fantlab ru

Василий Воронков «Синдром отторжения»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.08
Оценок:
26
Моя оценка:
-

подробнее

Синдром отторжения

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Человечество вышло в космос. Управление космическими кораблями осуществляется через нейроинтерфейс, благодаря которому операторы могут принимать сложнейшие решения за микросекунды. Один из операторов, переживает катастрофу на космическом корабле, будучи подключенным к нейроинтерфейсу.

Он приходит в себя в тесном помещении, похожем то ли на медицинскую камеру, то ли на тюремную. У него нет амнезии, однако то, что он помнит, пугает его куда больше, чем потеря памяти.

«Синдром отторжения» — необычный психологический триллер, в котором автор ставит непростые вопросы: что такое человеческая личность? как себя воспринимаем мы, и как нас воспринимает мир? насколько объективно понятие «я»? При этом философские проблемы органично вплетены в напряженное и динамичное действие — военное противостояние Земли и Венеры, поиски утраченной любви…

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 305

Активный словарный запас: низкий (2490 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Синдром отторжения
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень... специфически.

Что, в общем-то, ожидаемо — про шизу без шизы не написать. Но шиза получилась гораздо более шизовая, чем интересная. Читать тяжело — написано очень скудным языком. То ли герой, от лица которого идёт повествование, такой недоумок (хотя он действительно не блещет), то ли... ну, понятно. Обидно, потому что и идея ментовзлома вполне богата и могла бы быть развёрнута гораздо интереснее, да и описываемый мир достаточно любопытен, чтобы заслуживать хорошего описания. Но нет.

Но читал. Было жутко интересно, чем же это кончится. Дочитал. М-да...

Раскрывать не буду. Но советовать повторить — тоже.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала о хорошем. Замах у автора был вполне себе полновесный. Замысел под стать кому-то вроде Филипа Дика, а особого избытка филипдиков у нас отродясь не наблюдалось. Еще одно достоинство – Воронков вполне приемлемо представляет себе физику межпланетных перелетов на более или менее конвенционном топливе. Перегрузки разгона и торможения, а в промежутке – долгая бессобытийная невесомость. Скука.

Это, впрочем, достоинство Воронкова, но не книги. Умелый автор вряд ли станет без особой необходимости воспроизводить в тексте скучные эпизоды жизни героя. Поскольку в «Синдроме» подобной скуки, затянутости, повторов сколько угодно, закрадывается-таки смутное подозрение. (Понятно, что кое-какие повторы обусловлены фабулой, но явно не до такой степени.) О недостатке опыта, как писательского, так пожалуй что и жизненного, и вообще много что свидетельствует. Неразработанный и довольно неряшливый стиль письма, совершенно инфантильное количество «я-мне-меня» в пересчете на страницу. Не слишком богатая практическая фантазия – мир, отстоящий от нашего минимум на десятилетия, отличается от него лишь отдельными реалиями, и то в основном переименованными из нынешних. Значительный объем текста посвящен тому, как герой поступал в вуз, как поступил, как на каждом курсе учился, да про каникулы не забывал, да перевестись подумывал, да и выучился в конце концов. Боюсь, это не просто реверанс в сторону потенциальной аудитории, а именно что средоточие авторского опыта. Аналогичным образом текст пестрит современным жаргоном, всякими там «походу» — то есть опять же автор и его аудитория другого языка не знают, а об ограниченном сроке годности этого, соответственно, не подозревают.

Да, и еще. Ни название, ни картинка на обложке к содержанию особого отношения не имеют. Оно, впрочем, только к лучшему. Нумерация глав по убыванию не срабатывает и не может сработать. Собственно тема восстановления личности из обломков воспоминаний и заполнившего дыры случайного хлама раскрылась постольку-поскольку. Герой испытывает шок оттого, что в действительности все не так, как на самом деле, читатель же пожимает плечами — ну да, окей, нас тут целый роман убеждали, что у тебя крыша не на месте, приятно наконец увидеть, что все было не зря.

Итог не слишком веселый. Четыре балла из десяти, и то как минимум один из этих баллов исключительно за замах. При этом поглядывать в сторону автора в дальнейшем стоит – если он сумеет избавиться от болезней роста, сохранив идеи, результат обещает быть интересным.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Реакция отторжения» — это книга-загадка.

С самых первых страниц и до финальных строк герой – а вместе с ним и читатель – пытается понять, кто он такой? И кто его любимая? Кто его друзья? Всё, что он помнит, оказывается совсем не таким. Всё, что он знает о себе – неправда или правда лишь наполовину, или вроде бы и правда, но настолько искажённая, что разглядеть что-либо невозможно, не говоря уже о том, чтобы сложить воедино.

Автор разворачивает перед нами красочный мир будущего. Мир, где человечество выходит в космос, а космолёты управляются через нейроинтерфейс силой мысли. Мир, где гордые жители Венеры хотят независимости, но получить её не так уж просто. А разобраться с Земли в том, что происходит на далёкой взбунтовавшейся планете – ещё сложнее.

Автор задаёт нам любопытные вопросы. Что есть человеческая личность? Сколько правильных воспоминаний о себе и своей жизни требуется, чтобы тебя сочли за таковую? И потеряв своё «Я» однажды, можно ли найти и собрать его заново?

Автор даёт много пространства для размышления. На все эти вопросы каждый для себя ответит по-разному. И финал каждый сможет прочитать по-своему.

Автор предлагает прогуляться по миру безумия, где любовь сплетается с разочарованием, а чистое чувство – с маниакальной привязанностью, где мечты сбываются и разбиваются одновременно, где сны о прошлом неотличимы от реальности.

Перед нами – остросюжетный триллер без беготни, стрельбы и крови, но с сильнейшей психологической составляющей.

Книга-загадка, где каждый сможет найти свои ответы…

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Аннотация обещает, что это научно-фантастический психологический триллер, затрагивающий вечные вопросы. Кто я такой? Что я такое? Что реально, а что нет?

Несмотря на такое описание, фантастический антураж играет не очень большую роль, тот же сюжет без особых изменений можно было бы перенести и в наше время, все максимально обычно. Молодой человек добивается внимания одной девушки (это вообще ключевая проблема его жизни, а сами страдания от френдзоны описаны на 10 из 10), поступает в университет, общается с приятелем, переживает из-за непростых отношений с матерью и ее смерти, потом устраивается на работу и уходит в дальние рейсы. Пусть даже дальние рейсы выполняются по Солнечной системе, университет обучает на космических пилотов и операторов нейроуправления, а где-то на фоне развивается политический кризис: Венера начинает войну за независимость от Земли. Возможно, без фантастики было бы как минимум не хуже.

Тем не менее, фантастическая составляющая выполнена на достойном твердофантастическом уровне. Нет телепортации, лазерного оружия и всевозможных бластеров, вместо этого вполне традиционные термоядерные ракеты и корабли с химическим топливом с классической механикой долгих перелетов: сначала разгоняемся с адекватным для пассажиров, экипажа и груза ускорением, потом долго летим по инерции (в это время все изнывают от скуки), потом тормозим с таким же ускорением. Важную роль в сюжете играет нейроинтерфейс — устройство, замедляющее субъективное время для оператора и позволяющее тому сверхбыстро реагировать на внешние события. Однако, я так и не понял, зачем оно вообще нужно на гражданских кораблях. Мне кажется, что и стыковку, и уклонение от метеоритов или вражеских ракет лучше выполнит компьютер. Хотя могу ошибаться.

В целом книга неплохая, но полна противоречий. Произведение не пугает как триллер, при чтении не испытываешь не то что ужаса, даже малейшей обеспокоенности за судьбу и разум главного героя. Роман не блещет загадками, например, я догадался, как зовут главного героя где-то на втором-третьем оставшемся без ответа вопросе о его имени. Читается легко и с интересом, но открытый финал, на мой взгляд, вышел ни о чем.

Как психологический триллер не посоветую, но как попытку подражать Филипу Дику — вполне. Посмотрим, что автор напишет в дальнейшем. И на всякий случай замечу, что обложка никак не связана с содержанием книги.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Двадцать-энный век. Главный герой – член экипажа межпланетного корабля – приходит в себя непонятном помещении (то ли палате, то ли камере) и пытается вспомнить, что с ним произошло. В романе две линии: в одной герой взаимодействует с той весьма странной средой, в которой оказался, другая линия – его вроде бы воспоминания об учебе в университете, неторопливом (шаг вперед, два назад) развитии отношений с однокурсницей и конфликте Земли с колонистами Венеры (сам герой в нем не участвовал, а только знал о нем из новостей; при этом, в первой линии он не без оснований подозревает, что попал в плен к колонистам и те промывают ему мозги).

Идейное наполнение истории – в общем, то, что было еще в диковском прекиберпанке: сомнения героя в реальности всего вокруг и прежде всего – своих собственных воспоминаний. Весь мир для героя становится черным ящиком, и если и можно в чем-то быть уверенным, то разве что в cogito ergo sum. Прошлое и настоящее героя взаимно противоречивы, при этом, настоящее развивается по законам сновидения, а прошлое правдоподобно, но странным образом бедно красками.

И все это – с человеческим лицом. Экшена в романе совсем чуть-чуть и в самом конце, но оторваться от чтения трудно. Как ни странно, фишка истории о космосе и нейрощунтах – в жизненности и человечности. Жизненный путь героя (то ли реальный, то ли иллюзорный) легко примерить на себя, в том числе, в силу подчеркнутого минимализма антуража, который, помимо космических технологий, сводится к другим названиям для знакомых читателю явлений. Учеба, влюбленность, отношения с матерью, попойки с другом – близкая и понятная жизнь молодого технаря. Отмечу, что по мне особенно фактурно, щемяще вышел контраст между студенчеством и работой. Вроде и не то что бы студенческая жизнь была какой-то особо бурной и яркой, но одно дело, когда впереди новое-неизведанное, другое, когда вся жизнь кажется чередой скучных отпусков между скучнейшими рейсами.

Космокиберпанк о зыбкости базовых представлений человека о самом себе, но при этом, берущий за душу прежде всего моментами обыденной жизни.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что хочется сказать — я читал всего две книги Воронкова, и несмотря на то, что у него и вышли пока всего две книги, т.е. писатель он еще, по-хорошему, начинающий — у него есть собственный, запоминающийся стиль.

Как его описать? Оба произведения, что я читал, я бы назвал мрачноватыми триллерами, на грани литературы ужасов, причем ужаса ни в коем случае не в смысле кровищи и трэшака — в этом плане здесь как раз все чинно и благородно. Здесь другое. Автор хорошо владеет языком. Он мастер гнетущей атмосферы и вопросов, которые остаются без ответа. Все вместе дает тот эффект, что по мере прочтения текст обволакивает тебя, засасывает в себя, в какой-то момент создается ощущение, что ты сходишь с ума.

«Синдром отторжения» — вещь для триллера очень нетипичная. Здесь нет яркого ощущения страха. Нет здесь и особо динамичного действия, повествование неторопливо. Но интрига хороша, буквально не дает оторваться от текста. И чем дальше к финалу, тем больше ощущение расползающейся под пальцами реальности.

Прочел я эту вещь с огромным удовольствием и пока читал — прожужжал все уши близким, какой это необычный текст.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга была с интересом прочитана после знакомства с первым романом — «Песня песка». Крайне удачная и нетривиальная вещь, которую хочется перечитывать.

«Синдром отторжения» — вписанный в реалии далекого будущего (с активной колонизацией космоса) психологический триллер. Помимо этого, скрытый символизм делает роман еще более занимательным.

В общем, мне понравилось.

Ожидаю следующего произведения. Надеюсь, автор с ним не затянет.)

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первый взгляд весьма необычный роман с масштабными амбициями. Буквально со старта автор пытается «взять быка за рога», то есть захватить внимание читателя. Однако запал быстро выдыхается, и читатель погружается в нудное чтиво с бесконечными самоповторами и катастрофической нехваткой динамики. Периодически режут глаза беспричинные рояли в кустах аля «в момент их встречи случается очередная катастрофа». Тем не менее, стоит похвалить автора за глобальный замах по мотивам такого монстра как «Звёздная пехота» и даже угадывается что-то крышесносящее в лучших традициях Дика, которого на сегодняшний день мало кто смог «перемикрить». В итоге получилось относительно не плохое произведение для начинающего автора, несмотря на то что из-за тесных студенческих рамок, наложенных на сюжет, не чувствуется авторского жизненного опыта.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мощно, мастерски написанная, эмоционально насыщенная и крышесносная вещь. Но… С определенного момента начинает казаться, что автор упивается самим процессом создания произведения, и результат для него не так уж важен. Мы наблюдаем за тем, что происходит даже не с героем, а в голове героя на протяжении всего повествования. Фоном видим мир, в котором человечество освоило Солнечную систему, пилоты космических кораблей управляют ими с помощью нейролинка, несущего в себе немалую опасность для мозга человека, а совсем уж на заднем плане происходит некий конфликт с венерианскими сепаратистами. Но все это лишь антураж для того поля боя, в которое превращается мозг главного героя, а заодно и читателя.

Повествование разделено на две линии. Хронологически первая повествует о том, как герой учился на пилота, влюбился в сокурсницу, потом расстался с ней и попал в космос. Хронологически вторая (хотя они сменяют друг друга по ходу повествования) повествует о том, что он после некой катастрофы оказывается в каком-то странном месте, где его пытаются от чего-то лечить, а в голове его – форменный хаос из воспоминаний. Постепенно градус безумия нарастает, и читатель не понимает, что из происходящего реально, а что – порождение пострадавшего от сбоя нейролинка сознания героя. Все это, простите за выражение, чрезвычайно торкает эмоционально, но разуму дается с большим трудом. И греет только надежда, что автор разберется со всем этим безумием, все объяснит в конце и приведет турбулентное повествование к какому-то четкому финалу…

Но автор решил иначе – ничем не заканчивать и ничего не объяснять. Когда повествование наконец сосредотачивается на хронологически второй сюжетной линии, читателю начинает казаться, что вот сейчас тайна всего вышенагроможденного перед ним и раскроется. Не тут-то было! Автор, видимо, посчитал, что это слишком просто, а легких путей он не ищет… С одной стороны. А с другой, он взял и оборвал свой роман на полуслове. Причем у меня лично сложилось ощущение, что полуслово это он выбрал спонтанно по принципу «пусть будет здесь» и поставил точку, оставив беднягу-читателя в полном недоумении с вопросом «что это было?». Это даже не открытый финал, это его отсутствие.

Резюме – книга написана очень сильно по исполнению, но для тех, кто любит поломать мозг и не боится таки сломать его окончательно.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман «Синдром отторжения» состоит из двух сюжетных линий. В первой — главный герой, полностью дезориентированный, приходит в себя в непонятном помещении и не помнит, что с ним произошло. Вторая сюжетная линия – герой учится в институте, мечтая управлять космическим кораблём, встречает первую любовь. Автор лишь вскользь упоминает о возможных проблемах с нейроинтерфейсом.

Сразу понравился авторский стиль повествования. Роман читается очень легко. Правда, вначале я была несколько разочарована сюжетом. Все-таки научную фантастику я представляю несколько иначе. И, хотя формально роман относится к этому жанру, но здесь все же больше психологии. Автор полностью погружает нас в чувства и мысли главного героя. Я не против этого и очень люблю социально-психологическую фантастику, но сначала это меня сбило.

Автор исследует проблему влияния памяти, воспоминаний на формирование личности и самоощущения. В романе много мечтаний и желаний главного героя, благодаря чему герой кажется столь близким тебе человеком, что невозможно ему не сопереживать.

Две временные линии в романе – очень интересный прием, благодаря которому с нетерпением ждешь последнюю страницу книги, чтобы узнать причину произошедших событий с главным героем. Но в романе «Синдром отторжения» все тайны так и остаются с читателем, оставляя ему лишь открытый финал. Говоря про концовку романа, вспоминаются слова одного из персонажей истории: «Вы можете выбрать любую дверь, любой выход – и ваш выбор всегда будет правильный».

Роман захватывающий и увлекательный. Но скорее он понравится любителям психологических триллеров, а не научной фантастики.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что сказать… Это твёрдая эн-эф, выполненная в нарочито реалистичной манере. Свойственна она скорее исповедальной прозе, нежели фантастике. Уже поэтому текст обращает на себя внимание. С первых же страниц интригует необычная подача глав – от сотой до первой. Читая роман, всё время не покидает навязчивое и потому малость неуютное ощущение, будто держишь в руках не книгу, а коробку из-под обуви, в которой тикает. Не только расстановка глав, но и сам нарратив выстроен в форме некого метафизического отсчёта. «Роман-отсчёт», так бы я его охарактеризовал. На первом уровне время отсчитывают главы, на втором, исподнем, – повествование: две сюжетные кривые медленно, но неумолимо движутся с противоположных сторон в одну точку, где им суждено пересечься. Приём, конечно, далеко не новаторский, но он всё ещё работает: бросать чтение не тянет. Хочется непременно узнать, что случится в первой (т. е. финальной) главе, когда истекут последние секунды этого действа. Интуитивно ждёшь оглушительного бабаха, который поставит всё с ног на голову, обнулит все смыслы и разом создаст новые. Лично я такого в финале, увы, не углядел. И это огорчает… Хотя, с другой стороны, с носом он тоже не оставляет. Остаются мысли – лихорадочные, горячие, досадные, живые. Вполне допускаю, именно этого автор и добивался. Пуркуа, собственно, па?

7

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В «Синдроме отторжения» Василия Воронкова есть межпланетные перелеты в рамках Солнечной системы и война с венерианскими сепаратистами. Но ближайший аналог этого романа — не «Ложная слепота» Уоттса или «Пространство» Кори, а скорее «Лотерея» Приста, история человека, потерявшего свое истинное «я» среди нескольких равноценных версий.

История разворачивается в двух временных промежутках. В прошлом главный герой (человек довольно неуравновешенный и местами неприятный – но это «не баг, а фича») поступает в технологический институт, влюбляется, много переживает и в конце концов получает работу в космосе. В настоящем он, после аварии на космическом корабле, приходит в себя то ли в тюрьме, то ли в очень странной клинике и пытается понять, что с ним произошло. Вот только во время аварии герой находился в контакте с нейроинтерфейсом корабля – а значит, его восприятие действительности может оказаться нарушенным, а воспоминания – ложными.

Автора интересуют в первую очередь психология персонажей и их повседневная жизнь, поэтому фантастические элементы романа оказываются либо нарочито приземленными, либо фрагментарными и условными, прописанными лишь в той мере, в которой это нужно для выстраиваемой автором конструкции. Это совсем не плохо (пожалуй, миру нужно больше книг, где космические полеты описаны не как что-то захватывающее, а как утомительная и болезненная рутина), однако чрезмерное внимание к деталям порой играет против автора – так, первая половина книги движется медленно даже для психологического романа и порой начинает ходить кругами.

Если говорить о недостатках, то книге не помешало бы внимание хорошего, злого редактора, который вычистил бы все лишние, неверно употребленные и повторяющиеся слова и конструкции (скажем, чрезмерно любимое автором определение «химический»). Невычитанность изрядно вредит роману, отвлекая внимание от в целом любопытного и нетипичного для современной русскоязычной фантастики замысла.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Две планеты в жестоком конфликте. Угроза уничтожения человечества в братоубийственной войне. Как выжить в таких условиях фантастического будущего? Да, в романе много переживаний главного героя, но мне он особенно понравился представленными декорациями, которые занимательно разглядывать — что там, на межпланетных трассах творится? кто и чьи угоняет космические корабли? и как? и зачем? А вдруг это все иллюзии главного героя, и роман совсем не про Большую любовь, а про что-то другое, про нечто ускользающее, но неимоверно важное? Стоит прочесть, чтобы задать себе такие вопросы.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В аннотации было написано:триллер на грани фантастики. Да, элементы фантастики есть: будущее, правда безрадостное — похоже с безработицей для выпускников вузов; космические корабли в околосолнечном пространстве. Ну, пожалуй, и все из области фантастики. Есть еще и собственный новояз — соцветие, вместо сети; суарез вместо смартфона...

А так роман можно было бы назвать «Из жизни студента ...цатого века» — студента, Лидоозабоченного с бутылкой пива в руке. Перегруженность пустыми диалогами, иногда забавные обороты, типа «языки черного пламени». Хорошо, что читал электронный вариант, а не купил рекламируемую книгу. Продолжаю только ломать голову — если автор сказал «А», то очевидно забыл сказать «Б» для финала. Или сам устал от своей бесконечной эпопеи на кровати, обтянутой целлофаном?

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень даже неплохо, хотя, под конец мне показалось, что основной линии слишком много. Может быть, просто устал. Но финал вытянул книгу, хоть он и открытый. Жизнь персонажа внутри неопровергаемой теории... выбирайте любую, все могут быть неправдой.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх