Игорь Чёрный, Валентин Леженда, Виктор Косенков «Врата дракона»
Входит в:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dobkachleo, 5 января 2013 г.
«Улыбка Будды»
Рецензия на «Врата дракона» Андрея Чернецова и Валентина Леженды
Вот и закончил фантастический цикл «Зов времён», участие в котором принимало сразу четверо авторов (Игорь Чёрный, Виктор Косенков, Юрий Бурносов, Валентин Леженда). Как часто и бывает, соавторство стало для историй о приключениях Бетси МакДугал как преимуществом, так и недостатком. С одной стороны, разноплановые герои и непохожие события, с другой — отличающиеся точки зрения на одну и ту же проблему, заставлявшие читателя скакать между ними. Впрочем, подводить итоги циклу я ещё успею.
Итак, теперь о «Вратах дракона». Действие переносится в коммунистический Китай и тесно переплетёно с историей императорской семьи. Однако авторам удалось удержаться на тонкой грани между этими диаметрально противоположными этапами существования крупного азиатского государства. Признаться честно, мифологическая подоплёка оказалась от меня далека, в отличие от древнегреческой («Святой остров») или даже древнеиндийской («Гималайский зигзаг»). Хотя надо отдать должное Андрею и Валентину: на китайских богов акцент не делается, хотя финальная глава без них бы наверняка сильно отличалась.
Ещё соавторам удались персонажи. В этот раз не такой эпичный размах, как ранее. Фигурируют в основном Бетси (куда без неё!), Сергей Черкасский, парочка «хунвейбинов»-гидов-агентов-бойцов-мастеров-продолжите-список и «личный убийца» русского. Собственно, окончательное введение оного как полноценного героя книги меня очень сильно порадовало. И если раньше я сомневался, кто же на самом деле выписывал наших соотечественников, то после того, как киллер себя назвал, я со всей очевидностью могу указать на Леженду.
Долго я думал, на кого же положит глаз любвеобильная блондинка в этот раз. Китайцев, при всём должном уважении, я сразу отбросил. Негоже крутить приличной баронессе арийского происхождения шашни с азиатами! Другое дело — с умным русским! Не знаю, но для меня это выглядело символично: нашла счастье (зная похождения девушки-археолога из предыдущих книг, можно сделать вывод, что всего лишь очередное) в лице человека из наших краёв! Если бы роман писали американцы или англичане, ничего подобного и быть не могло. А так выглядит даже приятно.
Жалко, что главные герои предыдущих двух книг — Адам и Фриц — почти не получили «роль» в заключительной части гексалогии. И вообще я не раз ловил себя на мысли, что герои цикла подозрительно напоминают высокооплачиваемых актёров, от желания которых зависит участие в том или ином продолжении.
Теперь об атмосфере. Лучше всего она, безусловно, передана в эпизодах, посвящённых мотелю «У лисицы». Что ни говори, но при чтении я даже подумывал назвать данную рецензию как-то вроде «Дело Скуби-Ду». Ведь действительно — как будто специально для этого говорящего и прожорливого пса и его команды выписывались кошмары с лисицами-оборотнями! Впрочем, есть ещё один прекрасный эпизод в книге: рассуждение о фильмах, где фигурирует Шаолинь. Не знаю, сколько там реальных названий, но обыгрываемое на протяжении главы «Кинг-Конг против Шаолиня» — явный стёб над тим-апквелом «Кинг-Конг против Годзиллы».
Ну, и пора замолвить слово за весь цикл. Не знаю, кто ставил в начале то ли всех, то ли доброй половины книг об «Индиане Джонс в юбке» надпись «Археологический роман-фантазия», но именно так они и запомнились мне. Всё время титулованной красавице приходится отправляться на поиски сомнительных артефактов, а «сакральная археология» загадочным образом «поставляет» ей местных богов, демонов и прочие потусторонние силы. А, и вечно появляется параллельная экспедиция, дабы или подставить девушку, или помочь ей. И обязательно в конце красивое сражение с относительным хэппи-эндом. Что ж, мне было не скучно, и, прощаясь с милыми персонажами, хочу поблагодарить всех авторов цикла за эти шесть книг.