Дэвид Зинделл «Сломанный бог»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Космоопера )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое | Религиозное (Религия, придуманная автором )
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
У легендарного пилота – Мэллори Рингесса – есть сын Данло, выросший в племени дикарей. Говорят, что сам Мэллори стал богом и дела людские его больше не интересуют, а вот Данло приходится очень нелегко, когда все его племя погибает от эпидемии. Мальчик вынужден приспосабливаться к жизни в цивилизованном мире, в котором нет места наивности, тем более, что Данло хочет поступить в Академию и стать пилотом…
Входит в:
— цикл «Реквием по Homo Sapiens»
Номинации на премии:
номинант |
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 1994 // Роман |
- /языки:
- русский (2), английский (2)
- /тип:
- книги (3), самиздат (1)
- /перевод:
- Н. Виленская (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
elya, 21 февраля 2016 г.
Все-таки такие монструозные по объему и замыслу книги хорошо раскрываются только при повторном чтении. Тогда, кроме сюжета, успеваешь не только по ходу переварить мозговзломные конструкции автора, но и худо-бедно уложить их системно у себя в голове.
Сюжет – классическое приобщение благородного дикаря к цивилизации. Юный Данло, приемный человеческий детеныш неандертальцев-деваки, потомков изменивших себя и вернувшихся к первобытному образу жизни людей в галактике далекого будущего, после трагической гибели всего племени едет в Невернесс – единственный современный город на планете, и попадает сразу с корабля на бал – к знаменитому Старому Отцу, инопланетянину-фраваши, обучающему людей мыслительному искусству. И здесь начинается основной сюжет второй книги, происходящий уже не в действиях, а в головах персонажей. Сталкиваются мировоззрение первобытное и «окультуренное», единственная и прямая правда, выработанная поколениями простых охотников и вечный поиск подходящей истины среди многих и многих. Житейская мудрость деваки проста: отношение к миру на равных, как его части, от природы можно брать только по необходимости. Под прямым взглядом «дикаря» облетает, как шелуха, то лишнее, громоздкое, слишком усложненное, налипшее на культуру. При чтении описания невернесских вечно ищущих то ли себя, то ли своей религии, невольно приходит ассоциация с современным обществом, с постоянным поиском лучшего: успеха, секса, впечатлений. Перебор духовных учений и религий, как примерка костюмов, мимолетные связи в страхе потерять свою «свободу».
Затем Данло поступает в школу пилотов, где он узнает, что его отец – Мэлори Рингесс, великий пилот, ставший богом, знакомится с его другом Бардо и с Хануманом — своим другом и антиподом. Эти события становятся знаковыми для всей его дальнейшей жизни. Особенно дружба с Хануманом, пути с которым расходятся еще в школе.
История Ханумана – это трансформация благородных стремлений к сумасшедшей жажде власти. Зинделл показывает, как вера превращается в культ, лишающий людей индивидуального пути. Хануман стремится стать богом, чтобы создать совершенный мир, но лучшие боги получаются из тех, кто не хотел ими стать.
История Данло – путь к гармонии и единству с миром. «Данло явился в мир, чтобы упорядочить хаос своего времени, но ему в отличие от Ханумана ли Тоша даже в голову не приходило, что вселенную можно преобразовать каким-то новым страшным образом.» Все просто, если жить с открытыми глазами и душой, преодолеть несвободу и недоверие к самому себе. Правда есть правда, память есть память, смерть есть смерть, жизнь – это все. Тупо, но верно, и не ново. Люди узнали это давно, еще до язычества. Но процесс познания по-прежнему интересен.
Книгу, по мере возможности, с удовольствием перечитаю, как щедрый сплав поэтического и философского размышления о будущем человечества.
Nilaus, 4 февраля 2015 г.
Роман по-своему плохой. Очень не понравились описания различных верований и философских идей, захвативших Невернесс и цивилизованные миры. Ужасно показаны преображение Ханумана ли Тоша, становление нового религиозно-философского учения — даунизма; слабое впечатление производит Старшая Эдда в видении Ханумана, и осознание того, что боги тоже ведут войны и постоянно любят друг друга. Книга психологически слабая, и это плохо.
К счастью, отличным роман я назвать не могу. Мне совершенно понятно, зачем было помещать в такую книгу так много анатомических подробностей. Некоторые выходки персонажей (особенно Бардо) иначе как дикими не назовешь. Зачем было их так подробно описывать? Плюс фантазии определенного сорта...
Книга оставляет противоречивое впечатление, но ради описания идей и отдельных очень слабых моментов можно открыть глаза на недостатки.
Сравнивать книги Зинделла с пшеком нельзя. Как ни крути, в философии пшек на голову выше.
Diom, 29 августа 2011 г.
Возможно, кого-то из читателей оттолкнет обилие замаскированных, а порой и явных «философствований» автора тесно вплетенных в повествование, но лично для меня это послужило той самой изюминкой, которой порой так не хватает у праздных писак, чьими произведениями завалены полки магазинов.
Серия безусловно на любителя, однако вряд ли кто-то станет отрицать, что она довольно уникальна.
Не побоюсь сказать, что мне очень повезло в свое время наткнуться на этого писателя.
ПС: комментирую всю серию, но эта книга наиболее полюбившаяся.
Dune, 6 марта 2008 г.
Вторая книга сериала, но я бы назвал её второй первой. Другие гл. герои, иная динамика повествования, более расширенное описание города Neverness и вообще цивилизации и социальных отношений.
Нет космоса, нет головокружительных приключений в обычном понимании. Здесь, как было сказано ранее другая динамика, заключающаяся в остроте социальных отношений.
К примеру, 1/4 всей книги посвящено общению ученика и учителя, т.е. филосовские размышления на разные темы. Мне это не показалось скучным.
Очень сильный (что большая редкость в НФ) психологизм, заключённый в ломке личности человека, его становлении как лидера жестокой секты. Чёткое описание уникальных характеров и взаимоотношений.
Зинделл, как циничный фантаст, описывает истинную жестокость к людям, основанную на изменении памяти, личности.
Роман заканчивается конфликтом. В отличие от 1-ой книги, которая была относительно закончена, «Сломанный бог» скорее вступление к великим событиям.
И я уверен, что прочитав продолжение не разочаруюсь, слишком многообещающее начало.
Роман можно сравнить с «Игрой Эндера», но более перенасыщен философией что-ли.
Думаю, что книга всё-таки на любителей, так вот им её и рекомендую.
Kalkin, 12 марта 2007 г.
Роман по-своему хороший. Очень понравились описания различных верований и философских идей, захвативших Невернесс и цивилизованные миры. Отлично показаны преображение Ханумана ли Тоша, становление нового религиозно-философского учения — рингизма; сильное впечатление производит Старшая Эдда в видении Ханумана, и осознание того, что боги тоже ведут войны и постоянно убивают друг друга. Книга психологически сильная, и это здорово.
К сожалению, отличным роман я назвать не могу. Мне совершенно непонятно, зачем было помещать в такую книгу так много анатомических подробностей. Некоторые выходки персонажей (особенно Бардо) иначе как дикими не назовешь. Зачем было их так подробно описывать? Плюс фантазии определенного сорта...
Книга оставляет противоречивое впечатление, но ради описания идей и отдельных очень сильных моментов можно закрыть глаза на недостатки.
Сравнивать книги Зинделла с Лемом нельзя. Как ни крути, в философии Лем на голову выше.
Vitality, 29 ноября 2006 г.
Если бы я прочел этот роман подростком, он мне, возможно, понравился бы (хотя после прочтения «Солярис» в 12 лет я как-то сразу стал разборчивым). Книжку можно было бы рекомендовать «для среднего и старшего школьного возраста», не будь она напичкана подробностями некоего анатомического характера и сомнительными сексуальными фантазиями. Купил, «купившись» на замечание «Философский трактат, замаскированный под художественное произведение, для любителей позднего Лема». Лем? Ничего себе компания для Зинделла! Это – для любителей поэтики в НФ: Урсула ЛГ итп.
gafiator, 17 января 2008 г.
По сравнению с первым романом цикла,в этом при меньшей географии места действия гораздо больше внимания уделяется психологизму повествования,бесконечным перипетиям взлетов и падений молодых героев,постоянной вибрации связки «любовь-ненависть» между ними.Все это происходит на фоне зарождения новой вселенской религии.Оценка чуть меньше ,т.к. обладая всеми признаками «чтения повышенной сложности» роман страдает отсутствием должного динамизма,который явно бы не помешал.
Viktorrr, 4 ноября 2007 г.
Самый скучный роман цикла и тем не менее я не могу поставить меньше девяти. Воспоминание Ханумана в конце просто убило меня, не могу передать словами. Зинделл, при всех своих недостатках просто плющит меня своей фантазией, просто подавляет. Сильнейшие, незабываемые впечатления. Неописуемо.
Бывший, 26 мая 2006 г.
Философский трактат, замаскированный под художественную литературу. Для любителей позднего Лема. В поступках и чувствах героев явно сквозит чувственность нетрадиционной сексуальной ориентации.
Ruddy, 19 декабря 2005 г.
Иного продолжения «Хранителя времени» я и не ждал.
Превосходный философский роман-притча, где есть все: любовь и ненависть, боль и радость, дружба и предательство, Жизнь и Смерть, Сломанный Бог и Бесконечность мира.
А музыка Бытия играет вечно.
Играет, играет и играет...
v_by, 10 ноября 2005 г.
Очень достойное продолжение «Хранителя«! Тут не такие масштабные события, все сводится к становлению нового учения — веры в могущество сознания, можно сказать. Автор прилежно вяжет полотно из взаимоисключающих философских идей, в результате получается узор из всех представлений и заблуждений человеческой расы за Бог знает сколько тысячелетий... Тем, кому интересны не только сражения, но и идеи, рекомендую.
Uldemir, 9 ноября 2005 г.
Достойное продолжение “Хранителя времени”. Что, правда, подкалывает, так это излишняя непосредственность главного героя, талантливого дикаря, столкнувшегося с цивилизацией. Удивительно, как редко ему доставалось по шапке…