Джон Харт «Безмолвие»
Десять лет назад жизнь Джонни Мерримона бесповоротно изменилась. Раскрыв тайну серийного убийцы, терроризировавшего округу, он стал национальной знаменитостью. Однако Джонни не хочет славы. Больше всего ему по душе уединение в Пустоши, на земле своих предков, которой они владели более двухсот лет. Здесь, в этом безмолвии, он обретает особую силу. Единственная его связь с внешним миром – старый друг Джек. Частенько он заходит в гости к Джонни в сердце заповедного леса. Однако его пугают и это место, и та сила, которая вселяется в друга. Джек чует: в этом безмолвии притаилось что-то по-настоящему жуткое. И если он не спасет Джонни, его не спасет ничто…
Входит в:
— цикл «Джонни Мэрримон»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 3 января 2024 г.
«Безмолвие» – продолжение романа Джона Харта «Последний ребенок». На мой взгляд, первая книга была вполне законченным произведением, но тем не менее, почитать о приключениях повзрослевших героев было интересно. Да и без прочтения предыдущего романа некоторые отсылки будут не совсем понятны. Если «Последнего ребенка» можно было отнести к детективному жанру, то «Безмолвие» – классический мистический триллер. По стилю написания Джон Харт во многом напоминает мне Стивена Кинга. Точно также в романах Харта мистика вторична, а на первых ролях именно люди, оказавшиеся в необычных условиях. Это как нельзя лучше раскрывает их характеры.
С событий «Последнего ребенка» проходит несколько лет. Главным героев является Джонни Мерримон, перекочевавший из первого романа. После гибели сестры-близнеца юноша замкнулся и отгородился от всего мира. Даже с близкими родственниками он общается лишь по необходимости. У него лишь один настоящий друг с детства – Джек Кросс. Джонни – очень необычный молодой человек. Он живёт в небольшой самодельной хижине на болоте своим собственным трудом и по большей части оторван от цивилизации. Единственной его ценностью является Пустошь – огромный участок земли, доставшийся ему в наследство. Со временем он начинает чувствовать свое родство с этой землёй. Связь эта по-настоящему мистическая. Например, он чувствует всё, что происходит на Пустоши даже за много километров. В городе же он эту связь теряет, что доставляет изрядный дискомфорт. Население родного городка не очень-то стремится к общению с Джонни, хотя он и стал своего рода легендой после событий первого романа. Во снах юноша видит прошлое, но не понимает происхождения всех этих кошмаров.
Вторым важным героем романа становится Джек. Их дружба с Джонни началась в раннем детстве. Джек имеет физический дефект, недоразвитую руку, из-за чего в детстве терпел немало унижений – увы дети жестоки. Лишь Джонни поддерживал друга, из-за чего Джек чувствует некое чувство долга. Сейчас юноша начинающий, но перспективный адвокат, которого впереди ждёт светлое будущее. В сложной ситуации он поддерживает друга, помогая отстаивать права на Пустошь. Со временем он все меньше начинает понимать Джонни, но даже это не может разрушить их дружбу.
Основная проблема Джонни в том, что на его землю находятся новые претенденты. Во-первых, это безумно богатый мультимиллионер, желающий приспособить Пустошь под собственные охотничьи угодья. Во-вторых, это представительница рода, когда-то проживавшего на этой территории. Дело в том, что Джон Мерримон, предок Джонни и богатый землевладелец, когда-то подарил часть своих земель своему бывшему рабу. По договору Пустошь передавалась по наследству мужчинам из этого рода, и со смертью последнего возвращалась во владения Мерримонов. Только вот девушка, потомок рабов, собирается оспорить право Джонни в суде, а денег на долгие тяжбы у молодого отшельника нет.
Самой главной изюминкой романа является Пустошь. Это страшное и мистическое место отпугивает местных. Только Джонни чувствует себя здесь как дома. На протяжении веков здесь бесследно пропадают люди, а те, кому все же удалось спастись, проводят остаток жизни в психиатрической клинике. Это болото будто бы живёт своей жизнью: меняется даже его география, и случайные путники не могут покинуть проклятое место. Однако к Джонни Пустошь благосклонна, пару раз даже залечивала его раны. Объяснения этому у Джонни нет, и он просто принимает этот факт. Своей мрачной атмосферой и негостеприимностью Пустошь напоминает мне лес из романа Адама Нэвилла «Ритуал».
Из ярких персонажей хотелось бы отметить так же отчима Джонни – Клайд Хант. Он остаётся на стороне приёмного сына, даже когда весь мир против него. А вот мать играет в сюжете маленькую роль, оставаясь по большей части статистом, как и в первом романе.
Сюжет мне понравился. В нем тесно переплетено прошлое и настоящее. Ужасные поступки, совершенные столетия назад, эхом отзываются и по сей день. Интересно показана африканская темная магия, которую привезли на американскую землю несчастные рабы. Когда на Пустоши совершается жестокое убийство, подозрение падает на Джонни. Почему? Он там живёт, и к тому же не похож на других. А непохожих общество не любит. Это ли не повод повесить всё на странного паренька, даже при отсутствии доказательств?
Роман имеет довольно внушительный объем, и темп повествования местами провисает. Язык повествования несколько тяжеловесен, но, на мой взгляд, это лишь создаёт нужную для триллера атмосферу.
Итог: «Безмолвие» – отличный мистический триллер, написанный в духе Стивена Кинга. Мне он понравился своей мрачной атмосферой и умелым переплетением сюжетных линий. Лучше читать роман после знакомства с «Последним ребенком», но и как самостоятельное произведение он весьма хорош.
Ouroboros_8, 13 декабря 2021 г.
? ֍ МАГИЯ БЕЗМОЛВИЯ, или ПОСЛЕДНЯЯ ЦЕНА ֍ ?
ЦИТАТЫ:
«У тебя на первом месте Хаш Арбор, всегда».
(Джон Харт. «Безмолвие». 2018)
«… он точно, как то, что на руке у него пять пальцев, знал, что в мире есть и тень, и глубина, что зло реально и у него есть лицо».
(Джон Харт. «Безмолвие». 2018)
Просто так «в леса» не уходят… Жизнь, как ураган, сносит с места и уносит… иногда – в лес. А если ещё при этом огромная территория с её ландшафтами: рекой, горами, болотами, Пустошью принадлежит тебе по праву наследования?.. А если есть ещё ЧТО-ТО?..
Второй том дилогии «Джонни Мерримон» Джона Харта называется «Безмолвие» (The Hush, 2018). Читатель, знакомый со смышлёным парнишкой Джонни по первой книге – «Последний ребёнок» (The Last Child, 2009), встречает его живущим в лесу, повзрослевшим на 10 лет – «вдали от шума городского».
Многообещающее начало. Дикий лес со множеством животных – охотничьи угодья. Необъяснимое, опасное НЕЧТО, живущее в лесу. Тайны прошлого. Мистический ужас …
Новая книга – новые персонажи, а также изменившиеся прежние герои: Джонни Мерримон, его мать – Кэтрин Мерримон; Клайд Лафайет Хант, ставший отцом для Джонни; единственный друг – Джек Кросс; Трентон Мур – патологоанатом ... Изменилась и сама концепция произведения. Десять лет ни для кого не прошли незамеченными, в том числе и для автора – Джона Харта.
С первых же страниц романа читатель встречается с отчимом Джонни – Клайдом Хантом – копом, которому сейчас в районе 50-ти. То, что они сойдутся с матерью Джонни – Кэтрин было ясно в конце первой книги. И друг детства – Джек Кросс, только-только ставший адвокатом, тоже встречает читателя на пороге книги…
Мистика … Чертовщина … И даже не страх, но ужас проникают под кожу уже с первых страниц романа. Снова вспоминается первая книга: там же, вроде, не было ничего такого – мистического. Вроде… Или было?..
Северная Каролина (США). Хаш Арбор, где с 1853 года жили освобожденные рабы и их потомки, – история округа Рейвен и история семьи Мерримон. Ливай Фримантл – история висельников … «Не человек, а призрак» – говорится о нём в первой книге. Казалось, метафорически ... Пришлось вернуться к первому роману и внимательно перечитать всё, что о нём писал вначале Джон Харт.
Ливай Фримантл – последний мужчина семейства Фримантлов, к роду которого относятся и Мерримоны. Это ему по наследству принадлежали шесть тысяч акров (24 км2) земли со всеми лесами, рекой, ручейками, болотами и болотцами, холмами и холмиками, и огромной Пустошью. Отсюда начинаются события нового романа: по завещанию наследовать эту землю должен Джонни, но находятся ещё «претенденты» урвать этот кусок ландшафта, в общем-то, бесполезный… Так уж и бесполезный?..
Джонни в конце первого романа предстаёт вовсе не счастливым, спокойным победителем в смертельной схватке с маньяком-психопатом, насиловавшим и убивавшем молоденьких девочек. Его искромсанное ножом убийцы тело – это наименьшие потери, которые он принял. Неизмеримо больший вред подростку нанесли психические травмы, полученные в ходе той злополучной истории. Телесные раны заживут. Можно ли вылечить душу?
Идея второй книги – «Безмолвие» – показать искорёженную душу человека, для которого так и не наступил «хэппи энд». Кажется, что только сила земли, природы врачуют его незаживающие раны: телесные и психические. Только в лесу он дома: здесь ему хорошо.
Но за всё, как известно, следует платить…Такой уж наш насквозь меркантильный век! Платят рано или поздно практически все персонажи романа. Больше всех достаётся главному герою – Джонни. За что он готов заплатить и от чего отказаться? Какой окажется последняя цена?
Дальше последуют совершенно невероятные события: историческое фэнтези – экскурсы в XVIII век: колонизация, рабовладение, чёрная африканская магия…
Роман набирает новые, неожиданные обороты! Воистину креативное смешение жанров. Если первый том – психологическая детективная история с элементами триллера, то второй – историческое, приключенческое фэнтези с элементами мистической прозы. Удивительно. Но оторваться было невозможно: целый день был посвящён только книге. Забыв обо всём на свете, читала и слушала аудиокнигу.
Важнейшей темой в «Безмолвии» является – дружба. Джек Кросс – не менее главный герой, чем Джонни Мерримон. Тема дружбы с детства пронизывает весь роман глубоко и основательно.
Но особенно удалась, на мой взгляд, мистическая тема. Такая шикарная получилась сказка с реальными сновидениями, болотом с его невероятным НЕЧТО и волшебным, магическим камнем…
И всё-таки, почему автор так поступил со смешением жанров? Может быть Джон Харт, возвращая своих главных героев (Джонни и Кри) в прошлое на два века назад, наделяя сверхъестественной силой НЕЧТО хотел показать важную роль переплетения событий и личностей исторического Прошлого в Настоящем и Будущем? И Ливай Фримантл («жуткий гоблин») из первой книги также служит этой цели …
Роман очень интересный. Есть чем занять ум не только в ходе чтения, но и после прочтения.