Тана Френч «Ведьмин Вяз»
Обаятельный и удачливый парень Тоби Хенесси — небедный, успешный, любимый — едва выжил после случайного, по всей видимости, нападения. Сможет ли он стать прежним беззаботным Тоби? И насколько оправдана эта беззаботность, если даже в месте счастливой юности героя ждут очень неприятные открытия?
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2018 // Детектив и Триллер (18 802 голоса) | |
номинант |
Премия критиков «Стрэнд» / Strand Critics Award, 2018 // Детективный роман |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Селеста, 7 мая 2024 г.
Тану Френч почему-то очень любят называть «ирландской Донной Тартт» — отзывах и рецензиях постоянно мелькают сравнения, — и я не понимаю, откуда это всё берётся. Я, как человек, перечитавший её книги раз по двадцать, была бы счастлива найти писателя, максимально к ней приближенного, но Тана Френч объективно слабее. Она пишет о другом и по-другому.
«Ведьмин вяз», пожалуй, в плане стиля самый удобоваримый: описания не такие путанные и кривые, как в цикле «Дублинского отдела по расследованию убийств», нет ляпов, повторов. Возможно, над этой книгой редакторы поработали получше и вычистили всё то, чем обычно книги авторессы изобилуют, либо авторесса банально выросла как писательница. Впрочем, одно не исключает другое.
Сюжет прост, как три копейки. Книга объёмная, событий в ней мало. Я очень люблю такие созерцательные романы, где много природы, много ярких диалогов между персонажами. Но — это не детектив. Нет тут от детективной составляющей вообще ничего. Это просто история одной семьи, а в основе лежит идея ниточки, которая вьётся и вьётся. Цепь незначительных, и вместе с тем роковых событий. Одна ошибка становится триггером для другой, что, в свою очередь, приводит к трагедии, которая ещё через много лет даёт старт новым событиям.
Что до персонажей, то все они живые, объёмные. И при этом не найдётся ни одного персонажа, который был бы мне симпатичен от и до, кроме, разве что, Хьюго. Главный герой омерзителен донельзя в своём поразительном равнодушии к окружающим и в своей потрясающей слепоте. Так игнорировать реальность и чужие проблемы надо уметь. Делал он это, конечно, ровно до того момента, пока дело не коснулось его драгоценной персоны. Он кичился своей удачливостью и своей хорошей жизнью, а когда к нему обращались за помощью, прятал голову в песок и притворялся, что его хата с краю. Его девушка, поначалу показавшаяся мне чудесным образцом адекватности, на деле та ещё мразь. Бросить покалеченного, пытающегося разобраться с собой и своими проблемами парня только потому, что он не поступил, как ей захотелось — это какой же сволочью надо быть. При том, что в семейные разборки она с радостью влезла, и на то, убийца ли её парень, ей вообще было пофиг. Выбесила меня едва ли не больше всех остальных.
Финал разочаровал.
Книга качественная, я бы даже купила её себе в бумаге. Атмосфера, взаимодействие персонажей, сами персонажи— на достойном уровне. Есть, над чем подумать, есть, с кого и с чего разозлиться, есть, чем полюбоваться. На десятку, конечно, не тянет — за концовку и за мелкие глупости, — но восьмёрку вполне заслуживает.
its_muffin_time, 21 марта 2022 г.
Тоби Хенесси обычный молодой мужчина. У него есть престижная работа, любящая девушка, дружная семья и друзья, которые его обожают. У Тоби никогда не было каких-то серьезных проблем в жизни, и он никого, и ничего не терял в жизни. Про Тоби все говорят, что он счастливчик и удачливый, да и он так же считает. Но в один из обычных вечеров, после посиделок с друзьями в баре, Тоби возвращается домой и обнаруживает в квартире грабителей. Молодого мужчину избивают до полусмерти. Придя в себя Тоби понимает, что теперь его жизнь изменится – у него тяжелая травма головы, а также проблемы с рукой и ногой. А тут еще и ошарашили новостью о том, что его любимый дядя умирает. Девушка Тобиаса уговаривает его поехать в дом дяди, чтобы провести в нем время, поправиться самому и заодно присмотреть за дядей. И все бы было хорошо, но спустя какое-то время в дупле дерева на территории дома находят человеческий череп и жизнь Тоби снова меняется.
Сложно назвать данное произведение детективом. Детективная линия, конечно, есть, но акцент в книге далеко не на этом. «Ведьмин вяз» скорее о жизни одного мужчины и взаимоотношениях внутри одной семьи. До обнаружения черепа в дереве предстоит досконально познакомиться с героем: как он жил до травмы, вспоминает что-то из прошлого, как он теперь живет со своими травмами и все в этом духе. А когда начинается расследование, Тоби и сам не прочь поработать детективом и начинает усердно выпытывать информацию у своих кузенов. Тем более, что кузены явно что-то скрывают от него. Из-за того, что Тоби после травмы очень многое не помнит, то и вся получаемая извне информация может быть недостоверной, поэтому читатель вместе с Тоби собирает весь пазл по крупицам, пытаясь понять где правда, а где факты искажены. Тем более, что вспоминать приходится события десятилетней давности.
Если хотите экшена и динамики, то книга не для вас. Автор тщательно прописывает каждое действие, каждую мысль и историю героев. Книга объемная и неспешная. Я не скажу, что мне не понравилось, просто я брала книгу, не читая рецензий и ждала полноценный детективный сюжет, а получила скорее роман о семейной тайне и взаимоотношениях.
prouste, 1 августа 2021 г.
Очень добросовестный и обстоятельный роман. С идейной начинкой, интригой, ограниченным кругом лиц. Да, вспоминал Донну Тартт тоже, очень ее напоминает, но Френч, не имея м.б. такого статуса, писала куда как более увлекательные и хорошие романы. Отошла от надоевшей ей серии — имеет право, вышло не провально. Но если Несбе Королевством переплюнул серию про Харри Холле, то Френч это решительно не удалось. Добротно, но необязательно
majj-s, 1 декабря 2020 г.
Которое едят холодным
«Если ты хороший парень, не слишком глуп и не подлец, я очень рада...
...Но ты гордишься, вот потеха, тем что ты
Хороший парень.
И больше ничего.»
Граффити «Who put Bella in the wych elm?» не столь популярно в англоязычном мире, как «Цой жив!» в русскоговорящем, но мем достаточно известен и надпись продолжает появляться на стенах, хотя со времени обнаружения останков молодой женщины в дупле вустерширского шершавого вяза (Wych Elm) прошло семьдесят семь лет. С течением времени первоначальное wych трансформировалось в witch — ведьмин.
«Ведьмин» в заглавии да количество глав книги (тринадцать) останутся единственными отсылками к потустороннему в новом романе Таны Френч. И это замечательно. Разного рода чертовщинка, без которой не обходится ни одна книга последние лет двадцать, уже не то, чтобы утомила, а просто из ушей выплескивается. Она же в немалой степени оттолкнула меня от первого прочитанного у ирландской писательницы романа. Помните лампочки, которые героиням удавалось включать-выключать исключительно силой мысли, и прочую психоделику «Тайного места»?
Так вот, «Ведьмин вяз» , Ура!, ни разу не мистический детектив. Интеллектуальный и атмосферный? Да. Социальный? Да, да. Психологический с элементами триллера? Да, да, да! Мы получили умную книгу с по-настоящему интересной историей от которой невозможно оторваться не дочитав до конца. Где между двумя преступлениями, сыгравшими катастрофическую роль в жизни героя, протянутся тонкие, но крепкие нити. Роман-матрешку, скрывающий внутри разрешенной загадки новую, а под ней еще и еще.
Плотно, четко, аккуратно, с поразительной виртуозностью упаковано, ни один хвост не провисает, ни одна нитка не выбивается из обманчиво простого плетения, всякая деталь на своем месте и каждая ссылка активна. А все же, в романной полифонии можно выделить главную ноту. Воздаяние, как ни ветхозаветно и замшело прозвучит. Во всех видах, от библейского «Мне отмщение и аз воздам» через простонародное «сколько веревочке ни виться» к остроактуальному — создание фейковых аккаунтов в сети для хайпа и накручивания счетчиков вовсе не так безобидно, как кажется, ибо сказано, «не умножай сущностей без необходимости» и «отольются кошке мышкины слезки».
У-у, как все запущено. Нет-нет, это была попытка определить основную тему книги. На самом деле, никакого назойливого морализаторства в «Ведьмином вязе» нет. А что есть? История везунчика Тоби, единственного сына любящих, понимающих, современных, обеспеченных родителей. Мальчика умного, талантливого, спортивного и безумно обаятельного. Добрый и сострадательный, он не чужд мальчишеских шалостей, будучи застигнут за которыми, готов понести ответ. Да только вот наказание может быть весьма суровым для тех, кто был с ним, а в случае героя оборачивается «пальчиком погрозить».
До той злосчастной ночи, когда, надравшись с друзьями в пабе, оказался разбужен орудовавшими в квартире грабителями, полез в драку и оказался избит до, полусмерти. Не в том смысле, какой чаще всего вкладывается в это выражение, а реально — до последовавшей инвалидности. Баловень судьбы после долгого мучительного пребывания на больничной койке возвращается в мир здоровых людей подволакивающим ногу, с деформированным как после инсульта лицом и серьезными ментальными проблемами.
Должна заметить, для прошедшего через подобный опыт это незабываемые ощущения. Однако молодость, хорошее лечение и отменное питание оказывают свое благотворное действие, Тоби потихоньку приходит в себя, а на период реабилитации отправляется в родовое поместье (я ж говорила, что семья небедная), где в обществе кузенов, Сюзанны и Леона прошло его беззаботное детство, а теперь одиноко живет обожаемый дядя Хьюго. Когда-то крепкий и полный сил, теперь он болен и переезд Тоби в немалой степени продиктован человеколюбием. Еще, знаете, это: когда тебе плохо, найди того, кому хуже и помоги ему.
Любимая девушка составляет ему компанию в этом рустикальном локдауне, она вообще замечательная, Мелисса. Может быть она главная удача героя. Хьюго продолжает оставаться умным интересным собеседником, Мелисса выше всяких похвал, все трое испытывают друг к другу искреннюю симпатию, а Тоби находит себя в помощи дяде в его ученых штудиях — несмотря на болезнь, тот продолжает заниматься ДНК-изысканиями для желающих составить родословное древо. И все потихоньку налаживается.
Пока в один не прекрасный день из дупла большого вяза не вываливается человеческий череп. И это окажется не только прозрачной параллелью к истории Беллы-в-дупле, которой начала, но зловеще точной метафорой скелета в шкафу. История не раз и не два перевернет первоначальные представления о происходящем с ног на голову, каждая новая глава будет радикально менять ситуацию. Что глава — в пределах одной чертей из табакерки выскочит изрядно.
Вы будете читать эту книгу, как в детстве читали «Золотого жука» и «Сердце обличитель» Эдгара По, не имея сил оторваться. А для ценителей аудио есть звуковая версия в прекрасном исполнении Александра Гаврилина.
Сноу, 22 ноября 2020 г.
Тот самый случай, когда Френч наконец-то удалось закосплеить Донну Тарт. Очень объемно, крайне размазано, весьма постно. Измышлизмы затеняют всякое whodoneit, рефлексия превыше всего, вдобавок, огромное количество времястраниц уделено страданиям смертельно больного человека и реакции на это окружающих, без особой, мне так кажется, на то надобности. В сумме, увы, собирается довольно унылое и беззубое чтиво. Касательно детективной составляющей — мало того, что она ничтожна мала, так еще и глубоко вторична, в первую очередь, для самого автора. Неудача.
chupasov, 13 ноября 2019 г.
Уже третий из не очень понравившихся романов любимой Т. Френч. Переломным для меня стало «Тайное место» – роман, в принципе, неплохой, но довольно бледный на неизбежном фоне «Тайной истории» Д. Тартт. «Тень за спиной» спустя два года вообще с трудом припоминаю.
Идея в последнем романе Т. Френч, вроде бы, хорошая: герой, травмированный и физически, и психически, вынужден вести свое «расследование». Но все о-о-очень медленно: явно детективный поворот происходит только на середине романа, но и после него действие разворачивается отнюдь не стремительным домкратом, постепенно выруливая из привычной проблематики преступления/наказания в приправленный ПТСР экзистенциализм.
Все это психологически убедительно и даже свежо (ведь перед нами — не просто обычный для такого детектива переход от счастливой уверенности во всем к тотальной неуверенности). Но читать «Ведьмин вяз» нужно скорее как антидетектив. Это не «Обещание» дюрренматтовское, но, в принципе, в ту сторону.
При этом фирменные фишки, за которые мы полюбили Т. Френч (болезненная личная заинтересованность следователя, преступление из прошлого, психология с тараканами), вроде, на месте... Однако в лучших романах автора эти фишки расширяли, но не разрушали жанровые рамки (к примеру, процедурала).
Здесь же получается грустно: роман оказывается слабым детективом, однако, разбитые жанровые оковы все же болтаются на ногах и мешают ему допрыгнуть до уровня крепкой мидл-литературы. Мне кажется, что роман или очень понравится, или сильно не понравится — причем, в сущности, из-за одних и тех же моментов.