Василий Воронков «Синдром отторжения»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Триллер
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Человечество вышло в космос. Управление космическими кораблями осуществляется через нейроинтерфейс, благодаря которому операторы могут принимать сложнейшие решения за микросекунды. Один из операторов, переживает катастрофу на космическом корабле, будучи подключенным к нейроинтерфейсу.
Он приходит в себя в тесном помещении, похожем то ли на медицинскую камеру, то ли на тюремную. У него нет амнезии, однако то, что он помнит, пугает его куда больше, чем потеря памяти.
«Синдром отторжения» — необычный психологический триллер, в котором автор ставит непростые вопросы: что такое человеческая личность? как себя воспринимаем мы, и как нас воспринимает мир? насколько объективно понятие «я»? При этом философские проблемы органично вплетены в напряженное и динамичное действие — военное противостояние Земли и Венеры, поиски утраченной любви…
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 305
Активный словарный запас: низкий (2490 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
andreyby, 13 декабря 2023 г.
Очень... специфически.
Что, в общем-то, ожидаемо — про шизу без шизы не написать. Но шиза получилась гораздо более шизовая, чем интересная. Читать тяжело — написано очень скудным языком. То ли герой, от лица которого идёт повествование, такой недоумок (хотя он действительно не блещет), то ли... ну, понятно. Обидно, потому что и идея ментовзлома вполне богата и могла бы быть развёрнута гораздо интереснее, да и описываемый мир достаточно любопытен, чтобы заслуживать хорошего описания. Но нет.
Но читал. Было жутко интересно, чем же это кончится. Дочитал. М-да...
Раскрывать не буду. Но советовать повторить — тоже.
i_bystander, 22 мая 2019 г.
Сначала о хорошем. Замах у автора был вполне себе полновесный. Замысел под стать кому-то вроде Филипа Дика, а особого избытка филипдиков у нас отродясь не наблюдалось. Еще одно достоинство – Воронков вполне приемлемо представляет себе физику межпланетных перелетов на более или менее конвенционном топливе. Перегрузки разгона и торможения, а в промежутке – долгая бессобытийная невесомость. Скука.
Это, впрочем, достоинство Воронкова, но не книги. Умелый автор вряд ли станет без особой необходимости воспроизводить в тексте скучные эпизоды жизни героя. Поскольку в «Синдроме» подобной скуки, затянутости, повторов сколько угодно, закрадывается-таки смутное подозрение. (Понятно, что кое-какие повторы обусловлены фабулой, но явно не до такой степени.) О недостатке опыта, как писательского, так пожалуй что и жизненного, и вообще много что свидетельствует. Неразработанный и довольно неряшливый стиль письма, совершенно инфантильное количество «я-мне-меня» в пересчете на страницу. Не слишком богатая практическая фантазия – мир, отстоящий от нашего минимум на десятилетия, отличается от него лишь отдельными реалиями, и то в основном переименованными из нынешних. Значительный объем текста посвящен тому, как герой поступал в вуз, как поступил, как на каждом курсе учился, да про каникулы не забывал, да перевестись подумывал, да и выучился в конце концов. Боюсь, это не просто реверанс в сторону потенциальной аудитории, а именно что средоточие авторского опыта. Аналогичным образом текст пестрит современным жаргоном, всякими там «походу» — то есть опять же автор и его аудитория другого языка не знают, а об ограниченном сроке годности этого, соответственно, не подозревают.
Да, и еще. Ни название, ни картинка на обложке к содержанию особого отношения не имеют. Оно, впрочем, только к лучшему. Нумерация глав по убыванию не срабатывает и не может сработать. Собственно тема восстановления личности из обломков воспоминаний и заполнившего дыры случайного хлама раскрылась постольку-поскольку. Герой испытывает шок оттого, что в действительности все не так, как на самом деле, читатель же пожимает плечами — ну да, окей, нас тут целый роман убеждали, что у тебя крыша не на месте, приятно наконец увидеть, что все было не зря.
Итог не слишком веселый. Четыре балла из десяти, и то как минимум один из этих баллов исключительно за замах. При этом поглядывать в сторону автора в дальнейшем стоит – если он сумеет избавиться от болезней роста, сохранив идеи, результат обещает быть интересным.
Адреналинкс, 20 марта 2019 г.
«Реакция отторжения» — это книга-загадка.
С самых первых страниц и до финальных строк герой – а вместе с ним и читатель – пытается понять, кто он такой? И кто его любимая? Кто его друзья? Всё, что он помнит, оказывается совсем не таким. Всё, что он знает о себе – неправда или правда лишь наполовину, или вроде бы и правда, но настолько искажённая, что разглядеть что-либо невозможно, не говоря уже о том, чтобы сложить воедино.
Автор разворачивает перед нами красочный мир будущего. Мир, где человечество выходит в космос, а космолёты управляются через нейроинтерфейс силой мысли. Мир, где гордые жители Венеры хотят независимости, но получить её не так уж просто. А разобраться с Земли в том, что происходит на далёкой взбунтовавшейся планете – ещё сложнее.
Автор задаёт нам любопытные вопросы. Что есть человеческая личность? Сколько правильных воспоминаний о себе и своей жизни требуется, чтобы тебя сочли за таковую? И потеряв своё «Я» однажды, можно ли найти и собрать его заново?
Автор даёт много пространства для размышления. На все эти вопросы каждый для себя ответит по-разному. И финал каждый сможет прочитать по-своему.
Автор предлагает прогуляться по миру безумия, где любовь сплетается с разочарованием, а чистое чувство – с маниакальной привязанностью, где мечты сбываются и разбиваются одновременно, где сны о прошлом неотличимы от реальности.
Перед нами – остросюжетный триллер без беготни, стрельбы и крови, но с сильнейшей психологической составляющей.
Книга-загадка, где каждый сможет найти свои ответы…
Molekulo, 20 июля 2021 г.
Аннотация обещает, что это научно-фантастический психологический триллер, затрагивающий вечные вопросы. Кто я такой? Что я такое? Что реально, а что нет?
Несмотря на такое описание, фантастический антураж играет не очень большую роль, тот же сюжет без особых изменений можно было бы перенести и в наше время, все максимально обычно. Молодой человек добивается внимания одной девушки (это вообще ключевая проблема его жизни, а сами страдания от френдзоны описаны на 10 из 10), поступает в университет, общается с приятелем, переживает из-за непростых отношений с матерью и ее смерти, потом устраивается на работу и уходит в дальние рейсы. Пусть даже дальние рейсы выполняются по Солнечной системе, университет обучает на космических пилотов и операторов нейроуправления, а где-то на фоне развивается политический кризис: Венера начинает войну за независимость от Земли. Возможно, без фантастики было бы как минимум не хуже.
Тем не менее, фантастическая составляющая выполнена на достойном твердофантастическом уровне. Нет телепортации, лазерного оружия и всевозможных бластеров, вместо этого вполне традиционные термоядерные ракеты и корабли с химическим топливом с классической механикой долгих перелетов: сначала разгоняемся с адекватным для пассажиров, экипажа и груза ускорением, потом долго летим по инерции (в это время все изнывают от скуки), потом тормозим с таким же ускорением. Важную роль в сюжете играет нейроинтерфейс — устройство, замедляющее субъективное время для оператора и позволяющее тому сверхбыстро реагировать на внешние события. Однако, я так и не понял, зачем оно вообще нужно на гражданских кораблях. Мне кажется, что и стыковку, и уклонение от метеоритов или вражеских ракет лучше выполнит компьютер. Хотя могу ошибаться.
В целом книга неплохая, но полна противоречий. Произведение не пугает как триллер, при чтении не испытываешь не то что ужаса, даже малейшей обеспокоенности за судьбу и разум главного героя. Роман не блещет загадками, например, я догадался, как зовут главного героя где-то на втором-третьем оставшемся без ответа вопросе о его имени. Читается легко и с интересом, но открытый финал, на мой взгляд, вышел ни о чем.
Как психологический триллер не посоветую, но как попытку подражать Филипу Дику — вполне. Посмотрим, что автор напишет в дальнейшем. И на всякий случай замечу, что обложка никак не связана с содержанием книги.
Кот Маргай, 15 мая 2021 г.
Двадцать-энный век. Главный герой – член экипажа межпланетного корабля – приходит в себя непонятном помещении (то ли палате, то ли камере) и пытается вспомнить, что с ним произошло. В романе две линии: в одной герой взаимодействует с той весьма странной средой, в которой оказался, другая линия – его вроде бы воспоминания об учебе в университете, неторопливом (шаг вперед, два назад) развитии отношений с однокурсницей и конфликте Земли с колонистами Венеры (сам герой в нем не участвовал, а только знал о нем из новостей; при этом, в первой линии он не без оснований подозревает, что попал в плен к колонистам и те промывают ему мозги).
Идейное наполнение истории – в общем, то, что было еще в диковском прекиберпанке: сомнения героя в реальности всего вокруг и прежде всего – своих собственных воспоминаний. Весь мир для героя становится черным ящиком, и если и можно в чем-то быть уверенным, то разве что в cogito ergo sum. Прошлое и настоящее героя взаимно противоречивы, при этом, настоящее развивается по законам сновидения, а прошлое правдоподобно, но странным образом бедно красками.
И все это – с человеческим лицом. Экшена в романе совсем чуть-чуть и в самом конце, но оторваться от чтения трудно. Как ни странно, фишка истории о космосе и нейрощунтах – в жизненности и человечности. Жизненный путь героя (то ли реальный, то ли иллюзорный) легко примерить на себя, в том числе, в силу подчеркнутого минимализма антуража, который, помимо космических технологий, сводится к другим названиям для знакомых читателю явлений. Учеба, влюбленность, отношения с матерью, попойки с другом – близкая и понятная жизнь молодого технаря. Отмечу, что по мне особенно фактурно, щемяще вышел контраст между студенчеством и работой. Вроде и не то что бы студенческая жизнь была какой-то особо бурной и яркой, но одно дело, когда впереди новое-неизведанное, другое, когда вся жизнь кажется чередой скучных отпусков между скучнейшими рейсами.
Космокиберпанк о зыбкости базовых представлений человека о самом себе, но при этом, берущий за душу прежде всего моментами обыденной жизни.
Shemsu, 17 марта 2019 г.
Первое, что хочется сказать — я читал всего две книги Воронкова, и несмотря на то, что у него и вышли пока всего две книги, т.е. писатель он еще, по-хорошему, начинающий — у него есть собственный, запоминающийся стиль.
Как его описать? Оба произведения, что я читал, я бы назвал мрачноватыми триллерами, на грани литературы ужасов, причем ужаса ни в коем случае не в смысле кровищи и трэшака — в этом плане здесь как раз все чинно и благородно. Здесь другое. Автор хорошо владеет языком. Он мастер гнетущей атмосферы и вопросов, которые остаются без ответа. Все вместе дает тот эффект, что по мере прочтения текст обволакивает тебя, засасывает в себя, в какой-то момент создается ощущение, что ты сходишь с ума.
«Синдром отторжения» — вещь для триллера очень нетипичная. Здесь нет яркого ощущения страха. Нет здесь и особо динамичного действия, повествование неторопливо. Но интрига хороша, буквально не дает оторваться от текста. И чем дальше к финалу, тем больше ощущение расползающейся под пальцами реальности.
Прочел я эту вещь с огромным удовольствием и пока читал — прожужжал все уши близким, какой это необычный текст.
Space Alien, 12 марта 2019 г.
Эта книга была с интересом прочитана после знакомства с первым романом — «Песня песка». Крайне удачная и нетривиальная вещь, которую хочется перечитывать.
«Синдром отторжения» — вписанный в реалии далекого будущего (с активной колонизацией космоса) психологический триллер. Помимо этого, скрытый символизм делает роман еще более занимательным.
В общем, мне понравилось.
Ожидаю следующего произведения. Надеюсь, автор с ним не затянет.)
Zvana, 26 марта 2020 г.
На первый взгляд весьма необычный роман с масштабными амбициями. Буквально со старта автор пытается «взять быка за рога», то есть захватить внимание читателя. Однако запал быстро выдыхается, и читатель погружается в нудное чтиво с бесконечными самоповторами и катастрофической нехваткой динамики. Периодически режут глаза беспричинные рояли в кустах аля «в момент их встречи случается очередная катастрофа». Тем не менее, стоит похвалить автора за глобальный замах по мотивам такого монстра как «Звёздная пехота» и даже угадывается что-то крышесносящее в лучших традициях Дика, которого на сегодняшний день мало кто смог «перемикрить». В итоге получилось относительно не плохое произведение для начинающего автора, несмотря на то что из-за тесных студенческих рамок, наложенных на сюжет, не чувствуется авторского жизненного опыта.
ldv-writer, 23 апреля 2019 г.
Мощно, мастерски написанная, эмоционально насыщенная и крышесносная вещь. Но… С определенного момента начинает казаться, что автор упивается самим процессом создания произведения, и результат для него не так уж важен. Мы наблюдаем за тем, что происходит даже не с героем, а в голове героя на протяжении всего повествования. Фоном видим мир, в котором человечество освоило Солнечную систему, пилоты космических кораблей управляют ими с помощью нейролинка, несущего в себе немалую опасность для мозга человека, а совсем уж на заднем плане происходит некий конфликт с венерианскими сепаратистами. Но все это лишь антураж для того поля боя, в которое превращается мозг главного героя, а заодно и читателя.
Повествование разделено на две линии. Хронологически первая повествует о том, как герой учился на пилота, влюбился в сокурсницу, потом расстался с ней и попал в космос. Хронологически вторая (хотя они сменяют друг друга по ходу повествования) повествует о том, что он после некой катастрофы оказывается в каком-то странном месте, где его пытаются от чего-то лечить, а в голове его – форменный хаос из воспоминаний. Постепенно градус безумия нарастает, и читатель не понимает, что из происходящего реально, а что – порождение пострадавшего от сбоя нейролинка сознания героя. Все это, простите за выражение, чрезвычайно торкает эмоционально, но разуму дается с большим трудом. И греет только надежда, что автор разберется со всем этим безумием, все объяснит в конце и приведет турбулентное повествование к какому-то четкому финалу…
Но автор решил иначе – ничем не заканчивать и ничего не объяснять. Когда повествование наконец сосредотачивается на хронологически второй сюжетной линии, читателю начинает казаться, что вот сейчас тайна всего вышенагроможденного перед ним и раскроется. Не тут-то было! Автор, видимо, посчитал, что это слишком просто, а легких путей он не ищет… С одной стороны. А с другой, он взял и оборвал свой роман на полуслове. Причем у меня лично сложилось ощущение, что полуслово это он выбрал спонтанно по принципу «пусть будет здесь» и поставил точку, оставив беднягу-читателя в полном недоумении с вопросом «что это было?». Это даже не открытый финал, это его отсутствие.
Резюме – книга написана очень сильно по исполнению, но для тех, кто любит поломать мозг и не боится таки сломать его окончательно.
Eloise, 23 апреля 2019 г.
Роман «Синдром отторжения» состоит из двух сюжетных линий. В первой — главный герой, полностью дезориентированный, приходит в себя в непонятном помещении и не помнит, что с ним произошло. Вторая сюжетная линия – герой учится в институте, мечтая управлять космическим кораблём, встречает первую любовь. Автор лишь вскользь упоминает о возможных проблемах с нейроинтерфейсом.
Сразу понравился авторский стиль повествования. Роман читается очень легко. Правда, вначале я была несколько разочарована сюжетом. Все-таки научную фантастику я представляю несколько иначе. И, хотя формально роман относится к этому жанру, но здесь все же больше психологии. Автор полностью погружает нас в чувства и мысли главного героя. Я не против этого и очень люблю социально-психологическую фантастику, но сначала это меня сбило.
Автор исследует проблему влияния памяти, воспоминаний на формирование личности и самоощущения. В романе много мечтаний и желаний главного героя, благодаря чему герой кажется столь близким тебе человеком, что невозможно ему не сопереживать.
Две временные линии в романе – очень интересный прием, благодаря которому с нетерпением ждешь последнюю страницу книги, чтобы узнать причину произошедших событий с главным героем. Но в романе «Синдром отторжения» все тайны так и остаются с читателем, оставляя ему лишь открытый финал. Говоря про концовку романа, вспоминаются слова одного из персонажей истории: «Вы можете выбрать любую дверь, любой выход – и ваш выбор всегда будет правильный».
Роман захватывающий и увлекательный. Но скорее он понравится любителям психологических триллеров, а не научной фантастики.
chigyr, 12 апреля 2019 г.
Что сказать… Это твёрдая эн-эф, выполненная в нарочито реалистичной манере. Свойственна она скорее исповедальной прозе, нежели фантастике. Уже поэтому текст обращает на себя внимание. С первых же страниц интригует необычная подача глав – от сотой до первой. Читая роман, всё время не покидает навязчивое и потому малость неуютное ощущение, будто держишь в руках не книгу, а коробку из-под обуви, в которой тикает. Не только расстановка глав, но и сам нарратив выстроен в форме некого метафизического отсчёта. «Роман-отсчёт», так бы я его охарактеризовал. На первом уровне время отсчитывают главы, на втором, исподнем, – повествование: две сюжетные кривые медленно, но неумолимо движутся с противоположных сторон в одну точку, где им суждено пересечься. Приём, конечно, далеко не новаторский, но он всё ещё работает: бросать чтение не тянет. Хочется непременно узнать, что случится в первой (т. е. финальной) главе, когда истекут последние секунды этого действа. Интуитивно ждёшь оглушительного бабаха, который поставит всё с ног на голову, обнулит все смыслы и разом создаст новые. Лично я такого в финале, увы, не углядел. И это огорчает… Хотя, с другой стороны, с носом он тоже не оставляет. Остаются мысли – лихорадочные, горячие, досадные, живые. Вполне допускаю, именно этого автор и добивался. Пуркуа, собственно, па?
7
sityrom, 5 апреля 2019 г.
В «Синдроме отторжения» Василия Воронкова есть межпланетные перелеты в рамках Солнечной системы и война с венерианскими сепаратистами. Но ближайший аналог этого романа — не «Ложная слепота» Уоттса или «Пространство» Кори, а скорее «Лотерея» Приста, история человека, потерявшего свое истинное «я» среди нескольких равноценных версий.
История разворачивается в двух временных промежутках. В прошлом главный герой (человек довольно неуравновешенный и местами неприятный – но это «не баг, а фича») поступает в технологический институт, влюбляется, много переживает и в конце концов получает работу в космосе. В настоящем он, после аварии на космическом корабле, приходит в себя то ли в тюрьме, то ли в очень странной клинике и пытается понять, что с ним произошло. Вот только во время аварии герой находился в контакте с нейроинтерфейсом корабля – а значит, его восприятие действительности может оказаться нарушенным, а воспоминания – ложными.
Автора интересуют в первую очередь психология персонажей и их повседневная жизнь, поэтому фантастические элементы романа оказываются либо нарочито приземленными, либо фрагментарными и условными, прописанными лишь в той мере, в которой это нужно для выстраиваемой автором конструкции. Это совсем не плохо (пожалуй, миру нужно больше книг, где космические полеты описаны не как что-то захватывающее, а как утомительная и болезненная рутина), однако чрезмерное внимание к деталям порой играет против автора – так, первая половина книги движется медленно даже для психологического романа и порой начинает ходить кругами.
Если говорить о недостатках, то книге не помешало бы внимание хорошего, злого редактора, который вычистил бы все лишние, неверно употребленные и повторяющиеся слова и конструкции (скажем, чрезмерно любимое автором определение «химический»). Невычитанность изрядно вредит роману, отвлекая внимание от в целом любопытного и нетипичного для современной русскоязычной фантастики замысла.
Pirx79, 21 марта 2019 г.
Две планеты в жестоком конфликте. Угроза уничтожения человечества в братоубийственной войне. Как выжить в таких условиях фантастического будущего? Да, в романе много переживаний главного героя, но мне он особенно понравился представленными декорациями, которые занимательно разглядывать — что там, на межпланетных трассах творится? кто и чьи угоняет космические корабли? и как? и зачем? А вдруг это все иллюзии главного героя, и роман совсем не про Большую любовь, а про что-то другое, про нечто ускользающее, но неимоверно важное? Стоит прочесть, чтобы задать себе такие вопросы.
bred77, 17 марта 2019 г.
В аннотации было написано:триллер на грани фантастики. Да, элементы фантастики есть: будущее, правда безрадостное — похоже с безработицей для выпускников вузов; космические корабли в околосолнечном пространстве. Ну, пожалуй, и все из области фантастики. Есть еще и собственный новояз — соцветие, вместо сети; суарез вместо смартфона...
А так роман можно было бы назвать «Из жизни студента ...цатого века» — студента, Лидоозабоченного с бутылкой пива в руке. Перегруженность пустыми диалогами, иногда забавные обороты, типа «языки черного пламени». Хорошо, что читал электронный вариант, а не купил рекламируемую книгу. Продолжаю только ломать голову — если автор сказал «А», то очевидно забыл сказать «Б» для финала. Или сам устал от своей бесконечной эпопеи на кровати, обтянутой целлофаном?
brego, 11 марта 2019 г.
Очень даже неплохо, хотя, под конец мне показалось, что основной линии слишком много. Может быть, просто устал. Но финал вытянул книгу, хоть он и открытый. Жизнь персонажа внутри неопровергаемой теории... выбирайте любую, все могут быть неправдой.