Виктор Астафьев «Перевал»
Довоенная сибирь. Подросток Илька после ссоры с мачехой уходит из дома и встречается на реке со сплавщиками. Те, пожалев сироту, берут его с собой по реке, чтобы отвезти к бабушке с дедушкой.
Отрывок из повести печатался в газете в газете «Звезда» (Пермь) – 1959.– 21, 24 июня.
Повесть впервые опубликована в журнале «Урал» – 1959. – № 5. – с. 43-104. Первое издание повести было осуществлено в том же году Свердловским книжным издательством. Под разными названиями повесть переведена и издана в Швеции, Финляндии, Франции, Чехословакии и других странах. Любопытно, что во Франции повесть иллюстрировал Анатоль Мариенгоф, сын известного поэта Бориса Мариенгофа. На студии «Мосфильм» по повести снят фильм под названием «Сюда не залетали чайки».
В произведение входит:
|
Входит в:
— сборник «Звездопад», 1962 г.
— антологию «Ночные гости», 1988 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
strannik102, 2 марта 2022 г.
Трудно быть Человеком
Как ни крути, но в силу уже солидного возрастного стажа могу считать себя хомо советикус. Если не по убеждениям, то по происхождению. А в дремучие наши советские времена было принято в определённое время на определённых радиоволнах передавать разные радиоспектакли — что-то типа «Театр у микрофона» и прочие варианты. Радио передавало, а мы слушали. С интересом и удовольствием. И многие литературные и драматические произведения были знакомы в варианте радиоспектакля.
И потому то и дело ловлю себя на некотором ощущении своеобразного «голода» — как ни крути, но была определённая прелесть вот в таком формате приобщения к высокому искусству. Некоторые современные люди сейчас скептически поворчат, типа лучше по телику или вообще через комп, а ещё лучше вживую, на сцене. Кто бы спорил, да только… во времена моего сибирского детства не было ни теликов, ни тем паче живых спектаклей. А радио было. Вот и слушали.
Вся эта совершенно необязательная преамбула была нужна только для того, чтобы обозначить, что некоторое время назад началась у меня пора возвращения в эпоху радиопостановок и радиоспектаклей. Кои ищу и слушаю с превеликим удовольствием. Хоть в формате специально созданной на радио постановки, хоть в виде записи живого спектакля на плёнку и последующего воспроизведения. А вместе с этим возвращением к такому формату «чтения» с удовольствием возвращаюсь к литературе того времени, свободной от «порнокартинок» и всяких других извращений. Уточняю — именно извращений, потому что никакой погони за слащавыми приглаженными текстами и обтекаемыми темами нет — например, недавнее прослушивание аудиокниги Астафьева «Так хочется жить» или аудиозаписей военной прозы Фёдора Абрамова напрочь лишено красивостей и изяществ, там жизнь показана как она есть, с кровью и болью. А вот от современной литературной грязи порой и правда устаёшь.
Прослушанный радиоспектакль по относительно ранней повести Виктора Астафьева рассказывает нам о нескольких днях, может неделях из жизни десятилетнего сибирского мальчугана Ильи. Которого настолько заела мачеха, что он сбегает из дома и по счастливой случайности прибивается к плотогонам. Вот, собственно говоря, и весь сюжет. Но не все события, которые происходили с парнишкой и вокруг него.
А главным остаётся финальная фраза — «если в жизни будет когда-нибудь трудно, если случится беда, надо бежать не от людей, а к людям».