Дэвид Духовны «Мисс Подземка»
Эмер — обычная жительница Нью-Йорка, по городу она перемещается на метро, покупает мороженое в лавочке на углу, преподает первоклашкам, но хотела бы стать писательницей. А еще у нее есть любимый мужчина, его зовут Кон. Но путь, которым она движется, — единственный ли жизненный путь? Дэвид Духовны, вдохновляясь древнеирландской легендой о герое Кухулине и его возлюбленной Эмер, населяет свой причудливый и жутковатый роман самыми разнообразными знаменитостями из мифологических пантеонов со всего света. «Мисс Подземка» — головокружительное любовное приключение в параллельных пространствах и временах, где Эмер предстоит сразиться с силами природными и сверхъестественными и отыскать собственный голос, личную силу и судьбу. Сказка о любви утраченной и обретенной, «Мисс Подземка» — еще и пылкое любовное послание неподражаемому Нью-Йорку.
- /языки:
- русский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (2)
- /перевод:
- Ш. Мартынова (1), А. Руденко (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Shab13, 5 июня 2023 г.
Наверное, только ленивый не сравнил еще «Мисс Подземку» Духовны с «Американскими богами» Геймана. И правда, в основе обеих книг лежит схожая идея о богах, привезенных в Америку первопоселенцами и эмигрантами. Но разница между романами есть и весьма существенная. Гейман рисует гигантское полотно современных США, пытаясь максимально показать читателю самих богов (старых и новых) и их современную жизнь. Он проводит читателя по закоулкам страны – от больших городов, до заброшенных луна-парков. Духовны делает по-другому, его «Мисс Подземка» — локальная история, произошедшая в Нью-Йорке, и больше смахивающая на ретеллинг легенды о Кухулине и Эмер. Ретеллинги нынче в моде…
Итак, знакомьтесь. Эмер Ганвейл, 41 год, учительница младших классов. Кухулин Констанс по кличке Кон, примерно того же возраста, амбициозный писатель, автор книги о верованиях и бога, привезенных в Америку, написать которую ему помогала Эмер. И у них любовь. Не дикая страсть, а нечто больше похожее на теплое и мягкое одеяло. Одной странной ночью Эмер получает возможность спасти своего бойфренда, правда ценой своей любви и памяти о Кухулине. Утром Эмер просыпается, словно ничего не случилось, лишь смутно припоминая странный сон. Эмер одна, никакого Кона в ее жизни не было.
Условно роман можно разделить на две части – повседневная жизнь Эмер и мистические «движения», если можно их так назвать.
Первая получилась отлично. Ми следим за жизнью простой Нью-Йоркской учительницы. Она одинока, у нее умирает страдающий деменцией отец, а работа в школе больше похожа на поход через минное поле – нельзя случайно сказать лишнего, или заронить какую-то другую, не прописанную в школьном статуте, идею в детские умы. Эмер любит читать, опасается извращенцев в метро, коим часто пользуется, а ее лучшая подруга-лесбиянка работает школьным психологом.
А вот мистическая часть подкачала. Эмер время от времени стыкается со странностями, но их смело можно опустить и роман ничего не потеряет. Единственная запоминающаяся сцена – оргия стариков в водоеме Центрального Парка, с последующим кормлением появившегося дракона китайской едой. Эпизод больше похож на горячечный сон, чем и прекрасен. В свою очередь финал, который откидывает реализм и немного здравый смысл, скучен и неинтересен, мотивы богов, как водится, мелочны, а любовная любовь обходит одного за другим всех защитников и делает тачдаун.
Персонажи, кроме самой Эмер и ее директора Сидни, не запоминаются. Некоторые из них введены чисто ради отсылки на какого-то очередного бога. Сам любовный интерес Эмер, Кон, любовным интересом и есть – больше ничего примечательного.
«Мисс Подземка» — переосмысление классического мифа о любви, написанное для миллениалов. Мистический роман в атмосферном Нью-Йорке, который бы только выиграл, отбрось он мистику. А так… Средненько.
Дизель78, 18 октября 2021 г.
Мисс подземка Дэвида Духовного, того самого Малдера из X-Files, теперь его личный роман,... глаз утром как то упал на полку, на Дэвида Духовного, и чёт думаю дай возьму тебя, давно ждёшь, и вот уже на 63 странице, не оторваться, что-то в нем есть, мастерски не отпускает, и тут на сцену выпадает Сид, тот самый аля лепрекон, кельтский божок, изображённый на облоге в одежде петрушки, ох, и я проглотил книжку целиком за ночь, а утром понял, книга оказывается про богов, забытых, привезенных людьми с других континентов эмигрантами в прошлом, привезенными их культурой и забытыми в Америке, тк там другая уже культура, реалити шоу, реклама, американская мечта,... вот эти божки периодически и напоминают о себе, с которыми встретилась героиня Эмер,... очень рад что эта книга имеется в моей коллекции, я обязательно прочту её снова!
majj-s, 27 мая 2021 г.
Малдер, Американские боги, политкорректность. И любовь
Встретиться с ним не получается,
Звезды не ездят в метро.
А вот и нет. В нью-йоркском сабвее ездят иногда не только звезды (как иначе он мог бы написать свою дивную метро-книгу?) но даже и боги. И у всех получается там встретиться. Ну, у всех, кто по-настоящему этого хочет. Сомнений в писательском таланте Дэвида Духовны у меня не было. Несколько лет назад прочла его «Святую корову», обидно, что не написала отзыва, потому что теперь помню только, как хохотала до слез и общее впечатление — ну какой же он умничка!
Да и как ему, выпускнику Принстона, аспиранту Йеля и без пяти минут доктору философии не быть умным? Угу, иллюстрация к поговорке «Талантливый человек талантлив во всем». Это к тому, что не надо кривить лица и высказываться в духе «каждый нынче метит в писатели, всякая кухарка мнит себя способной управлять государством», он не всякий. Итак, она звалась Эмер. Какое странное имя. На самом деле, нет, хотя признаю, звучат ирландские на наш, обкатанный англоязычием слух, непривычно.
Но это первое поколение эмигрантов старательно приводило имена и внешность к общему знаменателю, следующим можно себе позволить и о корнях вспомнить. Ее парня, кстати, тоже зовут Констанс Кухулин (кто немного знаком с мифологией Изумрудного острова, поймет), хотя в обыденной и деловой жизни он предпочитает зваться Коном. Ну, какая уж там деловая. Есть этот непростой интеллектоемкий проект, которому он посвятил себя всего.
Развернутое исследование на тему культурной апроприации в сфере идеологии и теологии, которое могло бы стать революционным, не напиши Нил Гейман полутора десятком лет раньше своих «Американских богов». Да, у Кона не то же самое, а кроме того, похоже, в их реальности романа Геймана не существует (почему нет, миров множество и некоторые из них отличаются от нашего лишь деталями?) А значит, проект Кона, если заинтересовать инвесторов, может оказаться золотоносной жилой примерно того уровня интенсивности, какой стали для геймана «Боги»: слава, статус, деньги.
Не то, чтобы Эмер верила в возможность такого сказочного развития событий, но она верит в своего мужчину. И потому, в свободное от преподавания в школе св.Маргариты и репетиторства с детками богачей (а как вы думали, деньги-то с неба не падают) время, еще и помогает любимому в его исследованиях. Где найти такую женщину? На самом деле, таких незаметных подвижниц много, но это все лирика, а реальность, похоже, готовит Эмер не вполне приятный сюрприз.
На очередной безнадежной презентации Конова проекта появляются солидные люди среди них дивной красоты афроамериканка и продолжить вечер предполагается в модном пафосном и жутко дорогом месте, куда Эмер не приглашают — упс. Да она и сама не хотела — угу, угу. А в третьем часу ночи, разбуженная звонком в дверь, девушка видит перед собой не загулявшего пьяного вдрызг бойфренда, но маленького человечка в ливрее привратника, который представляется сидом — да-да, тем, из ирландского фольклора, объясняя ей, что спасти любимого Эмер может лишь отказавшись от него.
Стерев все воспоминания о нем из памяти. Отдав его прекрасной чернокожей женщине по имени Ананси (салют, мистер Нанси), которая на самом деле богиня-паучиха, но это вы уже и сами поняли. И начинается для Эмер другая реальность, в которой не приходится так ломаться на двух работах и можно уделять больше внимания отцу в альцгеймере, и осуществить мечту о собственной книге, на которую, в общем, и теперь не хватает времени. А жизнь пуста и безвидна, как земля до начала времен.
Пока в метро, буквально под землей, она не сталкивается с этим парнем. Такое чувство, что видела его во сне. Или они были знакомы когда-то, в одной из прошлых жизней. Это безумие? Нет, история о платоновых половинках, которые найдут друг друга и притянутся, даже вопреки воле богов. И о том, что скромная учительница начальных классов, которая вынуждена выслушивать обвинения в неполиткорректности за то, что угостила учеников арбузом (арбуз, оказывается, имеет расистскую коннотацию)) — о том, что, вынужденная биться за свое счастье, может стать повелительницей подземного царства.
Восхитительная книга. Умная, тонкая, забавная, грустная. В одно время легкая и исполненная глубокого смысла (многих смыслов). В переводе Шаши Мартыновой, которой как-то удается совместить это ощущение головокружительной легкости с приземленностью, интеллектуальности с простотой, даже грубостью. Я много хороших книг «от ума» читаю, но когда встречается такая, как эта — и уму, и сердцу
vbredu, 3 мая 2019 г.
Совру, если скажу, что не ждал издания этой книги на русском, так как предыдущий роман Д. Духовны мне понравился. Но с «Мисс Подземкой» не всё так однозначно.
Главная героиня, Эмер, работающая учителем начальных классов, ежедневно ездит на метро, и эта часть её жизни проходит в раздумьях о... многом. Именно в подземке в голову приходят самые необычные мысли и просыпаются непривычные чувства. В размеренной жизни Эмер наступают перемены, предвестниками которых становятся странно реалистичные сны, будто воспоминания о небывалом прошлом... или всё же произошедшем?
Мы становимся не просто свидетелями обыденной реальности незамужней жительницы Нью-Йорка, но также и невероятных событий, связанных с вмешательством мифических существ, и погружаемся в новый мир, не имеющий привычных границ.
Как и в предыдущем романе («Брыки fucking Дент»), автор с первых страниц заваливает нас терминами, именами и названиями, знакомыми по большей части только жителям США, но постепенно втягиваешься и привыкаешь к этой особенности.
Роман пропитан атмосферой Нью-Йорка — это сможет ощутить каждый, и даже те, кто никогда там не был (я в их числе). Нечто вроде оды мегаполису, звучащей на протяжении всей книги фоном, а читатель вместе с главной героиней переживает принятие судьбоносных решений и сталкивается с демонами и магией в локациях урбана. Думаю, картина интересная и насыщенная.
Конечно, этот роман не только о Нью-Йорке, он настолько же и о любви и о взаимоотношениях простых людей со всеми их эмоциями и равнодушием. И волшебством, которое становится реальным. Может быть, иногда действительно стоит поверить?
Мне, если честно, предыдущая работа Д. Духовны понравилась больше, но это исключительно дело вкуса. Поэтому и отзыв несколько невнятный. Но удовольствие от чтения я получил — это бесспорно. И могу посоветовать книгу всем, кто хочет прочесть интересную городскую, а если быть точнее, то нью-йоркскую, сказку, в которой есть и светлые, и ироничные, и даже немного мрачные моменты.
Пушистая, 17 июля 2019 г.
По факту это, конешно, «Американские боги» прицельно для ньюйоркских интеллектуалок с неамериканскими предками. Но если не обобщать, то это просто ровный гул от подъезжающего метропоезда, убаюкивающий, но время от времени пропускающий в мозг то «С богами Африки. Мы пришли охотно, а их заставили», то «Не хочу я быть знаменитой, у меня под это наряда нет.», то «... однако в этом городе еврей — не религия, а культура.» И как-то в этом муторном дурмане из головы совсем вылетает что история то про вечную любовь.
Или про отношение ДД к писательству, хорошо выводимое из фразы из посвящения: Однажды я оставлю тебя, но пока нет, не сейчас.