Ольга Токарчук «Веди свой плуг по костям мертвецов»
Удивительная многослойность — визитная карточка нобелевского лауреата Ольги Токарчук, чьи тексты никогда не бывают простыми. Детектив, философия, аллюзии и пронзительная глубина лесных пейзажей… «Веди свой плуг по костям мертвецов» — это история героини с особым взглядом на привычное, чей внутренний мир мы разгадываем, словно по натальным картам. Во многих смыслах это роман-расследование. В своем тексте Токарчук затейливо шагает по точкам противоположной полярности: жизнь и смерть, случайное существование и предначертанность, человек и природа, охотник и жертва. Кто имеет право жить, а кто — убивать? И кому дается власть определить это?
Номинации на премии:
номинант |
Букеровская премия / The Booker Prize, 2019 // Международная Букеровская премия translated by Antonia Lloyd-Jones | |
номинант |
Дублинская литературная премия / International IMPAC Dublin Literary Award, 2020 // (Польша; перевод Антонии Ллойд-Джонс) |
Экранизации:
— «След зверя» / «Pokot / Spoor / Game Count / Cez kosti mrtvych» 2017, Польша, Германия, Чехия, Швеция, Словакия, Франция, реж. Агнешка Холланд, Кася Адамик
- /языки:
- русский (1), украинский (1), белорусский (1)
- /тип:
- книги (3)
- /перевод:
- И. Адельгейм (1), Б. Антоняк (1), М. Шода (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Елена0208, 2 ноября 2024 г.
С чего начать?
Пожалуй, с выдержки из Википедии об авторе.
«Ольга Токарчук получила Нобелевскую премию за «повествовательное воображение, которое с энциклопедической страстью представляет пересечение границ как форму жизни»». Убеждённая феминистка, веган.
Здесь же дальше:
«Ольга Токарчук на родине входит в Партию зеленых и редколлегию леволиберального журнала, что вызывает резкую критику. Общество патриотов города Нова-Руда требовало лишить писательницу звания почетного гражданина, утверждая, что она позорит Польшу.»
Вот как! Интересненько... Только я начала читать книгу «Веди свой плуг...» до того, как открыла Википедию. Зря. Возможно, мои ожидания были бы другими. И впечатления не такими острыми...
Это было необычно, интересно и захватывающее. С каждой новой главой хотелось узнать, чем же всё это закончится.
ИТАК.
Повествование ведется от лица очевидно ненадёжного рассказчика — весьма характерный приём для детективов. Главная героиня романа Ольги Токарчук — Янина Душейко (которая ненавидит неподходящее, как ей кажется, имя), немолодая женщина, живущая в деревушке на границе с Чехией. Здесь большую часть времени почти нет людей и практически не ловит связь. Пани Душейко (весьма говорящая фамилия, не так ли?) преподает английский в начальной школе близлежащего городка, присматривает зимой за домами соседей и увлекается астрологией. Со своим бывшим учеником переводит стихи, а также страдает от неизвестных Недугов (именно так, с большой буквы в тексте пишутся многие существительные, которые предстают, скорее, как философские категории).
Пани Душейко — немного линчевская дама с поленом. Экоактивистка во времена, когда это ещё не было популярно. Чудачка. Фрик. Аутсайдер. Сумасшедшая (как считают некоторые герои романа), тогда как на деле больше других знает, что происходит в тихом с виду поселении, окруженном лесами.
Неторопливое поначалу действие понемногу ускоряется, прибавляя сюжетных ходов. Подробности жизни героини выясняются постепенно, по мере необходимости, а многое и вовсе останется недосказанным.
ГГ живёт в одиночку, людей чурается. Практически не называет других по именам, даёт им прозвища, которые лучше отражают их суть. Странно, правда? Но именно на фоне всего странного, юродивого, отличающегося привычный мир предстает во всей полноте, обнажая все свои тёмные и несовершенные углы. Недаром здесь и Блейк (неточная цитата в качестве заглавия, эпиграфы, Блейк присутствует в повседневности и мыслях героев).
Уильям Блейк — примечательная фигура 18 века. Чудак и бунтарь, в своем творчестве он осмелился протестовать против догматов церкви и веры, прославлять «свободную любовь» и ценность всех тварей божьих. В поэме «Бракосочетание Рая и Ада» (из которой и взято название для романа) Блейк изображает Сатану борцом за свободу, источником воображения и творческого потенциала; Добро же предстает как воплощение косного, догматического застоя. Токарчук точно так же переворачивает всё с ног на голову (жизнь животного оказывается ценнее человеческой), в свою очередь бунтуя против церкви, культа охоты, патриархата, маскулинности и насилия. Этот роман определенно очень яркий и самобытный образчик экоактивизма: героиня бескомпромиссно (а иногда даже радикально) отстаивает права животных. Есть в романе и феминистическая направленность, пусть она и не выражена столь явно (героиня не высказывается на тему феминизма, но сам образ — уже апелляция).
ГГ пишет доносы на браконьеров (и не только) и ищет своих «девочек» (я не сразу поняла, кто они).
— Понимаю эту боль, — сказал он чуть позже. — Но это только животные.
— Это были мои единственные родные. Семья. Дочери.
— Не кощунствуйте, — отпрянул он. — Нельзя о собаках говорить, как будто это были ваши дочери. Не надо больше плакать.
Главная героиня считает себя очень умной (ну точно умнее окружающих), чувствительной (правда, избирательно) и приобщённой к знаниям небесных сфер. При всех её достоинствах, у неё нет по-настоящему близких людей — семьи, друзей... Что совсем не удивительно, так как героиня эгоистичная и довольно двуличная особа — как в прямом (у нее бывают провалы в памяти) смысле, так и образном (призывающая ценить любую жизнь, она откровенно радуется смерти людей; дети по её вине пропускают месяц занятий, а она возмущается, когда они пропускают дополнительные часы для репетиций). Но это позже, а начинается всё со смерти соседа, который подавился костью. Далее последуют и другие смерти, загадочные и необъяснимые. Вот только у пани Янины есть четкое представление кто же это сделал, она считает, что людям мстят животные за то, что их убивают охотники и браконьеры.
Ну да, в романе поднимается глобальная тема природы и животных, отношения к ним, борьбы за их жизнь и свободу. Душейко борется за права животных, порой спокойно, а бывает и ожесточённо отстаивая свою позицию. Пани Янина читает натальные карты уже умерших и рассказывает, а точнее доказывает, почему тот или иной умер и как причина смерти связана с планетами, созвездиями, светилами. Это необычно, раньше не встречала подобного в книгах. Я абсолютно равнодушна к астрологии, не верю в гороскопы. Но, для разнообразия, почему бы не почитать...
У книги есть одно безусловное достоинство — очень красивый, насыщенный язык. Плавные переходы от темы к теме, описания природы, цитирование Уильяма Блейка и размышления главной героини (местами с «чёрным» юмором), но всё это чудесным образом придает роману некое очарование. СНАЧАЛА..
Ближе к середине книги я вдруг поняла, что происходит. Честное слово, передо мной как будто дохлую крысу бросили... Я выключила электронную книгу и несколько месяцев не прикасалась к ней. Не читала вообще ничего.
Позже, поостыв и успокоившись, я решила дочитать-таки. Вдруг я не права?
Продолжаю читать, уже будучи готовой к... чему? Не знаю, не могу подобрать слово. Да ко всему!
Чем дальше читала, тем большее чувство отвращения во мне поднималось.
История продолжается смертями ещё нескольких мужчин (важно) из округи — богатых и обладающих определенной властью (ещё важнее). Всех их объединяет то, что они были охотниками (самое важное). Версии полиции выглядят беспомощно, а Душейко утверждает (и даже пишет пространные письма представителям закона), что во всем виноваты животные — в частности, косули, мстящие людям за гибель сородичей и руководят всем личные гороскопы жертв.
Во-первых, на месте Преступления в обоих случаях находились Животные. Сначала у дома Большой Ступни мы вместе со свидетелем Сверщинским видели нескольких Косуль (в это время их подруга была уже изрублена на куски на кухне жертвы). Что касается Коменданта, свидетели, в том числе нижеподписавшиеся, заметили огромное количество следов копыт Косуль на снегу вокруг колодца, где было найдено тело. К сожалению, неблагоприятная для Полиции погода вызвала быстрое уничтожение этих удивительно важных и весомых доказательств, которые прямо указывают на виновников обоих преступлений.
Во-вторых, я решила проанализировать определенную чрезвычайно показательную информацию, которую можно получить из космограммы (обычно их называют Гороскопами) жертв, причем и в одном, и в другом случае кажется очевидным, что гибель могли повлечь Животные, которые на них напали. Это очень редкое расположение планет, поэтому я предлагаю Полиции обратить на это особое внимание. Позволю себе добавить оба Гороскопа, надеясь, что их рассмотрит полицейский Астролог и поддержит мои Предположения.
С уважением, Душейко.*
Полицейский астролог! Каково?
И да, пятерых взрослых здоровых мужиков убила милая старушка Янина Душейко. Вернее, она была лишь «Орудием Возмездия» от лица невинных животных, которые сами не могли отомстить охотникам за своих поверженных собратьев. А вычислили убийцу не полицейские, а те немногочисленные «друзья», которые с ней общались. И что они сделали? Правильно, ничего. Н И Ч Е Г О !!!
Просто помогли ей сбежать в соседнюю Чехию.
Там она поселилась в тихой деревушке, где снова бродит по окрестностям, размышляет и созерцает.
Никакого сожаления, никакого раскаяния не дождётесь.
Послышался хруст. Комендант мгновение стоял, покачиваясь, а по лицу сразу потекла кровь. Ледяной кулак попал ему в голову. Сердце у меня стучало, меня оглушил шум собственной крови. Я ни о чем не думала. Видела, как он падает возле колодца, медленно, мягко, почти грациозно, а его брюхо накрывает отверстие колодца. Нетрудно было сбросить его внутрь. В самом деле.
Вот и все. Я об этом больше не думала. Была уверена, что убила его, и мне стало хорошо.*
*Никаких угрызений совести. Только огромное облегчение.
С тех пор я все возможные Орудия возила с собой в машине. Мешок со льдом в туристическом холодильнике, кирку, молоток, гвозди, даже шприцы и свою глюкозу. Я была готова действовать в любой момент. Я не врала, повторяя вам, что Животные мстят людям. Это действительно было так. Я была их Орудием.
Но вы мне поверите, что я делала это не вполне сознательно? Сразу забывала о том, что произошло, меня оберегали мощные защитные механизмы. Может, это объясняется моей Болезнью — просто время от времени я становилась не Яниной, а Божигневой, Навоей.
Это был Знак, я сразу его поняла. Звезды начали отсчет. Я действовала по плану.*
*Он выпил это и зарыдал.
— Ты отравила меня?
— Да, — ответила я.
И тогда я поняла, что его час пробил. Обкрутила ручки сумки вокруг ладони, приняла позу, чтобы лучше размахнуться. Ударила. Попала в спину и затылок, он был значительно выше меня, но сильный удар заставил его упасть на колени. И я снова подумала, что все складывается именно так, как и должно быть. Ударила второй раз, на этот раз точно. Что-то хрустнуло, он застонал и упал на землю. У меня было такое ощущение, словно он благодарен мне за это. В темноте я уложила его голову так, чтобы он открыл рот. Тогда вылила остаток феромонов на шею и одежду. По дороге выбросила лед возле клуба, а сумку спрятала в карман.
Вот, как это произошло.*
И вот какой вывод я сделала из прочитанного.
ГГ не напрасно выступала против религии и Бога-Творца. Она себя поставила на Его место. Не сравнилась с Ним, а полностью заменила. И именно она решала судьбы недостойных, по её мнению, людей доступными ей способами.
Ну что ж, такой посыл, вероятно, достоин Нобелевской премии.
strannik102, 7 августа 2022 г.
Красный-оранжевый-жёлтый-зелёный-голубой-синий-фиолетовый… Каждый охотник желает знать где сидит фазан...
Вот случается так, что берёшь книгу нового для себя автора, прочитываешь несколько страниц или глав и отчётливо понимаешь, что вот он, твой автор. Именно так со мной случилось шесть лет назад, когда пытливые руки взяли с библиотечной полки книгу «Бегуны». А следующий опыт общения с Ольгой Токарчук произошёл три года назад, и вновь впечатления от прочитанного выплеснулись оценкой «отлично». Так что к чтению этой книги подступался уже с полной уверенностью в будущих читательских удовольствиях.
И вновь перед нами почти герметичная история. Место действия ограничено небольшой полувымершей деревушкой в приграничье Польши с Венгрией. Круг персонажей и действующе-бездействующих лиц также весьма невелик. Да и сами события сужены и местом и временем и вовлечёнными в них людьми. Хотя события эти весьма чрезвычайны — то и дело обнаруживаются тела умерших людей, причём каждый раз их смерть загадочна и необъяснима. С точки зрения простого обывателя необъяснима. А вот с позиции человека, стремящегося и старающегося жить в единении и гармонии с природой, всё просто и понятно, ибо есть то, что объединяет всех погибших. И как бы официальные органы расследования ни стремились всё объяснять с сугубо материалистических позиций, и как бы ни искали подозреваемых среди людей, главная героиня романа всё объясняет совсем иначе — сама природа восстала на этих людей.
А что там произошло на самом деле, кто или что послужило причиной смерти погибших — это ведомо только автору. Ну и тому, кто прочитал эту книгу.
Сама книга неимоверно атмосферная, до пронзительности пронизанная совершенно особым, присущим Ольге Токарчук духом. И при погружении в эту атмосферу полностью ею пропитываешься и заражаешься и этой немудрёной философией, и мудростью жизни, и красотами природы и красотой души человеческой, и уже ощущаешь себя частицей этого мира и не хочется оттуда возвращаться в реалии своей реальности. Такова магия прозы нобелевского лауреата по литературе польской писательницы Ольги Токарчук.