Александр Пелевин «Четверо»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Мистика | Детектив
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Производственное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: 20 век | 21 век | Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Контакт | Искусственный интеллект | Обмен разумов, перемещение разума | Двойники и раздвоение личности
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
1938 год, Крымская АССР. Молодой следователь уголовного розыска прибывает в курортный городок на побережье Черного моря, чтобы раскрыть зверское убийство профессора астрономии.
2017 год, Санкт-Петербург. В городской психбольнице появляется пациент, утверждающий, будто с ним общается женщина с далекой планеты, переживающей катастрофическую войну и гибель цивилизации.
2154 год. Космический корабль «Рассвет» совершает первый в истории человечества межзвездный перелёт к планете Проксима Центавра b в поисках внеземной жизни.
Три истории сплетаются воедино, чтобы в итоге рассказать о вечном зле, которое всегда возвращается.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 255
Активный словарный запас: низкий (2525 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 50 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 41%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2019 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Национальный бестселлер, 2019 // Национальный бестселлер | |
номинант |
Новые горизонты, 2019 // (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
andreyby, 29 декабря 2022 г.
Чтоэтобыло!?
Есть у Владимира Васильев отличный роман «Чёрная эстафета». Сюжет, мир, динамика, интрига! И вот наступает финал...
Не наступает.
Вот и тут. Интриги — сколько угодно. Сюжет закручен, куда метнётся на следующей странице — ни за что не угадаешь. Написано очень хорошим — хотя и не всегда лёгким, но совершенно аутентичным описываемым событиям — языком. Затягивает почти физически. И вот последние страницы — ЧТОЭТО!? Автору надоело? Что-то случилось, а дедлайн был неотвратим? Этот финал плох настолько, что просто загляденье.
Manowar76, 6 июля 2021 г.
Три линии.
2154 год. Космическая экспедиция к землеподобной планете в системе Проксима Центавра.
1938 год. Расследование жутких убийств в крымском городке.
2017 год. Психиатр-трудоголик занимается психическим расстройством журналиста, слышащего голоса.
Александр Сергеевич без помедления и такта вываливает на нас культурный код: Space Oddity Боуи (межзвездный корабль «Рассвет» за несколько страниц пару раз называют железной банкой); рэперы Оксимирон, Хаски, Гнойный; «Гражданская оборона» и «АукцЫон»; «Аэлита» Толстого и творчество Ефремова с Брэдбери; корабельный ИИ «Аврора» достаточно быстро начинает напоминать другой искусственный разум из романа Артура Кларка; фамилия ленинградского следака Ваеденский, а зовут его Николай Степанович (как Гумилёва) — такая отсылка-двойка к Серебряному веку;
Сквозная тема — море, Крым. Для главных героев всех трёх линий крымское взморье — фетиш и Земля Обетованная, рай на Земле. Также все персонажи рассуждают о подвиге, жутко хотят спать и боятся опять скатиться в алкоголизм.
Повторно закрыл для себя творчество А. С. Пелевина.
Космическо-историческо-психиатрический триллер оказался таким же солипсическим, сумбурным и невнятным, как и дебютный роман автора.
Линии переплетаются самым странным образом, нам намекают на нелинейность времени, на Зло, на то, что всё — суть одно. Но решать якобы линчевскую головоломку не хочется. Думаю, данная фантасмагория и не имеет логического решения.
Такое ощущение, что тебе дали целых три похожих набора конструктора, но из них всё равно не складывается нечто целое — какие-то детальки не подходят друг к другу, какие-то оказываются лишними.
Читать из-за языка тоже не стоит — нет в романе каких-то языковых красот или искупающей всё атмосферности.
Нам показали пальцем на паренька и сказали, что он вундеркинд и наше всё — а паренёк косноязычно пересказывает нам «Нечто», «Солярис» и «Марсианские хроники», перемежая сюжет стихами рэперов и поэтов Серебряного века. Как увязать всё это — у писателя нет ни малейшего представления.
Кстати, ни в одном еще романе не поминали Николая Степановича Гумилёва так бездарно.
Роман неформатный в плохом смысле слова — много фантастики для мейнстрима, много ложной глубокомысленности для фантастики или триллера.
4(ТАК СЕБЕ)
its_muffin_time, 19 декабря 2021 г.
2154г, где-то в космосе, научно-исследовательский корабль «Рассвет». Команда корабля выходит из стазиса спустя 87 лет, их цель — неисследованная планета — близка. Сможет ли капитан корабля и его команда найти жизнь на планете?
1938г, Крымская об-ть, Белый Маяк. В городе совершено зверское убийство, очень пожилого астролога нашли с раскуроченной грудью, а вместо сердца — стальная звезда. На раскрытие убийства приезжает следователь с Ленинграда, с такими делами он еще никогда не сталкивался, но верит в поимку убийцы.
2017г, Санкт-Петербург, психиатрическая больница. Доктору Хромову попался очень сложный пациент страдающий галлюцинациями и шизофренией. Молодой человек утверждает, что слышит голос молодой девушки с другой планеты, которая рассказывает о том, что на ее город напали и планета скоро будет порабощена, в живых никого не останется.
Это было очень мощное начало, увлекательное, просто невозможно оторваться. Я не люблю тему космоса, но тут читала и не могла оторваться. Когда упомянули торт, поняла, что что-то тут не так. Начала читать еще внимательнее, чтобы не упустить какие-то мелочи. Про остальные сюжетные линии даже говорить не о чем. Это было великолепно. Я все пыталась связать между собой все временные линии, найти общее связующее звено. Постоянное упоминание цифры четыре, звезды, Крыма и моря, я все еще продолжала искать общее. К середине сюжет начал проседать. При чем очень стремительно. Сначала дочитывала из интереса, т.к автор вначале так все закрутил и держал мое внимание, что я ждала объяснения и взрыва в конце. На последней главе дочитывала уже из принципа, жалея что потратила свое время. Не вышло взрыва, не хватило объяснения. Не поверила в большое тягучее Зло. Наверное я просто не поняла чего-то. Или я просто не люблю загадки без ответов и открытый финал.
kadim, 10 ноября 2021 г.
Не понимаю бешённого восторга по поводу этой книги... Три сюжетные линии, каждая из которых могла бы стать отдельной, весьма не плохой повестью, попытались связать в единый сюжет — и это получилось на 2 балла максимум... Каждая история сама по себе не плохо написана, держит в напряжении, и даже захватывает. Но ни к одной из них автору не удалось придумать на 100 процентов хорошую и логичную концовку... И тогда он принимает решение — о! «а типа, они у меня все связаны какими-то мистическими неуловимыми узами, короче, пусть там сам читатель себе всё придумает, а я буду многозначительно кивать и напускать туману побольше«!
Хочется отметить — действительно, написано не плохо, всё время ждешь какого-то оригинального поворота и нетривиальной развязки... И вот концовка — и пшик...! И ничего... Роман заканчивается скомкано, смазано, безрезультатно и практически без логичных объяснений, да, что там говорить, и без нелогичных объяснений тоже(!) … Жаль... А ведь заявка была... Скажу честно, поставил такую высокую оценку , так сказать «на вырост», может всё же автор научится постепенно не только ярко начинать, но и хотя бы «тускло», но ,и заканчивать свои произведения... А то, скажу честно, пока что творчество «не того Пелевина» больше напоминает иносказательно упомянутого им же в своем романе «Покров-17» Юрия Петухова... Много шума... и ничего! Будем надеется, что со временем автор повзрослеет, как писатель.
Lunetta, 5 августа 2020 г.
Первое, что хотелось сказать, когда дочитала последние строчки: что это за махровая дичь?
Но с этого не начинают отзыв, поэтому по порядку:
Слог очень простой, но читается легко. Герои «слегка» однотипны. Есть ощущение, что
В тексте есть две весьма заметные опечатки: номер квартиры и два раза подряд фамилия Поплавского.
Читать было очень интересно, вплоть до того момента, как линии начали соединяться.
Экспедиция на другую планету — очень интересно. Чувство одиночество и космоса, непередаваемо.
Ужасное убийство в Крыму в преддверии войны: загадочное поведение убийцы — подогревает интерес, бросить читать невозможно. Все эти записки
Самая скучная линия про сумасшедшего, что слышит голос. Ведь это фантастика, сразу становиться ясно, что голос настоящий. Но история «голоса» очень любопытная.
Очень понравилось это вплетание в сюжет стихотворений, в одном месте об этом читают, в другом времени это происходит.
В романе много отсылок на классику фантастики: Аэлита, Марсианские хроники, Солярис, Я -Хобо: времена смерти, Одиссея (Кубрика). У героев говорящие фамилии.
В общем, здесь всё связано. Роман, словно клубок загадок, головоломка, читателю предлагают не столько следить за сюжетом, сколько искать «ключи», разгадывать, откуда и для чего здесь то и это.
И все было бы совсем прекрасно, если бы не финал. Столько всего интересного напихано в роман, но в итоге сводится вместе едва ли 1/3.
Кто смотрел Космическую одиссею, тот поймет, что это за финал.
Точнее, его полное логическое отсутствие.
Без подсказок из вне, вообще сложно понять, к чему там
Вывод остаётся один — прочь логику, все происходящее здесь, не поддается осмыслению, потомучто конь, а время нет.
Плюс:
Море. Звёзды. Пыль. Зло.
Зачем это всё? Зачем?...
mka, 10 ноября 2020 г.
В течении всей книги все описывается на высоком НФ, детективном и психологическом уровне, только в конце книги все эти сюжеты из разных времен фактически никак не сходятся. Попытка в конце это сделать слишком искусственная или слишком бредовая
mist, 16 сентября 2020 г.
«Кто та молодая шпана, что сотрёт нас с лица Земли?» Когда-то этой шпаной был Пушкин и Маяковский, побывал этой шпаной Виктор Пелевин. А сегодня его однофамилиц Александр Пелевин уверенно претендует на освободившееся место.
Мне сложно определить жанр этого романа. Это и фантастика и триллер и детектив. Здесь в законах НФ одновременно происходит что-то странное и непонятное. Причём это переосмысление того, что мы давно знаем. Чужой и странный разум, жизнь чужой цивилизации, классический детектив перерастающий в нечто странное, и история первооткрывателя. Написано увлекательно и интересно, а самое главное под каким-то новым углом, под тем углом, под которым ещё никто не смотрел на время и мир.
Отдельно идет настроение как в «Истории твоей жизни» — дорога прочерчена и не свернуть, хотя попытки имеются. Герои похожи на героев сериала Твин Пикс. Они совершают поступки, борются, иногда даже готовы на подвиги. Но всё это не имеет особого смысла, всё это происходит в уже очерченной кем-то другим границы. Всё предрешено и ничего не изменить ни героизмом, ни пассивным ожиданием.
bondarev, 20 августа 2020 г.
Потрясающая книга. Прочитал с огромным удовольствием, вторую половину так вообще за вчера-сегодня проглотил, что для меня в последнее время нонсенс (за редким исключением в виду «Острова Сахалин» и «Чудильщика». Книга потрясающе держит, автор мастерски управляется с тремя сюжетными линиями, переплетая их между собой на некоем ментальном уровне. То, чего порой не хватает многим книгам – глобальности замысла, размаха – здесь в полный рост, причем показано именно что через судьбы отдельно взятых людей, как я люблю. Темпоритм, стиль, визуализация каждой мелочи – все на весьма завидном уровне. При этом книга страшная и остроумная одновременно – как тот пламень, который может рушить цивилизации и дарить жизнь целым планетам. Некоторые мелкие крючочки, обороты, фразы, шутки – все мне зашло. Может быть, просто «моя» книга – тут тебе и психи, и замысел, и море, и рэп (!), Оксимирон в частности, антихайп, и Крым конца сороковых, и расследование череды любопытных убийств, и автомат, стреляющий в лица, и ЖЖ, старый-добрый ЖЖ… В общем, я под впечатлением и рекомендую всем. Не факт, что зайдет так же, как мне, но попробовать совершенно точно стоит.
И – да, финал, на мой вкус, отличный.
P. S. Я/мы море.