Генри Лайон Олди, Марина и Сергей Дяченко, Андрей Валентинов «Бурсак»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Новая власть несет свободу всем униженным и обиженным. Даже тем, кто живьем заколочен в гроб. И все равно история повторяется... Поднимите мне веки!
Входит в:
— антологию «Перпендикулярный мир», 2004 г.
— роман «Пентакль», 2005 г.
— антологию «Украинский хоррор - 2009», 2008 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 10 августа 2015 г.
Самое отвратительное и неприятное, что есть в этом рассказе — это стилизация под стереотипную «красную» речь, на которой, якобы, разговаривают пламенные революционеры. Такой бездарности и штампов не было даже в самых пропагандистских фильмах СССР про гражданскую войну и строительство коммунизма. Это, конечно, пародия, но вызывает крайне тошнотворную реакцию.
К тому же вся мистика и таинственность служат лишь фоном очередной истории про ужасных и мерзких большевиков, которые людей чуть ли не миллионами в лагеря сажали и миллиардами расстреливали. Валентинов со своими политическими взглядами лезет даже туда, где они в принципе неуместны. Дяченко и Олди до такой чернухи никогда не опускались.
amak2508, 13 октября 2012 г.
Есть История. И в ней были и революция, и гражданская война на Украине, и тысячи и тысячи погибших в этой кровавой мясорубке, и расправы над инакомыслящими уже в советское время... Обо всем этом в рассказе и написано. И написано, надо признать, красиво и необычно.
Но, помилуйте, причем здесь гоголевский «Вий», причем здесь очаровательный, легкомысленный и жизнелюбивый Хома Брут? Зачем было соединять эти практически несовместимые вещи? Для пущей эффектности повествования? Может быть это в какой-то степени и срабатывает, но, пожалуй, все-таки вызывает больше недоумения, чем приносит дивидентов рассказу.
tarasovich09, 3 января 2012 г.
Один из наиболее интересных рассказов из мистического цикла «Пентакль». Авторы создают своеобразное продолжение повести Н.В.Гоголя «Вий», перенеся действие в период гражданской войны и последующих преобразований в советской стране. Бурсак Хома Брут, околдованный панночкой-ведьмой и Вием, оказывается заживо погребенным и после освобождения из гроба красноармейским отрядом товарища Химерного, пребывает в зомбированном состоянии. Пан, хозяин имения, потомок того самого сотника, который имел непутевую дочь — ведьму — расстрелян... Бурсак становится красноармейцем, командиром отряда, воюет против Деникина, Врангеля, Махно и его рука не знает жалости, сметая с земли, отправляя на тот свет врагов революции. Он пользуется уважением, его любит чудесная девушка — красноармеец Оксана Бондаренко.
Один раз у Бурсака шевельнулось что-то человеческое. Среди пленных белогвардейцев его привлекла черноволосая красавица, бывшая офицером. Он уже хотел простить золотопогонную и принять в свой отряд, как вдруг она показалась ему похожей на панночку-ведьму. И блеснула сабля...
В 30-е гг. Хома служит в НКВД, подписывая расстрельные списки «врагов народа». Но живется ему все сложнее. Все тяжелее ему открывать веки и видеть этот мир. И вот пришла пора идти арестовывать лучшего товарища, бывшего ему на фронте за отца... Мир, принявший Хому в свои объятия, оказывается настолько переполнен Злом и Ненавистью,что с Бурсаком происходит новая трансформация...
Мне кажется рассказ написан Г.Л.Олди, т.к. в «Песнях Петера Сьлядека» есть похожий по тематике рассказ о судьбе Хомы Брута. При участии Андрея Валентинова. Об этом свидетельствуют особенности стиля и включение в рассказ нескольких народных песен времен гражданской войны.
Сказочник, 11 марта 2013 г.
Долгий и тянучий поначалу рассказ постепенно превращается в революционное переосмысление Вия, атмосфера нагнетается, герой меняется всё больше, всё серьезнее, всё фатальнее, пока не захлебнется кровью вместе с тяжело больной страной. Великой и непобедимой.
Yazewa, 16 октября 2013 г.
Пожалуй, неплохо. Выдержана динамика, читается, как и написано, — лихо. Аллюзии только не все понравились. Герман-то тут при чём? Чисто ради шутки?
ivan2543, 23 декабря 2010 г.
Отношение мое к рассказу двойственное. С одной стороны, перенос гоголевского сюжета в реалии начала XX века – достаточно смелый шаг. И в этом рассказе мистический сюжет «Вия» низведен, на мой взгляд, до морально-политической аллегории. Дело в том, что «Вий» — одна из моих любимых вещей у Гоголя, и как-то разочаровывает пересечение этого «колоссального образа» с обличением жестокости сталинского режима. Да и разве нечистая сила превращала тогда людей в чудовищ? Сами, к сожалению, справлялись, ни в Бога ни в черта не веря.
С другой стороны, рассказ написан очень поэтично, легко, напоминая другое произведение Гоголя – «Тараса Бульбу». Эта эпичность, былинность стиля позволяет в очень короткую форму уместить значительный период времени действия. И несмотря на то, что этот героический стиль, натолкнувшись в конце рассказа на страшные 30-е, рушится зловещим бредом, рассказ по форме просто великолепен.
george1109, 9 мая 2012 г.
И вновь Гоголь, и вновь товарищ Химерный, и вновь бессмысленность братоубийственной войны и абсурдность первых годов жизни страны после нее.
По идее, Валентинов. Но на первых страницах — явный стиль Олди.
antkir, 20 июля 2009 г.
квинлин, полностью согласен. Непонимаю как можно мешать такой тяжелый слог Валентинова со стилем Дяченко. Очень много в пентакле вещей на которых заметна смена автора, где пол рассказа читаешь с интересом, а вторую половину просто осилить не можешь.
Бурсак как и Чертова экзистенция помоему большей частью написаны Валентиновым.
квинлин, 28 августа 2008 г.
Дам руку на отсечение: одним из авторов этого рассказа, или хотя бы вдохновителем был Андрей Валентинов. Гражданская война на Украине. голытьба и крестьяне уничтожают панство и офицерство. А в церкви, в которой решили поискать сокровищ старого генерала, находят...потерявшего память человека. Он помнит только Киев, парты, Крещатик, Лавру, Подол. Он становится потихоньку новым человек — и человеком ли? Смерть любимой, ожесточение мира, кровь на Русской равнине, «Хрусталёв, машину!». И новый Вий, рождающийся из бурсака...