Симона Сент-Джеймс «Сломанные девочки»
Айдлуайлд-холл всегда был мрачным местом. В 1950-е в нем находилась школа-интернат для проблемных девчонок — смутьянок, незаконнорожденных, с отклонениями в развитии. Поговаривали, что в нем живет привидение, и местные жители предпочитали обходить его стороной. Интернат закрыли после таинственного исчезновения воспитанницы, одной из четырех близких подруг.
Спустя почти полвека недалеко от заброшенного здания нашли тело девушки. В ее убийстве был обвинен и впоследствии осужден парень, с которым она встречалась. Еще через двадцать лет страшная находка во время работ по реконструкции Айдлуайлд-холла связывает эти два трагических случая и ведет к жутким тайнам еще более далекого прошлого.
Номинации на премии:
номинант |
Список рекомендованного чтения от Американской библиотечной ассоциации / Reference & User Services Association - The Reading List, 2019 // Детектив |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Селеста, 2 декабря 2023 г.
Книга без определённого жанра.
Перед нами две временные линии, идущие параллельно друг другу и сходящиеся ближе к концу: школа-интернат пятидесятых годов прошлого столетия, в которую ссылали трудных девочек-подростков и в которой бесследно исчезла одна из учениц, и десятые нашего века. Сорокалетняя журналистка потихоньку сходит с ума из-за старшей сестры, которую лет двадцать назад убили и бросили возле той самой школы-интерната. На фоне застарелого ПТСР, которое даже не пытается проработать, она ввязывается в расследование далёкого прошлого.
Так почему же это книга неопределённого жанра? Авторесса пыталась напихать в неё одновременно и мистики, и детектива, и триллера, и психологической драмы, но ничего из этого не довела до ума. Мистика в книге есть — вполне чёткая и явная, без типичных для жанра игр: то ли потусторонние явления, то ли галлюцинации. Призрака школы видят все, и это круто. Мне уже набили оскомину сюжетные ходы, свойственные огромному количеству мистической литературы: есть призрак, но является он только герою, а все вокруг ему не верят и считают тронутым. Этого штампа авторесса избежала. Но вот что не круто, так это бессмысленность линии призрака. На протяжении всего повествования Мэри Хэнд (так зовут призрака) бродит по территории школы, пугает всех, являя им самые страшные пережитые в жизни кошмары, нагнетается тревога и предчувствие предстоящего ужаса, мол, ни в коем случае не впускайте её, а то будет плохо! И это заканчивается... ничем. Призрак абсолютно ни на что не повлиял. Он никого не убил, никому не помог, ничему не помешал, никуда не вошёл. Героиня просто нашла в документах, где похоронено тело Мэри Хэнд и поспособствовала её перезахоронению. Всё. Призрак был нужен авторессе только для того, чтобы запутать читателя и заставить его думать, будто и сестру героини, и исчезнувшую в пятидесятые девочку убил именно он. Дешёвый ход, обесценивающий всю книгу.
Далее детективный жанр. Для меня детективом является только то произведение, в котором есть возможность догадаться о личности преступника и, подключив фантазию, самостоятельно сложить картину событий. Если личность преступника появляется только в конце, это не детектив. В «Сломанных девочках» это и произошло — убийца ученицы школы-интерната выпрыгивает на читателя ближе к концу как чёрт из табакерки. Но мало того, всё преступление — это высосанная из пальца история, построенная на невероятных совпадениях. Ну а что до детективной линии нашего времени, то она была бессмысленной точно так же, как наличие в книге призрака. Героиня двадцать лет варится в переживаниях из-за сестры, гадает, правильного ли человека посадили, нагнетает атмосферу сомнениями и намёками на то, что настоящий преступник, быть может, до сих пор на свободе, но всё это оказывается пшиком.
Психологическая драма вышла странной. С одной стороны, авторесса хорошо показала, к чему приводит безразличие власть имущих. Но с другой, то тут, то там недожала. Спекуляция на теме Холокоста очень кривая. Обозначь авторесса её парой штрихов для дополнения характера одной из героинь, это выглядело бы нормально. Но она решила пойти дальше и выстроить на этой теме всю сюжетную линию, что выглядело неестественно и попросту глупо. Драмы всех героинь пятидесятых раскрыты хорошо, но мне не хватило страниц: авторесса слишком много времени уделила драме героини-журналистки, которая всё равно нивелируется плохой детективной веткой, хотя могла лучше раскрыть школу-интернат и тем самым позволить книге дотянуть до триллера напряжением. А по итогу она просто рассказала историю каждой девочки, показала мимолётно их дружбу, и на этом всё оборвалось.
С персонажами тоже всё не очень хорошо. Девочки пятидесятых довольно интересные и яркие, но, как я говорила выше, им не хватило времени для более детального раскрытия, ну а их финальная глава смотрится совсем уж сказочно: одна из героинь решила выйти замуж за богатого брата подруги, чтобы таким образом обеспечить будущее и ей, и себе, и третьей девочке, а заодно и в далёком будущем выкупить школу-интернат, чтобы попытаться на её территории найти тело пропавшей ученицы. Сказочность в том, что героиня РЕШИЛА — и всё получилось. Помахала декольте перед братом подруги и за секунду покорила его. Возможно, авторесса думает, что женщине, и даже девочке-подростку, достаточно захотеть, чтобы влюбить в себя любого мужчину, но это так не работает. Гораздо реалистичнее всё выглядело бы, обрати брат на героиню внимание сам, а она бы уж решилась на брак из своего холодного расчёта.
Героиня — плохой и глупый журналист. Она так старательно ведёт расследование, что постоянно игнорирует звонки одного из своих информаторов, упёрто лелеет свою боль, в которую вцепилась и с которой не хочет ничего делать, чем портит жизнь и себе, и окружающим. Её бойфренд — картонка, то весь из себя такой понимающий, то хамящий и посылающий свою партнёршу, у которой проблема с психикой и которой нужна помощь. При том, что он ещё до начала отношений знал, кто она такая: что она журналист, что у неё погибла сестра, что она на этой сестре болезненно зациклена. Тут уж или помогай и поддерживай, или разрывай отношения и не сношай мозг ни себе, ни ей. А он вёл себя, как козёл, и мне страшно хотелось, чтобы героиня его наконец-то бросила. Но этого не случилось, авторесса предпочла его обелить, сделать пушистым и вручить обратно героине.
Книга интересная, увлекательная, легко читается. И она хороша в моменте — оставляет после себя чувство удовлетворения, но только до тех пор, пока не начинаешь её обдумывать и рассуждать. Тут-то весь сюжет и все поступки героев сыпятся. В книге нет логики, нет последовательности, нет глубины. Авторесса сама испортила своё произведение глупостями, пустыми линиями и сюжетными роялями, без которых легко можно было обойтись. Семь шагов Мэри Хэнд из десяти.
Elena, 25 ноября 2021 г.
Мой комментарий по поводу книги Симоны Сент-Джеймс «Сломанные девочки». Сама книга посредственная, с явным подражанием Кингу и Кунцу, но не это главное. Автор, рассказывая о концлагере, с нескрываемым неприятием говорит о Красной Армии и советских солдатах. Эта узколобость понятна, их так воспитали. Мне не понятно зачем печатать автора, который даже не пытается объективно оценивать историю и еще получает за это деньги. Я прочла эту книгу после 13 летней девочки, которой я могу объяснить и рассказать о ВОВ, а что с другими?
Мое мнение: «писатель», который не уважает историю той страны о которой пишет, недостоин печататься в ней и издательство несёт моральную ответственность за это.
its_muffin_time, 7 декабря 2021 г.
1950 год. Школа-интернат, куда отправляют всех неугодных или проблемных для семьи девочек. Четыре девочки, которые становятся подругами в стенах школы, а их истории, из-за которых они попали в школу только еще больше скрепляют их дружбу, а поддержка подруг делает их сильнее. Но вот одна из подруг пропадает — дирекция школы и полицейские уверены, что девочка сбежала из школы с каким-то парнем. А вот девочки убеждены, что их подругу кто-то убил, а тело спрятали.
2014 год. Фиона — подрабатывает журналистом и пытается открыть правду о смерти своей сестры. Хоть убийца и сидит уже в тюрьме, девушка думает, что в этом деле не все так просто. Когда Фиона узнает, что школу Айдлуайлд-холл выкупили и хотят заново открыть, она решает взяться за написание статьи об этой школе, ведь именно на территории Айдлуайна нашли тело ее убитой сестры. Но при реконструкции работники обнаруживают труп в колодце, а сама Фиона видит странные надписи и слышит странные звуки в этом интернате. И тогда девушка решает во что бы то не стало докопаться до правды.
Начало было очень захватывающе! Две временные линии, трупы, истории о призраках, просто будоражили кровь. Готичная и мрачная атмосфера, скрипящий старинный дом, история о Мэри — что может быть прекрасней для осеннего чтения. В чем-то история прошлого мне понравилась гораздо больше, как-то она более живая что ли. Автор с легкостью вплетает в, казалось бы, типичный детектив призрака. Обычно в таких история на месте призрака всегда оказывается живой человек, но не в этой истории. Призрак тут настоящий и видят его многие. Но вот почему призрак ходила и намерено изображала из себя Пеннивайза осталось для меня не ясно. Конец почему-то мне не сильно понравился, он очень слабый. Автор по-глупому раскрывает злодея где-то в середине, может чуть позже. Зачем это было делать, вообще не ясно. Видимо на почве, что злодей думает, что его раскрыли, он начинает творить полную дичь и совершает громадные ошибки, которые и ведут к финалу. После намека на злодея стало совсем неинтересно читать, и концовка стала предсказуемой.
Неплохая книга, ее хотя бы стоит почитать из-за истории в 1950 году. Но не стоит ожидать от книги многого, если не хотите разочароваться.
Wolf94, 30 января 2020 г.
Она подождала еще секунду и добавила: «Мэри все знает». В оконное стекло что-то слабо скреблось.
Знаете, порой много и не нужно, что бы привлечь мое внимание, – школа-интернат, где учатся проблемные девочки, да еще и с собственным призраком, – все, книга автоматом покупается. Да, слабость перед такого рода мистикой, особенно, когда происходят убийства.
Сломанные девочки – это то, что доктор прописал. Незамысловатый мистический детектив, слегка потрепавший нервы. Во время чтения, были съедены все клюквенные хлебцы, да пара мандаринов. МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО! Те, кто давно меня знают, прекрасно понимают, что похвалы фиг кто дождется) Были и нарекания к сюжету, и отношения героини были ванильными, но... Айдлуайлд-холл приковал до последних страниц.
Две сюжетные линии. 1950 год. Айдлуайлд-холл –школа-интернат. Четыре подруги. Четыре разные истории. Общий, школьный, призрак. Одна пропавшая подруга. 2014 год. Фиона Шеридан – журналистка. Работает удаленно, никаких сенсационных статей не делает. Новость о том, что кто-то из богатеев приобрел Айдлуайлд-холл пробуждает интерес Фи. Это не сколько погоня за сенсацией, сколько способ приблизиться к месту, где двадцать лет назад было найдено тело Деб Шеридан – старшей сестры Фи.
Хотя мне и не нравилась Фиона, но полное внимание захватили события 1950-го года. Потрясающая дружба девочек!
Взять хотя бы Уинтроп. От нее были сплошные неприятности, и она на всех оказывала плохое влияние. Грин была достаточно милой, но все мы знали, что с ней случился срыв, и она несколько месяцев не могла говорить. Тихая, но с головой у нее было не все в порядке. Элсмер была хорошего происхождения, но семья ее не признавала, если вы понимаете о чем я. Она была довольно глупенькая. Не то что Соня.
Соня Галиппо пропала в начале декабря 1950 года. Родственников не было. Ее опустили проведать двоюродных дедушку и бабушку в Берлингтоне, а через день после приезда она ушла без разрешения –сбежала и села на автобус до Бэрронса. Но до места назначения она не добралась, и с тех пор ее никто не видел.
... Не спрашивайте про местного призрака – Мэри Хэнд. Так как читала ближе к ночи, а фантазия больная, то было жутковато. Особенно когда она шептала на ухо ⊙﹏⊙
Я получила истинное удовольствие от «Сломанных девочек». Даже цепляться не буду)
rezviy-homiak, 24 ноября 2020 г.
Айдлуайлд-холл — место для ненужных, «неудобных», «неправильных» девочек. Место для тех, кому нет места в реальном мире, кого хотят убрать подальше от себя родители, опекуны, родственники. Это место, где томятся девочки, которым не повезло родиться такими, какие они есть. Мрачное, темное, жестокое место, по которому бродит призрак, который знает о вас всё. Он способен показать самый жуткий ваш кошмар.
История движется в двух временных линиях.
2014 год.
Фиона — журналистка, которая 20 лет не может смириться со смертью своей сестры. Вся её жизнь так или иначе связана с этой трагедией. Все попытки разобраться приводят каждый раз к отчаянию и разочарованию.
1950 год.
В Айдлуайлд-холле живут четверо девочек. Они пытаются выжить в этом месте и не сойти с ума от того, что там происходит. Четверо девочек, которых это жуткое место связало на всю жизнь.
Две эти временные линии причудливым образом переплетаются, раскрывая тайны прошлого, давая ответы на вопросы, которые так долго терзали не одного человека.
Что любопытно. Пока я читала книгу, оторваться от неё было очень сложно. Сюжет захватывал, события сменяли одно другое, и хотелось как можно скорее добраться до разгадки. Но как только книга закончилась, оказалось очень сложно подобрать слова для того, чтобы описать, что же именно такого хорошего в этой истории, но я попробую.
Эта история захватывает. Тайны прошлого, призрак, детективное расследование, дружба и любовь — всё это тут есть и ни одного составляющего здесь не перебавлено. Автору удалось сохранить баланс между немного романтической историей, историей про призраков и детективом, не скатившись в любовный роман или низкосортный детектив. Конечно, если присматриваться, то можно заметить притянутые за уши моменты, которые в жизни бы не произошли, но мне не хочется. Потому что «Сломанные девочки» — отличная книга для того, чтобы расслабиться и отдохнуть, и чтобы подумать тоже.