Питер Акройд «Чаттертон»
Питер Акройд (род. в 1949) известен русскому читателю своими романами «Завещание Оскара Уайльда», «Дом доктора Ди», «Процесс Элизабет Кри». Прославился он и своими биографиями Блейка, Диккенса, Т.С.Элиота.
Роман «Чаттертон» (1987) тоже отсылает нас к биографиям реальных лиц — поэта-самоубийцы XVIII века Томаса Чаттертона, поэта викторианской эпохи Джорджа Мередита, причем линии их жизни переплетаются с вымышленной сюжетной линией Чарльза Вичвуда, поэта наших дней.
Акройд проецирует на три разные эпохи историю непризнанного и одинокого поэтического таланта, заставляя переплетаться судьбы своих персонажей, то и дело уснащая текст детективными поисками. Прежде всего, это погоня за утраченной стариной, но лейтмотивом этих поисков служит и постоянный вопрос: что есть реальность и вымысел, что есть истинное и ложное? В связи с этим часто всплывает тема плагиата в искусстве и тема фальсификации, т.е. «плагиата наоборот», когда художник приписывает собственное творение чужому гению. Возможно, не каждый согласится с теми выводами, которые делают герои романа.
Как этого и требует жанр псевдодетектива, читательские ожидания под конец обманываются, и всю книгу приходится переосмысливать заново, — но именно этого, должно быть, и добивался автор, явно избегающий окончательной расстановки точек над «i» и предлагающий каждому самостоятельно решать, где лежит истина…
Номинации на премии:
номинант |
Букеровская премия / The Booker Prize, 1987 |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Groucho Marx, 10 октября 2019 г.
«Чаттертон» — поразительно плохо написаный рыхлый роман, полностью состоящий из роялей в куста, с принципиальным осутствием мотивации в поведении персонажей, с постыдными кривляниями (Огурчик! Селёдочка! Горчичка!) и туманными рассуждениями ни о чём, написанный на интереснейший сюжет, который мог стать основой книги, вполне сравнимой с романами Умберто Эко ««Имя Розы» и «Маятник Фуко».
Увы, Акройду банально не хватило литературных способностей. Похоже, он просто бездарен, как романист. В самом деле, когда Акройд пишет нон-фикшн, он хорош по-настоящему, просто великолепен. Едва берётся за романный материал, как начинает выгляджеть напыщенным идиотом. В данной книге это хорошо заметно. Пока Акройд пишет собственно о Чаттертоне, это захватывающие страницы. Стоит ему перейти к современной части, как всё разваливается и начинает дико раздражать манерностью и нарочитостью, всеми этими одинокими пожилыми гомосексуалистами и художниками, страдающими неизлечиыми смертельными болезнями.
Если воспринимать «Чаттертон» не как роман, а как беллетризированную конспирологическую (ироническую) гипотезу — он крайне интересен, резок, ярок, оригинален. Во всех остальных аспектах «Чаттертон» ниже всякого уровня критики.
prouste, 27 марта 2011 г.
У Акройда с чувством юмора всегда было все в порядке — соответствующие страницы есть и в «Мильтоне» и в «Докторе Ди». В Чаттертоне он решил противопоставить художника( или нескольких — там и Чаттертон, собственно, и Мередит) современным ококлохудожественным типам — старухе-писательнице, продавцам картин, гомикам-псеводоценителям искусства. При этом описание творчества и творцов несколько уступают по художественной силе образам мещан. Последние совершенно великолепны — на уровне, не меньше, Ивлина Во и Мюриэл Спарк. Прекрасные эксцентрики с диалогами под сенью Оскара Уайльда. Понравился чудно переведенный и смешной стилизованный рассказ от имени Чаттертона. Без Меридитов-Уолпола можно было обойтись.