящая страшилка, в стиле классических «городских легенд». Серьёзно, «Базар», пожалуй, самый жуткий и пронизывающий рассказ всего «Пентакля». Очутиться на месте ГГ было б по-настоящему страшно. Хоть авторы и сюда умудрились приплести хоть и сомнительную, но неглупую философию.
P.S. Порадовала отсылка к «Одиссею, сына Лаэрта» в конце рассказа.
iskender-leon, 27 декабря 2013 г.
Из всего романа/сборника «Пентакль» мне бы хотелось выделить именно этот короткий рассказ, с простым, непритязательным названием «Базар». Люблю когда всякая чертовщина образуется из совершенно житейской и бытовой ситуации. Визит на придорожный базар вряд ли можно считать чем-то иным. Люблю неожиданные (для себя) авторские ходы. Настраиваешься на то, что сейчас у героя начнут торговать его душу или ещё что-нибудь банальное, ан нет — всё оказывается куда интереснее:
У Лукьяненко есть хорошая и уже довольно давняя статья «История болезни, или Игры, которые играют в людей». В определённом смысле этот рассказ ей под пару.
Ликвидатор, 12 июля 2013 г.
Восторга многих не разделяю. Задумка хороша, спору нет. Но вот реализация не очень. Считаю, что любая идея произведения обязана раскрываться до конца. А я вот не сильно понял, что значит вещи покупают людей. Будь в рассказе несколько персонажей, одному из которых не удалось бы выбраться с базара, опиши авторы процесс покупки вещью человека, рассказ был бы действительно хорош. А так уж больно пахнет всё это подделкой под западный хоррор, и подделкой весьма дешёвой и примитивной. Увы.
amak2508, 5 мая 2013 г.
Совершенно неожиданный рассказ. Хотя, если вспомнить все эти стихийные рынки 90-х, где торговали сразу всем, что только есть на белом свете — наверное, это то самое место, где может завестись нечисть.
Собственно в рассказе обратили на себя внимание две вещи: во-первых, мастерское описание блужданий главного героя по рынку и той гаммы переживаний и эмоций, которые сопровождали эти метания. А во-вторых, просто изумительная придумка о любимой вещи и о том, как главный герой в условиях цейтнота лихорадочно пытался вспомнить таковую. Я потом битый час перебирал в уме вещи, которые мог бы назвать любимыми. И, думаю, не я один такой... :))
Yazewa, 18 октября 2013 г.
Атмосфкрно сделанный психологический рассказ. И ведь, наверное, каждый читатель принялся вспоминать: а есть ли у него самого такая вот заветная вещь?
Сказочник, 26 апреля 2013 г.
Что может быть дороже воспоминаний? Ведь именно это делает человека той неповторимой личностью, какой он является. Вместе с воспоминаниями мы перестаем быть безликими куклами. И порой для того, чтобы освежить воспоминания, нам нужен какой-то импульс, который и дают вещи... Нельзя становиться рабом вещей. Ведь стать безликим может каждый.
george1109, 12 мая 2012 г.
На вечном рынке (базаре — как настаивают Олди) есь только два права: продавать и быть проданным, и покупать и быть купленным. И кто покупатель, а кто продавец — человек или вещь, не так уж и важно.
Потрясающий психологический хоррор с глубоким философским подтекстом. И, знаете, неуловимо напоминающий «Хищные вещи века» АБС. Отличный рассказ Дяченко.
ivan2543, 2 января 2011 г.
Идея рассказа хорошая – стал человек потребительски относиться к жизни, перестал ценить вещи. Штучного товара не стало – все промышленно, крупным тиражом, да и делают все хуже – старое износится-сломается – новое купят, а иначе какой смысл делать? А ведь вещи – это еще и память, важная составляющая человечности; вещи – якоря, за которые цепляются образы воспоминаний. И иногда такое воспоминание позволяет человеку не потерять себя окончательно в потоке будней, не лишится осознания своей личности. По форме рассказ несколько прямолинеен и прост, но читать его стоит обязательно.
elsolo, 19 ноября 2009 г.
Целый философский трактат на тему взаимоотношения человека и окружающих его вещей.
nerry, 24 марта 2008 г.
Ух, я очень прониклась. Впечатляющая вещь от мастеров, вот если вспоминать сейчас... перед глазами встают пустые прилавки, лунный свет и некая безысходность. Почему герой потерялся там, среди мира вещей? Как ему выбраться оттуда? Поучительно, а мне еще и вещей как-то жалко. (или Вещей?)
квинлин, 18 октября 2008 г.
Всегда надо, чтобы хоть что-то, но — было дорого...Только это и ведет, и спасает, и хранит тебя назло всем невзгодам. И это правильно
HedgeHog, 20 февраля 2007 г.
Рассказ-предупреждение, очень актуальный для современного общества потребления. Однако рассказ начисто лишён занудно-менторского тона («все вещи — зло»), вместо этого — отличная жутковато-трогательная история, которая врезается в память и заставляет задуматься.