Далия Трускиновская «Времена цвергов»
Белые и тёмные альвы долго жили в мире и согласии. Лишь смутные легенды говорили, что не всегда было так. И верно — хватило одного безрассудства, чтобы нарушить вековой запрет и разбудить древнее Зло. Началась война, в которой люди и альвы обречены на гибель, а племя бегунов стало войском подземных убийц — цвергов. Но мудрые белые альвы создали три семечка, которые могли дать ростки, если их посадить в рану на человеческой ладони. Быть может, в этих ростках — спасение от не знающих пощады цвергов… Фирменный легкий, образный и самую малость ироничный стиль Трускиновской, помноженный на хронику оригинального и любовно выписанного мира.
Входит в:
— сборник «Наследница тамплиеров», 2020 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 236
Активный словарный запас: очень низкий (2416 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 29%, что немного ниже среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Адреналинкс, 1 июля 2019 г.
«Поэты говорят, что мир спасется любовью,
Но чистую любовь наш мир не видел века,
А той, что откроет
Врата преисподней
Цена невысока» (с)
Это четверостишье можно было бы сделать эпиграфом к произведению Далии Трускиновской «Времена Цвергов»
Всегда ли права любовь? Если двое людей любят друг друга, значит ли это, что их любовь сокрушит все преграды? А если это – двое не-людей?
Книга начинается с истории любви двух существ – светлой эльфийки и тёмного эльфа – которым предания любить друг друга запретили. Темные и светлые эльфы здесь – не те, к которым мы привыкли. Они вовсе не представляют собой злую и добрую сторону и отнюдь не воюют между собой. Всё их отличие в том, что одни живут в лесах и питаются солнечным светом, другие обитают в пещерах и предпочитают мясо. А ещё есть запрет на светло-тёмные браки. Оно и логично – разные условия жизни, разный менталитет и система пищеварения. Поселиться светлой эльфийке в пещере всё равно что, современному цивилизованному человеку уйти в дикую природу и жить без кондиционера, душа, электроплиты и прочего…
И всё же – двое полюбили. Двое нарушили запреты, и светлая эльфийка ушла в тёмные пещеры. А за нею ещё и кучка подружек сбежала с мыслями: «Ух ты, круто, экзотика! Мы – не такие как все! Мы – бунтарки!»
Закрадывается мысль: а была ли это на самом деле любовь? Или – просто стремление пойти против устоев, изменить что-то в привычной жизни? Выпендриться, проще говоря. Как бы там ни было, солнцелюбивым барышням глухие пещеры быстро надоели, но это ерунда. Гораздо важнее, что от тёмно-светлого союза родились дети, непохожие ни на мам, ни на пап. И мир переменился…
И та самая извращённая любовь открыла врата в преисподнюю.
Исчезли тёмные эльфы, переродившись в нечто по-настоящему тёмное. Исчезла ещё одна раса, безобидных, в общем-то, бегунов – став жертвой, как собственной глупости, так и мести осиротевшего белого эльфа. Мир людей терроризируют цверги – возродившееся зло, чистое и незамутнённое.
Можно ли спасти тех, кто погряз в чистейшей ненависти? И да, и нет. Существ, рождённых, чтобы ненавидеть, не изменишь. В их матрице не прописано ничего иного, кроме ненависти. Поломанную, изуродованную психику ребенка, не знавшего ничего кроме злобы и истерик, уже не исправишь – во всяком случае, не в этом мире, не в этих условиях. И для королевы цвергов пути спасения нет, как бы она не пыталась убежать от себя и от своих «воспитателей».
А есть ли спасения для мира в целом?
«…но чистую любовь наш мир не видел века…» — и всё-таки он её увидел.
В этом тёмном беспросветном мире простая девушка ради безнадёжной неравной любви идёт на безумный поступок, рискуя всем. И помогает удержать мир на краю пропасти.
Спустя столетия белый эльф прощает своих обидчиков и отказывается от мести, снимает древнее заклятие с предавших его бегунов, и тем самым тоже приближает победу на цвергами.
А на руинах выдыхающего от кошмара мира, между новыми молодыми светло-тёмными эльфами зарождается робкое чувство… Мир ещё слишком хорошо помнит, чем прошлый раз закончилось подобное, и молодые эльфы даже думать себе запрещают друг о друге. Но впереди у них – вечность…
Любовь любви рознь. Одна способна повергнуть мир в хаос, другая – вытащить из пропасти. Главное, вовремя понять, что из них – и правда любовь…
Shemsu, 20 мая 2019 г.
Очень необычная книга: основную ее часть занимают чисто сюжетные главы, которые рассказывают истории нескольких ключевых персонажей — и в то же время роман представляет собой летопись событий, растянувшихся на несколько поколений, причем истории персонажей как бы вложены в нее, становятся частью этой летописи.
Не знаю, кому как, а мне это решение кажется очень любопытным, я с таким сталкиваюсь впервые. Книга перескакивает от одного персонажа к другому, может «забыть» героя на сотню страниц, чтобы снова вспомнить о нем ближе к концу. При этом надо сказать, что «летописные» главы написаны без сухости, тем же живым, ярким, образным языком.
Иными словами, снимаю шляпу за интересный ход.
Отдельно стоит упомянуть интересный мир, прописанный вроде бы не очень глубоко и подробно, как бы крупными мазками — но тем не менее интересный. Королевы цвергов, берущиеся из обычных девочек, «технология» их воспитания, откуда взялось племя вольфкопов…
И человеческая природа. По-своему, этот текст не менее жесток, чем мартиновская «Песнь льда и пламени» — нет-нет, без трэша и чернухи — просто этот роман честен с читателем. В том, что никого из здешних героев не ждет хэппи-энд. Каждая история заканчивается ровно так, как обычно все заканчивается в жизни, без розовых очков.
В итоге получилась летопись появления, взлета, могущества и падения целого племени – и это очень круто исполнено. Как бонус – история последнего представителя вымершего вида.
Кот Маргай, 28 февраля 2021 г.
В незапамятные времена произошли от общего предка светлые и темные альвы, похожие внешне, но совершенно разные привычками и образом жизни. Альвам из разных племен заказано было заключать между собой браки и рождать детей, но однажды молодежь восстала против обычая и несколько светлых девиц вышли замуж за темных юношей. У них родились дети особого племени – альвриги. …ничего хорошего из этого не вышло. Альвриги смогли подчинить часть темных альвов и те превратились в цвергов, существ малосимпатичных. Мимоходом под раздачу попало еще одно племя – бегуны, превратившиеся в также несимпатичных псоглавцев вольфкопов. С тех пор разбойные отряды цвергов и вольфкопов появляются буквально из-под земли и разоряют селения людей. Управляют ими альвриги, а в бой посылают королевы – похищенные в раннем детстве и выращенные под землей девицы человеческого племени. Но однажды трое героев обретут дар, который поможет им лишить альвригов злодейской силы…
Думали, вы в фентези попали? А это не фентези, это сказка – грустная, кровавая и безжалостная. Троица героев здесь действительно одержит ожидаемую победу, но только победа эта будет лишь страницей большой истории, а им, одержав ее, придется приспосабливаться к жизни в обществе, из которого они теперь сильно выбиваются. И то, что любовь победила зло, не гарантирует, что она приведет к свадьбе или хотя бы к взаимности.
Сюжет составлен из нескольких частей с разными героями, показывающих разные этапы развития и затем угасания племени альвригов. При этом временные промежутки между частями могут составлять десятки лет, а могут и тысячи – четких привязок автор не дает. В целом текст – весьма объемная и многогранная притча. По сравнению с другими читанными книгами автора здесь меньше всего иронии – общий настрой возвышенный и суровый.
Мне отдельно понравилось сконструированное автором устройство подземных разбойничьих отрядов. Индрик-зверь из поздней русской мифологии, превратившись в «индерга», органично вписался в компанию суровой тевтонской нечисти. Образы буйных девиц, чья неукротимая воля отправляет армии в бой, лично у меня вызвала ассоциацию с древними иллирийцами, хотя, наверно это мои личные аналогии.
i_am_sansanich, 29 октября 2019 г.
Хорошая сказка для взрослых.
Почему сказка? Потому, что не претендует на реалистичнось, зато содержит кучу скрытого смысла, да и написана языком, присущим сказочному повествованию. Вот как отозвался о стиле написания читатель на одном из форумов: «вообще непонятно кто это сможет читать, такое чувство что писал ребенок». А я смог и мне понравилось, хотя из детства я вышел многие лета назад.
Почему эта сказка для взрослых? Да потому, что не добрая, а скорее, жизненная, да и некоторые моменты можно оценить только имея определённый багаж лет за спиной. И ещё, книга заставляет задуматься о многом. Она задаёт много вопросов, а вот ответы даёт не на все, возможно тем самым заставляя читателя сделать собственные выводы.
Начинается история с простой, на первый взгляд, любви между тёмным альвом и светлой альвой. Но вот любовь ли это или желание вкусить запретный плод — вопрос ещё тот. Хотя, судя по результату, скорее второе. Отличия здесь тёмных от светлых, как сказал бы современный человек, лишь в цвете кожи. И даже не важно, что одни предпочитают одиночество, другие — общение, одни вегетарианцы, другие — мясоеды, одни живут под землёй, другие — в лесу. Главное то, что все они любят свой род и не испытывают ненависти к соседям.
Да, много в романе уделено времени отношению между полами. Одни любят и готовы идти на подвиги ради любимых, другие — просто размножаются. Но называть эту тему основной, даже учитывая из-за чего развернулся весь сюжет, мне бы не хотелось. Ведь отношения индивидов к своему виду тоже заслуживает внимания — абсолютно каждый здесь переживает за соплеменников, даже самый последний цверг. Пожалуй, только барышни с промытыми мозгами — раскоронованные королевы цвергов зацикливаются на собственных интересах. Но, согласитесь, на это они имеют веские основания.
Кроме любви в текст органично вписываются и темы ненависти и прощения. Весьма жизненно автор показывает читателю сущность человеческой рассы, когда те, теряя близких, готовы назначить виновными первых встречных, и под эту дудку истребить чуть ли не весь род нелюдской. Но как чёрное не может существовать без белого, так и за обидой и предательством, с большой вероятностью, может последовать прощение. Свидетельство чему — снятие проклятия светлым альвом с рода бегунов, и не простое снятие, а с дальнейшим их сопровождением в земли обетованные. А ведь обиды нанесённые бегунами — ох какие весомые, и вряд ли многие способны такое простить.
Особенно мне понравилось, в финале, раскрытие темы противоречий между поколениями. Когда старшие ради истины готовы идти на компромисс, но категоричность молодых ставит на ту истину жирное троеточие. И вот, что интересно, финал оставил без ответа не только старого альва, но и заставил взгрустнуть меня. Ведь вопрос: «как удалось природе (или божественной силе) разделить злобного общего предка светлых и тёмных альвов на два достойных вида, грехопадение которых заключается лишь в стремлении вкусить запретный плод?», был для меня основным. Применить здесь закон сохранения материи не получится, да и китайский Инь-Ян получается с точностью до наоборот.
В завершение, хотелось бы отметить, что читать роман можно без заморочек на поиски скрытого смысла. Здесь есть сюжет, есть эпичность, есть за кого переживать и кого ненавидеть. Но вот, в итоге, всё возвращается на круги своя — запретные плоды кажутся нескончаемыми и их вкус остаётся самым сладким в мире. Бесконечная история получается. Но хотелось бы верить, что природа изменится и даст шанс двум истинно-любящим сердцам. Это ведь сказка!?