Юрий Львович Слёзкин «Дом правительства. Сага о русской революции»
«Дом правительства» не похож ни на одну другую книгу о русской революции и советской власти. Документальное повествование Юрия Слёзкина, сопоставимое с великими литературными эпопеями, такими как «Война и мир» Толстого, «Жизнь и судьба» Гроссмана, «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, рассказывает о судьбах обитателей престижного жилищного комплекса, Дома правительства, ныне известного как Дом на набережной. Несгибаемые большевики, строители нового мира, закаленные в тюрьмах и ссылках, преображаются в высокопоставленных чиновников, обрастают семьями и бытом, проходят сталинские чистки, казнят врагов народа и сами идут на казнь. Новый мир остается их детям… Из огромного массива архивных материалов, писем, дневников, интервью, дополненных редкими фотографиями, рождается уникальная сага о Доме правительства – зачарованном замке, населенном призраками ушедшей эпохи.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Wolde, 9 декабря 2019 г.
Аннотация верно характеризует трёхтомный труд Ю. Слёзкина как эпопею. Пожалуй, это самый масштабный, увлекательный и во всех смыслах выдающийся труд о феноменах большевизма и советскости.
Все работы Ю. Слёзкина отличают энциклопедичность, культурно-семиотический подход, обширнейшая документальная база, захватывающее погружение в предмет. Однако масштаб — лишь средство, позволяющее ёмко и всеобъемлюще подчеркнуть аналитические выводы автора. Рассмотрение большевиков как милленаристской секты — по-настоящему свежий и продуктивный подход, позволяющий лучше понять фундаментальные причины нежизнеспособности советского проекта.
Известно, что большое лучше видно с расстояния. Отечественные исследователи советской эпохи часто находятся в плену эмоций и особенностей собственной социализации, что делает их работы ангажированными. Иностранные же учёные иногда способны удивлять глубиной своих выводов. Впервые меня изумил Биллингтон свои фундаментальны трудом о российской культуре «Икона и топор». Потом были «Эра Меркурия» и «Россия в арктических зеркалах» Слёзкина. И вновь этот автор написал труд, который, имхо, оставил далеко позади российских исследователей.
Я однозначно рекомендую «Дом Правительства» всем, кто интересуется историей революции и советизма. На мой взгляд, он и проза Трифонова, Рыбакова, Леонова, И. Катаева и ряда других советских писателей расскажет вам о СССР много больше, чем сотни работ историков. Безусловный шедевр.
Mickey, 27 января 2020 г.
Решил, что обязательно должен написать отзыв о книге. Как-то совсем неуважительно после такого масштаба и громады проделанной работы автором остаться со словами: прекрасная книга, актуальная или еще какая-нибудь заурядность. Но перечитав аннотацию, перечитав предисловие, и наконец-таки перечитав отзыв Wolde – слова, даже не то, чтобы застряли в голове, а показались какими то прозрачными, обычными и никому не нужными, но «все важно для истории».
Для меня абсолютно уникальный формат книги. Автор, перечитав добрую сотню, а то и больше произведений, выстраивает повествование цитатами с указанием первоисточников. Читая, ты отправляешься в путешествие по реке событий, путешествие со многими остановками. И порой эти остановки могут не только ограничиваться уточнением источника цитаты, изучением дополнительной статьи по теме или короткой биографии какой-нибудь личности, но и прочтением целых романов по ходу путешествия.
Автор анонсирует трехслойность повествования и разделяет книгу на три части.
Части с зарождением и становлением людей революции, с их новыми мыслями, желанием изменить свою личную жизнь и повернуть жизнь страны в совершенно другое русло. Части с победой и обустройством, началом новой жизни, созданием новой мечты. И заключительной части, самой страшной и совершенно непредвиденной для самих участников.
Слои же заметны и интересны своими органичными переплетениями. Первый, выведение на основной план «маленького» человека с острием истории — личной драмы, никому ненужной кроме себя самого и от этого жуткой и одинокой. Личный страх, перешедший во всеобщий. Личная паранойя, переходящая в массовую. С высоты полета горного орла к черной бездне слепого червя — падение мгновенно. Второй, сравнение большевизма с христианской, и не только, религией звучит очень убедительно и порой, опираясь на примеры, поразительно точно. Ну и третий, литературный пласт, самый безобидный, казалось бы, по сравнению с предыдущими, но такой важный и такой опасный. Писатель о писателях, писатель о трудах коллег, писатель о том, как литература может быть оружием.
Возвращаясь к теме «маленького» человека, отмечу, что в книге собрано множество имен и личных историй. Про каждую судьбу можно писать книгу. Отдельно хотел упомянуть историю Левы Федотова. Его детский (совсем не детский) дневник с диалогами, эмоциями и мыслями становится машиной времени в годы жизни Левы, как редкий фильм на большом экране, в пустом зале, в который ты вживаешься и выходя после сеанса некоторое время настраиваешь себя на реальность, так и здесь, ты стоишь рядом с Левой и ощущаешь веяние времени. Черно-белые фотокарточки и хроника обретают истинные цвета, — «все важно для истории».
Важно всё и не важно, что времени на это совсем нет.
Donnie_Brasco, 2 ноября 2019 г.
Не книга, а реферат студента на тему.... Желающим получить качественный материал советую «Империя должна умереть»