Валерий Алексеев «Прекрасная второгодница»
- Жанры/поджанры: Реализм | Любовный роман
- Общие характеристики: Семейно-бытовое | Психологическое | Социальное | С ярко выраженной любовной линией
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Повесть о первой любви.
Игорь ежедневно занимается с Соней-второгодницей и ждет брата из-за границы. Соня, в которую он влюблен, считает почему-то, что приезд брата помешает их отношениям. Оказывается, многое действительно изменилось...
Впервые: Алексеев В. Прекрасная второгодница: Повесть. — Юность, 1983, № 2.
Входит в:
— сборник «Прекрасная второгодница», 1983 г.
— журнал «Юность 1983'02», 1983 г.
— сборник «Повести», 1989 г.
— антологию «Школьные годы. Повести. Выпуск 3», 1990 г.
— антологию «Из-за девчонки», 2013 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 71
Активный словарный запас: средний (2840 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 44%, что немного выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
prouste, 2 октября 2024 г.
приятная зарисовка развитого подростка, которого бросила принцесса, а вскоре бросит и принц ( брат Костя). Подросток тянется к другому берегу от несимпатичной ему семьи, а оказался на середине реки — для принцессы понятен и простоват, а близкие просты ему ( и тоже переживают, что он отдалился). Лаконично изложено, определенно лучше чем проза тогдашнего корифея подростковой прозы Алексина.
arey951, 3 августа 2019 г.
Приятная с эстетической стороны повесть. Автор умело работает с текстом, зарождая в голове читателя до боли знакомые образы неприметного уюта нашей бытовой жизни. Психология персонажей, на мой взгляд, тоже передана удачно. Каждая реплика не в бровь, а в глаз разит кусочком характера героя и его исключительным видением ситуации.
Однако за всей этой красотой диалогов и русской повседневности бытия чувствуется некая пустота. Словно бы автор и сам не знал, для чего он это начал и чем должен был это закончить. После прочтения сложилось ощущение того, будто я просто посмотрел на красивую картинку, чей образ вылетит из головы через несколько дней
Groucho Marx, 2 сентября 2015 г.
Одна из лучших советских повестей для подростков и взрослых. Тонкая психологически, строго выверенная сюжетно, на уровне, я бы сказал Сомерсета Моэма. Пессимистическая и даже, пожалуй, на грани сарказма — чего стоит одна деталь: девочка сожалеет, что не поддалась приставаниям педофила, потому что он, может быть, предоставил бы ей «какой-то шанс». Да и приключение было бы интересное...
Это повесть о распаде любви и смене эпохи. Старший брат героя, буквально отдавший свою жизнь людям, с ужасом понимает, что его подвиг не нужен. А главный герой с не меньшим ужасом сознает, что его влюблённость в очаровательную и подлую девочку, это просто животная тяга, инстинктивная реакция на запах, и никакой возвышенности, никакой романтики в такой любви нет.
Gynny, 14 ноября 2013 г.
Небольшая повесть о взаимоотношениях отцов и детей, старших и младших братьев и, конечно, о первой любви.
Главный герой — девятиклассник (в переводе на сегодняшние школьные реалии — десятиклассник) Игорь — из разряда правильных зануд. Причем и правильность, и занудство у него на грани невротизма, что показывают буквально первые строки повести:
«Был он из породы аккуратистов: шагу не сделает по квартире в уличной обуви, ни до чего не дотронется дома, не вымыв после улицы рук.»
В то же время и у него, и у его старшего брата (приезд которого из загранкомандировки в вымышленную азиатскую страну нарушает сложившиеся за время отсутствия в Москве Константина взаимоотношения героев) эта правильность не наносная, не фальшивая — для «создания лица», а идет от самой их натуры.
И вот такой юноша влюбился в «неправильную» девушку. Неправильную не из-за того, что она старше его на год и не жаждет хорошо учиться, что она второгодница — плохая компания для будущего медалиста из семьи медалистов, а из-за ее постоянной психологической игры, которую такому — как Игорь — человеку трудно, порой невозможно понять, из-за ее неприятия всех окружающих, включая добряка-отчима, негативизма в отношении к Москве и москвичам, которых она меряет одной мерой — «ловкачи», обошедшие приехавшую провинциалку самим фактом рождения в столице.
В общем — еще одна замечательная история от автора.
Ghost of smile, 4 февраля 2017 г.
«Прекрасный» срез эпохи — история без начала и конца.
В анамнезе — чудесно прописанные герои, достоверные события и совершенно надуманная ситуация.
Да и сама история — без логического финала. Вот придет Игорь завтра в школу, и что? Соня от него отсела, а что потом?
Советская такая проза: а что потом — не важно. Тянется-тянется, и бах — половина повести — события одного вечера.
Знавал я таких «Сонь», к слову, тоже в 10м классе. Итог всегда один — торговать в лавке.
Интересно, сколько она уже была влюблена в Костю, видя в нем перспективу, и держа Игоря на запасном аэродроме?
Сложилось ощущение, что автор и сам не решил, что будет дальше. Такие Сони очень любят одумываться через 2-3 дня, знаем, плавали.
Написано замечательно, вкусно, но в порожняк. Для тех, кому очень хочется понастальгировать по советскому прошлому. Конец неправдоподобен. Книгу оставлять дома не буду.