Наталия Некрасова «Великая игра»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | «Классическое» фэнтези | Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Вторичный литературный мир
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Тёмный властелин | Становление/взросление героя | Бессмертие
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Любой
«...Девять же Саурон отдал людям — гордым и могущественным — и так заманил их в западню. Давным-давно попали они под власть Одного и стали Призраками Кольца, его самыми страшными слугами тенями в его Великой Тени...»
Кто-то знал этих людей очень близко и не подозревал, кем станет случайный знакомый или друг юности. Кто-то о них только слышал — легенды и предания не обошли вниманием их деяния. Для кого-то они были любимыми детьми, братьями, друзьями. В памяти одних они остались героями и благодетелями своих народов. Другие вообще забыли, что они когда-то были людьми. Но чаще их имена внушали панический ужас и союзникам, и врагам. В истории Средиземья они остались как Назгулы, Призраки Кольца, доверенные слуги Темного Властелина. Каждый из них заключил договор и отдал душу в обмен на... впрочем, у каждого Фауста есть свои причины на то чтобы заключить сделку с Мефистофелем. Среди них было мало корыстолюбцев. Чаще они руководствовались исключительно благими намерениями. Некоторые думали, что сумеют потягаться с древним нечеловеческим разумом и выиграть партию, последняя ставка в которой — посмертие. Однако в финале каждый из них обнаружил что проиграл Великую Игру.
Входит в:
— цикл «Средиземье Толкина. Свободные продолжения и вариации на тему» > Свободные продолжения и дополнения
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 634
Активный словарный запас: низкий (2499 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 53 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 34%, что близко к среднему (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
sergej210477, 25 июля 2016 г.
Из трёх книг Некрасовой «Чёрной книги Арды « , «Чёрной книги Арды 2» и этой — «Великая игра», последняя понравилась мне больше всех.
В ней есть самостоятельность, оригинальный сюжет. Две «Черные книги Арды» всего лишь пересказывают «Сильмариллион» Толкина, только перевернув его с ног на голову, и чёрное сделав белым. Самостоятельного сюжета там нет. Сплошные повторы и моральные терзания. Вместо действия — эмоции и бесконечные диалоги.
«Великая игра» — совсем другая книга. Хотя она и является продолжением двух первых, написан роман совсем в другом стиле и совершенно иным языком.
В книге рассказываются истории девяти назгулов. Вернее, не их истории , а то, как они стали призраками и получили от Саурона кольца.
Все истории разные, но каждая по своему интересная. И герои живые, и они действуют,а не только морализируют и ведут бесконечные беседы.
И Саурон тут уже похож на себя. Это не Гортхауэр из «Черных книг Арды» с его бесконечными причитаниями, самокопаниями и раскаяниями.
Правда, немного несостыковывается его отношение к Мелькору. В предидущих книгах падший Валар для Гортхауэра учитель- Тано, объект преклонения. А в великой игре для Саурона Моргот — всего лишь неудачник, он относится к нему с призрением.
Так что книга получилась динамичная, разнообразная и увлекательная.
В романе нет описания героев, когда они уже стали назгулами. Нет описания Воины Кольца, но это был бы уже другой роман. Жаль, нет продолжения. Книга могла тоже получиться бы интересной.
george1109, 22 декабря 2015 г.
Когда я в 2012-м году ставил на ФЛ оценку «Черной Книге Арды», впечатления помнились только самые общие. (Как-никак, читал ее за 12 лет до того). Праздник для поклонников Средиземья из известных, но переиначенных и дополненных сюжетов, разукрашенных яркими гирляндами красиво-заунывного (ладно, распевного))) слога. В то же время, для меня это был третий глобальный фанфик по миру Толкина, после Перумова и Еськова, и я его прочитал не жалуясь. Суммируя эти воспоминания, и выставил нейтральную оценку – «читабельно».
Недавно совершенно случайно узнал, что у Некрасовой есть, оказывается, еще одна книга из серии «не так все было…». Нашел. Долго смущал объем (отвык я от томов на 600 с лишним страниц, напечатанных далеко не самым масштабным кеглем), да и Профессорская вселенная, при безграничном уважении не только к отцу-основателю, но и ко многим продолжателям, мне уже не интересна. Но все-таки решился.
Если одним словом – сопли. Грубо? Но таковы первые, все последующие и даже замыкающие впечатления. Главные впечатления, если их формулировать одним словом.
Впрочем, не так все печально. Немного подробностей.
Очень плохо объясняемы автором причины поступков персонажей. Нет, конечно, не всех. Но судьбоносных и сюжетообразующих – почти всех.
Стандартны для всех без исключения действующих лиц пафосные эмоции: холодные мысли, жесткие раздумья, ненависть, страх, разочарование, сопливые (опять же) воспоминания.
Иногда, для контрапункта видимо, но с особым смаком употребляются словечки типа «срать» и «жопа». Типа – ничто мирское автору не чуждо, и не патетикой единой живет повествование.
Безусловно хорош, разве что Саурон. Да и сама идея книги заслуживает большого уважения. Ну, а то, что реализация не понравилась лично мне… Бывает. Итог такой же, как и за всё предыдущее – читабельно. Больше понравится юному слабому полу и представителям эскапистско-толкинистской тусовки.
Ну, и следуя традиции отзывов на этой странице))), выделю то, что мне понравилось больше. Истории №№ три, четыре и пять.
P. S. Отзыв написан сразу после прочтения. С полгодика, не меньше, назад. Но как-то канул в недрах файла, отведенного ФЛ. Сегодня перечитал, немного поправил. Самую малость смягчил))) Оценка, разумеется, осталась прежней.
ааа иии, 19 августа 2013 г.
Кесарю кесарево, слесарю слесарево, фанфику прежде всего фанатское.
В целом, справилась, зачет. Много добротного: нигилизм курсантов, архивы, секретарская линия, хороши морготовцы. Не очень «большая игра»: поля целиком не видно, ходы записаны лишь одной стороны. Но это право автора, как и особенности этой версии Юга и Востока.
С Кольцами худо. Эльфийское изделие даже не товарного вида. Ободок на палец, как в загсе. Власть Одного, из-за которой Девять стали опасны, управление — нет. Способность видеть насквозь? То, что их не носят постоянно? То, что магические кольца обязательно возвращаются в мир и прочие их свойства из рассказа Гэндальфа? По Толкину, делали Великие кольца в помощь носителям, а тут они все всё сами уже умеют. И по незримому миру ходить, и один против всех драться, и головой работать.
Назгулы: нуменорский военный, шаман кочевников, хирург, принц Харада, раб-ницшеанец, восточный провидец, говорящий с животными, секретный агент, астроном... Хорошо. А теперь, как это такие таланты потом не смогут узнать в Шире адрес Бэггинса?
Какой перевод не возьми, суть заклятия Саурона: «лишить их воли». Слуги Тени Некрасовой грызутся, интригуют, занимаются науками, ухаживают за животными и своей родиной средиземскими эпохами напролет... Один претензии Властелину в глаза выкатывает. Нет своей воли? Не заметно. Соблазн и ловушка колец в нудеже великого инквизитора, продай ему душу, да продай душу. А их от такой жизни ноги сами в Мордор несут... Но по Сильмариллиону: сначала Кольцо, потом могущество и лишь затем рабство. Договор — совсем другая теология.
Достоевщиной такого сорта J.R.R.T. не продолжить. Хотелось бы чего получше.
Лoki, 10 января 2012 г.
конечно эту книгу за границей не даст издать сын Толкина, который ревниво относится к своему званию «рупора Средиземье». и могу сказать только одно. Очень много потеряли западные читатели. Это интересная книга. Очень:pray:
Nog, 22 апреля 2009 г.
«Великая игра» оказалась заметно удачнее и профессиональнее по замыслу и воплощению, чем любая из двух частей «Чёрной книги Арды». В мире Толкиена столько загадок, что совсем не нужно ниспровергать его основы, чтоб написать книгу о какой-либо из них. Конечно, быстрой известности таким путём не приобрести, но это тоже одна из сторон действительно профессионального подхода.
Одной из таких загадок были и остаются назгулы, призраки-кольценосцы. Из книг Толкиена о них известно мало, да и то автор рассказывает лишь о том, кем они являются сейчас. Прошлое же этих бывших людей описано лишь одной-двумя общими фразами, так что гадать о нём можно до бесконечности. Наталья Некрасова предлагает одну из версий, имеющую ничуть не меньше прав на существование, чем любая другая.
«Великая игра» представляет собой девять практически самостоятельных историй, как бы объединённых записками некоего Секретаря, служившего в своё время первому назгулу. Записки эти изучает, кстати говоря, страж Галдор, тот самый, чью «Исповедь» предлагали читателю Некрасова и Васильева во второй части ЧКА. Но его появление, по правде говоря, показалось мне лишь своего рода реверансом в сторону поклонников, поскольку на сей раз Галдор всего лишь констатирует тот факт, что в истории кольценосцев по-прежнему много тайн, ибо записки Секретаря очень коротки, а прочесть этот роман целиком ему вряд ли когда-нибудь доведётся.
Но вернёмся к нашим назгулам. Их истории во многом, безусловно, уникальны, но в основе своей очень схожи друг с другом. Гордый полководец, мечтающий о славе и могуществе своей страны; сын вождя, неправедно лишённый наследства; гениальный врач, стремящийся к новым знаниям; внебрачный ребёнок, изгнанный из своего племени; безжалостный убийца, верящий исключительно в закон силы, и другие, совсем не похожие на них люди — все они очень разные, но финал для них одинаков. Более того, этот финал и автор, и читатели знают изначально, так что в любой истории можно заметить некую обречённость, тщательно замаскированную, но не исчезнувшую полностью. К сожалению, не все истории получились одинаково интересными и увлекательными; особенно хочется выделить рассказы о первом, третьем, пятом и восьмом назгулах. Не знаю, насколько это существенно, но получилось так, что эти лучшие, на мой взгляд, истории оказались непосредственно связаны с Нуменором (героями трех из них стали выходцы с этого острова, да и в оставшейся Нуменор играет не последнюю роль). Рассказы же об уроженцах других стран получились в целом уровнем пониже и менее проработанными.
Главным же минусом романа, помимо неодинакового уровня разных его частей, стало, на мой взгляд излишне вольное обращение автора с реалиями оригинального мира. Понятно, конечно, что написать девять рассказов в одинаковых декорациях было бы и странно, и сложно, однако введение таких элементов, как сложившиеся религиозные культы, всё же несколько противоречит первоисточнику. Однако, положа руку на сердце, различия эти довольно несущественны, и книгу как таковую, в общем-то, не портят. Поэтому роман вполне заслуживает прочтения любого поклонника жанра.
Kairan, 26 января 2010 г.
Мои впечатления после прочтения «Великой Игры».
Перед нами девять совершенно разных историй о людях, которые — по разным причинам — приняли кольца от Саурона и стали назгулами. Среди них — талантливый и властолюбивый военачальник, гениальный врач и изобретатель, предсказатель, следователь, повелитель зверей — общего у них только то, что все так или иначе попались на удочку Саурона.
Саурон в «Великой Игре» — уже не верный пес Мелькора, какого мы видели в ЧКА. Он в меру могущественный, в меру хитроумный, немножко — любитель театральных эффектов, эдакий Мефистофель Средиземья. Он гнет свою линию, а к остаткам наследия Учителя прибегает, только если это выгодно ему самому.
Что касается Мелькорова наследия — тот самый случай, когда Крылатый может открыть книгу и сказать, как Николай I после первого представления «Ревизора», «Всем досталось, а мне — больше всех». Во всяком случае, всякий раз, когда мы натыкаемся на остатки того, что пытался создать Великий Учитель — Аст-Ахэ №2 в истории Хонахта, или страшноватый рассказ Элвира о Земле-у-Моря, наш Возлюбивший Мир предстает не в самом лучшем свете, и зловеще правдивыми кажутся слова Эриона — тоже будущего назгула — прочитавшего «Черную Книгу».
Лучше всего получились истории 1-го (в будущем — Верховного), третьего , пятого и восьмого назгулов.
midgard, 29 августа 2008 г.
Великолепное, эпическое повествование! Давно мне не встречалось книг, вызывающих такое восхищение!
Труд сей довелось мне прочитать в комнате с белыми стенами, эти два дня никто меня не отвлекал, не дёргал и не мешал, потому мне выпала удача ознакомиться с романом не торопясь и вдумчиво. Два дня, скрашенных «Великой Игрой», миновали, и мне уже хочется приняться читать её снова. А вот такого желания я не испытывал со времён Толкиена, Ника Перумова и «Саги о Копье». И даже удивительно почувствовать его снова.
Удивительно философское, эпическое повествование, пронизанное тонкими, интересными диалогами, наполнено множеством живых персонажей, вырисованных невероятно подробно. Мотивация поступков каждого представлена очень доступно, а беседы героев читать просто увлекательно.
Занятна и сама форма романа — девять «игр», девять историй, рассказывающих о приходе девяти героев на службу к Саурианне и обретению ими колец, каждая история составлена из писем, документов, внутренних монологов героев и взгляда «со стороны», всё вместе же составляет единое целое, нерушимый монолит, усомниться в излишности даже самого маленького кирпичика, коротенького отрывка из письма, невозможно.
В пику тем толкиенистам, утверждающим, что это взгляд «с другой стороны», попытка «обелить» Врага и его слуг, могу сказать, что нет ни грана этого. «Великая Игра» рассказывает о последователе Мелькора (Моргота) майя Гортхауэре, и его слугах, назгулах, но никоим образом не переворачивает «с ног на голову» добро и зло, так чётко разграниченные Профессором и «правоверными» толкиенистами. В романе лишь показано, что враги — тоже люди, и что даже врагам свойственно человеческое. То есть фактически то, что люди знали всегда, но что в последние десятилетия было вытеснено официальной пропагандой, которой не оставалось ничего другого, чтобы заставить людей ненавидеть и воевать тогда, когда стимула воевать уже нет. И тезисы этой пропаганды настолько крепко вбиты в головы большинства (как видно, даже его неформальной части, к коей относятся толкиенисты), что проявляются даже в мелочах. Но я заявляю: в Средиземье я бы стал сторонником солнцеликого майя Саурианны, и с гордостью носил бы шевроны гвардии Мордора. Хм, а ведь и место назгула в конце Третьей Эпохи освободилось…
Да, враги тоже люди. И они могут действовать из добрых побуждений (так всегда и случается, представить врага, скорчившегося на троне и заходящегося безумным смехом после обращённой в пустоту фразы «Я всех их уничтожу и воцарится Зло!..» невозможно). И враги могут любить, и любят, чувствуют, переживают. И играют в снежки. И даже, по секрету скажу, в туалет ходят! И по большому, и по малому.
Книга эта встраивается в мир, созданный Профессором, намного лучше, чем книги Николая Даниловича, ибо произведения последнего носят подзаголовок «вольное продолжение», а роман Иллет не отклоняется от канона.
Остаётся только пожалеть, что роман такой короткий — всего 666 страниц, только на два дня и хватает. А я бы хотел продолжать читать его. Ну, хотя бы пару неделек!..
Остаётся только искать в магазинах другие две книги этой серии, «Исповедь Стража» и «Чёрную Книгу Арды».
hobbit2097, 6 ноября 2011 г.
После первого прочтения пару лет назад не произвела впечатления,может сейчас пойдет лучше,но насколько помню допущенно слишком много фривольностей.Я конечно понимаю,что информацию о кольценосцах приходится собирать по крупица,да и не только о них,а и о народах обитающих восточнее Мордора,поэтому салютую фантизии Натальи,но все же...
kkk72, 23 августа 2008 г.
Из всех произведений Некрасовой, связанных со Средиземьем Толкиена, этот роман — самый лучший. Собственно, в нем автор весьма успешно развивает одну из основных идей «Властелина колец» — всякая власть рано или поздно губит того, кто ею пользуется, даже если изначально человек пытался пользоваться властью исключительно в благих целях. Роман состоит из девяти слабо связанных между собой историй. Каждая из них повествует о человеке, получившем кольцо от Саурона. Кому-то оно было нужно, чтобы спасти свой народ в тяжелой войне, кому-то ради творчества, кому-то чтобы добиться успеха в любви. Но каждому из них пришлось заплатить свою цену за эти успехи. Несколько историй получились очень интересными, некоторые оказались послабее, но, в целом, роман хорош и может порадовать не только поклонников Толкиена. Рекомендую обратить внимание.
Veronika, 4 января 2008 г.
Очень довольна, что купила и прочла эту книгу. Девять историй, таких разных — но с одним и тем же финалом. Больше всего меня впечатлили 1-я, 2-я, и 8-я истории. 8-го назгула мне искренне жаль.