Виктор Пелевин «Зигмунд в кафе»
- Жанры/поджанры: Постмодернизм
- Общие характеристики: Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Морозной венской зимой кафе посещало немного посетителей, отчего Зигмунд впадал в дрёму, периодически ёжась от холода. Интеллигентная парочка стала объектом пристального внимания Зигмунда. Он наблюдал то за ними, то за детьми, что играли на полу, то за барменом и полной хозяйкой, совместными усилиями меняющими перегоревшую лампочку. Он подмечал массу деталей в их поведении, и каждый раз произносил своё коронное «Ага».
Входит в:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Mishel78, 17 апреля 2021 г.
Зарисовка Пелевина — это постмодернизм в чистом виде, а потому рассказать что-либо о сюжете очень сложно. Ну презентабельное европейское кафе, ну посетители и обслуживающий персонал, ну обстановка. Просто описание того, что происходит внутри помещения этого самого кафе. Но! За всем происходящим наблюдает Зигмунд (а много ли мы знаем Зигмундов?), а это значит, что каждый жест и действие посетителей будут трактоваться так, как и свойственно Зигмунду. Все эти взгляды, покусывания губ, предметы продолговатой формы, а особенно пухленькая уборщица, которая засунула себе в рот лампочку. Вы уже догадались, что бы по этому поводу сказал сам Зигмунд? Конечно же, только глубокомысленное: «Ага».
Удивительно, но после каждого «Ага» в тексте рассказа, моя улыбка становилась всё шире. «Неужели, — думал я — Виктор Пелевин написал что-то вроде очерка из жизни автора психоанализа?». И по многим признакам вроде бы всё сходится.
Но финал всё расставил по своим местам. Слово «Ага» произносилось всё чаще, а Зигмунд видел своим всевидящим оком всё больше абсурдных вещей, а потому я ждал развязки... Но не такой. Финал рассказа чрезвычайно абсурден и смешон, а читатель будет по-хорошему шокирован. Пелевин обманул меня и я, после разгадки личности Зигмунда, безутешно рыдал...от смеха.
Конечно же, многие детали рассказа позабудутся, ибо их много, но по-фрейдистски многозначительное «Ага» не забудется уже никогда.
neo smile, 19 апреля 2020 г.
Виртуозный скейтч от любимого автора на тему «ага-узнавания» образов и аллюзий, — в которых порой по сути своей нет ничего кроме пустоты и случайных совпадений.
Изящная зарисовка Пелевина о смыслах. Смыслах даже в том, где их нет и быть не может, — а так хотелось бы оные отыскать.
Праздник маленьких мелочей, — едва уловимых только профессиональному взгляду. И здесь, — кроме шуток, — трудно сопоставить глубину знаний Пелевина и Фрейда. (У Пелевина эти знания, несмотря на иную профессию, так же глубоки и аутентичны) К слову сказать, именно прототип последнего имени собственного будет фигурировать отчётливым профилем в уютном кафе Вены на излёте морозного дня. Прототип, — но не он сам!)) -Здесь нет смысла раскрывать спойлер... Разве что очень быстро, броско, в несколько размашистых штрихов
И здесь маленькая ремарка Внимательному читателю: не стоит так уж строго подходить к глубоким догмам классического психоанализа)) -Речь здесь не совсем об этом. Сколь бы сильно не было желание высмеять отца психоанализа, — Пелевин в который раз берёт авторскую вертикаль много круче и в разы выше по образу своего оригинального мышления очень умного человека.
Ибо рассказ куда саркастичнее и глубже по сути своего изложения, — чем это кажется на беглый взгляд. Без пяти минут социальная вещь, — на мой притязательный вкус)) Долгое время сомневалась между Девяткой и Десяткой... Но финал рассказа, — изящный и хлёсткий одновременно удивил и рассмешил до глубины души.
(Из диалога о ключевом герое рассказа)
- Не будьте так строги к бедному животному. Это ведь его клетка, а не ваша, — приглаживая волосы, сказал господин с бакенбардами. — Ему в ней и жить.
PS Пелевин — талантливейшая умница! Виртуозно заигрывает со смыслами и аллюзиями, которых у него в оригинальной прозе всегда через край. Рассказ на блестящую Десятку. Отличный юмор, — искусно приоткрывающий завесу многим вещам, которые всегда лежат не на поверхности статичного мышления привычного ко всему индивида.
Эльнурдара, 26 августа 2020 г.
Очень остроумный и ехидный рассказ. Аналогии ясны и забавны, а финал — просто прелесть.
martinthegod9, 19 января 2016 г.
Уходит в копилку моих любимых рассказов у Виктора Пелевина.
Зигмунд сидит в кафе и смотрит на окружающих. Вот зашли двое, мужчина и женщина, снимают верхнюю одежду. Ага... Вот хозяйка кафе вместе с помощником вкручивает новую лампочку, в процессе чего она чуть не падает со стремянки. Ага... Вот, кажется, играют дети хозяйки, мальчик и девочка, и в результате их взаимодействия рушится постройка девочки. Ага...
Каково же было моё удивление, когда я узнал, что это многозначительное слово «Ага»
А я-то дурак, смотрю, выискиваю в этих трёх представленных парочках-примерах курьёзности взаимодействия между полами, сложности и препятствия в отношениях между людьми, и еще много-много чего другого пытаюсь найти:))
На самом деле, мораль ясна и очень хороша. Она в том, что любые действия, поступки, эмоции, стремления и желания можно трактовать как угодно, даже не обладая особым умом. Просто докручивать, довинчивать в своей голове желаемый образ. Этим, кстати, зачастую грешат психологи и психиатры. Зигмунд-то — Фрейд.
Groucho Marx, 20 декабря 2015 г.
Это парный рассказ к «Происхождению видов». В том рассказе Пелевин претендовал высмеять Чарльза Дарвина, в этом — Зигмунда Фрейда. В обоих случаях по гамбургскому счету получился кикс, поскольку Пелевин имеет весьма смутное представление и о Дарвине и о Фрейде. Ну, примерно такое представление, как всякий дорогой россиянин, смотрящий REN-TV и читающий журналы с гороскопами. В обоих случаях — невнятное натужное обличилово чего-то, самому Пелевину не совсем понятного, но явно чуждого интеллигентному русскому человеку.
В принципе, радостная реакция читателей этого рассказа абсолютно та же самая, что и заразительный хохот аудитории покойного Мих Задорного после его коронной искромётной реплики «Американцы тупы-ы-ые!» В данном случае в роли «тупых американцев» выступают рафинированные и утончённые европейские интеллектуалы конца XIX века, но никакой разницы в тактике осмеяния «тупых иностранцев» нет.
ivan2543, 20 декабря 2011 г.
А этот рассказ, когда я учился в университете, стал у нас своего рода «локальным мемом». Когда кто-то говорил или делал что-то странное, двусмысленное, или делал какую-то забавную ошибку, кто-нибудь обязательно говорил: «А вот Зигмунд бы сказал…» или «Ага» — сказал Зигмунд….». Что касается самого рассказа – блистательный пример постмодернистской литературной шутки. Для Пелевина вообще характерны такие рассказы-перевертыши : читатель думает, что читает об одном, рассказ совсем о другом.
Достоинства произведения:
отличный юмор;
стиль;
Недостатки:
мелковато для полноценного литературного произведения.
Итог: лет пять уже прошло с тех пор, как я прочитал этот рассказик – а ведь до сих пор не забыл!
ponom1, 28 марта 2012 г.
Этот рассказ — прекрасный пример чистой фантастики без примеси чего-либо, ломающей стереотипность нашего мышления, развивающей наше воображение и оттачивающей ум. Тех, для кого финал не оказался неожиданным — поздравляю! Я же лично попался в сети Виктора Пелевина. :) Сети, расставленные мастерски, так как начало и середина рассказа, его стилизация, призванная ввести в заблуждение читателя, сами по себе интересны и хороши.
Alexandre, 16 сентября 2009 г.
Прекрасная зарисовка! Я, в отличие от иных читателей, до самого конца не догадывался о том, кто именно наблюдает за людьми, находящимися в кафе. Описания интересны, читать их не надоедает, хотя всё время ожидаешь какого-то развития событий. Вместе с тем, то, что предлагает автор и неожиданно, и не оставляет чувства разочарования, хотя некоторый отенок того, что меня провели, появляется. Но это тот случай, когда на плутовство не обижаешься — уж больно искусно это проделано, да и ущерба никакого не нанесено — а это надо уметь!:smile:
Petro Gulak, 21 января 2008 г.
Отличная ловушка для читателя: будет ли он, как и старый Зигмунд, во всем происходящем видеть фрейдистские образы? Или «бывают просто сны», и классический психоанализ — не более чем попугайное повторение заученных в Вене догм?
Paganist, 29 октября 2009 г.
Когда в описании интерьера кафе появляется картина с мёртвым Сальвадором Дали, начинаешь подозревать, что Зигмунд вовсе и не Фрейд Пелевин, кажется, поставил задачу поиграть с человеческими стереотипами мышления. Раз Зигмунд, раз Вена, то непременно дедушка Фрейд! ан нет!
Yazewa, 18 января 2008 г.
Замечательный рассказ! Во-первых, очень литературный, стильный. Во-вторых, изящная ирония.
Очень нравятся мне такие штучки! :appl:
creator, 2 декабря 2005 г.
Здесь обилие описаний нужно для создания уютной, почти домашней атмосферы. И, если честно, я с первой страницы догадался, о ком рассказ, потому что ожидал подобного. В целом, неплохо. Читается легко, приятно.