Виктор Астафьев «Ария Каварадосси»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Военное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Это было весной сорок четвертого года. Советские солдаты окопались на давно непаханном поле.
Пальба была лишь первые дни, а потом как-то сама собой затихла. Солдаты отсыпались, строчили письма домой.
На передовой начинается другая война — агитационная.
Над окопами то раздается голос сдавшегося в плен арийца, призывающего своих братьев последовать его примеру, то пленный Иван, спотыкаясь, уверяет русских солдат, что на немецкой стороне не житье, а рай...
Но однажды ночью из одного окопа раздается песня...
Рассказ написан в 1955 году. Этот рассказ стал первым произведением Астафьева, переведенным на другой язык – на французский.
Впервые опубликован в газете «Красный Курган» – 1959.– 5 апреля.
Также печатался в журнале «Прикамье» – 1959. – № 26. – с. 51-54.
Входит в:
— сборник «Стародуб», 1960 г.
— сборник «Солдат и мать», 1961 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
darken88, 6 февраля 2025 г.
Есть удивительное свойство военного времени. Когда люди слишком долго находятся в окопах, и между ними не происходит открытых столкновений, война превращается в быт и досуг. Отдыхают и куражатся солдаты, хвастают вымышленными любовными похождениями, мастерят что-то, поют негромко песни, и слушают, как в спокойствии приутихшей войны разговаривает с ними месяц май — разнотравьем, сонно поющим под шепот ветра, легкими птичьими трелями. Но где же настоящие песни. Ах, подождите, браточки, скоро начнется. Вывозятся на передовую агитмашины, и, словно дикторы на воображаемом концерте начинают склонять к переходу на ту и другую сторону пленные. Но солдатам скучно, они ждут главного. И вот, начинается концерт, льются песни всех мастей, уже слушанные по сто раз пластинки за эту весну. Внезапно, песни обрываются, и снова накрывает все вокруг тишина. Но продолжения хочется, и, внезапно, из русских окопов слышится мощная и красивая оперная ария, Ария Каварадосси, исполняемая невидимым певцом. Затихают окопы, но вдруг выстрел обрывает песню, и оглушительно стремительная атака приносит победу, а вдохновленные итальянцы, перестерелявшие своих мнимых союзников, апплодируют русскому исполнению.
По своей атмосфере рассказ напоминает фильм «Счастливого рождества!» о братании солдат на Западном фронте I Мировой.