Абрахам Меррит «Семь шагов к Сатане»
- Жанры/поджанры: Детектив
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Тёмный властелин
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«Семь следов на пути к Сатане» («Seven Footprints to Satan») начал публиковаться в «Argosy All-Story» от 2 июля и финишировал в номере от 1 августа 1927 года. Это был напряженный детектив, почти триллер. Исследователь и авантюрист Джеймс Киркхем (кстати, прямой литературный предшественник Индианы Джонса) оказывается в сетях таинственного заговора. Он становится пленником странного человека, который, кажется, обладает практически неограниченным богатством и беспредельной властью. Этот человек называет себя Сатана. Он – гений, чей интеллект сравним с интеллектом величайших ученых. Сатана предлагает Киркхему сыграть с ним в игру, ставкой Киркхема в которой, в зависимости от исхода, будет его жизнь или свобода, а ставкой Сатаны – место для Киркема рядом с ним, тайным правителем мира...
Входит в:
— журнал «Fantastic Novels Magazine January 1949», 1949 г.
Экранизации:
— «Семь ступеней к Сатане» / «Seven Footprints to Satan» 1929, США, реж. Беньямин Кристенсен
- /языки:
- русский (12), английский (5)
- /тип:
- книги (14), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Д. Арсеньев (7), А. Грузберг (2), Н. Иванова (1), В. Новиков (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 20 декабря 2024 г.
Ад ¬– это особняк недалеко от Нью-Йорка, он же музей, лабиринт и камера пыток. Вместо договора с дьяволом хитроумная игра,
Это всё-таки не фантастический и не мистический роман – он криминальный. Увлекательный. Герою приходится несладко, но по нуарной традиции есть и девушка, ради которой стоит рискнуть, и верный друг, и человек на той стороне, которого можно перевербовать. План, как водится в авантюрных историях,
Читать было интересно. Мысль, что герой всё-таки победит, витала, но как именно, было неясно до самого конца. Приключения его внутри организации Сатаны вполне можно назвать непредсказуемыми – автор ломал планы героя, менял их, ставил его в тупик. То, что автор показывал, было всегда необычно,
Самое удачное в романе – образ антагониста, Сатаны. Он выдался очень внушительным. Одно из ощущений, что держит весь роман в напряжении, это сомнение в том, человек ли он из плоти и крови; легкий, скользящий страх, что он и впрямь может оказаться обладателем каких-то сверхъестественных сил. И сделано это очень тонко и мастерски. Блестящий криминальный ум, внушительный, монументальный, запоминающиеся черты, размах желаний и планов (кстати сказать, соблазны Сатаны для героя, это соблазны красоты и искусства, а не грубые соблазны власти или разврата) – внушает более тонкий и действенный трепет, чем если бы автор открыто намекнул, на его нечеловеческое происхождение, или, наоборот опроверг его. За одну эту тонкую игру, мастерство в создании внушительного злодея, Мерриту стоит сказать большое спасибо, многое на этом держится. Да и сама приключенческая сторона тоже, по-моему, хороша.
Darth_Veter, 13 июня 2024 г.
Частный археолог Джеймс Киркхэм попадает в сети весьма изобретательного авантюриста, умеющего предугадывать дальнейшее развитие событий. Точнее, он их не предугадывает, а подстраивает под заранее заготовленный сценарий. Со стороны это выглядит вполне естественно, так что никаких подозрений у окружающих не вызывает. Создается даже впечатление, что авантюрист обладает неким мистическим качеством предвидеть будущее. Имя его под стать его способностям: окружающие уверены, что их хозяин — самый настоящий «повелитель Тьмы» Сатана...
Нет, это вовсе не «Ребенок Розмари«! Ибо фантастичными способности Сатаны кажутся только поначалу, в самой завязке романа. А потом у героя возникает сильное подозрение, что роль властелина Хаоса талантливо исполняет очередной авантюрист, умело манипулирующий человеческой психологией. К примеру, он детально просчитывает все возможные варианты развития событий, чтобы направить их в требуемое русло. В сцене «вербовки» Киркхэма это видно очень хорошо: что бы герой не предпринял в ответ на действия мошенника, он тут же натыкается на его противодействие, которое делает из него если не дурака, то уж точно шута горохового. Как победить человека, который практически всё предусмотрел заранее? Только единственным образом — внедрившись в созданную им организацию (точнее, масонскую ложу), чтобы развалить ее изнутри. Именно так герой романа и поступает: делает вид, что смиряется с неизбежным, а на самом деле разрабатывает аналогичный по сути «встречный» план, имеющий целью дискредитировать самого авантюриста. Коса находит на камень, что, собственно, и составляет основную часть сюжетной интриги. Вторая ее часть связана с личностью самого Сатаны — является ли он на самом деле тем, кем себя называет, или это просто умелая подделка? Перед тем, как действовать, Киркхэму нужно четко знать, кем является его противник — чтобы выработать адекватные методы противодействия. Этому посвящена вся основная часть произведения. На мой взгляд, она менее интересна, чем завязка и концовка, т.к. содержит очень много философии и утомительных диалогов, но очень мало активных действий. Чтобы читатель на начал зевать, автор вставляет в повествование интригующую сцену с «отпечатками ног Будды», которая поначалу отдает мистикой или даже волшебством. И тем самым поддерживает rennomee ее организатора, лишний раз убеждая читателя в его могуществе. Казалось бы, он действительно непобедим. А на самом деле такая демонстрация являет из себя слабое место имиджа Сатаны, который легко уничтожить, внимательно изучив место указанного священнодействия. Тут спрятан небольшой «рояль» (имя ему — наркотик), мешающий приспешникам Сатаны разрушить план Киркхэма. Зато финал у романа получился отменный! Ибо коса действительно нашла на камень и запланированный триумф Сатаны быстро превращается в его фиаско. Сама концовка намеренно сделана неясной, чтобы вызвать у читателя определенные сомнения в исходе данной истории и сделать возможным ее последующее продолжение.
В общем, читатель так до самого конца и не поймет, кем же на самом деле являлся антагонист героя романа — умелым мошенником или настоящим исчадием Тьмы. Возможно, этого и не требовалось. Главным в сюжете является не сам факт существования Реального Зла, а методов противодействия ему. Если человек убежден в своей правоте, он должен победить любого противника. В независимости от того, как тот себя величает.
------------
РЕЗЮМЕ: история о том, как авантюрист-археолог сумел одержать победу над другим авантюристом, называвшим себя Сатаной. Наверное, именно этим сюжетом вдохновлялся и сам Джордж Лукас, создавая сценарии к своей знаменитой трилогии об Индиане Джонсе.
xdma, 29 октября 2019 г.
Этот роман, написанный около 100 лет назад и сегодня читается с интересом.
Сюжет — ныне уже классически. Ужасающий злодей, практически — монстр, невероятно умный и моментами даже обаятельный, умело манипулируя людьми, добивается невероятного могущества. Его манипуляции основаны на доскональном знании человеческой психологии и своим дьявольским жестокости и коварстве. Для усиления эффекта он создаёт вокруг себя ореол мистического ужаса и называет себя Сатаной. Главный герой, от имени которого идёт повествование — специалист по древним ценностям и авантюрист, попадает в поле зрения этого злодея и с помощью сложной комбинации становится его пленником. Сюжет прямолинейно ведёт главного героя через сложнейшие испытания и безумные приключения, он пересекается с различными, весьма своеобразными людьми, естественно, находит свою любовь и участвует в победе над злодеем. Финальная сцена убивает наповал своей глуповатостью и сильно портит впечатление о романе. И всё же несмотря на простоту и шаблонность сюжета, частому отсутствию объяснений и мотиваций происходящего, множеству откровенно наивных моментов и ляпов, роман очень атмосферный и читается на одном дыхании.
Bibliofeel_77, 1 июня 2019 г.
Учитывая срок давности, книга заслуживает внимания. Для своего времени (да и в принципе для 20 века) роман весьма ценен и крут. Современный читатель вполне способен отыскать в сюжете слабые стороны — например природу некоторых событий и явлений автор не объясняет, а логического объяснения сам не находишь.
Если говорить поверхностно, то это история о человеке, который жаждет приключений, против своей воли оказывается в замке загадочного незнакомца скрывающего своё лицо под маской, чья власть и богатство столь велики, что могут показаться нереальными. Он предлагает главному герою сыграть в игру, в которой определится, с чем тот останется — свобода и несметные богатства, или же долгое (а возможно и пожизненное) служение хозяину, который зовёт себя Сатаной. Здесь также фигурируют девушка, в которую безмерно влюблён гл. герой; один из слуг Сатаны, который оказывается давним знакомым героя и всячески помогает ему разгадать весь этот таинственный заговор; гигантский замок с загадочной планировкой и множеством дверей, которые похожи на потайные ходы.
Фирменным приёмом в данной книге являются концовки глав. Подбираясь к последним строчкам очередной главы автор весьма умело сводит всё к тому, чтобы читатель не откладывал чтение на потом, а сразу приступил к следующей главе из-за нетерпения узнать что же там будет дальше. Т. е. это как современные сериалы — каждая серия заканчивается на таком месте, что ты уже не имеешь права пропустить следующую серию. Концовка олицетворяет классические сцены из приключенческих фильмов 50-60-х годов про влюблённые парочки, которые ввязываются в авантюрные события.
Есть в этой истории полунамёки на мистику, и даже ужасы. Но всё-таки это детектив, но весьма нестандартный.
Если вы не искушённый читатель, то данный роман вас определённо затянет.
Илориан, 6 мая 2014 г.
Любопытная вещица. Ну ведь ничего особенного: предельно простой сюжет, на каждом сюжетном шаге автор зачем-то подсказывает читателю каким будет следующий ход, над страхами героя (особенно в связи с зеркальной комнатой) стоит ехидненько похихикать. Но с первых же страниц книга «сцапывает» читателя и потом уж ты почти пропал для мира, пока не дочитаешь.
Один из не многих случаев, когда стилистически бедный язык представил произведение в более выгодном свете: здесь нет ничего лишнего — ни заунывных философских рассуждений, ни пресных описаний природы, ни детально прописаных сцен героических баталий между плохими и хорошими. Лишь голые факты. Ничего лишнего. Может из-за этого подобная простенькая книжонка до самого финала держит в напряжении.
Хотя книга и не лишена странностей. Например, высказывание автора о том, что полные люди более склонны делать подлости, чем худые. Хм...
А вот ещё: все мужчины, приглашённые в замок, чьи фамилии упоминаются (кроме Баркера, но он не в счёт, т.к. его не приглашали — он пришёл сам) имеют фамилии на букву «К»: Киркхем, Кобхем, Картрайт, Консардайн. Аж путаешься при прочтении кто есть кто. К чему это «какание»(ой! извините!)? Мистический клуб «К»? Ну автору, правда, видней...
Serge_777, 11 декабря 2017 г.
После «Корабля Иштар» (произведения, включённого издательством Северо-Запад в один том С «Семью ступенями...», читая который мне всё время хотелось сделать скидку автору за год написания и публикации, как «Одному из первопроходцев жанра Фэнтези», второй роман неожиданно порадовал. Изящно вплетена в сюжет легенда древних времён, приключенческий сюжет достаточно динамичен и главное — читать интересно. Мистический «Суперзлодей», вершащий судьбы людей по придуманным им самим правилам, выглядит вполне на уровне при всей моей антипатии к подобного типа персонажам. Не Фэнтези (несмотря на обложку) — но всё равно любопытное и цельное произведение, с которым вполне можно ознакомиться
vvmonahov, 8 февраля 2016 г.
Как уже отмечалось, главный отрицательный герой романа, называющий себя Сатаной, очень напоминает Фантомаса из знаменитого фильма — такой же зловещий, с таким же изощрённым злым разумом. Точнее, конечно, это Фантомас напоминает данного героя.
Про положительного героя также было сказано, что это предтеча Индианы Джонса. Но я ощутил ещё одну явно выраженную аналогию: создаётся впечатление, что мы наблюдаем похождения доктора Ватсона, которые проходят без его кумира, Шерлока Холмса. Главному положительному герою, Киркхему, явно недостаёт аналитических способностей Шерлока Холмса, и поэтому он совершает отважные, но не всегда адекватные действия. Логика его действий очень напоминает то, как поступал доктор Ватсон. Он отважно борется с Сатаной, аналогом профессора Мориарти, и даже побеждает — но очень неубедительно. По логике книги Киркхем должен был бы почти проиграть, если бы автор ему не подыграл, и в последний момент должен был бы появиться Шерлок Холмс, спасти Киркхема-Ватсона и одержать победу над Сатаной-Мориарти с помощью интеллекта, а не доставаемой автором в конце книги обоймы роялей.
Так что несмотря на очень высокий уровень первой половины романа из-за упомянутой недоработки сюжета и смазанной концовки ставлю 7 баллов (8 баллов и выше я ставлю шедеврам).
milanas2, 10 ноября 2015 г.
После «Корабля Иштар» с его высокопарностью в слоге, этот роман Меррита читается легко и просто. Интрига держит, язык понятен даже подростками. Вот он какой, предтеча Индианы Джонса. Наивно немного, но в стиле того времени. А сейчас как ностальгия по эпохе «Фабрики грез». Да классно же, что!
gato loco, 18 июня 2012 г.
Имя Абрахама Меррита с детства связано с романом «Дьявольские куклы мадам Мэндилипп», и все последующие прочитанные книги кажутся мне слабее по ощущениям. Хотя наверняка это только потому, что такая литература жанрово в детстве производит гораздо более сильное впечатление... Вот и роман «Семь ступеней к Сатане» тоже не стал исключением: читается с интересом, эффект погружения в процесс присутствует, но все же постоянно кажется, что чего-то не хватает. Дело даже не в малом количестве мистики, свойственной остальным произведениям Меррита, дело в самом языке автора, каком-то слишком простом (хотя вот, к примеру, у Роберта Блоха это не кажется минусом), и мне кажется, что это не недочет переводчика, мне попадались работы автора в оригинале. Да и все вещи, печатающиеся в журналах с продолжением, изначально лишены некой целостности. Но несмотря на все это, роман все-таки хорош и желателен к прочтению любителям всего таинственного и опасного с добрым налетом эдакой наивности 30-х годов прошлого века.
perftoran, 15 октября 2010 г.
Лет в тринадцать я стал сильно увлекаться романами ужасов, читал почти все книги данного жанра, которые оказывались у меня в руках. Однажды мне на глаза попался роман с названием, которое не могло меня не заинтересовать, исходя из моих тогдашних предпочтений, назывался он «Семь шагов к Сатане». И, хотя, книга не оказалась страшным ужастиком, мне все равно она понравилась.
И вот теперь я перечитал эту книгу. Впечатления сейчас, конечно, не столь яркие, даже, учитывая, что весь сюжет романа уже «выветрился» из памяти. Однако книга довольно увлекательна: немного мистики в начале, немного авантюрных приключений главного героя в середине книги, разоблачение главного злодея и победа над ним в конце. В нем (то бишь в конце) главный герой получает девушку и небольшую часть от богатства главного злодея, не успевшего кануть вместе с ним в Лету. С одной стороны простая схема для любого приключенческого романа современности, но, с другой стороны, Меррит очень грамотно соединил все эти ингредиенты, да еще и «добавил изюму», замечательную находку — игру со ступенями к богатству, игру светлыми и темными следами, определяющими дальнейшую судьбу, попавшего в сети Сатаны «счастливчика».
Сатана, надо сказать, получился очень колоритным персонажем: хитрым, циничным, властным человеком. На его фоне главный положительный герой книги Джеймс Киркхем, кажется более простым и не столь интересным персонажем. Остальные же герои книги скорее помогают двигаться сюжету вперед, к безусловной победе добра над злом.
Итог: «Семь шагов к Сатане» — хороший авантюрно-приключенческий, который даже сейчас способен удивить, несмотря на то, что с момента его написания прошло 83 года.
Kedens, 17 октября 2009 г.
Потрясающая книга! Я, будучи студентом ВГИКа — мечтаю экранизировать это произведение. Существует малоизвестный вариант фильма 1931 года, но там абсолютно ничего общего с этим шедевром. Вплоть до имен! Вообще Абрахам Меррит — один из моих любимых фантастов. Несмотря на то, что я читал это произведение в знаменитой «желтой fantasy» от Северо-Запада
ot vinta, 19 июля 2009 г.
Роман читается на одном дыхании. Отличный интригующий сюжет и атмосфера романа делают его весьма интересным. Образ сатаны в человеческом обличии, созданный Мерритом, заставляет призадуматься: может сатана в человеческом обличии среди людей и из своего неведомого логова повелевает миром.
Uldemir, 16 октября 2007 г.
Очень удивился, увидев этот роман Меррита в запылившемся стареньком сборнике детективов. И пусть детективами я не увлекаюсь, Меррита решил все же почитать из ностальгических воспоминаний о дилогии о докторе Лоуелле. Ведь на ура читал подростком!
Впечатления о «Сатанинских играх» таковы: добротный приключенческий боевик образца начала XX века. Интригующее начало, живенький сюжет, налет мистики, постепенно сходящий на нет. И зря Меррит убил им же созданную легенду и перевел роман из категории фантастических в обычный боевик! Ведь все так многообещающе начиналось! А национальность Сатаны и пара вскользь брошенных упоминаний о продажных большевиках? Позабавило.
Итог: провести вечер-другой за «Играми» вполне можно. Такое ненапрягающее и не обязывающее к глубоким размышлениям чтение получается...
Вертер де Гёте, 2 сентября 2007 г.
Сатана напоминает Фантомаса-такое же желание безграничной власти,обладания всем самым ценным в мире,такое же циничное использование других,такой же орел тайны вокруг персоны.Книга захватывает-динамичное,интригующее начало,ближе к концу,правда,напряжение заметно спадает.Но общие впечатления хорошие (даже несмотря на некоторую наивность).
Lost, 15 июня 2007 г.
Захватывающе поначалу, и разочаровывает в конце, когда с тановится ясно , что никакие мистические силы не принимали участие в процессе.